Научные и регуляторные аспекты обращения лекарственных средств в расширенной Европе в свете 16-й ежегодной европейской конференции DIA

1 мая 2004 г. произошло расширение ЕС — в его состав официально вошли 10 государств Центральной и  Восточной Европы: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Чехия. Таким образом, ЕС сейчас уже состоит из 25 стран-членов, совокупный ВВП которых оценивается экспертами ЦРУ в 9,6 трлн дол. США, а население — в  415 млн человек. Вслед за этим 20 мая вступили в силу новые регуляторные правила фармацевтической отрасли в ЕС, процесс постепенного реформирования которой продлится до 20 ноября 2005 г.

В результате расширения ЕС укрепляет свои позиции как один из ключевых игроков мирового рынка, уступая первенство лишь США. Европейской Комиссией сформулирован стратегический план развития ЕС в  ближайшее десятилетие, включающий создание особо благоприятных условий для развития наукоемких отраслей индустрии — фармацевтического производства и биотехнологий (Life sciences and biotechnology — a strategy for Europe, 2002). Кроме того, Европейская Комиссия стремится создать равноправные условия для участия в деловой жизни ЕС новых стран-членов. В связи с этим существует необходимость усовершенствовать, в частности, процедуру лицензирования лекарственных средств (ЛС) в ЕС, а также обеспечить ее максимальную прозрачность. Внедрение современных принципов лицензирования ЛС позволит новым странам-членам ЕС в приемлемые сроки стать полноправными игроками на европейском фармацевтическом рынке. Кроме того, европейская фарминдустрия, темпы развития которой в последние годы отстают от американской, возможно, получит мощный стимул для более динамичного развития. Поэтому интерес к вопросам регулирования обращения ЛС в Европе в  последнее время существенно возрос. Свидетельство тому — 16-я Ежегодная европейская конференция Информационная ассоциация по  лекарственным препаратам (Drug Information Association — DIA)*, состоявшаяся 10–12 марта текущего года в Праге (Республика Чехия), в работе которой принял участие автор публикации.

Целью данного материала является обзор новых научных и  регуляторных решений в фармацевтическом секторе ЕС, которые обсуждались на конференции.

КОНСТРУКТИВНАЯ АТМОСФЕРА

На конференции господствовала достойная подражания конструктивная атмосфера. Как на пленарном, так и  на секционных заседаниях с докладами и в дебатах выступали ученые, представители фармацевтического комитета Европейской Комиссии, центрального (ЕМЕА) и национальных регуляторных органов (в том числе представители 10 новых стран-членов ЕС), топ-менеджеры транснациональных корпораций и производители препаратов-генериков. Никто не сомневался в  необходимости проведения изменений в  фармацевтическом секторе. Участники форума были более сосредоточены на том, как лучше понять интересы сторон и принять сбалансированные, взаимоприемлемые решения. Фактически, в новых регуляторных документах закреплен консенсус между производителями оригинальных препаратов и  препаратов-генериков, касающийся сроков эксклюзивного обращения оригинальных ЛС на  европейском рынке.

Генеральный директор (Chief Executive Officer) компании «Serono International S.A.» г-н Эрнесто Бертарелли, выступивший с речью на  пленарном заседании, призвал к тесному сотрудничеству фармацевтические компании и  регуляторные органы в составе единой команды, что позволит максимально удовлетворить насущные потребности пациентов. Этот призыв был доброжелательно встречен представителями фармацевтического комитета Европейской Комиссии и ЕМЕА — убедиться в этом можно, исследуя усовершенствованные руководящие принципы регулирования обращения ЛС в ЕС, учитывающие интересы как пациентов, так и  производителей оригинальных ЛС и  препаратов-генериков.

НОВЫЕ РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

30 апреля 2004 г. в  журнале «Official Journal of the European Union» опубликованы новые документы, регулирующие обращение лекарственных средств на территории ЕС (25 стран). Некоторые части этих документов вступили в силу 20 мая текущего года, а другие должны вступить до 20 ноября 2005 г.

Европейское агентство по оценке лекарственных средств (ЕМЕА) получит новое название — Европейское агентство лекарственных средств (European Medicines Agency, при этом прежний акроним «ЕМЕА» сохраняется). Новые и  пересмотренные действующие документы, регулирующие обращение ЛС в ЕС, усиливают роль ЕМЕА в обеспечении фармацевтических компаний научной и консультативной помощью, способствуют созданию условий для углубленного сотрудничества с ВОЗ при разработке принципов лекарственного обеспечения за пределами ЕС, разработке правил использования не лицензированных в странах-членах ЕС лекарственных препаратов. Предполагается, что ЕМЕА будет играть более существенную роль в  обеспечении пациентов информацией о зарегистрированных в ЕС лекарственных средствах («EuroPharm»). Кроме того, Агентство будет предоставлять административную и  научно-консультативную поддержку малым и  средним фармацевтическим компаниям.

Регуляторными документами предусмотрено проведение ускоренной экспертизы заявки на регистрацию ЛС согласно централизованной процедуре лицензирования, которая вступит в силу в ноябре 2005 г. Вот некоторые структурные изменения:

· Комитет по  патентованным лекарственным препаратам (СРМР — Committee for Proprietary Medicinal Products) трансформируется в  Комитет по лекарственным препаратам для применения у человека (СНМР — Committee for Medicinal Products for Human Use). В данном комитете (25 человек + по одному эксперту от Исландии и Норвегии) каждая страна-участница ЕС будет представлена одним экспертом (ранее — двумя);

· Комитет по  ветеринарным лекарственным препаратам (CVMP — Committee for Veterinary Medicinal Products) трансформируется в  Комитет по лекарственным препаратам для использования в ветеринарии (сохраняется старый акроним «CVMP» — Committee for Medicinal Products for Veterinary Use). Условия членства в этом комитете аналогичны таковым в СНМР;

· Комитет по  лекарственным препаратам-сиротам (СОМР — Committee for Orphan Medicinal Products) не претерпевает изменений;

· Учреждается новый Комитет по лекарственным препаратам растительного происхождения (НМРС — Committee for Herbal Medicinal Products). Он начнет свою работу в текущем году.

Состав Совета правления ЕМЕА уменьшается с двух членов от каждой страны-участницы ЕС до одного, + два представителя от Европейского парламента, +2 представителя от Европейской комиссии, +2 представителя от организации пациентов, +1 представитель от организации врачей, +1 представитель от организации ветеринаров. Таким образом, всего предусмотрено 33 места для членов Совета правления.

КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В НОВЫХ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ

Профессор Рольф Басс из Бонна (Германия), являющийся официальным советником по подготовке Польши к вступлению в  ЕС, остановился на ключевых элементах в новых регуляторных требованиях к обращению ЛС в ЕС — централизованной процедуре лицензирования и  процедуре взаимного признания лицензии на ЛС, выданной одной страной-членом ЕС (Reference Member State), параллельном импорте, принципах свободного обращения ЛС по всей территории ЕС, унификации маркировки ЛС, а также создании общего Европейского списка препаратов сравнения (использующихся для проведения исследований по  биоэквивалентности генериков).

Для лицензирования высокотехнологичных препаратов предусмотрена централизованная процедура лицензирования. По этой процедуре необходимо регистрировать оригинальные и генерические препараты биотехнологического происхождения. Ожидается, что таким образом к концу следующего года будут осуществлять лицензирование ЛС, предназначенных для лечения онкологических и  эндокринных заболеваний. Хотя уже сегодня возникают проблемы в связи с неопределенностью процедуры регистрации биогенериков. Так, совсем недавно EMEA отклонила регистрацию генерической версии рекомбинантного гормона роста человека, мотивируя тем, что компания-заявитель не представила достаточно данных, свидетельствующих об эффективности и  безопасности препарата. Правда, компания-производитель подала апелляцию в связи с таким решением. Эксперты ожидают, что, возможно, в текущем году будет выдана торговая лицензия на  биогенерик рекомбинантного гормона роста человека. Хотя на самом деле, перечень необходимых документов, подтверждающих высокое качество биогенериков, их безопасность и  эффективность окончательно еще не утвержден. Между тем, многие эксперты склоняются к тому, что лицензирование биогенериков не должно отличаться от процедуры лицензирования оригинального биотехнологического препарата, поскольку производство первых является более сложным по сравнению с традиционными фармацевтическими препаратами.

Для того, чтобы облегчить процедуру регистрации ЛС, лицензированного в референтной стране ЕС, в  других странах Союза усовершенствована действующая ныне процедура взаимного признания (mutual recognition procedure). Важным достижением, по мнению экспертов ЕМЕА, является сокращение реальных временных рамок различных этапов процедуры лицензирования (предмет отдельной публикации), а также предоставление возможности производителям ЛС получать легальным образом консультации от них. Так что сейчас компании-заявители смогут в значительно большей мере управлять процессом регистрации своих препаратов.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ

На протяжении ряда последних лет остается спорным вопрос о параллельном импорте, несмотря на то, что ВОЗ и  ВТО в некоторых случаях даже поощряют подобную практику. Суть параллельной торговли состоит в  том, что из страны, где цена на ЛС ниже, импортер без согласия производителя завозит данный препарат в страну, где цена на ЛС выше. В то время как импортер получает значительную прибыль от разницы в цене, производитель терпит серьезные убытки. Почему ВОЗ и ВТО допускают параллельный импорт? Их рекомендации основаны на  предположении, что параллельный импорт позволяет снизить цену на ЛС и тем самым сделать его более доступным. Между тем, исследователями Лондонской школы экономики недавно опубликован отчет «The Economic Impact of Pharmaceutical Parallel Trade in European Union Member States: A Stakeholder Analysis» (2004), в котором содержится важный вывод о том, что параллельный импорт предоставляет незначительную выгоду пациентам в  тех странах, куда эти препараты ввозятся, ухудшая доступ к ЛС в государствах, откуда они вывозятся. При этом, непосредственно производители ЛС терпят значительные убытки.

Свое отношение к параллельной торговле должна высказать Европейская Комиссия. Специалисты считают, поскольку после вступления 10 стран в ЕС будет сформировано единое экономическое пространство и внедрены унифицированные подходы к  регулированию обращения ЛС и ценообразованию, экономическая подоплека для осуществления параллельной торговли по вектору «Центральная и  Восточная Европа — Западная Европа» будет устранена. Во всяком случае, концепция «общего рынка» предусматривает свободное и  беспрепятственное передвижение товаров, в том числе и ЛС, по всей территории ЕС. К тому же централизованная процедура лицензирования ЛС обеспечивает условия для одновременного и  беспрепятственного обращения препаратов во всех странах ЕС.

В ФОКУСЕ — НАУКОЕМКИЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЛС

Новые требования регулирования обеспечивают надежную защиту производителей оригинальных препаратов от преждевременной конкуренции со стороны производителей препаратов-генериков. Раньше разработчики новой молекулы получали патентную защиту приблизительно на 20 лет. В течении данного периода возможность появления генериков исключалась. Однако в ряде случаев время для разработки и развития готовой лекарственной формы может занимать более 15 лет. Следовательно, иногда оригинальный препарат компании-производителя может быть представлен на рынке вне конкурентного окружения всего в  течение 5 лет, что может затруднять возвращение вложенных инвестиций. Поэтому новыми регуляторными нормами предусмотрено предоставление 10-летнего срока эксклюзивного обращения оригинального препарата на рынке, независимо от того, сколько времени потребовалось на его разработку и развитие, в  течение которого генерики не будут допущены на  рынок. Ожидается, что за это время компания успеет возвратить инвестированные средства и  продолжать инновационную деятельность далее.

Известно, что ЕС в настоящее время делает акцент на интенсивное развитие естественных наук и наукоемких технологий. И это не случайно, — наметилась тенденция к существенному отставанию европейского фармацевтического и  биотехнологического сектора по сравнению с  американским. В связи с этим руководители стран ЕС предприняли меры по созданию более благоприятных условий для развития биофармацевтического сектора. В частности, недавно разработан программный документ Европейской Комиссии «Естественные науки и  биотехнология — стратегия для Европы» (2002), в  котором сформулированы руководящие принципы коммерциализации научных разработок. В этом документе подчеркнуто, что естественные науки являются фундаментом современной наукоемкой индустрии.

ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Как отметил доктор Jorgen Dirach («Novo Nordisk A/S», Дания), из 5000–10 000 новых молекул, находящихся на стадии доклинического изучения, только 7 могут быть допущены к клиническим исследованиям. Из них только 2 новые молекулы вступают в III фазу клинических исследований, и только 1 лекарственный препарат выходит на рынок. На это уходит более 10 лет и 800 млн евро. Несмотря на то, что издержки транснациональных фармацевтических компаний из года в год увеличивается, количество инновационных лекарственных препаратов, выпускаемых на  рынок, — уменьшается. Главными причинами прекращения работы над созданием инновационного препарата являются следующие (в порядке убывания значимости): неудовлетворительный токсикологический профиль (30%), недостаточная клиническая эффективность (27%), неприемлемый профиль безопасности (13%), предпочтение отдано другим препаратам, находящимся в портфеле (9%), низкая коммерческая ценность (угроза отсутствия притока инвестиций) (5%), иные причины (16%). В связи с  этим существует необходимость разработки надежных методов оценки потенциальной клинической эффективности и безопасности новой молекулы. Все это, в конечном итоге, отражается на  высокой цене оригинального препарата.?n

Виктор Маргитич, кандидат медицинских наук, действительный член Drug Information Association

Продолжение — в  ближайших номерах «Еженедельника Аптека»


* Информационная ассоциация по лекарственным препаратам (DIA) основана в 1964 г. в США. DIA является бесприбыльной научной международной организацией. Ее основная задача — способствовать международному обмену объективной информацией о лекарственных средствах. Организация выпускает несколько периодических изданий, ежегодно проводит в  разных странах более 100 совещаний, симпозиумов, специальных курсов и др. В ноябре 2001 г. в  организации насчитывалось более 27 тыс. членов, созданы специальные отделы организации в  Швейцарии, Австралии и Японии.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті