Как быстро закрывается «окно для раннего реагирования» при помощи карантинных мер? Чтобы контролировать большинство вспышек при основном репродуктивном числе (R0), равном 2,5, необходимо проследить более 70% контактов, а при R0, равном 3,5, — более 90% (Hellewell J. et al., 2020). Когда число случаев доходит до 40, вероятность неэффективности высока — 80%, даже если 80% контактов прослежены и изолированы.
Кроме того, вирус при COVID-19 очень эффективно реплицируется в глотке, а не в бронхах, как при тяжелом остром респираторном синдроме (Severe Acute Respiratory Syndrome — SARS), поэтому вирусовыделение начинается на более ранних стадиях инфекции. Так, согласно применяемым в Китае критериям для учета контактных лиц рассматривают 2-дневный период до появления симптомов (www.nhc.gov.cn).
Еще одна серьезная проблема, связанная с полнотой изоляции случаев, заключается в том, что тестирование нуклеиновых кислот — основной инструмент идентификации — имеет переменную частоту ложноотрицательных результатов; таким образом, даже симптоматические случаи могут быть пропущены, что ставит под вопрос эффективность борьбы со вспышками COVID-19 путем изоляции (Niud Y., Xu F., 2020). Стремясь повысить эффективность карантинных мер, провинция Хубэй пересмотрела определение случая между 5 и 18 февраля 2020 г. и добавила диагностирование на основании клинических признаков (включая результаты томографических исследований) даже в отсутствие подтверждений методами молекулярной диагностики (www.nhc.gov.cn).
Поскольку эффективность изолирующих мер достигает своих пределов, подходы к выявлению и оценке случаев заболевания COVID-19 пересматривают. Так, в Финляндии и Швеции тесты для выявления инфицирования SARS-CoV-2 больше не проводят для всех лиц с симптомами, не проверяют путешественников, возвращающихся из стран риска. В Дании не помещают в карантин лиц без симптомов, которые были в контакте с инфицированными.
Оказались ли меры по изоляции и социальному дистанцированию настолько эффективными, что позволили Китаю полностью ликвидировать распространение вируса внутри страны (несколько десятков новых случаев последних дней названы завозными)? Или негласно изменены подходы к их диагностике? Вообще является ли столь выраженная очаговость инфекции следствием мер противоэпидемического контроля или играют роль еще какие-то факторы? Так, в Китае 96% летальных исходов (3133 из 3253) вследствие COVID-19 зафиксированы в провинции Хубэй. В Италии доля случаев смерти, приходящихся на Ломбардию, составляет 64%, на Эмилию Романью — 16%, Пьемонт — 5% (www.arcgis.com).
Доля работников здравоохранения среди заразившихся в Китае составила 3,8% (1716 из 44 672), а в Италии — 9% (2629 из 28293 по состоянию на 17 марта), причем со временем она увеличивается (www.epicentro.iss.it). Появились и сообщения о летальных исходах среди фармацевтов: 64-летний аптекарь из Валле-д’Аоста скончался 18 марта. Грубый показатель смертности (crude fatality ratio — CFR) в Италии ныне оценивается в 7,1% (2003 из 28 293 случаев), тогда как в Китае — 3,9% (3204 из 81,038). При этом 40% пациентов были госпитализированы в обычные отделения и 6,6% — отделения интенсивной терапии. Несколько хуже в Италии и показатели летальности в разных возрастных группах (рис. 1).
Пока данные о летальности среди пациентов с разными сопутствующими заболеваниями имеются лишь из Китая (рис. 2).
Лица старших возрастных групп в Италии значительно преобладают среди заболевших, при этом медиана возраста составляет 63 года, а доля мужчин среди инфицированных доходит до 60% (рис. 3).
Опасность распространения COVID-19 привела к введению беспрецедентных ограничительных мер. Так, все государства — члены Шенгенской зоны одобрили план, предложенный Комиссией ЕС, предусматривающий относительное закрытие внешних границ по крайней мере на 30 дней (
В связи со значительно возросшим спросом в Финляндии, Швеции и даже Австралии ограничивают отпуск препаратов некоторых групп. Повсюду проводят ревизию имеющихся в наличии запасов медикаментов, средств индивидуальной защиты, устройств для вспомогательной вентиляции, ограничивают госпитализацию и оперативные вмешательства по плановым показаниям. В Германии под эгидой Немецкой междисциплинарной ассоциации интенсивной терапии и неотложной медицинской помощи (Deutschen Interdisziplinären Vereinigung für Intensiv — und Notfallmedizin — DIVI) создан веб-сайт, на котором можно зарегистрировать и получить информацию о наличии коек с возможностью неинвазивной, инвазивной вентиляции легких и экстракорпоральной мембранной оксигенации (www.divi.de). Уточняют потребность, условия и подходы к обеспечению дезинфицирующими жидкостями. Наконец, пересматривают подходы к выбору производителей активных фармацевтических ингредиентов для обеспечения непрерывности поставок. Во время пандемии COVID-19 мир переживает сильнейшие трансформации, в этом уже можно не сомневаться.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим