Фруктоза в рационе может усугубить течение воспалительного заболевания кишечника

05 Жовтня 2020 4:22 Поділитися

Исследование на мышах показывает, что диета с высоким содержанием фруктозы ухудшает течение воспалительного заболевания кишечника (ВЗК).

ВЗК — это общий термин для нескольких состояний, которые характеризуются хроническим воспалением пищеварительного тракта. Двумя наиболее распространенными типами ВЗК являются язвенный колит и болезнь Крона.

Общие симптомы ВЗК включают:

• стойкая диарея;
  • боль в животе;
  • ректальное кровотечение;
  • необъяснимая потеря массы тела;
  • усталость.

Заболеваемость ВЗК повышается во всем мире. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention — CDC), количество взрослых, которым ежегодно устанавливают диагноз ВЗК, в США увеличилось с 2 млн в 1999 г. до 3 млн в 2015 г.

Предыдущие исследования на животных показали, что диета с высоким содержанием фруктозы может повредить толстую кишку и вызвать воспаление. Это открытие дает основания предположить, что более высокое потребление фруктозы могло сыграть роль в повышении заболеваемости ВЗК в последние десятилетия.

Стоит отметить, что популяционные исследования не всегда показывают связь между потреблением рафинированного сахара и ВЗК. Так, например, в одном крупном исследовании не была выявлена связь между каким-либо конкретным режимом питания и ВЗК. Однако результаты продемонстрировали, что диета с высоким содержанием сахара и сладких безалкогольных напитков действительно повышает риск возникновения язвенного колита в тех случаях, когда потребление овощей было низким.

Производители добавляют кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы в газированные напитки, конфеты, выпечку и другие обработанные пищевые продукты.

По некоторым оценкам, потребление фруктозы в США за последние 3 десятилетия увеличилось почти на треть.

«Рост заболеваемости ВЗК соответствует более высокому уровню потребления фруктозы в США и других странах», — отметил главный автор исследования Дэвид Монтроуз (David Montrose), кандидат медицинских наук из Медицинской школы Возрождения в Университете Стони Брук (Renaissance School of Medicine at Stony Brook University), США.

Д. Монтроуз и его коллеги на мышиных моделях изучили вопрос, ухудшает ли диета с высоким содержанием фруктозы течение ВЗК.

«Наши результаты свидетельствуют о прямой связи между фруктозой и ВЗК и подтверждают концепцию, согласно которой высокое потребление фруктозы может ухудшить течение болезни у лиц с ВЗК. Это важно, потому что данное открытие может изменить рекомендации по выбору диеты для пациентов с ВЗК», — подчеркнул Д. Монтроуз.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Cellular and Molecular Gastroenterology and Hepatology».

Имитация эффектов ВЗК

Ученые провели ряд экспериментов с целью изучения эффектов диеты с высоким содержанием фруктозы на двух мышиных моделях ВЗК.

В первой модели для создания воспалительной реакции, которая возникает при ВЗК, использовали химическое вещество под названием сульфат натрия декстран. Диета с высоким содержанием фруктозы увеличивала тяжесть этого воспаления.

Напротив, диета с высоким содержанием глюкозы не усугубляла воспаление.

Исследователи отметили, что введение мышам антибиотиков уменьшило вредное воздействие диеты с высоким содержанием фруктозы на толстую кишку.

Когда исследователи внимательно изучили слой слизи, который защищает клетки, выстилающие толстую кишку, они установили, что диета с высоким содержанием фруктозы уменьшила его толщину примерно на 1/5.

В результате этого бактерии получили возможность проникать в слизь и находились в прямом контакте с клетками.

Команда ученых также установила, что диета изменила распространенность нескольких видов бактерий, живущих в кишечнике.

В частности, диета с высоким содержанием фруктозы увеличила популяцию вида под названием Akkermansia muciniphila. В предыдущих исследованиях ученые показали, что этот вид может разлагать слизь, что связано с воспалением толстой кишки.

Бактериальная модель

Вторая модель ВЗК, которую исследователи использовали в своих экспериментах, включала заражение мышей бактерией Citrobacter rodentium, которая также имитирует воспаление, которое характеризует болезнь.

Опять же, употребление большого количества фруктозы усугубило воспаление толстой кишки у этих животных.

Заглядывая в будущее

Исследователи признают, что модели болезни, которые они использовали, могут неточно отражать сложное взаимодействие диеты, микробиоты и течения ВЗК у людей.

Эта химически индуцированная форма колита является научно обоснованным способом изучения ВЗК у людей, но в этом исследовании ученые использовали очень высокие дозы фруктозы с небольшим количеством других питательных веществ.

Таким образом, результаты не могут быть применены к человеку, за исключением очень специфических обстоятельств.

Заглядывая в будущее, исследователи планируют изучить способы предотвращения воспалительных эффектов фруктозы.

Кроме того, люди с ВЗК подвержены повышенному риску рака толстой кишки в результате хронического воспаления кишечника на протяжении всей жизни. Поэтому ученые также планируют оценить, повышает ли этот риск диета с высоким содержанием фруктозы.

По материалам medicalnewstoday.com