Вслед году уходящему, или Всегда привносить позитив. ЕВА в гостях у «Еженедельника АПТЕКА»

На минувшей неделе нашу редакцию с глубоко дружественным визитом посетили лидеры Комитета по вопросам здравоохранения Европейской бизнес ассоциации (European Business Association — ЕВА) — его председатель, глава представительства фармацевтической компании «Орион Фарма» (Финляндия) в Украине Виктор Пушкарев (В.П.) и руководитель группы европейских фармацевтических производителей ЕВА, глава представительства фармацевтической компании «АстраЗенека» (Великобритания) в Украине Владимир Игнатов (В.И.). Наш внимательный постоянный читатель может с уверенностью судить о том, что деятельность комитета ЕВА по вопросам здравоохранения не только конструктивно широка, многогранна и актуальна для фармацевтического рынка, но и, что не менее важно, — регулярна, планомерна, целенаправленна, и ведется прежде всего в интересах всего сектора здравоохранения. Гостей радушно, наперевес со свежеиспеченными и заботливо спеленатыми в типографии новорожденными томами-двойняшками «КОМПЕНДИУМА–2007», принимал директор издательства «МОРИОН» Игорь Крячок (И.К.). Обмен мнениями об истории развития фармацевтического рынка и сектора здравоохранения в целом, перспективах и роли индустриальных Ассоциаций и медиа незаметно затянулся не на один час.

Беседа началась с  обсуждения ситуации на рынке генерических (воспроизведенных препаратов), занимающих основную долю в потреблении, таким образом, ситуация в  этом сегменте определяет во многом и состояние всего рынка фармацевтической продукции.

В.П.: Показатели потребления лекарств в  Украине все еще очень далеки от желаемых. Объем, который может более-менее сбалансировать потребность и  фармацевтическое потребление, составляет около 100 дол. США на человека — то есть нам нужно «подрасти» еще примерно в  2–2,5 раза. Пока же структура фармацевтического потребления в Украине не соответствует структуре потребностей при имеющейся заболеваемости.


Нормальная ситуация в  здравоохранении приводит к  улучшению инвестиционной ситуации в стране в целом

В. Пушкарев


В.И.: Как будет развиваться рынок генериков? Ведь пока из некоторых развивающихся стран поставляют дешевые генерические упаковки, то и  украинские генерические производители будут стремиться сдерживать цену на свою продукцию. И почти вся она носит гордое название брэндированных генериков, — поэтому генерического рынка как такового, в классическом понимании этого термина, в  Украине не существует. При этом стоимость такого брэндированного генерика может достигать уровня оригинального препарата и  даже превышать его.

В.П.: Действительно, допуск и оборот воспроизведенных препаратов — одна из наиболее актуальных проблем для украинского рынка. Процесс требует дальнейшего упорядочения, несмотря на многое сделанное — система допуска препаратов на рынок стала куда понятнее и прозрачнее. Но многое требует дальнейшей разработки, начиная с того, что у копий зачастую больше показаний и меньше противопоказаний, чем у оригинала, с которого такие копии сделаны, и заканчивая тем, как эта продукция продвигается.

В итоге складывается ситуация, когда в страну попадают препараты, выпущенные на предприятиях с принципиально разным уровнем производства и выступающие практически в равноценном качестве, — а ведь это совершенно разные продукты, имеющие разный уровень эффективности и безопасности — начиная с содержания действующего вещества и завершая наличием системы фармакобезопасности и фармаконадзора у выпустившего продукт предприятия. Кроме потенциальной угрозы здоровью людей все это, несомненно, создает неравные конкурентные условия.

Игорь Крячок И.К.: К слову сказать, сегодня Государственный фармакологический центр МЗ Украины с помощью нашего издательства готовит к печати двухтомный «Справочник лекарственных средств», содержащий обобщенную информацию о фармакологических свойствах более чем 800 основных активных фармацевтических ингредиентов, одобренных для использования в Украине. В нем справочная информация приводится согласно международным непатентованным наименованиям фармацевтических активных субстанций, причем справки сгруппированы согласно анатомо-терапевтической классификации ВОЗ последнего пересмотра (WHO Collaborating Centre for Drug Methodology, ATC classification index with DDDs, Oslo 2007). Стратегическая цель — создать на базе этого издания национальную систему референтных обобщенных характеристик для лекарственных средств, зарегистрированных в Украине. Надеемся, это также будет серьезным подспорьем и важным инструментом в части хотя бы первого из поднятых вами вопросов. Однако сможет ли их решение перевести рынок в состояние ценовой конкуренции? Ведь основная генерическая идея состоит в том, чтобы снизить финансовое давление на пациента — при этом украинский генерический рынок совершенно не уменьшает это бремя.

А насколько готов сегодня производитель к  тому, чтобы стратифицировать украинский рынок генериков? Ведь именно производитель — не общество и не государство — является по сути главной силой, модифицирующей этот рынок. По идее, скорее государство порой служит инструментом в руках фармацевтического производителя. Кто сегодня выполняет основную функцию драйвера рынка?

Владимир Игнатов В.И.: Видимо, на государственном уровне нет ясного понимания стратегии и преемственности для практического осуществления любой стратегии в такой специализированной отрасли, как сектор здравоохранения. Поэтому и медицина сегодня существует практически в том же виде, в котором была получена 16 лет назад. Когда государство за что-то платит, то должен быть ответственный за то, куда и как израсходованы эти средства.


Необходима такая модель финансирования здравоохранения, при которой государство участвует вполне конкретными финансовыми ресурсами — тогда появляется система взаимной ответственности между пациентом и врачом, система социальной ответственности между государством и пациентом

В. Игнатов


Раз государство купило у определенного производителя препарат, какой-то отрезок времени использовало его для лечения населения, а потом оказалось, что препарат этот в лучшем случае лишен эффективности, в худшем — наносит вред. Кто вернет государству деньги, которые оно заплатило, и кто заплатит за ущерб, нанесенный населению? Другая сторона вопроса — контролируется ли качество препаратов, которое финансирует само государство при закупках? Отсутствует система компенсации жизненно важного амбулаторного потребления, называемая в Европе реимбурсацией, которая, кроме всего прочего, выполняет функции контроля качества лечения. То есть в рамках любой системы реимбурсации государство хочет видеть перед собой того, кто отвечает за результаты применения этих препаратов. А когда системы реимбурсации нет, то это никому как бы и не нужно…

Отвечая на ваш вопрос: в сегодняшних реалиях драйвером рынка все-таки выступает производитель. Но так быть не должно. Это модель скорее базарная — она возникает там, где государство самоустранилось от проблем здравоохранения, не видит в нем для себя ни ресурса, ни интереса. Ее нужно не трансформировать, а менять коренным образом: эволюционный этап пути развития при нынешней законодательной базе, в отсутствие закона о страховой медицине, просто изжил себя. Необходима такая модель финансирования здравоохранения, при которой государство участвует вполне конкретными финансовыми ресурсами — тогда появляется система взаимной ответственности между пациентом и врачом, система социальной ответственности между государством и пациентом. И еще один важный шаг, о необходимости которого мы не устаем говорить, а сейчас даже заговорили некоторые политики. Лечение не должно быть обезличено, его стоимость должна быть привязана к конкретному пациенту. То есть лечить не всех огулом, а закрепить за каждым пациентом конкретный бюджет. Необходимо создать ситуацию, когда деньги ходят за пациентом. Когда сторона, предоставляющая медицинские услуги, видит в пациенте Клиента — тогда и возникнет здоровая конкуренция.

И.К.: Вы считаете более цивилизованной модель, когда производитель осуществляет свое влияние не прямо на потребителя, а опосредованно через, например, Министерство здравоохранения, ученых?

В.И.: Нужно стать с головы на ноги — когда социально ориентированное и прагматичное государство сначала задает определенные стандарты — а затем, исходя из соблюдения производителем этих стандартов, делает выбор и приобретает у него лекарственные препараты.

И.К.: А для того чтобы были созданы эти стандарты, нужна мощная консолидированная сила, и единственной такой силой, способной убедить государство эти стандарты принять, на мой взгляд, могут стать только производители.

В.И.: Во многом это вопрос политической воли, вопрос политиков. Производитель не определяет, как живет Украина — это определяет народ Украины, выбирающий свою власть, свой парламент, продуцирующий законы, по которым все живут. Безусловно, важную роль играет информационное поле, с помощью которого определенные идеи можно доносить до политиков — это то, что нам остается, и на чем ЕВА как представитель интересов зарубежных производителей Украины делает важный акцент в своей деятельности. Но для принятия решений по реальным шагам необходима политическая воля.

В.П.: А политики, в свою очередь, тоже не видят альтернативы. Они не решаются дать ясный сигнал о переходе от государственной медицины к бюджетно-страховой модели, в том числе и потому, что не видят следующего шага, не имеют реального плана дальнейших действий (и политические события последнего времени это подтвердили). Да, можно «нажать кнопку» и завтра перейти к этой модели — но что это нам дает? Ничего. Поскольку это тот процесс, в который нельзя войти за минуту. Должен быть план действий, из которого ясно следует: для перехода к страховой модели нужно, чтобы, как минимум:

  • медицинские учреждения, являющиеся сегодня бюджетными, стали предприятиями, которые имеют право ведения хозяйственной деятельности и финансово зависимы от результата этой деятельности;
  • были ясные стандарты лечения, а не каждый назначал, что вздумается; использовался формуляр;
  • медицинская услуга была четко определена и имела свою стоимость.

Для разработки, одобрения и имплементации каждой из этих трех базовых составляющих требуется время. Поэтому если мы говорим, что нечто заработает завтра, значит, мы должны были начинать действовать еще вчера. А если начинать сейчас, то завтра ничего не заработает — только послезавтра.

Я считаю, в этом плане большую пользу принесла наша коммуникация с основными политическими силами в процессе обсуждения их предвыборных программ. Они наконец начали говорить о социальных вопросах и проблемах здравоохранения гораздо более серьезно, нежели в начале избирательной кампании. Многие из них поняли, что для населения проблема неприкосновенности должностных лиц не менее значима в сравнении с тем, что отсутствие нормальной системы здравоохранения в стране и  возможность оказаться больным без должной медицинской помощи оценивается каждым ее гражданином как серьезный непокрытый риск.

Участники беседы коснулись перспектив развития фармацевтического рынка и индустрии в  контексте глобализации рынка и  технологической кооперации.

Виктор Пушкарев В.П.: Мы не должны разграничивать украинскую фарминдустрию и глобальную фарминдустрию, как не бывает украинских и глобальных болезней. В  мире вырабатываются технологические решения, которые отражаются в  молекулах и технологиях производства фармацевтически активных ингредиентов. И никто ничего не потеряет от интеграции украинской фармацевтической отрасли в глобальную. Тому свидетельство — пример Польши: большинство поставок в  Украину продукции некоторых международных компаний, занимающих первые позиции в  мировой табели о рангах, осуществляются именно из этой страны, хотя еще совсем недавно она не блистала такими объемами экспорта. Мир глобален. Отгородившись от него, рискуем оказаться на обочине. Здесь нельзя никого делить на своих и  чужих — это все одна индустрия. Украина — страна с рыночной экономикой. Соответственно, задача Министерства здравоохранения, правительства — добиться удовлетворения тех нужд, которые испытывает население, а это означает — обеспечить системный рост фармацевтического потребления. Когда государственная власть со своей стороны эти задачи выполняет, рынок становится системно растущим — тогда перед индустрией появляется поле для деятельности. Она состоит из многих граней, одна из которых — украинские фармацевтические производители. Часть из них располагает мощным потенциалом и следует курсом достижения мировых операционных стандартов. Эти предприятия также имеют очень хорошую основу для пенетрации на иностранные рынки через известные механизмы инвестирования. Так что проводимые ЕВА инвестиционные форумы это не только площадки для активизации международных компаний в Украине — это и новые возможности для украинских предприятий за рубежом. Здесь мы касаемся вопроса стандартов. Начало системы GMP-сертификации было воспринято позитивно европейскими производителями даже несмотря на сам процесс дополнительной сертификации — мы понимали — это шаг, позволяющий дать ясное понимание направления движения Украины в Конвенцию фармацевтических инспекций (PIC/S), что дало бы возможность в конечном итоге учитывать уровень производства при допуске продукции на рынок и  отсекло производителей с низким уровнем производства и  несоответствием процедур — в том числе гарантирующих качество и безопасность. К сожалению, сертификация зарубежных производителей на соответствие нормам GMP в том варианте, в  каком она развилась в Украине, завела этот процесс в тупик. Сертификат соответствия украинским требованиям стали получать компании, которым в  странах PIC/S было бы невозможно его получить, а уровень производства международных производителей фактически «уравняли» с  производителями «проблемного» уровня. Тем не менее мы не теряем оптимизма касательно стратегической цели, и, как нам известно, Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения возобновила контакты с PIC/S.

В.П.: Важно, чтобы ценовая конкуренция на украинском генерическом рынке происходила между эквивалентными продуктами, а для этого надо нормализовать правила допуска и оборота генериков, в  том числе и с учетом уровня производства, — тогда она будет справедливой и цивилизованной. В части тендерных закупок мы предложили такой способ решения, который бы отвечал нуждам здравоохранения — государство покупает препараты за бюджетные средства у трех категорий производителей:

  • имеющих украинский национальный сертификат GMP;
  • имеющих сертификат страны — члена PIC/S;
  • выпускающих оригинальные препараты (вне зависимости от статуса страны-производителя, поскольку оригинальные препараты должны соответствовать нуждам здравоохранения.

И.К.: Нормальная конкурентная среда, кроме всего прочего, даст приток инвестиций и  технологий и ясную концепцию финансирования потребления, а требования в части стандартов станут одной из движущих сил дальнейшего развития фармацевтической отрасли. Помнится, лет пятнадцать назад, когда все мы ходили в  розовых очках и мечтали — вот, был бы наш рынок объемом в миллиард, хлынули бы в него инвестиции, как полагается (по примеру польского)… И вот сегодня — украинский фармацевтический рынок «весит» уже два миллиарда, а где же они — серьезные инвестиции? Может быть, есть лишь первые сигналы, среди которых недавняя новость о приобретении компанией «Софарма» одного из украинских фармацевтических производителей, — но в инвестиционном поле страны в целом и фармацевтического сектора отрасли здравоохранения в частности явно предстоит еще сделать куда больше, чем сделано сейчас. Это засвидетельствовала и недавно проведенная под эгидой возглавляемого вами комитета уже вторая ежегодная конференция «Инвестиционные возможности в секторе здравоохранения Украины» — наши читатели имели возможность ознакомиться с ее материалами в последних номерах еженедельника.


Решение такой задачи, как наведение порядка в  секторе здравоохранения и  эффективные социальные реформы, еще никому не удавалось без привлечения инвестиций и  задействования серьезного финансово-экономического ресурса в  лице бизнеса

И. Крячок


В.П.: Мы в свою очередь очень высоко ценим то, что подобные актуальные для отрасли мероприятия находят свое квалифицированное отражение в статьях «Еженедельника АПТЕКА». В  подтверждение ваших слов позвольте продемонстрировать сигнальный экземпляр журнала «Scrip», № 3310 от 9 ноября 2007 г. Открываем разворот 6–7: он полностью посвящен Украине — рубрика Focus on Ukraine. Вот полосная статья об инвестициях в сферу здравоохранения и фармацевтический сектор по материалам упомянутой вами конференции, организованной нашим комитетом чтобы заострить внимание и вынести на поверхность и развить любой позитив!

Ясно, что для роста инвестиционной привлекательности необходимо:

  • четкое регулирование в сфере корпоративных прав — надежное закрепление имущественных прав;
  • верховенство закона.

С этими двумя вопросами и связаны общие проблемы притока инвестиций в страну. Но остальная часть успеха — решение наших специализированных отраслевых вопросов.

И.К.: Глобальные тенденции в преломлении отечественных реалий активно обсуждались в ходе ряда правительственных круглых столов, в которых участвовали и первый вице-премьер-министр Украины Н.Я. Азаров, и его оппоненты. В результате были сформулированы основные претензии к Украине со стороны международных компаний (почему, собственно говоря, их инвестиции в украинское здравоохранение не столь активны ): 1) расширение базы налогообложения; 2) коррупция.

В.И.: Коррупция — это проблема № 2. А проблема № 1 — «Строгость законов смягчается необязательностью их выполнения».

И.К.: Абсолютно согласен. Вопрос в другом: насколько сейчас для инвестиционной привлекательности важно решить проблему расширения базы налогообложения? Нужны ли налоговые дифференциации, фискальное сужение базы налогообложения — ведь при этом компании, которая работает «в белую», приходится платить больше, фактически доплачивая за тех, кто находится в льготном режиме! И если говорить о более широкой базе налогообложения, то это напрямую касается медицины, в частности лекарственных средств. Особенно в  свете возможного вступления Украины в ВТО.

В.И.: В этом смысле украинский фармацевтический рынок находится в куда более выгодном положении, чем у наших соседей. У нас нет ни НДС на лекарства, ни ввозных таможенных пошлин на медикаменты. Такая ситуация весьма благоприятна, во многом именно ей украинский рынок обязан своим быстрым и динамичным развитием.

В.П.: Кроме того, это позволяет рынку сохранить определенную прозрачность: не нужно выдумывать схемы уклонения от налогов (что, к сожалению, происходит очень часто), думать о том, как классифицировать препараты (поскольку классификация никак не влияет на импортную пошлину) — это нормально.

И.К.: То есть, отсутствие НДС на медикаменты — это норма?

В.П.: Да, в условиях отсутствия компенсации лекарственного потребления со стороны государства…

— Комитет ЕВА по вопросам здравоохранения существует с 2001 г. — уже 6 лет. Известно, что профессиональная деятельность присутствующих за этим столом, — а, значит, и  возглавляемых ими организаций, — отмечена общественностью. Так, в текущем году Виктор Викторович в  рамках VIII ежегодного конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «Панацея–2007» был признан Общественным деятелем года; не минули присутствующие и государственной оценки…

В.И.: Да, в начале осени мы с Игорем Владимировичем получили почетные грамоты Министерства здравоохранения Украины.

Вообще ЕВА — это совместная инициатива ряда компаний, каждая из которых привносит в  эту инициативу свои идеи, свое видение и  наработки, ошибки и проблемы. И мы все вместе пытаемся их решать. При этом важно, что мы не стремимся решать проблему отдельно взятой компании по конкретному вопросу. Мы ищем пути влияния на систему — в таком ключе, чтобы подобные проблемы в дальнейшем не возникали ни у кого. Именно в  этом и видим свою основную задачу: решать системные проблемы, влияющие на бизнес всех компаний. Заметим — не только зарубежных!

Членами комитета являются два отечественных производителя лекарственных средств — корпорация «Артериум» и  «Борщаговский химико-фармацевтический завод». В то же время мы всегда помним, что являемся гражданами Украины, и в каких бы компаниях мы не работали, — мы живем в этой стране и трудимся на ее благо. Мы понимаем, что нам и нашим близким жить в  той системе, которую мы сами и построим. Ничего другого здесь не будет, и все, что мы делаем — делаем сами для себя. Наверное, поэтому и  делаем так, как хотели бы это видеть.

Обмен мнениями и впечатлениями о событиях уходящего года и дня сегодняшнего, отчасти побуждающий к попыткам хоть мельком заглянуть в будущее, незаметно затянулся не на один час

Обмен мнениями и впечатлениями о событиях уходящего года и дня сегодняшнего, отчасти побуждающий к попыткам хоть мельком заглянуть в будущее, незаметно затянулся не на один час

В.П.: Мы говорим, что Украина должна стать частью мировой социально-экономической системы (вступить во Всемирную торговую организацию, подписать соглашения о международной торговле, то есть на полных правах влиться в мировой бизнес) — и в этом контексте нас заботит, что еще позитивного мы можем сделать в своей стране. Но каждая компания в отдельности не может заниматься разработкой стратегических вопросов развития системы здравоохранения Украины, поскольку перед ними стоят их корпоративные и коммерческие задачи. Только консолидировав усилия международных компаний в рамках такой общественной организации, как ЕВА, всем участникам фармацевтического бизнеса в  Украине предоставляется возможность использовать опыт носителей лучших мировых знаний и опыта, компетенции и экспертизы.

ЕВА сегодня является единственной в стране бизнес ассоциацией, способной осуществлять мониторинг отдельных корпоративных случаев; на основании этого мониторинга идентифицировать системные проблемы; затем разрабатывать и  предлагать — обществу, властям, всем заинтересованным сторонам, — рациональные варианты их решения (через имеющиеся инструменты вначале на экономическом, если не получается — на политическом уровне), основанные на упомянутых мировых знаниях и опыте в отдельных индустриальных направлениях; затем — мониторинг имплементации этих решений; — таков вкратце алгоритм деятельности ЕВА, в состав которой сегодня входят более 600 компаний из разных отраслей и секторов индустрии. Это значительный интеллектуальный потенциал. Кроме того, Ассоциация находится в тесном взаимодействии с европейскими структурами, служит эффективным каналом коммуникаций с ЕС, европейскими институтами здравоохранения — ведь это важный ресурс, который можно и должно использовать в интересах всех.

В.И.: Если рассматривать обособленно комитет ЕВА по вопросам здравоохранения, то его структура может показаться очень неоднородной. Среди 42 международных и отечественных компаний, входящих в его состав, есть представители самых разных направлений, производители оригинальных, генерических препаратов, медицинского оборудования и т.д. Для принятия каких-либо решений мы всегда созываем общее собрание, таким образом принимающиеся решения никогда не основываются на единоличных мнениях, но всегда — принимаются в коллегиальном обсуждении, в ходе которого самое важное (и, наверное, непростое) — достижение консенсуса. Если идентифицирована проблема, требующая внимания, она очень быстро перетекает в формат рабочей группы, которые возглавляют наиболее компетентные в этих вопросах люди.

В комитете существует система лидерства и  структурированного принятия решений (замечу, те, кто избраны как лидеры комитета, выполняют свою работу на безоплатных началах). Подчеркиваю: те предложения, которые мы выносим, никоим образом не будут ущемлять чьих-либо интересов или бизнес-интересов. Наша деятельность не направлена на лоббирование интересов какой-то группы компаний, в решениях комитета отражено наше общее видение и понимание проблем рынка.

И.К.: Совершенно согласен с тем, что отдельные компании не в силах изменить сложившуюся картину рынка — всегда нужно мнение коллег, их оценка. Очевидно, что в последнее время роль и значимость профессиональных общественных организаций и предлагаемых ими консолидированных решений возрастает в геометрической прогрессии. Это засвидетельствовали, в том числе, и события последних месяцев — Всеукраинская фармацевтическая конференция «АПТЕКА–2007» в Яремче, создание Всеукраинской общественной организации «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (АПАУ). Деятельность профессиональных общественных объединений имела и имеет свои издержки, пробы и ошибки: что-то рождается, что-то отмирает, происходит процесс «брожения по интересам», — и это совершенно нормально, поскольку в процессе этого брожения выстреливают различные идеи, которые впоследствии кем-то имплементируются. Но мне кажется, все самое интересное — еще впереди: роль и место общественных профессиональных объединений значительно изменится уже с 1 января 2008 г.

В.П.: Мне бы хотелось несколько дополнить и коснуться роли медиа — и того, как это системно позитивно повлияло на развитие системы здравоохранения Украины в целом и фармацевтического рынка в частности. У нас в сфере медиа есть лидеры, которые имеют очень высокий уровень компетентности, которые независимы, а также основаны на позитиве — стремятся его вынести, донести, показать, промотировать. В этом смысле издательство «МОРИОН» — абсолютно образцовый, пожалуй, даже идеальный случай. Это для нас важно: обсуждая свои практические шаги, иногда трудные для нас проекты, затрагивающие серьезные сферы и болезненные вопросы, мы всегда с большой надеждой смотрим на вашу поддержку — и вашего издательского дома, и других средств массовой информации. К счастью, мы находим такую поддержку! Потому что сложилось, — и в том числе во многом благодаря вашей позиции, — конструктивное понимание со стороны СМИ того, что нам надлежит поддерживать и развивать друг друга, находить позитив и вместе работать. Я считаю большим достижением украинского здравоохранения и фармацевтического рынка ту идеологию и моральную среду, в которой мы работаем.

И.К.: Опять же — социальная среда позволила! Все-таки одним из существенных завоеваний Украины, — это отмечают эксперты, в том числе из ЕС, — является достаточно свободная медиасреда. И последние выборы это подтвердили: медиа удалось сделать то, чего не могло государство.

В.П.: За годы деятельности комитета ЕВА по вопросам здравоохранения существенно изменились стиль и формат нашего взаимодействия с  другими участвующими сторонами. Я вспоминаю наши первые встречи с государственными регуляторными органами: вначале это порой выглядело как встречи людей с другой стороны баррикад.

В процессе работы отношения с властными структурами принципиально изменились, и нас стали идентифицировать как конструктивных и компетентных партнеров, поскольку всем хорошо видно, чтo мы в реальности предлагаем и  кaк мы системно с этим работаем; когда возникает острый вопрос, требующий системного решения, нас привлекают ко всем командным работам. Я доволен, что этот проект развивался именно так, что стал не просто ассоциацией, представляющей интересы международного бизнеса, а структурой, работающей в интересах развития отрасли. То, что мы предлагаем — это сбалансированные решения в интересах всех.

Сегодня мы вышли на определенный уровень, у нас есть серьезные достижения. Раньше мы говорили о непрозрачности процедуры допуска на рынок, дискриминации зарубежного производителя, (начиная с уровня ставки пошлины за регистрацию и заканчивая длительностью процедуры экспертизы регистрационного досье), о полном отсутствии структуры селекции продуктов для использования за бюджетные средства и т.д.

И ведь на самом деле: очень многие вопросы нам — всем вместе! — удалось либо решить, либо добиться существенного движения вперед. У нас есть перечень препаратов, одобренных для закупки за бюджетные средства; так и  не введен НДС на лекарства; Украина располагает национальным перечнем основных лекарственных средств, нормализована ситуация с допуском на рынок (регистрация стала прозрачнее, понятнее, четче); имеются улучшения в сфере защиты прав интеллектуальной собственности на законодательном уровне.


В последние годы роль и  значимость общественных организаций и  предлагаемых ими консолидированных решений возрастает в  геометрической прогрессии

И. Крячок


Но даже хорошее прошлое не является гарантией такого же будущего. Вызовы, которые бросает нам сегодняшний день, очень серьезны, и  на самом деле — их становится все больше. Перед нами стоят вопросы реимбурсации, наведения порядка на генерическом рынке, в сфере правил промоции, изделий медицинского назначения и еще много вопросов, с которыми, в свою очередь, связана масса других, — нам предстоит отвечать на них всем вместе: компаниям, общественным организациям, медиа, органам государственной власти.

Пройденный и оставшийся позади путь был лишь ступенями к тому, чтобы сейчас выйти на платформу серьезных реформ украинского здравоохранения. Очевидно, что сегодня все мы выходим на некий новый горизонт, и это движение получит свое продолжение в следующем, 2008 г.

В.И.: Наверное, уже не будет преждевременным поздравить с его скорым наступлением всех читателей «Еженедельника АПТЕКА». Примите искренние пожелания благополучия и удачи в Новом году! Победим — только в партнерстве и только неся позитив. n

Филипп Снегирёв,
фото Любови Столяр

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті