ВОЗ: политика Европы в отношении пандемии была недальновидной

13 Вересня 2021 4:08 Поділитися

Комиссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) призвала страны в Европе и за ее пределами провести всеобъемлющие реформы своих систем здравоохранения. 10 сентября Европейское региональное бюро ВОЗ заявило, что, несмотря на неоднократные предупреждения о глобальной пандемии, мир не был готов к появлению коронавируса в конце 2019 г.

Ханс Генри Клюге (Hans Henri P. Kluge), директор Европейского регионального бюро ВОЗ, 10 сентября сделал заявление для прессы, представив обнародованные в этот день рекомендации Панъевропейской комиссии по здоровью и устойчивому развитию (Pan-European Commission on Health and Sustainable Development), сформированные на основе позиции профессора Марио Монти (Mario Monti), президента Университета им. Боккони, экс-премьер-министра Италии, экс-министра финансов Италии и бывшего Европейского комиссара.

«Данные новаторские рекомендации, предоставляющие правительствам и лицам, принимающим решения, инструменты для предотвращения и более эффективного реагирования на будущие угрозы здоровью — рекомендации, которые спасают жизни и финансовые средства, стимулируют инновации, расширяют возможности людей и защищают планету.

Через несколько дней министры здравоохранения региона соберутся на 71-ю сессию Регионального комитета. Сегодняшний отчет — дорожная карта на будущее — будет доминировать в повестке дня. Этот отчет, этот план — возможность извлечь уроки из истории. Я обращаюсь к правительствам 53 стран Европейского региона ВОЗ: возьмите и пользуйтесь», — пояснил Х. Клюге.

Задачи, сформулированные под руководством экономиста

«Настоящий документ представляет собой заключительный доклад Общеевропейской комиссии по вопросам здоровья и устойчивого развития. Он следует за Призывом к действиям, выдвинутым в марте 2021 г.», — отмечено во вступлении к документу, опубликованному на английском и русском языках.

Вот как написал о начале работы над отчетом сам профессор М. Монти: «Когда я получил электронное письмо от доктора Клюге с предложением обратиться к сложной задаче — какие уроки можно извлечь из опыта борьбы с COVID-19 для политики в области здравоохранения и социальной защиты населения (а это, в общем-то, не моя парафия), — я был слегка шокирован, но лишь на секунду. Мне стало ясно, что письмо попало не по адресу. Вздохнув с облегчением, я позвонил доктору Клюге, с которым до этого не был знаком, и вежливо сообщил ему об ошибке, допущенной его канцелярией.

Как оказалось, ошибался я. Идея директора Европейского регионального бюро ВОЗ действительно состояла в том, чтобы попросить бывшего главу правительства помочь сформировать, а затем возглавить независимую комиссию, в состав которой должны были войти не только ученые и руководители учреждений здравоохранения и социальной защиты, но и экономисты, лидеры деловых кругов и финансовых учреждений, а также несколько других бывших глав государств и правительств».

Под эгидой экономиста М. Монти сформулированы 7 задач по реформированию общественного здравоохранения.

ЗАДАЧА 1. Внедрить в практику концепцию «Единого здоровья» на всех уровнях.

ЗАДАЧА 2. Осуществлять действия на всех уровнях общества, направленные на сокращение социальных разрывов, которые обострились в условиях пандемии.

ЗАДАЧА 3. Поддерживать внедрение инноваций в целях совершенствования подхода «Единое здоровье».

ЗАДАЧА 4. Вкладывать ресурсы в развитие прочных, жизнестойких и инклюзивных национальных систем здравоохранения.

ЗАДАЧА 5. Создать благоприятную среду для содействия инвестициям в здравоохранении».

ЗАДАЧА 6. Улучшить стратегическое руководство в области здравоохранения на глобальном уровне.

ЗАДАЧА 7. Улучшить стратегическое руководство в области здравоохранения в Общеевропейском регионе.

Благоприятствование инвестициям

Для осуществления 5-й цели предлагают, в частности, следующее:

  • изменить методику учета расходов на здравоохранение так, чтобы обеспечить более четкое различие между затратами на предоставленные медицинские услуги, с одной стороны, и инвестициями «на расширение горизонтов» (frontier-shifting), то есть на профилактику болезней и повышение ресурсоэффективности услуг здравоохранения, с другой;
  • наращивать объемы ресурсов, вкладываемых в снижение угроз, развитие систем раннего предупреждения и совершенствование мер реагирования на кризисные ситуации;
  • расширить полномочия ВОЗ по надзору за системами здравоохранения с периодическим проведением оценки готовности и включением ее результатов в системы мониторинга, осуществляемого на уровне Международного валютного фонда, банков развития и других технических учреждений;
  • увеличить долю финансовых средств в поддержку развития, расходуемых на глобальные общественные блага, решение проблем долгосрочных трансграничных внешних воздействий и, в более общем плане, на охрану здоровья;
  • учитывать соображения по вопросам здоровья в экономических прогнозах, бизнес-стратегиях и системах управления рисками на всех уровнях.

Создание новых международных структур

Для выполнения 6-й задачи рекомендовано следующее:

  • под эгидой G20 создать Глобальный совет по здравоохранению в целях содействия проведению более тщательной оценки социальных, экономических и финансовых последствий рисков для здоровья, опираясь на опыт работы Сети по экологизации финансовой системы, Совета по финансовой стабильности и других инициатив в области климата и биоразнообразия, а также в целях наращивания объемов частных ассигнований на нужды охраны здоровья;
  • заключить международный договор по противодействию пандемиям, который должен носить подлинно глобальный характер, включать механизмы контроля за соблюдением, обладать достаточной гибкостью и предусматривать креативные подходы к стимулированию правительств стран принимать совместно, на наднациональном уровне определенную часть государственных решений по вопросам формирования политики;
  • разработать глобальную политику по вопросам вакцинации в условиях пандемии, в которой должны быть изложены права и обязанности всех действующих субъектов применительно к обеспечению наличия и распределения вакцин;
  • создать Общеевропейскую сеть по борьбе с болезнями, возглавляемую Европейским региональным бюро ВОЗ и призванную обеспечивать быстрое принятие эффективных мер реагирования на возникающие угрозы посредством укрепления систем раннего предупреждения, включая эпидемиологический и лабораторный потенциал, и поддержки развития функционально совместимой сети данных по показателям здоровья на основе разработанных ВОЗ общих стандартов и с учетом того, что правительства будут действовать с разной скоростью.

Одно здоровье

Концепция One Health признает взаимосвязь между людьми, животными, растениями и их общей средой. Когда одна часть находится в опасности, другие тоже в опасности. Считается, что деятельность человека, такая как вырубка лесов, торговля и потребление дикой природы, а также международные поездки, привели к появлению SARS-CoV-2 и способствовали его глобальному распространению.

Комиссия рекомендует странам разработать межправительственные стратегии «Единое здоровье», основанные на концепции «здоровье во всех направлениях политики», чтобы защитить будущие поколения от угроз существованию.

Неравенство

В течение многих лет политика способствовала высокому уровню богатства и неравенства доходов, недостаточным инвестициям в социальную защиту, неравным возможностям, отсутствию гарантий занятости, ненадежным жилищным условиям, расизму и другим формам дискриминации.

Комиссия рекомендует странам выявлять и ориентироваться на социально незащищенных и малообеспеченных, а также преодолевать общественное недоверие для улучшения социальной сплоченности, в том числе путем установления квот на представительство женщин в государственных органах, которым поручено разрабатывать и осуществлять политику в области здравоохранения.

Комиссия рекомендует странам собирать данные о различных уровнях здоровья населения и разрабатывать системы мониторинга неравенства в отношении здоровья и доступа к медико-санитарной и социальной помощи.

Инновации

Пандемия ясно продемонстрировала, что существующая модель инноваций в области здравоохранения, в которой большая часть риска ложится на государственный сектор, а большая часть прибыли поступает в частные компании, несовершенна и не соответствует цели. Масштаб пандемии означал, что огромные ресурсы были доступны для исследований и разработок вакцин; это не относится к продуктам с небольшим рынком, таким как лекарства для лечения пациентов с редкими заболеваниями.

Комиссия рекомендует правительствам использовать инновации для улучшения «Единого здоровья» на основе партнерства между государственным и частным секторами, где разделяются как риски, так и польза.

Инвестиции

Пандемия стала беспрецедентным потрясением для национальных систем здравоохранения. Не хватало почти всего: коек, медработников, средств защиты, даже кислорода. В то же время за пределами больниц немощные и пожилые люди в учреждениях длительного ухода не были достаточно защищены, что стало причиной многих смертей, которых можно было избежать.

Комиссия призывает страны устранить давние пробелы в финансировании первичной медико-санитарной помощи, психиатрической помощи и социальной помощи, одновременно инвестируя и защищая трудовые ресурсы здравоохранения.

Комиссия призывает правительства уделять приоритетное внимание профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, а не реагировать на проблемы здравоохранения по мере их возникновения.

Наблюдение и мониторинг

Предотвращение пандемии и управление ею нельзя оставлять на усмотрение частных рынков или отдельных стран. Страна или страны, неспособные сдержать вирус, становятся источником новой инфекции и разновидностей. Поэтому наблюдение и сбор данных имеют важное значение для борьбы с пандемией, но они требуют глобальных усилий, основанных на доверии и обмене информацией.

Сбор данных о расходах на здравоохранение также может использоваться для принятия обоснованных решений и стимулирования инноваций.

Комиссия призывает страны инвестировать в меры по снижению угроз здоровью, созданию систем раннего предупреждения и усилению эпиднадзора.

Глобальное управление

COVID-19 продемонстрировал, что некоторые структуры управления не смогли защитить общества от наихудших последствий пандемии, а некоторые страны прибегли к ответным мерам, основанным на политике, а не науке. В настоящее время не существует глобальной системы финансового участия и каких-либо санкций в отношении стран, которые не вносят вклад в глобальное общественное здравоохранение. Чтобы защитить будущие поколения и быть готовыми к следующей пандемии, следует улучшить глобальное управление здравоохранением.

Комиссия призывает к созданию Глобального совета по здравоохранению под эгидой стран Большой двадцатки (G20), а также к разработке Глобального договора о пандемии и Глобальной политики в отношении пандемических вакцин.

Региональное управление

Европейский регион ВОЗ простирается от западной окраины континента в Атлантическом океане (Гренландия) до Дальнего Востока Российской Федерации в Тихом океане. Это чрезвычайно разнообразный регион, с разным уровнем благосостояния, численностью населения, демографическими данными, доступом к медицинскому обслуживанию, уровнями образования и (цифровой) взаимосвязанностью. Это создает ряд проблем координации и политики.

Комиссия призывает к созданию Панъевропейской сети по контролю за заболеваниями и Панъевропейского совета по угрозам здоровью при одновременном инвестировании в платформы для обмена данными и взаимодействия данных во всем регионе.

Что дальше?

Предстоит проделать настоящую работу, чтобы воплотить в жизнь тяжелые уроки, извлеченные в регионе за последние 20 мес. Согласованные обязательства правительств по совместным изменениям необходимы для того, чтобы регион и мир стали по-настоящему устойчивыми и преодолели неравенство и неудачи.

Различные и ошибочные политические меры привели к тому, что последствия COVID-19 были и продолжают быть катастрофическими: только в Европейском регионе ВОЗ погибло более 1,2 млн человек (более 4 млн во всем мире), а также беспрецедентный экономический спад, который затмевает глобальный финансовый кризис 2008 г. Жизненно важно, чтобы мы учились на своих ошибках, поскольку мы не можем позволить себе повторять их снова, отмечено в рекомендациях.

По материалам www.euro.who.int; фото: профессор Марио Монти

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті