6-я ежегодная аналитическая конференция «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ 2010–2011 гг. ВЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ ПО СПИРАЛИ»

Аналитическая конференция «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ 2010–2011 гг. ВЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ ПО СПИРАЛИ» — крупнейшее ежегодное отраслевое мероприятие, посвященное фармацевтическому рынку Украины. В этом году конференция состоялась 10 февраля в Киеве в отеле «Премьер Палас», и собрала более 300 участников, среди которых топ-менеджмент украинских и зарубежных фармкомпаний, ведущие аналитики, юристы. Организаторами конференции традиционно выступили компании «МОРИОН» и «КОМКОН-Фарма».

По старой доброй традиции открыли конференцию приветственным словом модераторы Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Олег Фельдман, генеральный директор компании «КОМКОН-Фарма».

На первой сессии конференции «Фармрынок Украины: от темпов роста к росту темпов» инициативу взяли в свои руки ведущие аналитики отрасли, дабы совместными усилиями воссоздать с малейшими нюансами картину украинского фармрынка в ретроспективе и краешком глаза заглянуть в его ближайшее будущее.

ЭКОНОМИКА — 2011.
МИФЫ И РЕАЛИИ

Чтобы задать высоконаучный и глубоко практический тон конференции, первое слово было предоставлено Леониду Гуляницкому, доктору технических наук, профессору из Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины. Прежде чем перейти к частным особенностям украинского фармрынка, докладчик предложил участникам мероприятия сделать познавательный экскурс в глобальную экономику, ключевые тенденции которой оказывают значимое влияние на локальные рынки отдельных ее составляющих. Так что же происходило в мировой экономической системе в минувшем и что ожидается в текущем году? В 2010 г. флагман мировой экономики — США продемонстрировал позитивную динамику роста ВВП, восстановление которого после кризисной рецессии было обусловлено увеличением потребления, ростом экспорта. Также в этот период был отмечен спад физического объема импорта наряду с его приростом в стоимостном выражении. Так, в целом по итогам 2010 г. реальный ВВП страны вырос на 2,5%, а в 2011 и 2012 г. темпы прироста по этому показателю, согласно прогнозам Бюджетного Управления Конгресса США, ожидаются на уровне 3,1 и 2,8% соответственно. В предыдущем году в США был отмечен максимальный за последние 40 лет разрыв между удельным весом расходов и доходов в объеме ВВП страны — около 25 и 15% соответственно. К 2021 г. правительство США планирует сократить этот 10% разрыв приблизительно до 2%, прежде всего посредством повального сокращения расходов, за исключением таких сфер, где, напротив, надо их расширять — поддержка образования, транспортная инфраструктура, снижение корпоративных налогов и закрытие лазеек для уклонения от их оплаты. Кроме того, планируется двукратный рост экспорта к 2014 г.

Если взглянуть на динамику мировой экономики глазами деятелей из Брюсселя, то, по данным Eurostat, в кризисный 2009 г. отмечена рецессия на всех крупных рынках, за исключением Польши. Анализ 2010 г. показал, что активизировались процессы по выходу из кризиса, экономика большинства стран начала восстанавливаться. Однако прогноз на текущий год далеко не для всех из них благоприятен — в зону риска попадает ряд стран, например, Ирландия, Испания и Италия, где в текущем году ожидается незначительный прирост экономики после падения в 2010 г., а также Греция с прогнозом снижения ВВП на уровне 3%.

Важной характеристикой мировой экономической системы является валютный курс. Свежи еще в памяти события 2009 г., когда курс евро значительно просел относительно доллара США. По состоянию на декабрь 2010 г. соотношение этих двух валют составило 1,3. Согласно прогнозам Financial Forecast Center к августу 2011 г. этот показатель может снизиться до 1,08.

Для украинской экономики очень важен металл, так как он занимает значительную долю в экспорте, который составляет около 50% всего ВВП. В 2010 г., по данным Мировой ассоциации производителей металла, Украина сохранила 8-ю позицию в общемировом рейтинге по объему производства металла.

В последнее время международные аналитики пророчат большое будущее Китаю как кандидату № 1 на роль мирового драйвера. Однако в 2011 г. в Китае прогнозируется замедление темпов прироста ВВП. Следует напомнить, что недавно в Китае в рамках программы поднятия внутреннего рынка были созданы многочисленные рабочие места, что в значительной степени способствовало росту себестоимости рабочей силы. Подобные трансформации незамедлительно соответствующим образом сказались на общем экономическом развитии страны.

Двигаясь дальше по курсу в восточном направлении интересно взглянуть на соседа Украины — Россию. Согласно оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования, динамика потребления домохозяйств до 2012 г. будет развиваться вровень с темпами прироста ВВП, а в дальнейшем разойдется, то есть потребление будет увеличиваться опережающими темпами по сравнению с ВВП. Хотя некоторые российские эксперты придерживаются другого мнения, считая, что в дальнейшем замедлится развитие розничного товарооборота и снизится его вклад в экономику в связи с замедлением динамики доходов населения.

Что касается макроэкономических показателей развития непосредственно Украины, то на протяжении 2010 г. (исходя из доступных данных по итогам трех кварталов) наблюдалась положительная динамика номинального ВВП. Следует отметить, что в III кв. 2010 г. конечные доходы домохозяйств увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, вследствие чего отмечен рост накоплений. Во втором полугодии 2010 г. усилились инфляционные процессы, и по итогам 2010 г. уровень инфляции потребительских цен достиг 9,1% по сравнению с декабрем предыдущего года.

В сфере внешнеторговых операций по итогам 9 мес 2010 г. зафиксировано удорожание импорта, что было обусловлено ростом цен на энергоносители, которые являются одной из самых крупных и дорогостоящих импортных статей.

Серьезный фактор риска для Украины — высокий уровень государственного долга, который из года в год увеличивается. По итогам 2010 г. его удельный вес в объеме ВВП страны достиг 34%. Причем час расплаты достигнет своего апогея в 2012–2013 гг. Как Украина будет платить по счетам, пока неясно, вероятно, прибегнет к помощи очередного кредита.

Отдельного внимания заслуживает курс гривни к доллару. Для появления бессонных ночей достаточно вспомнить 2008 г. Согласно прогнозам различных источников в 2011 г. значительных курсовых колебаний не предвидится. Кабинет Министров Украины на текущий год прогнозирует, что стоимость 1 единицы американской валюты составит в среднем 7,95 грн. По данным же опроса Reuters, представители бизнеса склоняются к мнению, что в среднем эта цифра в 2011 г. будет находиться в диапазоне 7,95–8,03.

Переходя ближе к теме фармацевтического рынка, следует обратить внимание на динамику государственных расходов на здравоохранение. По оценкам «The Economist», в 2011 г. расходы сводного бюджета на здравоохранение сократятся в общем объеме ВВП Украины с 3,64 до 3,20% по сравнению с предыдущим годом.

В зависимости от макроэкономического контекста для фармрынка Украины можно спрогнозировать несколько вероятных сценариев развития (таблица, рисунок). Следует отметить, что умеренный сценарий развития предполагает отсутствие критических изменений в макро­экономической и регуляторной среде. Сомневаю­щимся игрокам рынка можно адресовать слова Ромена Ролана: «Нет такого тумана, из которого не было бы выхода. Нужно только держаться и двигаться вперед».

Таблица Параметры прогноза сценариев
Показатель Пессимист Умеренный Оптимист
Реальный ВВП, % 2–3 4–5 5,5
Индекс потребительских цен, % 12–13 10,4 8,9
Курс грн./дол. 8,2–8,4 8,1 7,95
Доходы домохозяйств, % 4–5 8–9 12–14
Рис. 1

Темпы прироста/убыли розничного фармрынка Украины в долларовом эквиваленте по всем категория­м товаров «аптечной корзины» в 2005–2010 гг. по сравнению с предыдущим годом, а также прогноз на 2011–2013 гг.

Темпы прироста/убыли розничного фармрынка Украины в долларовом эквиваленте по всем категория­м товаров «аптечной корзины» в 2005–2010 гг. по сравнению с предыдущим годом, а также прогноз на 2011–2013 гг.

Источник: PharmXplorer; собственные расчеты, инициированные компанией «Proxima Research.»

Докладчику и цифры в руки

Инвесторы весьма взвешенно подходят к выбору цели для капиталовложений, скрупулезно оценивая потенциальные выгоды и риски. Фармрынок Украины относится к развивающимся и все чаще попадает в фокус потенциальных инвесторов. При этом чтобы оценить инвестиционную привлекательность рынка, необходимо понимать его общий потенциал, объем и темпы развития, ключевые тенденции.

Независимую оценку украинского фармрынка представил российский коллега Олег Фельд­ман, генеральный директор компании «КОМКОН-Фарма», исполнив смертельный номер — скомпоновав данные различных источников об одном и том же в сводном докладе. При этом внимание было акцентировано на том, что это делается не для скрупулезного сравнительного анализа цифр и попытки ущипнуть держателей этих цифр, а для того, чтобы понять многообразие взглядов на рынок.

Необходимо принимать во внимание, что для измерения рынка используют разные подходы. Кроме того, непосредственно исследователям доступны различные походы для снятия определенного слоя данных. Среди важнейших характеристик, которые должны быть учтены при сравнении тех или иных данных, — в каких ценах учтены итоговые показатели, какие включены категории фармкорзины и сегменты рынка. Кроме того, параметры выборки у исследовательских компаний различны.

Весьма туманной средой остаются государственные закупки и целевые программы, которые характеризуются, может, и не очень большим объемом, но взгляд глобальных компаний часто фокусируется именно на этих сегментах.

Л. Гуляницкий
Л. Гуляницкий
О. Фельдман
О. Фельдман
С. Ищенко
С. Ищенко

Итак, объем украинского розничного рынка лекарственных средств «Sale in» в ценах дистрибьютора в 2010 г. по данным PharmXplorer компании «Proxima Research» составил 19,7 млрд грн., а по оценкам «SMD» — 22,1 млрд грн. При этом в натуральном выражении этот показатель более схож у обеих исследовательских компаний и составляет около 1,2 млрд упаковок, несмот­ря на значительные расхождения в предыдущие годы. Примечательно, что, по оценкам компании «Proxima Research», рынок в 2010 г. начал восстанавливаться после кризиса за счет увеличения физического потребления лекарств и его прирост в упаковках составил 9% относительно предыдущего года. В то время как по данным «SMD», напротив, продолжилась убыль по этому показателю — на 8%. В денежном выражении в относительных показателях роста розничного рынка лекарственных средств «Sale in» также отмечены значительные расхождения — +25% в нацио­нальной валюте («Proxima Research») и +9% («SMD»). В последнее время особую популярность на фармрынках приобрела такая характеристика, как двузначные показатели темпов прироста. А учитывая приведенную асимметрию данных возникает закономерный вопрос — относится ли украинский фармрынок к таковым? Поэтому можно лишь отметить, что такой внешний источник, как мировая исследовательская компания «IMS Health» относит Украину к развивающимся фармрынкам с двузначными темпами прироста.

Такая преамбула плавно подвела участников конференции к размышлениям на тему, что является основным драйвером роста украинского фармрынка, может ли рынок сам по себе генерировать достаточную динамику или находится в прямой зависимости от усилий игроков с точки зрения маркетинга. Возможно, при прочих равных условиях назрела критическая необходимость изменения окружающей среды, в частности в сфере законодательного регулирования отрасли.

Вариации в гонке по вертикали

В продолжение темы об измерении рынка экспертный взгляд на украинский фармрынок представил Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research». По итогам 2010 г. общий объем фармрынка Украины в национальной валюте, включая госпитальный и розничный сегмент «Sale Out» (в ценах конечного потребления), на 14% превысил показатель предыдущего года. Причем на протяжении 3 предыдущих лет рынок демонстрировал двузначные темпы прироста. При высоких темпах прироста в национальной валюте в натуральном выражении и долларовом эквиваленте рынок находится на этапе восстановления, в 2010 г. обозначилась четкая тенденция к возвращению его на докризисный уровень. В упаковках темпы прироста фармрынка составили 5% по сравнению с 2009 г., в долларовом эквиваленте — +12%.

Рынок продолжает финансироваться из кошелька потребителя, и в 2011–2013 гг. значимых подвижек в сторону изменения структуры частных и государственных расходов на фармацевтическое обеспечение не предвидится. Более того, по итогам 2010 г. госпитальный сегмент к тому же еще значимо сократился — его доля уменьшилась с 18 до 15% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, в ближайшее время развитие украинского фармрынка будет определяться преимущественно динамикой доходов населения.

Украинский фармрынок остается импортозависимым. По итогам 2007–2009 гг. соотношение импортных и отечественных препаратов в структуре рынка лекарственных средств (розничный + госпитальный сегмент) в денежном выражении составляло 73:27 соответственно, в 2010 г. это соотношение сместилось в сторону отечественной продукции, доля которой возросла до 29%. Суммарный объем рынка конечного потребления лекарственных средств определяют такие основополагающие составляющие — импорт и локальное производство. Так, объем импорта готовых лекарственных средств в Украину в денежном выражении продолжает увеличиваться — +13% в национальной валюте. При этом сегмент украинского производства готовых лекарственных средств демонстрирует опережающие среднерыночные темпы прироста — +27%, что непосредственно отрази­лось на структуре конечного потребления лекарственных средств — увеличилась доля препаратов отечественного производства.

Что касается структуры рынка лекарственных средств, то в госпитальном сегменте закономерно превалируют рецептурные препараты, их удельный вес по итогам 2010 г. в денежном выражении составил 92%. В сегменте розничной реализации рецептурные и безрецептурные препараты представлены в соотношении 52:48 соответственно. Анализ темпов роста показал, что оба эти сегмента развиваются очень синхронно. Примечательно, что в 2009 г. прогнозировали большую кризисоустойчивость рецептурного сегмента, однако, как показала практика, устойчивость обоих сегментов приблизительно одинакова. В 2010 г. объем рынка рецептурных лекарственных средств в денежном выражении увеличился на 14% по сравнению с предыдущим годом, для сегмента безрецептурных препаратов этот показатель составил 13%. Хотя в натуральном выражении в 2010 г. в рецептурном сегменте отмечено немного более интенсивное восстановление объема до уровня докризисных лет, чем для ОТС-препаратов, темпы прироста для этих сегментов по сравнению с 2009 г. составили — +7% и +3% соответственно.

Среди маркетирующих компаний по суммарному объему госпитальных и розничных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2010 г. тройку лидеров сформировали компании «Фармак», «Berlin-Chemie/Menarini Group», «Sanofi-Aventis».

Как было отмечено, львиную долю общего объема украинского рынка лекарственных средств аккумулирует розничный сегмент, который заслуживает отдельного внимания. Во всех измерениях рынок розничной реализации лекарств продемонстрировал положительную динамику — на 18% в гривне, 9% в упаковках и 16% в долларовом эквиваленте. При этом в натуральном и долларовом выражении это не столько прирост, сколько восстановление до уровня 2008 г.

Состав топ-3 маркетирующих компаний в розничном сегменте аналогичен таковому в целом по рынку, однако игроки представлены в несколько иной последовательности: «Berlin-Chemie/Menarini Group», «Фармак», «Sanofi-Aventis».

Рыночная консолидация участников в сегменте производителей относительно невелика. На протяжении последних 5 лет суммарный удельный вес топ-10 производителей в общем объеме рынка в денежном выражении сохраняется на уровне 30%, хотя регулярно обновляется состав участников.

Говоря о драйверах украинского фармацевтического рынка, в 2010 г. превалирующий вклад в его прирост был обеспечен увеличением физического объема потребления — около 80%, а также перераспределением спроса с более дешевых на более дорогие препараты.

В стоимостной цепочке производитель аккумулирует максимальный удельный вес в итоговой стоимости лекарственных средств — свыше 70%. Поэтому ему отводится ведущая роль в развитии рынка посредством активного продвижения продуктов. Как известно, выделяют 2 основных способа продвижения продукции, доступных фармпроизводителям, — реклама, направленная на потребителя, и коммуникации со специалистами здравоохранения. По итогам 2010 г. темпы прироста ТВ-рекламы лекарств в натуральном выражении для зарубежных фармкомпаний отмечены на уровне 30% по сравнению с предыдущим годом, для отечественных игроков этот показатель превысил 100%. В сегменте радиорекламы в этот период отмечена аналогичная динамика — +24% для зарубежных и +108% для оте­чественных фармкомпаний. Количество воспоминаний врачей и фармацевтов о визитах медицинских представителей немного снизились — на 3% для отечественных и 6% зарубежных фармкомпаний. При этом промоционная активность остается самым действенным инструментом продвижения лекарственных средств. Оценка эффективности промоционных усилий безусловно важна, так как позволяет производителю максимально быстро реагировать на волатильность внешних условий.

Возвращаясь к вопросу параметров измерения фармрынка, следует различать данные по входу (оптовый сегмент) и выходу из аптек (аптечная реализация). По идее, для равномерно развивающегося рынка эти 2 измерения в натуральном выражении должны быть практически эквивалентны, а в денежном выражении различаться на величину аптечной маржи. Однако в 2009–2010 гг. украинский фармрынок не на шутку всколыхнули кризис и последовавшие за ним трансформации.

И. Горлова
И. Горлова
Н. Демидов
Н. Демидов

Так, в начале 2009 г. выход из аптек превалировал над входом, что было обусловлено проблемами с поставками в период кризиса, соответственно, наметилось сокращение товарных запасов аптек. По мере выхода из кризиса, после того, как рынок набирал обороты, наметился перевес в обратную сторону — темпы прироста объема продаж в оптовом сегменте начали превышать таковые для розничной реализации, в результате чего увеличился товарный запас аптек. Таким образом, в 2009 и 2010 г. фармрынок продемонстрировал разнонаправленные тренды.

В сегменте дистрибьюции по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении лидируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина», «ВВС-ЛТД». При этом по итогам 2010 г. положительная динамика относительно предыдущего года была отмечена не для всех компаний. «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина» продемонстрировали прирост продаж и укрепили свои рыночные позиции, в то время как для «ВВС-ЛТД» отмечена убыль по этому показателю, что повлекло за собой сокращение рыночной доли компании. Сегмент дистрибьюции является самым консолидированным на украинско­м фармрынке, топ-4 компаний аккумулирует 72% общего объема продаж лекарственных средств в этом сегменте.

На протяжении последних 4 лет общее количество розничных торговых точек (ТТ) в аптечном сегменте остается практически неизменным и составляет около 21,5 тыс. При этом наблюдаются структурные перестановки — количество аптек увеличивается, аптечных киосков — сокращается, а число аптечных пунктов остается стабильным. Также отмечена тенденция к росту удельного веса субъектов предпринимательской деятельности (СПД) в общем количестве аптечных учреждений. Квартальный выторг на 1 ТТ в среднем составляет 336 тыс. грн.

Рейтинг аптечных сетей по объему розничной реализации по итогам 9 мес 2010 г. возглавило КП «Фармация» (Луганск). В топ-4 также вошли «Мед-Сервис» (Днепропетровск), «Фармация» (Киев) и «Фалби» (Киев). Аптечный сегмент украинског­о фармрынка весьма фрагментирован, долевое участие даже самых крупных игроков в общем объеме розничной реализации не превышает 3%.

В 2011 г. согласно умеренному сценарию развития темпы прироста украинского рынка лекарственных средств в долларовом эквиваленте прогнозируются на уровне 14%. Пессимистические ожидания снижают прогноз до 8%, а оптимистические обещают 19%. Вероятность следования рынка тому или иному сценарию зависит от ряда факторов. В частности, поскольку между динамикой фармрынка и номинальных доходов населения наблюдается прямая корреляция, развитие рынка будет в значительной степени определяться ростом благосостояния украинцев. Среди основных драйверов рынка также важно отметить промоционную активность фармкомпаний. Кроме того, следует учитывать возможность изменения курса национальной валюты. В последнее время усилилось внимание регуляторных органов к фармацевтической отрасли, поэтому в текущем году динамика рынка будет зависеть от степени вмешательства государства в жизнь отечественного фармрынка.

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В УКРАИНЕ

В фокусе доклада Ирины Горловой, генерального директора компании «SMD», был инновационный и Rx-сегмент фармрынка Украины. По итогам 2010 г. суммарный объем украинского рынка рецептурных препаратов (розничный + госпитальный сегмент) в пересчете на цены конечного потребления составил 1,7 млрд дол. США за 0,5 млрд упаковок. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных лекарственных средств в розничном сегменте выше таковой в госпитальном сегменте и составляет 29 и 22 грн. соответственно.

В структуре рынка рецептурных лекарственных средств в денежном выражении доминируют зарубежные компании с долей 77%, а в натуральном выражении — продукция украинского производства, ее удельный вес составляет 55%. Следует отметить, что сегмент Rx-препаратов отечественного производства развивается опережающими темпами по сравнению с зарубежной продукцией.

Рынок характеризуется высокой степенью обновления. Причем этот процесс сопровождае­тся уходом с рынка старых продуктов из основных АТС-групп. Так, например, из сегмента антибиотиков J01 уходят ампициллин, эритромицин, гентамицин, бензилпенициллин, ко-тримоксазол. В сегменте кардиологических препаратов — гипотензивные препараты каптоприл, инозин (рибоксин), дигоксин и АТФ и т.д. При этом происходит активное обновление наиболее значимых терапевтических сегментов более эффективными лекарственными средствами нового поколения. За последние 6 лет украинский фармрынок пополнился 800 молекулами.

Состояние здоровья рынка определяется объе­мом продаж продуктов 1-го и 2-го года жизни. Анализ рынка лекарственных средств в упаковках с точки зрения даты их лонча, позволил выявить степень обновления рынка, которая измеряется в доле новых продуктов, живущих на нем в течение года. Если для зрелых рынков степень обновления составляет 2,5–3%, то в Украине этот показатель для продуктов 1-го и 2-го года жизни составляет 5%, что характеризует активное обновление рыночного портфеля.

В контексте замедления темпов прироста крупнейших развитых мировых фармрынков в условиях истечения сроков патентной защиты по многим наиболее продаваемым препаратам и предстоящей их генерической замены в поисках новых рынков сбыта будет повышаться внимание Большой Фармы к Украине как одному из быстрорастущих развивающихся рынков.

Итак, после стагнации рынка, произошедшей в 2009 г. на фоне экономического кризиса, 2010 г. принес стабилизацию и восстановление объема рынка. В 2011–2013 гг. можно прогнозировать умеренный рост украинского розничного фармрынка в долларовом эквиваленте на уровне 10–15% в год.

УКРАИНСКИЙ ФАРМРЫНОК В МЕЖДУНАРОДНОМ ОКРУЖЕНИИ: ВЕКТОРЫ УКАЗУЮЩИЕ

Болезненные для фармрынка вопросы регулирования промоционной активности на примере стран СНГзатронул российский коллега Николай Демидов, генеральный директор компании «Фармэксперт», поделившись международным опытом текущей ситуации в этой сфере, а также очертив круг актуальных тенденций на ближайшую перспективу. По вопросам регулирования продвижения лекарственных средств основное внимание будет сконцентрировано на России, Узбекистане, Казахстане, Беларуси.

В 2010 г. большинство рынков стран СНГ наверстывали объем, утраченный в период кризиса. Причем успех в этом направлении для СНГ оказался весьма неоднородным. Например, лучше всех с задачей по восстановлению рынков справились фармрынки Казахстана, Беларуси, Узбекистана, для которых темпы прироста в денежном выражении в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом составили 6, 9 и 8% соответственно. В это же время для Грузии и Молдовы характерны процессы стагнации, убыль на этих рынках составила 1%.

Важно понимать, что наряду с ключевыми макроэкономическими показателями стран СНГ немаловажную роль в развитии фармрынка играют потребительское поведение, бизнес-среда и правовое поле. Например, в Грузии отмечено достаточно серьезное давление локальных производителей, которые укрепляют свои позиции, предлагая дешевый товар, и заметно теснят позиции иностранных производителей. В случае с Молдовой — выход из кризиса проходит довольно сложно, стагнация рынка является преимущественно следствием изменения потребительского спроса, профиль которого коренным образом изменился в кризисный период. В Беларуси ситуация выглядит парадоксально — в этой стране отмечены наиболее высокие темпы роста, притом что на сегодня она является самой зарегулированной страной с точки зрения управления государства фармрынком.

6-я ежегодная аналитическая конференция «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ 2010–2011 гг. ВЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ ПО СПИРАЛИ»

Что касается России, то в 2010 г. рынок лишился одного из своих наиболее значимых драйверов — инфляционной составляющей. Раньше высокий рост рынка в национальной валюте формировал инвестиционную привлекательность российского фармрынка. Годовой объем российского рынка достиг около 18 млрд дол. В 2010 г. драйвером рынка стало увеличение физического потребления лекарственных средств.

Причина этого связана с действиями государства. С одной стороны, государство радуется инвестиционной привлекательности российского фармрынка и поднимает флаг для инновацион­ного сегмента, модернизации отрасли. С другой — считает необходимым «закручивание гаек» фарминдустрии. Это, прежде всего, касается ценового регулирования, продвижения, регистрации, преференций для локальных производителей. Следует напомнить, что в 2010 г. были введены новые правила ограничения ценообразования на препараты, которые включены в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), доля которых составляет треть общего объема российского фармрынка в денежном выражении. Это привело к тому, что впервые в истории российского фармрынка было отмечено снижение цен на широкий список лекарственных средств в розничном сегменте — почти на 12% по итогам апреля–декабря 2010 г. С точки зрения инвестиционной привлекательности и маржинальности бизнеса это не очень хорошо. Кроме того, в России сейчас формируется новая негативная тенденция — закрытие аптечных учреждений в связи с заметным увеличением налогового бремени на аптеки с начала текущего года. Для многих аптек существование в новом режиме стало невозможным.

Если затронуть вопросы, связанные с сис­темой здравоохранения в целом, то результаты сравнения с другими странами мира по ожидае­мой продолжительности жизни с учетом существующего на тот момент показателя смертности, а также с учетом количества времени, которое человек проводит в нездоровом состоянии, для стран СНГ неутешительны. Без изменения общей концепции системы здравоохранения в наших странах, улучшение показателей невозможно. Предполагается, что для любой сис­темы здравоохранения лозунгом должен стать: «Устойчивый рост и сокращение разрыва между ожидае­мой продолжительностью жизни и продолжительностью здоровой жизни».

Тему продвижения лекарств начнем с России. Весь 2010 г. фармацевтическое сообщество трясло от инициатив, которые исходили от различных государственных структур, регулирующих фармрынок. В частности, Федеральная антимонопольная служба, которая активно проявила себя как структура, обращающая внимание на ненадлежаще организованные системы, обратила внимание на систему отношений на фармрынке. И подготовила закон, который фактичес­ки связывал руки медпредставителям по взаимодействию с врачами. Законопроект не прошел. Но появился новый проект, более мягкий, и, тем не менее, серьезно ограничивающий перспективу взаимодействия фармкомпаний и врачебного сообщества. До сих пор этот законопроект не принят, но есть предположения, что он будет принят, особенно в контексте, что подобные законы приняты в большинстве европейских стран в разных форматах и с разной степенью жесткости.

Что касается возможности продвижения препаратов с точки зрения рекламы рецептурных средств, то в России, Узбекистане, Казахстане, Беларуси и Украине разрешена реклама рецептурных препаратов в специализированной прессе. Разница лишь в том, какова процедура отнесения тех или иных изданий к профессиональной прессе, которую читают фармацевты и врачи. Законодательное регулирование в этой сфере присуще лишь Беларуси. В Узбекистане существует прогрессивная, но нетипичная для других стран СНГ, норма отнесения отдельных брэндов к товарам народного потребления.

Реклама безрецептурных препаратов, направленная на потребителя, в странах СНГ допускается, но в некоторых из них в этой сфере есть ограничения. В Казахстане запрещена наружная реклама лекарственных средств, относящихся к безрецептурному отпуску. В Беларуси реклама должна согласовываться в Минздраве. В России и Узбекистане действуют ограничения касательно ТВ-рекламы, согласно которым определенный период отводится обязательной информации о необходимости ознакомиться с инструкцией по применению.

На сегодня законодательно прописанные ограничения в сфере регулирования деятельности медицинских представителей существуют в Узбекистане, где представители фирм не имеют права напрямую при посещении врача продвигать товар, индивидуальные визиты к врачам запрещены (Приказ Горздрава от 21.08.2009 г. № 107). Представительство должно брать в рай­здравах разрешение на проведение презентаций в соответствующих районных лечебных учреждениях с утвержденным годовым графиком. В остальных странах активность медицинских представителей не регулируется законодательными актами, но в Беларуси согласно письму соответствующего департамента Минздрава есть ограничения визитов к врачу в рабочее время.

Высока вероятность принятия закона об ограничении деятельности медицинских представителей в России, который предусматривает ограничение визитов к врачу; запрет на приглашения врачей на развлекательные мероприятия и ограничения для участия в конференциях; запрет стимулирования назначений; ограничения стимулирования продаж в аптеке; запрет распространения образцов. В случае же ограничения коммуникаций с врачебной аудиторией, являющейся наиболее эффективной для продвижения продукции, фармкомпании будут искать новые способы взаимодействия со специалистами здравоохранения. Например, изменять схемы визита; развивать новые методы организации конференций через посредников (некоммерческие организации); смещать направления продвижения на непрямые каналы коммуникации — реклама в профессиональной прессе и пиар, интернет, спонсорство.

Следует отметить, что законодательные ограничения деятельности медицинских представителей больней всего ударят по генерическим компаниям. В свою очередь, инновационные компании менее зависимы от этого канала продвижения.

Среди основных факторов развития фармацевтических рынков стран СНГ в 2010–2012 гг. можно выделить увеличение объема средне­душевого потребления лекарственных средств за счет роста благосостояния населения и прио­ритетности заботы о здоровье; появление новых государственных программ льготного лекарственного обеспечения; увеличение объема финансирования существующих государственных программ; внедрение GMP для всех производителей; внедрение страховых механизмов компенсации стоимости лекарственных средств для пациентов.

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС

После выступления докладчиков модераторы конференции взяли инициативу в свои руки.

Какие ключевые факторы будут способствовать успеху компаний, выходящих на украинский фармрынок? Как им строит­ь стратегию?

И. Горлова: Следует обращать внимание на ключевой аспект — украинский рынок напрямую зависит от покупательной способности населения. Причем необходимо понимать, что в ближайшие годы особых перспектив по увеличению доходов населения не предвидится. В стране по-прежнему отмечают неоднородность потребительской аудитории — высокий уровень безработицы и в то же время высокий уровень концентрации людей, у которых есть деньги на приобретение лекарств. Поэтому для фармкомпаний важно определить свою целевую аудиторию и способы эффективного контакта с ней. Обращая внимание на стратегии компаний в разрезе рецептурного статуса препаратов, серьезным фактором, который необходимо учитывать, является высокий уровень самолечения в стране.

Что характеризует украинский рынок, что является способствующим, а что предостерегающим фактором?

С. Ищенко: Факторов достаточно много. При этом на первое место выходят макроэкономика и развитие рынка с точки зрения входа товара на рынок. Поступившая товарная масса давит на рынок и выходит через розничный сегмент, в результате увеличивается товарооборот. Важным критерием развития фармрынка и, в частности, компаний, является активность продвижения продукции посредством рекламы, направленной на конечного потребителя, и коммуникаций со специалистами здравоохранения. При продвижении продукции особое внимание следует уделять сегментации и таргетингу, нахождению того самого потребителя. Важно следить за курсовыми колебаниями и управлением ценой внутри страны, что играет немаловажную роль в вопросах сохранения/увеличения доли рынка. В последнее время на объе­м продаж значительно влияет соотношение курса доллар/евро.

В настоящее время для украинского фармрынка актуален вопрос инвестиций, каковы ожидания зарубежных компаний в этой сфере?

С. Ищенко: Приоритеты инвесторов определяются их целями. Например, если это бизнес на продажу, то ключевым аспектом капиталовложений будет борьба за долю рынка. Если говорить о стационарных игроках мировой фарминдустрии, то на первый план выходит стратегическое инвестирование, связанное с расширением продуктовых портфелей, рынков сбыта и др. Украи­на как быстроразвивающийся фармрынок характеризуется двузначными темпами прироста, что само по себе уже является весомым аргументом в ее пользу в качестве направления для инвестиций. Более того, в текущем году при стабильном курсе национальной валюты инфляция прогнозируется на уровне около 10%, а это значит, что даже при отсутствии значимого прироста в натуральном выражении в деньгах рынок покажет существенный прирост. Что касается потенциала роста потребительского спроса, то Украина неотступно следует за своими восточными соседями, хоть и с некоторым отставанием. И через 3–4 года украинский фармрынок может прийти к характеристикам, аналогичным России, где в настоящее время объем потребления лекарств на душу населения вдвое превышает таковой для Украины. При таких среднесрочных прогнозах рынок Украины представляет значительный интерес для потенциальных инвесторов.

И. Горлова: Если взглянуть на ключевые факторы интереса инвесторов в разрезе различных сегментов, то производители лекарственных средств могут быть привлекательны своим продуктовым портфелем или доходностью бизнеса. Сегмент дистрибьюции представляет интерес благодаря высокой консолидации. В перспективе важное влияние на инвестиционную привлекательность украинского фармрынка будут оказывать степень развитости законодательной базы, а также перспективы страховой медицины.

Каковы перспективы инвестиционного потенциала украинског­о фармрынка?

Олег Ищенко, глава представительства компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» в Украине: Этот год уже обещает быть очень интересным, особенно учитывая то, что закон о запрете рекламы лекарственных средств в СМИ одобрен в первом чтении. Причем есть вероятность, что этот закон пройдет и во втором чтении, что в значительной степени повлияет на динамику рынка. В таком случае можно предположить, что критические изменения претерпит структура потребительского спроса. На рынке останутся продукты, которые получали рекламную поддержку в последние годы. В свою очередь, вход новых ОТС-продуктов на рынок будет практически закрыт, или же цена входа будет непомерной.

В Украине посыл для реализации системы страховой медицины появился много лет назад, однако до сих пор не было существенных по­движек в этом направлении. Запас прочности терпения инвесторов истощается. Некоторые фармкомпании оставляют «флажок» на карте о присутствии в этой стране, штат сотрудников сокращают до 95% и начинают работать через аутсорсинговые компании. Реально компания, обладающая крупным капиталом, на Украину смотрит скептично, поскольку до сих пор не определены четкие правила игры, а неопределенность предполагает значительные риски.

Каковы перспективы развития украинского фармрынка, в частности ОТС-сегмента, в свете возможных ограничений в сфере рекламы лекарств ?

Юрий Федорчук, заместитель генерального директора по маркетингу «Фармацевтической фирмы «Дарница»: В случае введения запрета на рекламу лекарственных средств, направленную на конечного потребителя, ОТС-сегмент ожидают весьма печальные перспективы, что также негативно отразится на развитии рынка в целом. Более того, катастрофические последствия отсутствия рекламы в медиа проявятся не только для молодых/еще нерожденных брэндов, но и для раскрученных торговых наименований, динамика которых поддерживается преимущественно за счет регулярного напоминания потребителю о них в СМИ.

Какие основные векторы роста можно обозначить для украинской Фармы?

Летик Владислав, руководитель отдела поликлинических препаратов представительства компании «MSD» в Украине: В 2011 г. среди ключевых драйверов нужно выделить 4 основных: избирательное повышение цен; выведение новых молекул, брэндированных копий и комбинаций существующих молекул; повышение эффективности работы внешней службы со специалистами здравоохранения, и особенно — создание инновационных маркетинговых решений в сфере продвижения и дистрибьюции продукции.

Митин Владимир, региональный директор компании «Actavis» в СНГ и Украине: Украинский фармрынок и в ближайшем будущем продолжит генерировать двузначные темпы прироста. При этом пока не предвидится введение реимбурсации, в связи с чем на рынке продолжат доминировать брэндированные генерики. Инфляционная составляющая будет и в дальнейшим обеспечивать немалый вклад в прирост рынка, однако преимущественный вклад в удорожание лекарственных средств будет происходить за счет замещения старых препаратов более современными. Кроме того, будущее рынка сопряжено с развитием современных стандартов лечения. На современном этапе украинский фармрынок коренным образом отличается от рынков западной Европы и США. Поэтому в будущем можно ожидать значительных структурных перестановок.

Есть ли предпосылки к дальнейшему усилению тенденции перехода зарубежных фармкомпаний в статус резидента?

Александра Сологуб, генеральный директор ООО «Тева Украина»: Работа на украинском фармрынке в статусе резидента предполагает повышение эффективности бизнеса, рост возможностей и скорости реагирования на изменение условий работы, максимальную вовлеченность фармкомпании в реалии украинского рынка, вследствие чего повышается чувствительность к регуляторным инициативам со стороны государства. Как мы видим, процесс изменения регулирования фармрынка продолжается на современном этапе развития и, соответственно, есть пожелание, чтобы эти изменения носили не спонтанный характер, а были более последовательными и не становились неожиданностью для игроков рынка. Ведь для любого бизнеса важно планирование, а в условиях непредсказуемости объективная оценка перспектив развития компании становится затруднительной. Таким образом, присутствие на украинском фармрынке в качестве локальной компании хоть и сопряжено с рядом трудностей, но также имеет ряд безусловных преимуществ.

В ближайших публикациях мы расскажем нашим читателям о 2-й и 3-й сессиях конференции, а также о выводах, к которым пришли ее участники в ходе горячих дискуссий.

Анна Шибаева
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті