6-я ежегодная аналитическая конференция «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ 2010–2011 гг. ВЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ ПО СПИРАЛИ». Часть 3

Напомним, что 10 февраля в Киеве в отеле «Премьер Палас» состоялась 6-я ежегодная аналитическая конференция «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ 2010–2011 гг. ВЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ ПО СПИРАЛИ». В ходе первых двух сессий обсуждались вопросы развития украинского фармрынка в контексте глобальных и локальных макроэкономических тенденций, а также особенности стратегий продвижения лекарств и потенциальные угрозы в этой сфере в свете новых регуляторных инициатив. Заключительная сессия конференции была посвящена структурным изменениям на украинском фармрынке в разрезе отдельных его сегментов. Итак, о ключевых тенденциях на рынке рассказывают его непосредственные участники.

Украинская Big Pharma: бег с препятствиями и без

Михаил Ванат, директор по маркетингу и продажам ООО «Фармак», представил взгляд на развитие украинского фармрынка глазами локального производителя. За последние 5 лет компания «Фармак» в результате плодотворной работы переместилась с 7-й на 1-ю позицию общенационального рейтинга украинского фармрынка. Восхождение на пьедестал происходило благодаря опережающей среднерыночную динамике компании. Так, в 2005–2010 гг. среднегодовые темпы прироста объема продаж «Фармак» в денежном выражении составили 38%, а для рынка в целом — 25%.

М. Ванат привел оригинальное сравнение украинской фарминдустрии с… рыбой. Если проанализировать структуру рынка в разрезе рыночного статуса препаратов и представить, что сегмент оригинальных препаратов — это голова рыбы, то она занимает 15%, а остальное — это тело (генерические препараты, которые отвечают общепризнанным протоколам лечения) и хвост (локальные и зарубежные препараты, которые не имеют шансов быть использованными в условиях страховой медицины), то украинская фарминдустрия похожа на русалку. Локальные и зарубежные производители конкурируют в генерическом сегменте, при этом ключевое конкурентное преимущество отечественных компаний — цена. Средняя цена 1 упаковки лекарственных средств отечественного производства составляет около 11 грн., а для импортных — 41 грн. Таким образом, почти четырех­кратный разрыв в цене предполагает, что при прочих равных затратах физический объем потребления украинских генериков может быть в разы больше, чем импортных.

При этом решение проблем фармацевтического обеспечения непосредственно зависит от источника финансирования. В нашей стране львиная доля расходов на лекарства оплачивается из кармана пациентов.

Анализ ценовой структуры рынка в разрезе импортных и отечественных препаратов в долларовом эквиваленте указывает на то, что в случае введения налога на добавленную стоимость (НДС) продукция зарубежного производства подешевеет, а при внедрении реимбурсации снижение цен в этом сегменте станет еще более заметным.

Что касается сегмента импорта, то в настоящее время кроме непосредственно лекарственных средств зарубежные компании практически не ввозят в Украину новые технологии, лицензии, хотя это благоприятно бы отразилось на рынке.

В настоящее время инновационные препараты в продуктовом портфеле компании «Фармак» занимают около 25%, в дальнейшем планируется довести этот показатель до 30%. Объем экспорта в общем объеме производства компании аккумулирует удельный вес в размере 20%. Объем продаж безрецептурных препаратов в 2010 г. составил 381 млн грн. Эти показатели вполне сопоставимы с таковыми крупнейших зарубежных игроков на украинском фармрынке.

Международные производители в борьбе за долю украинского рынка

О возможностях и вызовах, с которыми сталкивается зарубежный фармацевтический бизнес в Украине, рассказал Виталий Кирик, глава комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, глава представительства «Польфарма» в Украине. Сегодня достойным оппонентом зарубежному бизнесу является отечественная фарминдустрия, которая обрела значительную мощь и достигла высокого профессионализма в своем деле. В последнее время также обострились вопросы государственного вмешательства, в частности, политика по ограничению импорта и поддержке локальных производителей. Кроме того, все участники рынка сталкиваются с такими проблемами, как деструктивные меры по регулированию рынка и снижение располагаемого дохода населения.

В ответ на структурные перестановки на рынке компанией «МОРИОН» был введен термин «импорт за гривню», подразумевающий сегмент импорта, который осуществляется украинскими филиалами зарубежных компаний с последующей продажей продукции дистрибьюторам в национальной валюте. В 2008–2010 гг. в общем объеме украинского фармрынка доля отечественных лекарственных средств в денежном выражении увеличилась с 23 до 27%, а в сегменте «импорт за гривню» был отмечен еще более существенный прирост — с 18 до 28%, соответственно, в этот период удельный вес «импорта за валюту» сократился с 59 до 46%. Если же проанализировать аналогичным образом структуру фармрынка, включив в сегмент «импорт за гривню» зарубежные компании, работающие в форме «ООО» вне зависимости от времени их перехода на новую форму хозяйствования, то доля этого сегмента на протяжении 3 лет остается стабильной на уровне 27–28%. Это свидетельствует о том, что основной прирост этого сегмента обеспечивается периодическим его обновлением за счет перехода в статус резидента крупных зарубежных игроков. То есть, на рынке происходит перераспределение между сегментами. Стремление зарубежных компаний мигрировать в сегмент «импорт за гривню» обусловлен рядом преимуществ, которые обеспечивает такая форма хозяйствования. В частности, компании получают возможность быстрого принятия решений на локальном уровне, осуществляется перенос логистических операций в полное локальное управление, повышается гибкость в вопросах ценообразования и управления курсовыми рисками.

Что касается регулирования фармацевтического рынка государством, то важно доносить до властей консолидированную позицию отрасли и не допускать деструктивных прецедентов, подобных первой редакции «постановления 955» или «моратория на рост цен». В ходе принятия решений необходимо учитывать мнение индустриальных ассоциаций и соблюдать баланс интересов в системе «пациент — государство — производитель». Также следует обращать внимание на источники финансирования лекарственного обеспечения в стране. В силу того, что в Украи­не не государство, а пациент является основным плательщиком, то регулирование цен на амбулаторное потребление лекарств должно осуществляться в первую очередь рыночными механизмами и стимуляцией здоровой конкуренции между производителями.

В процессе работы на украинском фармрынке компании порой сталкиваются с обвинениями относительно недобросовестной конкуренции в сфере продвижения лекарственных средств. Законодательная инициатива полного запрета рекламы как средство борьбы с ее «недобросовестностью» похожа на гильотину как средство от головной боли. Вполне достаточно было бы выработать четкие критерии в рекламе лекарственных средств, исключающие возможность неоднозначного и субъективного толкования информации.

Среди драйверов роста зарубежных компаний на украинском фармрынке традиционно можно выделить, например, значительные бюджеты на продвижение и рекламу, стратегически правильное управление продуктовым портфелем, ранние лончи новых препаратов, квалифицированный персонал в службе продвижения, современные маркетинговые приемы. Однако со временем значение этих факторов снижается, и на первый план выходят новые драйверы роста. В частности, зарубежные фармкомпании делают акцент на локализации торгового и производственного процессов, совершенствовании операционной эффективности, поиске новых показаний для уже известных молекул, продвижении новейших фармакотерапевтических доктрин (например age-related diseases), диверсификации портфелей (например за счет биопрепаратов).

Сегодня в числе ключевых вызовов, которые стоят перед зарубежными фармпроизводителями, — государственные инициативы в сфере регулирования импорта и обращения лекарственных средств, налогообложения, а также в области гармонизации со стандартами ЕС и мировыми практиками (например реимбурсация). Несовершенство законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности также несет угрозы для инвестиционной привлекательности рынка.


М. Ванат


М. Симашова


В. Кирик

Big Pharma — индикатор зрелости рынка

Одним из ключевых индикаторов зрелости фармрынка является поведение компаний Big Pharma. Поэтому с целью определения, в какой стадии зрелости находится сегодня украинский фармрынок, слово было предоставлено представителю крупнейшего игрока Big Pharma Марине Симашовой, главе представительства компании «Novartis Pharma Services AG» в Украине. Что же подразумевает термин Big Pharma? Согласно одному из определений Big Pharma — это транснациональные корпорации, использующие в своей деятельности международный подход, предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования. По организационной структуре транснациональные корпорации, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Фазу зрелости рынка характеризует замедление темпов роста объема продаж и стабилизация/снижение прибыли. Украинский фармрынок сегодня находится в стадии развития и имеет весьма существенный потенциал роста.

Согласно данным, опубликованным в отчете компании «Baker&McKenzie», Украина в настоящее время является 4-м по приоритетности рынком после России, Польши и Турции. Для украинского рынка отмечены один из самых значительных в мире темпов прироста объема продаж в денежном выражении. Примечательно, что несмотря на очень тяжелый послекризисный период 2009–2010 гг., для западных компаний в Украине отмечено улучшение экономических показателей и позитивный прогноз на 2011 г.

Также необходимо принять во внимание определенную политическую стабильность, стабильность валюты, рост покупательной способности и высокую численность населения. Но наряду с указанными преимуществами, для украинского фармрынка характерен также ряд проблем, в том числе вопросы, связанные с частой сменой кадров в структуре здравоохранения, недостаточный уровень государственных инвестиций в систему здравоохранения, недостаточный уровень развития инфраструктуры, неясность в вопросах интеллектуальной собственности. Кроме того, в стране по-прежнему отмечен сравнительно невысокий уровень расходов на лекарства в расчете на душу населения. И главное — в общем объеме финансирования лекарственного потребления в Украине превалирующая часть оплачивается из кармана пациента. В это же время именно уровень финансирования системы здравоохранения из государственного бюджета является одним из ключевых индикаторов зрелости фармрынка.

Сегодня перед украинским фармрынком стоят очень серьезные вопросы, требующие незамедлительной реакции и касающиеся реформирования системы здравоохранения, совершенствования законодательной базы, улучшения инвестиционного климата, развития высоких технологий и экономики в целом и повышения качества жизни населения. Показатели здоровья населения представляют собой базу для планирования ресурсов здравоохранения, необходимых для удовлетворения существующих потребностей населения в различных видах медицинской помощи, в том числе и лекарственного обеспечения.

Главной составляющей в решении этих вопросов является обеспечение стабильного и адекватного государственного финансирования.

Одной из ключевых проблем, без решения которой развитие будет проходить вслепую, является разработка системы приоритетов, иначе говоря, утверждение главных областей медицины, для которых необходимы инновационные препараты. Лежат ли эти приоритеты в сфере борьбы с онкологическими заболеваниями, кардиоваскулярными, инфекционными или иными — вопрос, на который можно и необходимо искать ответ именно сейчас с учетом украинских реалий, мнений ученых и клиницистов.

Следует отметить, что многие проблемы украинской системы здравоохранения сегодня уже выносятся на рассмотрение руководством страны и рассматриваются как первоочередные.

Таким образом, факторы зрелости фармрынка — это все перечисленные вопросы, которые стоят сегодня перед украинским здравоохранением и то время, в течение которого они будут решены.

Локализация производства и другие особенности и перспективы развития

В контексте антагонистического противодействия отечественных и зарубежных производителей, например, в России применен стандартный выход — импортеры в императивном порядке переходят в статус производителей. В Украине сегодня отсутствует четко обозначенная государственная протекционистская политика, тем не менее, в нашей стране есть прецедент строительства фармацевтического завода «с нуля».

Опытом локализации фармацевтического производства в Украине поделился Раджив Гупта, генеральный директор «Кусум Хелтхкер ПВТ. Лтд». В настоящее время компания располагает 2 заводами — в Индии и Украине, научно-исследовательским центром в Индии, дистрибьюторской компанией «Гледфарм», а также дистрибьюторскими компаниями в других странах СНГ. Примечательно, что строительство заводов в Индии и Украине было инициировано практически одновременно, при этом в Индии завод был построен в течение года, в то время как в Украине на это ушло 5 лет. Оба завода имеют сертификат соответствия требованиям GMP. В настоящее время в Украине 75% рынка лекарственных средств в денежном выражении аккумулирует импорт, в то время как в Индии этот показатель составляет лишь 3%.

Каковы индийские реалии фармпроизводства сегодня? Индия — один из крупнейших производителей субстанций и готовых лекарственных средств в мире, кроме того, на территории страны расположены склады практически всех крупных производителей субстанций и вспомогательных веществ. Индия занимает 2-е мес­то в мире после США по количеству производственных площадей, сертифицированных управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration). Страна обладает мощной научно-исследовательской базой.

Что касается непосредственно строительства фармацевтических заводов, то в Индии этот процесс упрощен на всех этапах — простая разрешительная система, льготный землеотвод, в ходе строительства, запуска и эксплуатации завода проверки сведены к минимуму. Таким образом, инвестору открыт путь для развития производства.

Если окунуться в историю, то мы увидим, что Индия преодолела долгий путь в своем становлении в качестве одного из ведущих мировых фармпроизводителей. Еще во времена обретения Индией независимости (1947 г.) международные компании присутствовали в Индии только как иностранные представительства. При этом многие из международных компаний производили препараты в этой стране. Тогда правительство Индии обязало их стать индийскими компаниями. В 70-х годах ХХ в. в стране был отменен патент на препарат, а признавался только патент на процесс производства. Это стимулировало локальное производство как субстанций, так и готовых лекарственных средств, содержащих самые современные молекулы, полученные альтернативным путем синтеза. В результате было отмечено значительное удешевление лекарств, что сделало их доступными для большей части населения и стимулировало спрос. Тогда правительство пошло дальше в своем намерении развивать фармацевтическое производство — были введены налоговые каникулы для предприятий, расположенных в специальных экономических зонах и на определенных территориях, а затраты на R&D списывались на расходы и при этом еще умножались на коэффициент (например, 1,5 или 2). В результате рынок, который в 1950 г. составлял в денежном выражении всего 1,2 млрд дол. США, в 2010 г. уже достиг 11 млрд дол.

В Украине сегодня на государственном уровне идет активный поиск путей минимизации зависимости от импорта и стимулирования локального производства. Для реализации этих намерений в Украине необходимо увеличить количество современных фармацевтических предприятий, производящих готовые лекарственные средства, а также расширить спектр препаратов, производимых в Украине, за счет новых генерических молекул, дозировок, форм доставки препаратов.

Решение данных вопросов требует комплексного подхода, включая упрощение законодательства по строительству, обеспечение льгот в кредитовании и налоговых льгот, поддержка местных производителей Министерством здравоохранения Украины.

Таким образом, чтобы создать новым предприятиям условия для их быстрой окупаемости, государству следует задуматься об обеспечении доступа к дешевым кредитам и создании свободных экономических зон с низкой стоимостью земли и налоговыми каникулами.

Кроме того, сегодня в Украине себестоимость лекарственных средств локального производства повышается на 30–50% по сравнению с импортируемыми препаратами в связи с тем, что действующим налоговым законодательством, несмотря на отсутствие НДС на лекарственные средства, предусмотрен НДС на вспомогательные вещества, упаковочные материалы и химические реагенты. Иначе говоря, локальные и зарубежные производители находятся в неравных условиях, что противоречит государственной политике, направленной на импортозамещение.

Итак, создание подобных условий в Украине будет сильным стимулом для инвестиций в Украину.


Р. Гупта


С. Ходос


А. Суходольский

Консолидация рынка по‑украински. Немного о вечном: дистрибьюция лекарств в Украине

Название данной сессии «Структурные изменения рынка» говорит само за себя. Был разговор о том, какие перестановки происходят в сегменте производителей. Пришло время обсудить тенденции в сегментах дистрибьюции и ритейла. Если говорить о процессах консолидации на украинском фармрынке, то они планомерно развиваются, при этом сегмент дистрибьюторов является самым консолидированным звеном. В настоящее время мы проходим путь, аналогичный уже пройденному другими зарубежными странами, в частности, нашими ближайшими соседями — странами Центрально-Восточной Евро­пы. Там процессы консолидации также начинались с сегмента дистрибьюторов, в результате чего сформировалась топ-3 общенациональных поставщиков, а остальные небольшие игроки заняли свои узкие ниши. Итак, как оценивают украинские дистрибьюторы перспективы изменения структуры рынка?

О нелегкой доле украинского дистрибьютора собравшимся поведал Сергей Ходос, директор компании «Фра-М». Что касается названия этой конференции «Фармрынок Украины: векторы движения по спирали», то в сегменте дистрибьюции движение происходит не по спирали, а в одной и той же плоскости, определяемой двумя координатами — производитель и ритейл, труд по удовлетворению потребностей которых взял на себя дистрибьютор. В сегменте дистрибьюторов есть ключевая особенность — игроки рынка нацелены на увеличение рыночной доли, в то время как для других сегментов рынка в большей степени характерна гонка за прибылью. Результат на лицо — сегменты производства и ритейла фрагментированы, а дистрибьюторы на их фоне наиболее консолидированы. Однако дальнейшие возможности усиления концентрации на рынке несколько ограничены. Из доступных инструментов — договориться с «соседом», помочь уйти «соседу», внедрить новые качественные формы удовлетворения потребностей производителей и ритейла. Но договориться практически невозможно по целому ряду причин, из-за истории, сложившейся в процессе развития бизнеса отношений, украинской ментальности и т.д. С точки зрения производственного процесса консолидация не нужна в принципе, существующих ресурсов достаточно, но с точки зрения CEO или финансового института, заменяющего производственный процесс, она необходима как инструмент удовлетворения акционеров или рынка акций. Для внешнего игрока, если не рассматривать необходимость, вызванную деятельностью регуляторных и разрешительных органов, локальные производители малоинтересны (их рыночная доля не позволит существенно повлиять на стоимость такого игрока), а ритейл еще более резко фрагментирован.

Заинтересованность в консолидации у дистрибьюторов практически отсутствует, возможен вариант прихода владельца извне (в идеале единого), так как простого слияния внутри рынка не будет. В текущем году вероятность значимых структурных перестановок в сегменте дистрибьюции отсутствует, так как за короткий срок такое не происходит, а активной подготовки в настоящее время не наблюдается.

В программе этого года — государственно-частное партнерство (ГЧП), зарекомендовавшее себя во многих странах. Однако подобные инициативы могут коснуться производственных компаний, а не дистрибьюторов.

Прим. ред.: ГЧП — государственно-частное партнерство — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Например, государство обес­печивает финансовую поддержку фармпроизводителям для развития инвестиционных проектов.

Свою точку зрения на поднятый вопрос относительно перспектив структурных перестановок на украинском фармрынке высказал Александр Суходольский, директор компании «БаДМ». Известны различные степени концентрации на рынке дистрибьюции в разных странах — начиная от Греции, где долевое участие компаний минимально и составляет не более 10%, и заканчивая Словенией, где на одного дистрибьютора приходится более половины объема поставок лекарств в стране. Можно предположить, что Украина пойдет по европейскому пути и удельный вес игроков в сегменте дистрибьюции в среднем будет составлять более 20%. В настоящее время уровень концентрации на украинском рынке почти достиг среднего европейского уровня, и значимого усиления процессов консолидации в ближайшее время вряд ли можно ожидать, однако продолжатся внутренние перестановки за счет дальнейшего усиления/ослаб­ления позиций ключевых игроков рынка.

А. Суходольский не согласился с предыдущим докладчиком относительно возможности выхода на украинский рынок дистрибьюции крупного внешнего инвестора и поглощения им всех локальных компаний. Поскольку это нецелесообразно. Более вероятный сценарий — появление на рынке крупного игрока в результате приобретения какой-либо компании. Но это ничего не изменит в расстановке сил. Например, какая разница для большинства производителей, кто является учредителем той или иной дистрибьюторской компании? Опыт других рынков свидетельствует, что приход крупных игроков ничего не изменил.

В розничном сегменте постепенно повышается скорость консолидации, хотя пока данное звено остается самым фрагментированным. Прогнозировали, что в кризисном 2009 г. будет отмечен пик консолидации — на фоне массовых разорений мелких розничных сетей активизируются процессы поглощения более устойчивыми компаниями. Однако этого не произошло. Розничные сети оказались стойкими и работали без прибыли/в убыток, веря в светлое будущее.

В 2010 г., не дождавшись значительного улучшения ситуации (прибыльность так и оставила желать лучшего), розничный сегмент активизировал процессы консолидации. Важно понимать, что поиск путей повышения прибыльности будет проходить сначала извне посредством поглощений, а затем будет обращен внутрь себя (устранение дефектуры и прочее). Таким образом, в ближайшее время в розничном сегменте возможно усиление процессов консолидации.

Итак, конференция собрала огромное количество экспертов отрасли и послужила незаменимой платформой для обсуждения животрепещущих вопросов, будоражащих украинский фармацевтический рынок. Продолжение этой доброй традиции следует… До скорых встреч!

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Анна Шибаева

есть вопрос — есть ответ!

— В каком направлении планируется сфокусировать усилия для дальнейшего развития бизнеса на фармрынке Украины?

Ирина Каракай, глава представительства компании «Boehringer Ingelheim» в Украине: Развитие бизнеса в Украине иностранные R&D-компании рассматривают через призму своих приоритетов — учитывая, что крупные рынки в других странах подвергаются существенному влиянию правительства, в первую очередь, в отношении снижения цен, сокращения или пересмотра списка реимбурсированных препаратов, перехода на генерические препараты вследствие потери патентной защиты ряда блокбастеров и т.д. На таком фоне привлекательность рынка Украины с еще неохваченными возможностями бизнеса очевидно повышается. Инвестиции в промоцию, выведение новых препаратов, а также профессиональный рост и развитие персонала будут продолжаться. Отдельно важно отметить бизнес-среду Украины, в большей степени регулирующейся конкурентной активностью, помимо контролирующих и регуляторных органов, в которой возрастает внимание к методам ведения бизнеса, что будет способствовать повышению этичности бизнеса в целом.

— Какие факторы будут способствовать улучшению инвестиционной привлекательности украинского фармрынка?

Анатолий Редер, генеральный директор компании «ИнтерХим»: Рынок нуждается в консолидации, которую можно рассматривать как стабилизирующий фактор. В настоящее время на фрагментированном рынке отмечают несколько хаотичное развитие, поэтому следует общими усилия­ми обозначить четкое направление движения и выработать единые правила игры. В результате улучшится внутренняя бизнес-среда, что привлечет внимание внешних инвесторов.

Андрей Стогний, генеральный директор ООО «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина»: Сегодня в Украине можно отметить сравнительно слабую консолидацию, особенно в сегментах производителей и ритейла. Кроме того, нет фармацевтического лобби. То есть, участники рынка полагаются на везение, вместо того чтобы выработать консолидированную позицию в сфере продвижения и защиты своих интересов. Ведь благоприятная регуляторная среда и согласованность действий отраслевых игроков являются фундаментальной основой инвестиционной привлекательности рынка.

— Как можно охарактеризовать изменение структуры потребления с терапевтической точки зрения?

Юрий Руденко, генеральный директор «Unipharm, Inc.» в Украине: Как известно, на фармрынке возможны 2 варианта развития событий — либо производитель следует за потребностью, отвечая существующим запросам пациентов, либо он сам формирует эту потребность. Рынок находится в непрерывной динамике. Например, если коснуться темы антибиотиков, то скорость мутации бактерий неизбежно требует от производителей создания новых более эффективных препаратов, применение которых, в конечном счете, снижает иммунный статус населения. И если в Украине уровень лекарственной терапии неуклонно растет, то практически отсутствует профилактическая медицина. Так, за последние 5 лет уровень потребления витаминно-минеральных комплексов значительно снизился. Это обусловлено рядом причин: во-первых, ментальностью населения и его отношением к витаминным комплексам, во-вторых, неготовностью его платить за профилактику заболеваний и укрепление собственного организма, а если и платить, то по остаточному принципу.

Кроме того, на рынке получают распространение пищевые продукты, которые позиционируются как «витаминизированные». В таких условиях странно, что реклама лекарственных средств привлекает столь пристальное внимание регуляторных органов, в то время как пищевым продуктам приписываются чуть ли не лечебные свойства.

Однако хочется отметить, что сегодня портрет потребителя витаминных препаратов изменился — он помолодел, больше думает о своем здоровье и более дифференцированно подходит к выбору витаминно-минерального комплекса. Новое поколение, я думаю, понимает сложность и трудность жизни. Поэтому молодые люди хотят быть здоровыми, активными, физически крепкими и работоспособными — они становятся приверженцами здорового образа жизни, в том числе и профилактической медицины.

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи