Аптечный саммит — 2015. Выживает наиболее приспособленный

Как мы уже сообщали, 10 декабря 2015 г. в Киеве состоялся Аптечный саммит Украины — 2015, организованный ВОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины». Соорганизатором мероприятия выступила компания «УкрКомЭкспо», генеральный спонсор — компания «Нобель Илач Санаи Ве Тиджарет А.Ш.», аналитический партнер — компания «МОРИОН», генеральный информационный партнер — «Еженедельник АПТЕКА», информационный парт­нер — журнал «Рецепты аптечных продаж». Регуляторная политика, перспектива фармацевтического самоуправления, инициативы власти в фармацевтическом секторе — об этом и другом мы расскажем нашим читателям в рамках данной публикации.

С приветствием к участникам саммита обратились его модераторы — глава правления ВОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (АПАУ) Игорь Червоненко, директор компании «МОРИОН» Игорь Крячок и генеральный директор сети аптек «D.S.» Олег Никулишин. Модераторы выразили надежду, что саммит станет открытой площадкой для обмена мнениями, дискуссий и новых взглядов на функционирование аптечной отрасли с целью сделать ее еще качественнее и прозрачнее.

Вступительное слово предоставлено Игорю Червоненко, который ознакомил присутствующих с главной миссией АПАУ, ее целями и новыми инициативами. На сегодня в ассоциацию входят более 40 юридических лиц из всех регионов Украины, занимающихся фармацевтической деятельностью, представители более 2300 аптечных учреждений. В состав АПАУ входят также 3 аналитические компании, 2 региональных отделения, 2 производителя и 2 издания.

Реагируя на новые угрозы эффективному и честному ведению аптечного бизнеса, в 2015 г. руководство АПАУ приняло решение изменить формат и расширить свою деятельность в двух направлениях: Общественный союз «Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ)» (укр. Громадська спілка «Аптечна професійна асоціація (АПАУ)») — объединение юридических лиц, которые занимаются аптечным бизнесом, способствуют развитию и освещают деятельность, а также общественных организаций; ВОО «АПАУ» — объединение и защита интересов специалистов фармацевтической сферы (провизоры и фармацевты).

Формировать отрасль, менять себя, служить людям, быть полезной и значимой для своих участников — главная миссия АПАУ. Приоритетные цели, которые определила для себя ассоциация, — выявлять ключевые проблемы отрасли и предлагать пути их решения; привлекать как можно больше участников, работающих в аптечном сегменте, для реформирования и дерегуляции фармацевтической отрасли; повышать отраслевые стандарты в интересах членов ассоциации и пациентов. Для достижения поставленных целей представители АПАУ принимают участие во многих общественных советах и рабочих группах при органах власти, ассоциация сотрудничает с другими профессиональными объединениями производителей, дистрибьюторов и фармацевтов. Внедрение Кодекса этичной деятельности аптечных учреждений и «Знака качества» АПАУ — новые инициативы ассоциации, призванные установить единые правила работы ее участников, способствовать соблюдению профессиональной этики, гарантировать качество лекарственных средств и профессионализм персонала.

«Мы за диалог с государством, за самоуправление и за то, чтобы строить прозрачную систему работы на фармрынке Украины», — резюмировал И. Червоненко.

Условия ведения аптечного дела во многом зависят от государственной политики. Тем не менее, в последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости развития фармацевтического самоуправления. Именно эти темы стали ключевыми для обсуждения в рамках первой сессии саммита «Регуляторная политика для аптечного дела в Украине».

Работу первой сессии открыла Ольга Богомолец, народный депутат Украины, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения. Поприветствовав участников мероприя­тия, она представила видение профильного Комитета по поводу развития фармацевтической отрасли, которое, по словам народного депутата, должно происходить через призму самоуправления. О. Богомолец считает, что Министерство здравоохранения Украины должно в первую очередь осуществлять функции, за которые несет ответственность государство, заниматься стратегическими направлениями и анализом системы здравоохранения. Подавляющую часть полномочий, по мнению парламентария, необходимо передать учреждениям здравоохранения и профессиональному сообществу. При этом, по ее словам, на уровне сотрудничества с государством должна быть создана одна ассоциация, которая бы и регулировала, и лицензировала, и отвечала за качество продукции и предоставляемых услуг.

Что касается налогообложения лекарственных средств, то О. Богомолец убеждена, что в ближайшее время ставка НДС повышаться не будет. Выступив категорически против введения 20% ставки НДС, профильный комитет направил обращение во все соответствующие инстанции. Его позицию также поддерживает Национальный совет реформ. Прим. ред.: 8 декабря во время 16-го заседания Национального совета реформ Наталья Яресько, министр финансов Украины, представила концепцию налоговой реформы, которая сохраняет льготный режим для фармацевтической отрасли на уровне 7%.

На обсуждение участников саммита О. Богомолец вынесла вопрос необходимости закрепления на законодательном уровне нормы, позволяющей реализацию лекарств через интернет и их доставку потребителю, что, в свою очередь, по ее мнению, позволит снизить цену на них и повысить доступность.

Мнения присутствующих в этом вопросе разделились. Участники обсуждения предостерегают, что такая возможность может «открыть двери» для фальсификата, и отмечают, что пока в Украине не будет создана четкая система контроля качества лекарств, оптимальным вариантом может быть инициатива относительно возможности доставки лекарств из стационарных аптек. Но в то же время они выразили готовность к реализации предложенной О. Богомолец инициативы. При этом неотъемлемым элементом должна быть фармацевтическая опека — консультация фармацевта и помощь в подборе того или иного лекарства.

Комментируя инициативу Министерства здравоохранения касательно автономизации медицинских учреждений, парламентарий отметила, что пакет законопроектов предполагает следующее: бюджетирование лечебных учреждений за счет местных бюджетов; изменение их статуса с коммунальных на коммерческие или акцио­нерные общества (подразумевает, что на случай банкротства учреждение отвечает своим имуществом); освобождение от аудита на срок изменения статуса; открытие счетов в коммерческих банках. По ее мнению, в инициированном Министерством пакете законопроектов под видом реформы спрятана схема банкротства медицинской отрасли в целом.

Напоследок народный депутат подчеркнула, что задача Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения — в первую очередь сбалансировать бизнес-интересы и интересы потребителей.

Видение реформирования системы здравоохранения с точки зрения МЗ Украины и свое личное представил заместитель министра здравоохранения Виктор Шафранский. «Сегодня у представителей законодательной, исполнительной власти и гражданского общества формируется понимание того, что нам вместе надо двигаться и менять состояние дел в системе здравоохранения», — подчеркнул он. Декларируя прозрачность и беспристрастность функционирования Министерства, имплементацию лучших европейских практик, заместитель министра призвал профессиональное сообщество также соответствовать задекларированным высоким стандартам.

В контексте саморегулирования на фармацевтическом рынке В. Шафранский поддержал инициативу АПАУ о создании кодекса этичной деятельности аптечных учреждений. В то же время, по его убеждению, создания качественного документа будет недостаточно без осознания фармацевтическим сообществом необходимости соблюдать его.

В. Шафранский отметил работу Министерства здравоохранения, которое в рамках дерегуляции и прозрачности фармацевтического рынка приняло ряд нормативно-правовых актов. «Мы будем продолжать эту практику, но хотим услышать мощный, беспристрастный сигнал профессиональной общественности о том, что мы двигаемся в нужном направлении», — обратился он к участникам саммита.

Отвечая на вопрос касательно роли профессиональной общественности в повышении доступности медицинских услуг и лекарственных средств для населения, заместитель министра пригласил представителей общественных организаций к участию в формировании Национального перечня основных лекарственных средств, который будет базироваться на рекомендациях ВОЗ. По словам В. Шафранского, уже почти согласовано правительственное распоряжение о создании Национального экспертного совета, который будет работать над формированием перечня. По итогам создания перечня появятся две возможности: проработка на европейской платформе стандартов лечения по каждой из нозологий, обеспечение прозрачной системы государственных закупок лекарств.

Напоследок он призвал участников саммита консолидировать усилия для обеспечения населения качественными и эффективными лекарственными средствами и медицинскими услугами. От имени МЗ Украины он выразил готовность оказывать поддержку в прозрачных процессах, происходящих на фармацевтическом рынке, и развитии фармацевтической отрасли в целом.

Детально о целях, основных направлениях деятельности, ближайших планах и инициативах Общественного союза «Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ)» (укр. Громадська спілка «Аптечна професійна асоціація (АПАУ)»), который объединяет аптеки и аптечные сети, профильные общественные организации и СМИ, рассказал исполнительный директор ВОО «АПАУ» Владимир Руденко. Среди основных направлений ОС «Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ)» выделены следующие:

  • обеспечение эффективного представительства в отношениях с органами государственной власти с целью дерегуляции фармацевтической отрасли;
  • участие в разработке, обсуждении и поддержке проектов нормативных актов, регулирующих фармацевтическую деятельность;
  • принятие «Кодекса этичной деятельности аптечных учреждений» и содействие соблюдению норм этического поведения аптечными учреждениями при ведении бизнеса. Разработка данного кодекса осуществляется с целью укрепления доверия к аптечным учреждениям, предоставления качественных фармацевтических услуг каждому потребителю, соблюдения взаимоуважения участниками рынка друг к другу;
  • оказание юридической поддержки участникам союза: консультации в решении юридических вопросов фармацевтической деятельности членов АПАУ.

На сегодня представители АПАУ принимают активное участие в разработке новых редакций Закона Украины «О лекарственных средствах», Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия) и других проектов документов. Также АПАУ представляет интересы участников в различных экспертных группах и общественных советах при органах власти и принимает участие в работе комитетов Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения и по вопросам налоговой и таможенной политики.

С целью повышения качества аптечных услуг и профессиональной практики АПАУ инициирует повышение стандартов аптечной практики до уровня надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP) и работает над внедрением «Знака качества фармацевтических услуг».

С целью ознакомления и использования лучшего международного опыта в рамках международного сотрудничества налажены отношения с профильными объединениями Литвы и Латвии. В перспективе налаживание сотрудничества с Международной фармацевтической федерацией (FIP) и другими европейскими профильными организациями.

В рамках АПАУ создано подразделение, которое будет заниматься PR-поддержкой членов союза посредством мониторинга информационного пространства, проведения пресс-конференций, круглых столов, брифингов, освещения деятельности участников АПАУ в СМИ, маркетинговых консультаций и прочее.

Двери АПАУ всегда открыты для новых участников, которые в составе ассоциации получат следующие преимущества: защита интересов и прав в разных инстанциях, получение квалифицированных консультаций, по вопросам, связанным с ведением аптечного бизнеса, и другое.

На сегодня аптечный ритейл находится в состоянии стагнации. Фактически на рынке отсутствует маржинальный доход, и этому есть как объективные, так и субъективные причины. Именно с этих слов начал свой доклад генеральный директор Группы компаний «МедФармХолдинг» Петр Чепель. Такими причинами, по его словам, являются кризис перепроизводства, отсутствие должного уровня государственного надзора за деятельностью отрасли. Они приводят к тому, что фактически аптечный ритейл — рынок совершенной конкуренции, когда прибыль стремится к нулю. Говоря о практике взаимодействия участников фармацевтического рынка с регуляторными органами, П. Чепель привел пример, когда под предлогом борьбы с дискриминацией на рынке находящиеся у власти лица пытаются вмешиваться во взаимоотношения бизнеса, провизора и пациента. В данном случае инструментом такого вмешательства является Антимонопольный комитет Украины, который в марте прошлого года разослал рекомендации участникам фармацевтического рынка касательно маркетинговых договоров. В то же время жизнеспособность аптечного бизнеса зависит прежде всего от эффективного взаимодействия провизора и пациента. Их взаимодействие получает экономическое наполнение через действие маркетинговых договоров. Поэтому невозможность сотрудничества по маркетинговым договорам приведет к потере экономического смысла существования аптек.

Отдельной темой, требующей глубокого исследования, является фармацевтическое само­управление, которое необходимо строить уже сейчас. Что касается непосредственно АПАУ, то, по мнению П. Чепеля, необходимо завершить ее разделение на бизнес-ассоциацию и профессиональную ассоциацию (разделение на бизнес-самоуправление и профессиональное самоуправление) с последующей передачей Government Relations-функций ОС «АПАУ», а функции представительства и защиты профессиональных интересов — ВОО «АПАУ». Кроме того, должны быть созданы этические стандарты и определены конкретные обязательства, которым будут соответствовать провизоры и фармацевты, а социально ответственные работодатели будут этому способствовать.

Директор компании «Proxima Research» Сергей Ищенко представил подробный анализ украинского фармацевтического рынка. «Функции предоставления качественной фармацевтической услуги никак не лежат на государственных органах, а присутствующие в этом зале несут практически 100% ответственность за то, какой будет фармацевтическая услуга и как мы сможем самоорганизоваться», — отметил он. Государство, в свою очередь, сосредоточено в той области, в которой оно инвестирует в рынок. В фармацевтическом секторе это очень мало — 12% в упаковках и 14% — в деньгах.

Что же произошло на фармацевтическом рынке за 2 года по сравнению с докризисным периодом? За это время потребление лекарственных средств в упаковках на контролируе­мой территории Украины сократилось на 13%. С учетом потери территорий рынок в упаковках снизился на 24%. Несмотря на снижение реально располагаемых доходов населения, розничный рынок потребления лекарств в национальной валюте прирастает более чем на половину вследствие инфляции. Потеря производителями некоторых рынков в упаковках из-за перераспределения потребления лекарств в сторону более низкостоимостных актуализирует их взаимодействие с аптечными сетями, приобретая все более цивилизованные формы. Вследствие троекратной девальвации национальной валюты розничный рынок лекарственных средств в долларовом эквиваленте отброшен на 5 лет назад и по итогам III кв. 2015 г. составляет 1,39 млрд дол. США.

В 2015 г. наблюдается позитив в восстановлении рынка лекарственных средств в натуральном выражении, которое выражается в его приросте на уровне 5%. «Мы ожидаем начало выхода из кризиса. Однако мы не восстановимся в следующем году до уровня докризисного периода, на это нам понадобится не менее 2–3 лет», — отметил С. Ищенко.

Потребитель реагирует на рост цен снижением потребления и перераспределением потребления в сторону более дешевой продукции. В связи с этим меняется структура рынка, и отечественные производители лекарств, чья продукция более низкостоимостная, наращивают долю в общем объеме розничного рынка. За 3 года их удельный вес увеличился с 29% до 37% в деньгах и с 63% до 75% — в упаковках.

Что касается государственного регулирования наценок на лекарства, то, как известно, на сегодня оно распространяется на Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Доля регулируемых лекарств, включенных в данный перечень, составляет 16% в денежном и 27% в натуральном выражении от общего объема рынка. Действующим законодательством установлена граничная розничная наценка на такие лекарства на уровне 25%. В то же время, по данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», средняя розничная наценка на все лекарственные средства по состоянию на октябрь 2015 г. составляет 21–22%. Поэтому, по мнению эксперта, данное регулирование наценок утратило свою эффективность и актуальность, поскольку цены на рынке в большей степени зависят от внешних факторов.

Продолжая тему ценообразования лекарственных средств, С. Ищенко отметил, что способность различных сегментов рынка влиять на конечную цену зависит от множества факторов, но у каждого сегмента есть свой рыночный диапазон. Так, производитель способен изменять цену практически как угодно — от уровня себестоимости и выше — до уровня конкурентоспособности. Дистрибьюторский сегмент оказывает влияние на цену в пределах 10–15%, розничные сети могут влиять на конечную цену в пределах 15–20%. Таким образом, основная возможность по модификации цены, безусловно, находится у производителя.

Что касается прогноза развития розничного фармацевтического рынка Украины в нацио­нальной валюте, то объем розничной реализации лекарственных средств на контролируемой территории по итогам 2015 г. может достигнуть 40 млрд грн., увеличившись на 38–40% по сравнению с 2014 г. В 2016 г. темпы прироста могут составить 21–25%.

Напоследок С. Ищенко отметил, что время интенсивного развития, которое отмечали в 2015 г., заканчивается. «Расходы в 2016 г. будут превалировать по темпам роста над доходами. Соответственно, следует интенсифицироваться и помогать друг другу», — резюмировал он.

О необходимости повышения доступности лекарственных средств в сельской местности сообщил директор компании «Волыньфарм» Станислав Шайко.

На сегодня количество сельского населения составляет около 31% (13,2 млн) общего количества населения Украины. При этом, к примеру, в Волынской обл., где общее количество населения составляет чуть более 1 млн человек, в сельской местности проживает почти 50% жителей области. В сельской местности Волынской обл. функционирует 853 учреждения здравоохранения, из них 89 амбулаторий общей практики-семейной медицины и 760 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП).

По мнению С. Шайко, существующая проблема доступности лекарственных средств для жителей сел обусловлена несовершенством законодательства в этой сфере и факторами, которые делают невозможной реализацию соответствующих положений Лицензионных условий.

Согласно Лицензионным условиям в сельской местности при отсутствии аптеки или ее структурного подразделения розничная торговля лекарственными средствами по перечню, установленному приказом МЗ Украины, осуществляется в помещениях ФАП, сельских, участковых больниц, амбулаторий, амбулаторий общей практики — семейной медицины работниками этих учреждений, имеющими медицинское образование, на основании договоров, заключенных с лицензиатом, имеющим лицензию на розничную торговлю лекарственными средствами. На практике реализация лекарств осуществляется на основании трудового соглашения, заключенного с медицинскими работниками указанных лечебных учреждений и аптекой (поставщиком) на условиях отпуска товара по розничным ценам, установленным поставщиком.

По словам С. Шайко, реализация лекарственных средств согласно п. 3.5.2 Лицензионных условий противоречит действующему законодательству Украины, а именно закону «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», приказу Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417 «Об утверждении нормативно-правовых актов относительно применения регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций» и ряду других нормативно-правовых актов. Поэтому, по мнению докладчика, норма Лицензионных условий относительно реализации лекарств в сельской местности должна быть исключена до тех пор, пока не будут внесены изменения в законодательство.

Кроме того, существует экономический фактор, который делает невозможной реализацию лекарств в ФАП. Подсчитано, что для обеспечения минимального обязательного ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения товарный остаток в ФАП и амбулаториях должен составлять около 10 тыс. грн. Если в Волынской обл. 760 ФАП и 89 амбулаторий общей практики — семейной медицины, то поставщикам необходимо привлечь около 9 млн грн. Субъекты хозяйствования Волынской обл. выполнить такую задачу практически не способны, а фармкомпаниям невыгодно сотрудничать с ФАП и амбулаториями из-за нерентабельности. Открытие аптек в сельской местности является экономически нецелесо­образным. Поэтому лекарственные средства не поставляются в села. Острота этого вопроса заключается в том, что в сельской местности живут преимущественно лица пожилого возраста.

Продолжая тему доступности лекарств для сельского населения, партнер юридической компании «Jurimex» Марина Слободниченко представила юридическую оценку законности реализации лекарственных средств в селах. «К сожалению, в проектах новых Лицензионных условиях и закона «О лекарственных средствах» освещаются факты, которые в дальнейшем могут быть нарушены». В частности, речь идет о том, что работник ФАП не имеет права реализовывать лекарства без лицензии. Более того, такие работники не имеют права осуществлять хозяйственную деятельность, не зарегистрировавшись как субъекты хозяйствования. Еще одно потенциальное нарушение может заключаться в осуществлении реализации в помещениях и домах общественного назначения — как используются эти помещения, на основании каких договоров? «Обеспечение сельского населения лекарственными средствами требует законодательного урегулирования», — резюмировала юрист.

Заместитель бизнес-омбудсмена Украины Ярослав Грегирчак коротко ознакомил участников саммита с работой созданного в декабре 2014 г. Совета бизнес-омбудсмена — консультативно-совещательного органа при Правительстве (далее — Совет), и рассказал о том, чем он может быть полезен бизнесу. Так, Совет в своей работе руководствуется Положением, принятым постановлением КМУ от 26 ноября 2014 г. № 691, и Регламентом, который определяет порядок представления, постановки на рассмотрение и рассмотрения жалоб от субъектов хозяйствования, а также порядок коммуникации между ними и Советом. Субъекты предпринимательства могут подавать в Совет жалобы на действия или бездействие, в частности решения органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, которые относятся к сфере их управления, а также их должностных лиц.

За время работы Совета уже сформировалась статистика поступивших жалоб, общее число которых с мая по декабрь текущего года составило более 550, из которых чуть более 200 отклонены, по 125 уже закрыты дела, остальные находятся на проработке или в процессе рассмотрения. В подавляющем большинстве жалобы касаются работы Государственной фискальной службы Украины (около 40% всего количества поступивших жалоб), правоохранительных органов, в меньшей степени — работы Антимонопольного комитета Украины. Около 16% жалоб поступило от представителей большого бизнеса, 84% — от представителей среднего и малого бизнеса. Отвечая на вопрос касательно того, поступали ли в Совет жалобы от представителей фармацевтического сектора экономики, Я. Грегирчак сообщил, что исходя из личного опыта практика рассмотрения жалоб от участников фармрынка пока отсутствует. По результатам рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен должен принять одно из решений. В случае признания жалобы обоснованной соответствующему органу, на которого она была подана, предоставляются рекомендации о мерах, которые должны быть приняты им для устранения или снижения негативного влияния обстоятельств, которые были предметом жалобы.

Детально с работой Совета, отчетами о его деятельности, статистикой рассмотрения жалоб и другой интересующей информацией все желающие могут ознакомиться на сайте Совета: http://www.boi.org.ua, посредством которого также можно подать жалобу онлайн. В завершение Я. Грегирчак выразил надежду, что созданный Совет станет эффективным механизмом решения споров в досудебном порядке.

Административная реформа, которая началась в государстве еще в прошлом году, в том числе затронула и Государственную службу Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины). Тем не менее, на сегодня она выполняет все функции, возложенные на нее, в полной мере. Об этом сообщила директор Департамента оптовой и розничной торговли лекарственными средствами Гослекслужбы Украины Елена Речкина. Ныне активная работа ведется по подготовке новых Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия). «При подготовке документа мы ставили перед собой несколько задач: в корне не менять подходы и требования к этому рынку; четко определить правила игры и формы документов, необходимых для подачи», — отметила Е. Речкина. По ее словам, барьеры вхождения на рынок могут быть упрощены. Позиция Министерства экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития Украины) и Государственной регуляторной службы Украины заключается в том, что новые аптеки и склады должны выходить на рынок фактически по заявительному принципу. «То есть субъект получил лицензию, а все, что происходит потом, осуществляется декларативно», — добавила чиновник.

Этот вопрос также обсуждался во время очередной проработки соответствующего проекта документа, которая состоялась 8 декабря в Государственной регуляторной службе Украины. Специалисты Государственной регуляторной службы Украины обратили внимание на то, что действующим законодательством предлицензионная проверка предусмотрена только в случае выдачи лицензии. Когда речь идет о создании лицензиатом нового места производства хозяйственной деятельности, законных оснований для проведения проверки нет. Поэтому было принято решение доработать отдельные положения и предложено Гослекслужбе Украины подготовить дополнительные обоснования по отдельным пунктам проекта Лицензионных условий. Об этом сообщил Александр Андреев, директор Департамента лицензирования и разрешительной системы Государственной регуляторной службы Украины.

Что касается проверок субъектов хозяйствования, то Е. Речкина сообщила, что Минэкономразвития Украины приказом от 30.11.2015 г. № 1553 утвержден План комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) на 2016 год. В рамках этого плана Гослекслужба Украины совместно с другими контролирующими органами также будет осуществлять комплексные проверки 178 субъектов хозяйствования. Помимо участия в комплексных проверках, Гослекслужба Украины готовит план проверок субъектов хозяйствования по вопросам контроля качества лекарств и соблюдения Лицензионных условий. В ближайшее время годовой план проверок будет опубликован на сайте ведомства.

В рамках следующей публикации по итогам Аптечного саммита–2015 наши читатели смогут ознакомиться со структурой и функционированием фармацевтических рынков Турции, Латвии, Польши и Франции. Также мы представим различные инструменты развития аптечного дела и современные форматы взаимодействия аптеки с потребителем, предложенные экспертами в ходе мероприятия.

С докладами саммита можно ознакомиться на сайтах http://www.morion.ua и  http://www.apteka.ua .

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи