О, мир… Ты – рынок!Международный фармацевтический бизнес: взгляд из 2004-го

Лишь 8 недель отделяют фармацевтический (как и весь прочий) мир от 2003 года, а ощущение, что этот год — уже далекая история. И, наверное, дело не только в  быстротечности времени. «Большое видится на  расстоянии» — а значит, чем дальше мы от года минувшего, тем отчетливее прорисовываются его характерные особенности, наиболее яркие события и значимые достижения.

Каким был 2003 г. для мирового фармацевтического рынка? Многие из ответов на  этот «многоэтажный» вопрос приоткрывают на  своих февральских страницах британские журналы Scrip Magazine и Scrip, оперируя данными крупнейшего международного провайдера информации в области фармации и здравоохранения — компании IMS Health.

13 РЫНКОВ — 12 МЕСЯЦЕВ

В 2003, как и в 2002 г., мировой фармацевтический рынок, продемонстрировал рост, измеряющийся однозначным процентным числом: общие продажи лекарственных средств на 13 ключевых фармацевтических рынках планеты за 12 мес с декабря 2002 по ноябрь 2003 г. увеличились на 8% и составили 309,78 млрд дол. США (табл. 1).

Таблица 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств
на ключевых мировых рынках за 12 мес 2003 г.
(по данным IMS Retail Drug Monitor)

Регион/страна

Декабрь 2002 г. – ноябрь 2003 г., млн дол. США

Динамика1, %

Северная Америка

169 238

+10

США

160 537

+10

Канада

8701

+12

Европа (5 крупнейших рынков)

73 379

+6

Германия

21 730

+6

Франция

17 983

+5

Италия

12 500

+2

Великобритания

12 615

+9

Испания

8551

+12

Япония2

51 469

+3

Латинская Америка (3 крупнейших рынка)

11 552

+2

Мексика

6096

0

Бразилия

3949

0

Аргентина

1507

+19

Австралия/Новая Зеландия

4146

+7

Всего

309 784

+8

1 По сравнению с 12 мес по ноябрь 2002 г.
при постоянном обменном курсе валют.

2 С учетом продаж лечебным учреждениям.

По прогнозам IMS Health, при предполагаемой на 2002–2007 гг. средней сложной ставке роста (compound annual growth rate — CAGR) 9,7% к концу этого периода объем мирового фармацевтического рынка достигнет 688 млрд дол. США. При этом фармацевтический рынок США, на котором осуществляется более половины всех мировых продаж лекарственных средств, ожидает наиболее значительный рост (CAGR составит 12,5%).

Около 80% продаж новых химических соединений, выведенных на мировой фармрынок в 2002–2003 гг., состоялось на рынке США (по сравнению с 45–50% десять лет назад). Кроме того, в США прогнозируется увеличение объемов потребления лекарственных средств, обусловленное вступлением в силу нового законодательства в отношении программы Medicare (предусматривающего увеличение объемов возмещения стоимости рецептурных препаратов для пациентов старше 65 лет).

ФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И БЕСТСЕЛЛЕРЫ

В США наиболее значительный рост объемов продаж в денежном выражении — 16% — продемонстрировали препараты для лечения пациентов с заболеваниями центральной нервной системы (36 млрд дол. США), а в Японии — с сердечно-сосудистыми заболеваниями: их продажи увеличились на 4% и достигли 10 млрд дол. США. В Австралии объемы реализации лекарственных средств кардиологической группы увеличились на 10% и составили 983 млн дол. США (табл. 2).

Среди фармакотерапевтических подгрупп продолжают со значительным «отрывом» лидировать антигиперлипидемические средства (статины), объемы продаж которых увеличились на 14% по сравнению с прошлым годом и составили 22,23 млрд дол. США. Вторую позицию занимают противоязвенные средства (рост продаж на 8% — 20,94 млрд дол. США).

Таблица 2

Розничные объемы продаж лекарственных средств различных фармакотерапевтических групп
на крупнейших рынках за 12 мес – по ноябрь 2003 г.
1
(по данным IMS Retail Drug Monitor)

Группа лекарственных средств2

США3

Япония4

Германия

Франция

Италия

Великобритания

Мексика

Австралия/Новая Зеландия

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Объем продаж (млн дол. США)

Изме-
нение (%)

Средства, влияющие на  сердечно-
сосудистую систему

28 151

+8

10 077

+4

4779

+4

4328

+3

3142

+4

3196

+14

525

+2

983

+10

Средства, действующие на центральную нервную систему

36 357

+16

3921

+7

3094

+10

2921

+7

1646

+3

2495

+10

744

+2

754

+8

Средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболизм

23 366

+11

7551

0

3383

+5

2650

+4

1786

+1

1896

+6

1132

0

629

+8

Противомикробные средства

13 419

+9

5633

+4

1625

+4

1543

-2

1185

-1

441

+2

929

-5

203

-7

Средства, действующие на респираторную систему

15 001

-2

3644

+3

1673

+2

1584

+5

1056

-1

1470

+5

691

-1

449

+1

Средства, влияющие на  опорно-
двигательный аппарат

10 096

+17

3295

0

1109

+8

1047

+5

740

+4

721

+16

517

+2

270

+14

Средства, влияющие на  мочеполовую систему

10 234

+4

1093

+4

1235

+3

1072

+1

773

+4

664

0

442

+1

173

0

Антинео-
пластические средства

6236

+12

3978

+6

1504

+13

673

+34

512

-5

379

+7

51

+18

154

+11

Дерматологические средства

4569

+8

1241

-4

671

-1

539

0

404

+5

459

+6

364

+1

190

+5

Влияющие на систему крови и гемопоэз

4121

+26

3485

+2

849

+18

619

+13

491

-3

267

+27

112

+8

104

+26

Действующие на органы чувств

2726

+12

1570

0

332

+7

373

+8

290

+5

213

+5

154

+10

96

+9

Диагностические средства

2245

+10

1852

+9

563

+4

277

+10

220

+19

203

+11

8

-5

33

-1

Препараты гормонов

2216

+16

1063

-1

443

+5

310

+8

192

-6

139

+10

113

-1

20

+9

Различные средства

1619

+3

1327

+1

361

+6

80

+7

38

-3

16

-53

254

-3

70

-2

Госпитальные растворы

3

+134

1735

-2

82

+6

22

+22

20

+3

11

+2

10

-13

1

-19

Противо-
паразитарные средства

178

+11

4

+5

27

-2

35

+9

5

+20

45

-2

50

-4

17

+4

Всего

160 537

+10

51 469

+3

21730

+6

17 983

+5

12 500

+2

12 615

+9

6096

0

4146

+7

1 Показатели продаж включают рецептурные и некоторые ОТС-препараты в ценах производителя; показатели динамики продаж приведены с учетом постоянного обменного курса валют. 2 Фармакотерапевтические группы представлены согласно АТС-классификации IMS Health, которая не во всем совпадает с Международной АТС-классификацией ВОЗ. 3 С учетом закупок, осуществленных с использованием почтовых заказов. 4 С учетом продаж лечебным учреждениям.

В этой связи неудивительно, что в список пяти наиболее продаваемых в мире препаратов в 2003 г. вошли представители обеих названных подгрупп: первые две позиции в top-five занимают Lipitor (аторвастатин; в Украине зарегистрирован под торговым названием Липримар) компании Pfizer (США) и Zocor (симвастин) компании Merck, Sharp & Dohme (США): объемы реализации бесспорного лидера — препарата Lipitor — увеличились на 14% по сравнению с 2002 г. и составили 8,9 млрд дол. США. Третье место занимает антигипертензивный препарат компании Pfizer Norvasc (амлодипин) и замыкают «пятерку» лидеров два препарата для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки: Prevacid/Ogastro (лансопразол) компаний Abbot Laboratories (США) и Takeda (Япония) и Nexium (эзомепразол) компании AstraZeneka (Великобритания): последний побил все рекорды по увеличению продаж среди препаратов-бестселлеров — 67%.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «КИТОВ»

Согласно результатам анализа маркетинговой деятельности ведущих фармацевтических компаний мира (табл. 3), в 2002 г. состав и расположение в рейтинге четырех ведущих компаний не изменились по сравнению с 2001. Лидером планетарного масштаба является компания Pfizer: в 2002 г. объемы реализации ее продукции увеличились более чем на 12% и составили 28,29 млрд дол. США. К ней приближается занявшая 2-е место компания GlaxoSmithKline с объемом продаж 27,1 млрд дол. США, 3-я позиция — за Merck, Sharp & Dohme (объем продаж — 21,6 млрд дол. США), 4-е место заняла AstraZeneka с объемом продаж 17,3 млрд дол. США (правда, в первой половине 2003 г. она оказалась уже на 5-м месте; табл. 4). Впервые за последние несколько лет в «пятерке» лидеров фигурирует компания Johnson & Johnson, потеснившая Bristol-Myers Squibb, которая за период с 1995 г. лишь единожды покидала состав top-five.

Таблица 3

Рейтинг 20 ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных препаратов

Место в  рейтинге

Компания

Страна

Общий объем продаж, млрд дол. США

Динамика, %

Доля ЛC в общем объеме продаж, %

2002 г.

2001 г.

1-е

1-е

Pfizer

США

28,288

+12,1

87,4

2-е

2-е

GlaxoSmithKline

Великобритания

27,060

+9,1

84,8

3-е

3-е

Merck, Sharp & Dohme1

США

21,631

+1,3

41,8

4-е

4-е

AstraZeneka2

Швеция/Великобритания

17,343

+9,8

97,2

5-е

7-е

Johnson & Johnson3

США

17,151

+15,5

47,3

6-е

6-е

Aventis4

Франция/Германия

15,159

+11,5

74,1

7-е

5-е

Bristol-Myers Squibb5

США

14,705

-1,6

81,2

8-е

9-е

Novartis6

Швейцария

13,547

+13,1

64,8

9-е

8-е

Pharmacia

Швеция/США

12,037

+0,6

86,0

10-е

10-е

Wyeth7

США

11,733

+7,2

80,5

11-е

12-е

Hoffmann-La Roshe8

Швейцария

11,452

+12,2

59,7

12-е

11-е

Eli Lilly

США

10,384

-4,3

93,7

13-е

14-е

Abbot Laboratories9

США

9,304

+13,8

52,6

14-е

13-е

Schering-Plough

США

8,745

+4,6

85,9

15-е

16-е

Sanofi-Synthelabo10

Франция

7,045

+19,0

100,0

16-е

15-е

Takeda

Япония

7,031

+14,5

81,9

17-е

18-е

Boehringer Ingelheim

Германия

5,363

+13,6

74,8

18-е

Amgen11

США

4,991

+42,2

90,4

19-е

19-е

Schering AG12

Германия

4,609

+9,9

97,0

20-е

17-е

Bayer13

Германия

4,509

-12,2

16,1

Примечания. Данные об объеме продаж рецептурных ЛС мировых производителей приведены за 12 мес,
по декабрь 2002 г., японской компаний Takeda – за 12 мес, по март 2003 г.

1Без учета показателей деятельности Medco Health.

2Результаты маркетинговой деятельности компании AstraZeneka без учета продаж, осуществленных подразделениями Salik Health Care, AstraTech, Marlow Foods.

3Результаты деятельности фармацевтического подразделения Johnson & Johnson.

4Результаты деятельности Aventis приведены без учета вакцин для использования у человека.

5Результаты деятельности фармацевтического подразделения Bristol-Myers Squibb.

6В отчет компании Novartis не включены данные об объеме продаж генериков.

7Данные получены путем вычитания объема реализации продукции компании Wyeth, предназначенной
для применения в ветеринарии, из общего объема продаж лекарственных средств.

8Данные для Hoffmann-La Roshe включают продажи безрецептурных препаратов Chugai с 1 октября 2002 г.

9Для Abbot Laboratories учтены результаты деятельности фармацевтического и международного подразделений.

10Данные в отношении Sanofi-Synthelabo отражают следующие изменения: увеличение консолидированных продаж Lorex Pharmaceuticals с 49 до 100% и переход от полной консолидации продаж к 51% для совместного предприятия Sanofi-Synthelabo – Fujisava в Японии.

11Результаты для Amgen включают продажи компании Immunex с 16 июля 2002 г.

12Для Schering AG приведены результаты, учитывающие продажи препаратов для использования в гинекологии/андрологии, специализированной терапии, дерматологии и диагностических/радиофармацевтических средств.

13Данные для Bayer учитывают деятельность компании в области здравоохранения.

Вслед за приобретением компании Warner-Lambert (2000 г.) и эпохального слияния с компанией Pharmacia (апрель 2003 г.), компания Pfizer объявила о приобретении за 1,4 млрд дол. США биотехнологической компании Esperion Therapeutics (США), рассчитывая таким образом еще больше усилить свои позиции в области разработки и производства лекарственных средств для лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В то же время представители Merck, Sharp & Dohme не подтвердили предположений о том, что компания рассматривает возможности слияния или приобретения другой компании в целях увеличения портфеля новых препаратов.

Восходящей звездой в «двадцатке» мировых лидеров стала компания Amgen (США): объемы продаж ее рецептурных лекарственных средств для использования у человека увеличились в 2002 г. на 42,2% по сравнению с предыдущим годом, что позволило компании выйти на 18-е место в мире. Такой значительный рост был достигнут прежде всего благодаря увеличению объемов продаж противоопухолевых препаратов Neupogen (филграстим) и Neulasta (пегфилграстим) — на 37%; препаратов для лечения пациентов с анемией Epogen (эпоетин альфа) и Aranesp (дарбопоетин альфа) — на 24%; а также составившими 362 млн дол. США продажами противовоспалительного средства Enbrel (этанерцепт) — препарата, доставшегося компании Amgen в результате приобретения ею компании Immunex (средина 2002 г.).

На втором месте по темпам увеличения объемов реализации продукции была компания Sanofi-Syntheўlabo: в 2002 г. этот показатель составил 19% в дол. США и 13% в евро, что позволило компании превысить планку 7 млрд дол. США. Три препарата-блокбастера Sanofi-Syntheўlabo — антитромботическое средство Plavix (клопидогрел), антигипертензивное средство Aprovel (ирбесартан) и средство для нормализации сна Stilnox (золпидем; в Украине зарегистрирован под торговым названием Ивадал). Общий объем продаж трех указанных препаратов увеличился на 32% по сравнению с 2001 г. и составил 2,973 евро (почти 40% общего объема продаж компании).

2003: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

В первой половине 2003 г. кардинальных преобразований в мировой «табели о рангах» фармацевтических компаний не произошло, хотя такое впечатление может быть обманчивым (см. табл. 4). Из изменений, которые представляются показательными и явно заслуживают внимания, следует отметить следующие:

Таблица 4

Компании-лидеры по объемам продаж рецептурных препаратов в первом полугодии 2003 г.

Место в рейтинге

Компания

Общий объем продаж, млрд дол. США1

Динамика, %2

1-е

Pfizer3

16,188

+24,2

2-е

GlaxoSmithKline

14,553

+12,2

3-е

Merck, Sharp & Dohme

10,432

+11,7

4-е

Johnson & Johnson

9,550

+13,2

5-е

AstraZeneka

8,894

+5,6

6-е

Aventis

8,250

+4,4

7-е

Bristol-Myers Squibb

8,098

+13,7

8-е

Novartis

7,600

+17,9

9-е

Hoffmann-La Roshe

6,994

+31,9

10-е

Eli Lilly

5,978

+12,0

1Пересчет объема продаж лекарственных средств в долларах США выполнен с учетом среднего курса за первые 6 мес 2003 г.

2Изменение объема продаж вычислено с использованием исходных данных о продажах лекарственных средств, выраженных в национальной валюте,
по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.

3Данные для компании Pfizer включают результаты деятельности компании Pharmacia с 16 апреля 2003 г.

· компания Johnson & Johnson потеснила AstraZeneka, заняв 4-ю позицию;

· место компании Pharmacia, вошедшей в состав Pfizer, заняла компания Hoffmann-La Roshe;

· компанию Weyeth вытеснила из состава top-ten Eli Lilly.

ПРИБЫЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ

По рентабельности операций с рецептурными препаратами в мире лидируют компании Pfizer и Merck, Sharp & Dohme, занимающие соответственно 1-е и 2-е места (табл. 5; прибыль представлена в процентах от объема продаж). В течение трех последних лет размер прибыли компании Pfizer увеличивался быстрее, чем объем продаж: в 2000 г. прибыль составляла 8,8 млрд дол. США (39,2% общего объема продаж, составлявшего 22,3 млрд дол. США), а в 2002 — 12,9 млрд дол. США (45,7% общего объема продаж, составлявшего 28,3 млрд дол. США). (Рентабельность компании Pfizer может несколько отличаться от указанной, поскольку при подсчетах общей прибыли была учтена прибыль от реализации препаратов для использования в ветеринарии и деятельность подразделения Capsugel, а при подсчетах объемов продаж — не была. Этот пример еще раз свидетельствует о том, насколько сложно провести абсолютно точное сопоставление результатов деятельности разных компаний, поскольку методологии их расчетов зачастую отличаются друг от друга).

Таблица 5

Фармацевтические компании, имевшие наивысший коэффициент рентабельности в 2002 г.

Компания

Прибыль, млрд дол. США

Общий объем продаж, млрд дол. США

Коэффициент рентабельности, %

Pfizer1

12,920

28,288

45,7

Merck, Sharp & Dohme2

9,652

21,631

44,6

Takeda1

2,516

7,031

35,8

Sanofi-Synthelabo3

2,473

7,045

35,1

Johnson & Johnson1

5,787

17,151

33,7

Eli Lilly4

3,458

10,384

33,3

Wyeth2

3,506

11,733

29,9

Abbot Laboratories5

2,739

9,304

29,4

Schering-Plough4

2,563

8,745

29,3

Novartis1

3,885

13,547

28,7

Примечания. Рентабельность рассчитана как отношение общего объема продаж лекарственных средств
к величине прибыли до уплаты налогов.

1Прибыль от деятельности фармацевтического подразделения.

2Доход от деятельности в основном бизнесе (фармацевтическом) до уплаты налогов.

3Операционная прибыль.

4Общая прибыль до уплаты налогов (отдельные данные для фармацевтического подразделения отсутствуют).

5Прибыль от деятельности фармацевтического/ международного подразделений с операционной прибылью.

Третья в списке — японская компания Takeda с коэффициентом рентабельности 35,8%. В данном случае сложность сопоставления обусловлена тем фактом, что Takeda, как и большинство компаний в Японии, в своих отчетах приводят как последний день года не общепринятое 31 декабря, а 31 марта. Один из факторов, существенно повлиявших на уровень рентабельности компании Takeda в 2002 фискальном году, заключается в том, что рост продаж ее рецептурных препаратов, произведенных в Японии, опережал темпы повышения их стоимости — это отразилось в увеличении операционной прибыли компании на 12,6% в перерасчете на японские иены.

Компания GlaxoSmithKline по коэффициенту рентабельности занимает 11-е место (в 2001 г. занимала 10-е). Однако если прибыль, полученную компанией в 2002 г., соизмерить в абсолютных значениях, то по этому критерию GlaxoSmithKline заняла бы 3-ю позицию в мире.

RESEARCH AND DEVELOPMENT

Рейтинг фармацевтических компаний, вложивших наиболее значительные средства в научные исследования и разработку новых лекарственных средств (Research and Development — R&D), в 2002 г. мало отличается от предыдущих лет и практически состоит из тех же компаний, которые возглавляют мировой список лидеров по объемам продаж (табл. 6).

Таблица 6

Инвестиции в науку, 2002 г.

Компания

Расходы на R&D, млрд дол. США

Общий объем продаж, млрд дол. США

Доля R&D в общем объеме продаж, %

Pfizer*

5,176

28,288

18,3

GlaxoSmithKline*

4,108

27,060

15,2

AstraZeneka*

3,069

17,343

17,7

Johnson & Johnson

2,693

17,151

15,7

Merck, Sharp & Dohme*

2,677

21,631

12,4

Aventis

2,478

15,159

16,3

Novartis

2,309

13,547

17,0

Pharmacia*

2,230

12,037

18,5

Hoffmann-La Roshe

2,205

11,452

19,3

Eli Lilly*

2,149

10,384

20,7

*Приведены данные об общих размерах инвестиций в R&D, которые могут охватывать некоторые не фармацевтические направления.

Из 10 компаний — крупнейших инвесторов в научную деятельность в 2002 г. 5 вывели на рынок по два новых препарата: AstraZeneka, Eli Lilly, GlaxoSmithKline, Merck, Sharp & Dohme и Pharmacia. Доступные на сегодняшний день данные об объемах продаж отдельных препаратов пока не позволяют с полной уверенностью выделить из числа этих продуктов бестселлеры.

Прямой причинно-следственной связи между суммой средств, вкладываемых компанией в проведение R&D в текущем году и количеством лончей новых препаратов в этом же году не существует. Однако, исходя из приведенных данных (ситуация «двух блокбастеров в год»), на сегодняшний день наблюдается определенное замедление интенсивности научно-исследовательской деятельности крупнейших инновационных фармацевтических компаний.

P.S.

Сегодня как эксперты, так и сами операторы мирового фармрынка с нетерпением ожидают обнародования окончательных результатов работы фармацевтической индустрии в 2003 г. — безотносительно к тому, что нет явных оснований ожидать особых сюрпризов и кардинальной диспропорции с результатами первого полугодия. Состав «тройки» компаний-лидеров — Pfizer, GlaxoSmithKline и Merck, Sharp & Dohme — вероятнее всего, останется прежним, что, впрочем, не исключает возможности самых неожиданных «перетасовок» в составе top-ten.

По оценкам эксперта-аналитика журнала Scrip Magazine д-ра Peter Charlish, в 2003 г. общие инвестиции производящих компаний в R&D составили 15–20% от общих объемов продаж их продукции. И если продолжатся тенденции, наметившиеся в последние годы, а ведущим фармацевтическим компаниям удастся хоть немного еще повысить рентабельность своей деятельности, — это станет для мировой фарминдустрии проблеском надежды на туманном горизонте будущего.n

Филипп Снегирев, фотонатюрморт Евгения Чорного

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті