Пилотный проект: предварительные итоги и дальнейшие перспективы

23 января 2013 г. в Государственной службе Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба) состоялось заседание рабочей группы по разработке мер относительно реализации Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью. Напомним, что ее состав утвержден приказом МЗ Украины от 28.04.2012 г. № 321. Заседание проходило под председательством главы рабочей группы Алексея Соловьева, председателя Гослекслужбы.

Вниманию участников заседания была представлена информационная справка касательно предварительных результатов реализации Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — Пилотный проект). В ней отмечено, что в марте прошлого года на расширенном заседании Правительства, в ходе которого обсуждались задачи социальной политики на 2012 г., Президентом Украины перед Кабинетом Министров Украины была поставлена задача постепенно внедрять европейские подходы к государственному регулированию цен на лекарственные средства. Выполняя дальнейшие поручения премьер-министра Украины, Министерство здравоохранения Украины инициировало разработку Пилотного проекта, который был утвержден постановлением КМУ от 25 апреля 2012 г. № 340.

Цель Пилотного проекта — повысить экономическую доступность лекарственных средств, в первую очередь для социально незащищенных пациентов с артериальной гипертензией, путем внедрения европейского подхода к ценообразованию на препараты с использованием внешних сравнительных (референтных) цен для внутреннего рынка. По состоянию на начало 2012 г. в Украине насчитывалось около 13 млн пациентов с диагнозом «артериальная гипертензия», около 7 млн из них — пенсионеры, а это малообеспеченная и социально-уязвимая категория населения.

Действие Пилотного проекта распространялось на 7 международных непатентованных наименований монокомпонентных препаратов I ряда для лечения артериальной гипертензии, выбранных на основании рекомендаций ВОЗ, Европейской и Украинской ассоциаций кардиологов, которые наиболее часто применялись для лечения этого заболевания в 2011 г. и в предыдущие годы. В Пилотный проект были включены лекарственные средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (эналаприл), блокаторы бета-адренорецепторов (бисопролол, метопролол, небиволол) и антагонисты кальция (амлодипин, нифедипин).

Ожидания от реализации Пилотного проекта:

  • снижение цен на антигипертензивные препараты, увеличение потребления лекарственных средств, включенных в Пилотный проект;
  • повышение их физической доступности для населения;
  • улучшение обеспечения лечебных учреждений соответствующими группами препаратов, повышение социальной защищенности пациентов с артериальной гипертензией;
  • наработка положительного опыта в ходе реализации Пилотного проекта, который позволит заложить основу эффективной системы реимбурсации в ближайшем будущем.

Предварительные результаты реализации проекта, согласно информационной справке, следующие:

  • по указанной группе препаратов по сравнению с 2011 г. в целом не было отмечено повышения цен. Если средневзвешенная розничная цена упаковки препарата в 2011 г. составляла 23,04 грн., то в 2012 г. — 22,71 грн. Таким образом, средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки снизилась на 1,4%. За 7 мес от начала реализации Пилотного проекта (с 1 июня 2012 г.) цены на препараты, включенные в него, снизились на 11,78% (с 23,5 грн. за упаковку в мае, до 20,8 грн. за упаковку в декабре);
  • существенно возросло потребление препаратов, включенных в Пилотный проект. По сравнению с 2011 г., рост потребления в натуральном выражении составил 16,82%, с 19,49 млн до 22,77 млн упаковок. Если за период январь–май 2012 г. среднемесячные темпы прироста объема их продаж составляли 8,7%, то от начала реализации проекта этот показатель составил 22,5%;
  • при перевесе в 3,2 раза средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства над оте­чественными, от начала реализации Пилотного проекта средневзвешенная стоимость 1 упаковки импортных препаратов снизилась на 8,1% (с 35,2 грн. в мае до 32,3 грн. в декабре), отечественных — на 2,84%. При этом годовое потребление оте­чественных препаратов в рамках Пилотного проекта увеличилось на 24% (с 8,68 млн упаковок в 2011 г. до 10,8 млн упаковок в 2012 г.), зарубежных — на 10,7% (с 10,81 млн упаковок в 2011 г. до 11,97 млн упаковок в 2012 г.);
  • по итогам года зафиксировано улучшение показателей наличия в аптечных учреждениях полного ассортимента лекарственных средств, включенных в Пилотный проект. Если в начале августа 2012 г. отсутствие хотя бы одного препарата по международному непатентованному наименованию составляло 20%, то на конец декабря 2012 г. — 13,67% общего количества проверенных аптечных учреждений. За весь период мониторинга выполнения требований постановления КМУ от 25.04.2012 г. № 340 о наличии в аптечной сети препаратов, включенных в Пилотный проект, по международным непатентованным наименованиям (осуществлялся с 01.08.2012 по 31.12.2012 г.) территориальными органами Гослекслужбы Украины было проверено 8144 аптечных учреждения. Отсутствие хотя бы одного из таких препаратов зафиксировано всего в 1114 аптечных учреждениях.

Открывая заседание, Алексей Соловьев предложил участникам обсудить проблемы, которые возникли в ходе реализации Пилотного проекта, а также дальнейшие перспективы его реализации. По мнению председателя Гослекслужбы, одной из основных проблем Пилотного проекта является недостаточно четко прописанный механизм возмещения стоимости антигипертензивных препаратов аптечным учреждениям. В свою очередь, некоторые субъекты хозяйствования, которые не хотят рисковать, отказываются от участия в Пилотном проекте.

Василий Нетяженко, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «терапия», представил информацию о результатах Пилотного проекта в разрезе областей Украины. Наилучшие показатели по выписыванию рецептов на антигипертензивные лекарственные средства, включенные в Пилотный проект, и их реализации, по данным Министерства здравоохранения Украины, продемонстрировали Полтавская, Харьковская, Ивано-Франковская и Кировоградская области, наихудшие — Донецкая, Днепропетровская области и АР Крым.

Из средств, выделенных из государственного бюджета на реализацию Пилотного проекта, было освоено лишь 3,88%. То есть, областные управления здравоохранения получили средства, но не смогли освоить большую их часть. Это можно объяснить тем, что многие аптечные учреждения отказались от участия в Пилотном проекте. А также тем, что некоторые пациенты отказались от получения рецептов на эти препараты. Ведь согласно протоколам лечения артериальной гипертензии врач должен направить пациента на инструментальные и лабораторные исследования. При этом часть таких исследования осуществляется за счет больного. Не желая тратить средства на лабораторные исследования, некоторые пациенты отказывались от врачебной помощи.

Однако, наряду с этим, Пилотный проект дал позитивные результаты, в частности, вследствие его реализации количество пациентов, которые регулярно получают антигипертензивную терапию, увеличилось на 2,35 млн человек. Таким образом, если до начала реализации Пилотного проекта из 12,7 млн пациентов с артериальной гипертензией, внесенных в реестр, постоян­но принимало препараты 1,5 млн пациентов, то в конце 2012 г. к ним присоединились еще более 2 млн человек.

По словам В. Нетяженко, по состоянию на 26 декабря 2012 г. за период реализации Пилотного проекта врачами было выписано 1,47 млн рецептов, в то же время возмещение аптечным учреждениям было осуществлено только на 5% выписанных рецептов.

Наибольшее количество рецептов выписано на ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (эналаприл, лизиноприл), что составило 40% общего количества рецептов на антигипертензивные препараты, около 19% — бисопролол, 5% — метапролол, 6% — небивалол, 17% — амлодипин и, соответственно, около 13% — нифедипин.

В контексте решения проблем, которые возникли в ходе реализации Пилотного проекта, В. Нетяженко предложил, во-первых, продолжить разъяснительную работу среди врачей, аптечных работников и пациентов касательно его условий. Во-вторых, уменьшить количество лабораторных исследований, проводимых за счет средств пациентов с артериальной гипертензией, сократив их до уровня, предусмотренного протоколами лечения, и обязать врачей строго следовать требованиям локальных протоколов. В-третьих, отработать механизм эффективного взаимодействия между врачами и аптечными учреждениями. В-четвертых, дать возможность управлениям здравоохранения в областях, АР Крым, Севастополе и Киеве распределить средства, выделенные на реализацию Пилотного проекта в Государственном бюджете 2013 г., на уровень районных и городских бюджетов.

В заключение В. Нетяженко предложил рассмотреть вопрос о проведении расширенного совещания, посвященного дальнейшей реализации Пилотного проекта, с участием врачей, аптечных работников, организаторов системы здравоохранения, представителей регуляторных органов, после того, как будет утверждена соответствующая нормативно-правовая база.

Федор Емец, заместитель директора департамента экономики и ресурсного обеспечения МЗ Украины, сообщил, что возмещение аптечным учреждениям стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, осуществлялось на основании предоставленных ими областным управлениям здраво­охранения реестров обслуженных рецептов. В настоящее время не во всех областях проведено возмещение средств аптечным учреждениям за антигипертензивные препараты, отпущенные пациентам в декабре, однако Ф. Емец заверил, что в ближайшее время эти средства будут возмещены.

Наталья Сандуленко, главный специалист отдела регистрации цен на лекарственные средства Управления лекарственных средств и медицинской продукции МЗ Украины, предоставила информацию о выписанных рецептах по состоянию на 29 декабря 2012 г. По ее словам, Министерство здравоохранения еженедельно собирает информацию из регионов Украины. Таким образом, профильное министерство располагает информацией о количестве выписанных рецептов от начала реализации Пилотного проекта и с момента, когда началось возмещение стоимости антигипертензивных препаратов со стороны государства. По данным МЗ Украины, количество рецептов, по которым произведено возмещение, составляет 467 535.

По словам Н. Сандуленко, на 29 декабря 2012 г. регионы использовали 3,87 млн грн. из 40 млн, предусмотренных в Государственном бюджете на 2012 г.

Касательно выделения средств на возмещение стоимости антигипертензивных препаратов в текущем году Н. Сандуленко пояснила, что, несмотря на то что они заложены в Государственном бюджете на 2013 г., в настоящее время их нельзя использовать, поскольку не утвержден порядок предоставления субвенций местным бюджетам. Кроме того, нет утвержденного постановления о продлении Пилотного проекта на 2013 г. Сегодня соответствующий документ находится на рассмотрении в Кабинете Министров Украины. То есть, в настоящее время рецепты врачами выписываются, но возмещение стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, не осуществляется.

Что касается распределения средств из бюджетов областей, АР Крым, Киева и Севастополя на уровни регионов и городов, то Н. Сандуленко подчеркнула, что такое решение может быть принято соответствующими областными советами, советами АР Крым, Киева и Севастополя.

Виктор Чумак, советник министра здравоохранения, отметил, что в контексте решения проблем, возникших во время реализации Пилотного проекта, следует пересмотреть механизм ценообразования на препараты, включенные в него. Существующий механизм предусматривает снижение оптово-отпускных цен при каждом последующем пересмотре. Но, по мнению В. Чумака, уровень возмещения должен остаться на прежнем уровне.

Что касается работы врачей по локальным протоколам, В. Чумак пояснил, что каждый врач имеет собственное мнение относительно лечения, а локальные протоколы носят рекомендательный характер. Если специалист здравоохранения имеет обоснование для отклонения от локального протокола (например пациент не переносит препарат, рекомендуемый протоколом), он имеет право назначить другое лекарственное средство. Также врач имеет право назначить комбинированный антигипертензивный препарат, но его стоимость не будет возмещаться.

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», напомнил о том, что в протоколах лечения указаны лекарственные средства по международным непатентованным наименованиям. Но для того чтобы они работали, нужны формуляры. А в них должны быть указаны конкретные торговые наименования препаратов. В Украине формуляры, в отличие от классического Британского формуляра, не дают специалистам здравоохранения информации о конкретных лекарственных формах, оптимальных в разрезе соотношения цена/эффективность. Поэтому врач должен сам ответить на вопрос касательно того, какой именно выбрать препарат для лечения пациента.

При реализации Пилотного проекта стоимость дорогих препаратов возмещалась наряду с таковой дешевых лекарственных средств. Возникает вопрос: почему бы по результатам Пилотного проекта не выбрать те препараты, которые характеризуются оптимальным соотношением цена/эффективность и тратить государственные средства на наиболее экономически доступные лекарственные средства? Во всех странах, где действует система реимбурсации, возмещение стоимости осуществляется не на все препараты с одной молекулой, а на конкретные наименования лекарственных средств конкретных производителей.

Когда внедрялся Пилотный проект, государство не имело опыта в вопросе возмещения средств и не владело информацией о дисперсии цен, то есть о том, что цены на по сути аналогичные препараты могут отличаться в разы. Поэтому оно не могло отработать механизм возмещения стоимости конкретных наименований препаратов. Сегодня же ситуация изменилась — государство владеет всей необходимой информацией и опытом.

В этой связи И. Крячок предложил перейти к механизму возмещения стоимости конкретных наименований лекарственных средств с учетом лекарственных форм. Это значительно упростит логистику и понимание со стороны врачей и пациентов механизма реимбурсации. Все участники процесса будут точно знать, на какие препараты осуществляется возмещение и в каком объеме, что значительно повысить уровень их лояльности к Пилотному проекту.

Кроме того, по мнению И. Крячка, при реализации Пилотного проекта имели место серьезные организационно-финансовые ограничения. По сути дела, аптекам было предложено профинансировать этот проект за счет их оборотных средств. То есть, аптека должна была отпускать препарат со скидкой, при этом компенсацию она могла получить в лучшем случае через месяц. Это и стало причиной отказа многих субъектов хозяйствования от участия в Пилотном проекте.

Для повышения заинтересованности аптек участвовать в Пилотном проекте директор компании «МОРИОН» предложил рассмотреть вопрос о кредитовании аптечных учреждений. Поскольку средства в Государственном бюджете на 2013 г. на реализацию Пилотного проекта заложены, то почему бы не распределить их среди аптечных учреждений, например, на основании договоров с местными органами власти. При этом субъекты хозяйствования могут рассчитать предполагаемые объемы реализации реимбурсируемых препаратов и указать их в договорах. В таком случае аптечные учреждения будут заинтересованы в том, чтобы наращивать объемы реализации препаратов, включенных в Пилотный проект, а не наоборот, как это происходит сейчас. (Подробный анализ результатов пилотного проекта).

Елена Приходько,
фото Сергея Бека
Прим. ред.: 25 января 2013 г. на официальном сайте МЗ Украины на общественное обсуждение вынесен доработанный с учетом замечаний Министерства финансов Украины проект изменений в постановление КМУ от 25.04.2012 г. № 340 «О реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью». В частности, изменениями предлагается продолжить реализацию пилотного проекта до 1 ноября 2013 г.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

карина 28.01.2013 10:25
Всем уже понятно,что пилотный проект провалился из-за твердолобости работников минздрава. Ведь им же вносились деловые предложения.но нет же, все сделали наперекор и получили.Если бы еще вникли,кому в агонии навыписывали рецепты:и сестрам и братьям...А теперь вносят изменения в постанову и только по дате окончания действия.Что опять эксперимент? Такое простое дело и не могут организовать,что тогда говорить о медицине в целом.А все потому,что думают о выгоде,об откатах,а не о людях!
Игорь 07.06.2013 9:08
Медики стонут и возмущены тем - как внедряют пилотный проект...придумали кучу ненужных отчётов,дают план выписывать ежедневно по 15-20 рецептов,навязывать эти препараты пациентам - а ещё и выкупать самим медикам за свои деньги заставляют эти препараты,чтобы план списывания денег выделенных на проект выполнялся!!! Вот так уродливо внедряется казалось бы хорошее дело...
Елена 29.10.2013 8:27
Проект безобразен. Мало того, что надо в очереди к врачу просидеть для получения рецепта так ещё и в аптеках нет выписанных лекарств с нужной дозировкой. У нас в сети аптек предлагают,в основном,импортные лекарства. А они в несколько раз дороже отечественных и с более низкой скидкой. Вот и получается что выручаем этим проектом аптеки за счет собственных средств. средстимпортные

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті