Центральные склады аптечных сетей: за и против

Целесообразность внедрения центральных складов аптечными сетями в последнее время активно обсуждается на фармацевтическом рынке. Многие специалисты считают, что такие склады не решат проблем аптечных сетей, скорее наоборот. Выход из ситуации есть: наладить эффективные коммуникации в существующей цепочке «производитель — дистрибьютор — аптека». Быть или не быть центральному складу аптечной сети (далее ЦСАС)? С этим вопросом редакция «Еженедельник АПТЕКА» решила обратиться к Александру Коржикову, председателю правления ЧАО «Альба Украина» — одного из ключевых игроков этого рынка.
— Александр, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами сегодня сталкиваются аптечные учреждения в ходе своей работы и каким образом создание ЦСАС могло бы их решить?

— Казалось бы, внедрение ЦСАС в работу отечественных аптечных сетей является самым очевидным решением существующих проблем. Но все не так просто.

Проблем у аптек действительно много. Аптечные ритейлеры работают в сложно прогнозируемых условиях: динамика изменения спроса на лекарственные средства подвержена сезонным колебаниям и, кроме того, сильно варьирует из года в год. Это зависит и от погодных условий, и от других, чаще всего спонтанных, факторов. Стабильный спрос отмечается только на небольшую часть товаров. И все это — на фоне постоянного повышения конкуренции на фармацевтическом рынке Украины.

Сегодня потребители видят в провизорах аптек не просто продавцов лекарственных средств, но и надежных советчиков, экспертов в вопросах лечения. Именно поэтому аптеки стремятся сформировать широкий ассортимент. Таким образом, при отсутствии необходимых лекарственных препаратов они смогут предложить покупателю аналоги других производителей. Сегодня считается нормальным, если небольшие аптеки могут предложить до 3 тыс. товарных позиций, средние — 5-6 тыс., а крупные — до 8 тыс. Частое отсутствие препаратов в той или иной аптеке, в свою очередь, чревато потерей доверия потребителя к ней.

Более того, как правило, потребители покупают в аптеке «список» лекарственных средств. И при невозможности купить полный перечень медикаментов из «списка» лояльность покупателей снижается не только к конкретной аптеке, но и ко всей сети. Поэтому возникает вопрос о высоком уровне товарного запаса с целью расширения вышеупомянутого ассортимента. К слову, период, на который предусматриваются запасы в аптечных сетях, составляет не менее 35–60 дней. Большинство аптек не могут позволить себе каждодневное пополнение товарного запаса из-за неоправданного количества дополнительных логистических и других транзакций. А крупные товарные запасы, в свою очередь, — это всегда отсроченная, а то и потерянная прибыль и, соответственно, длительный период окупаемости инвестиций в целом.

Не следует забывать и о новых препаратах — аптеки также должны идти в ногу со временем, предлагая такие новинки. И если в масс-маркете широко рекламируемые новинки почти всегда увеличивают объем продаж, в аптеках это происходит только после того, как пациент поверит рекомендациям провизора. А на детальное изучение новых препаратов у каждого специалиста должно быть время, которого пока катастрофически не хватает из-за отсутствия автоматизированной системы заказов товаров, подготовки дополнительной документации при каждом новом заказе и т д.

При всем этом эксперты аптечного рынка сетуют на то, что даже при ежедневных поставках уровень дефектуры сегодня составляет не менее 10–20%. И вот этот перечень проблем игроки рынка рассчитывают решить с помощью внедрения ЦСАС.

— Александр, как Вы оцениваете целесообразность внедрения ЦСАС в практику работы аптечных сетей?

— С помощью ЦСАС аптеки надеются закрыть вопрос недостачи товара с одной стороны, и повысить оборотность товарного запаса, а значит, сократить период окупаемости вложенных средств — с другой. Также игроки рынка рассчитывают, что с появлением в их системе ЦСАС упростится и сам процесс заказа товаров, поскольку именно сотрудники центрального склада будут следить за потоком наиболее популярных лекарственных средств для той или иной аптеки сети и, исходя из этого, формировать более индивидуализированные заказы у дистрибьюторов на каждую отдельную аптеку. Аптеки также планируют сэкономить время, поскольку отпадет необходимость тратить его на анализ структуры спроса и продаж, подготовку сопроводительной документации для каждого отдельного заказа и на ожидание доставки самого товара.

Но это только одна чаша весов. А на другой — вырисовывается совсем другая картина.

Во-первых, ЦСАС — это дополнительное звено в существующей цепочке «производитель — дистрибьютор — аптечная сеть». Исходя из этого, на плечи сетей лягут дополнительные затраты на логистические операции и, соответственно, дополнительные затраты по разгрузке товара на ЦСАС, размещению его на полках склада, последующей комплектации заказа и отгрузке товара со склада. Не следует забывать и о финансовых потерях по причине пресловутого человеческого фактора, который до сих пор оказывает значительное влияние на эффективность работы в фармацевтической сфере. Это и товарные недостачи на складе, и пересортица, неправильно сформированные заказы и другие возможные ошибки складского оборота.

Крупные отечественные дистрибьюторы, для которых складская и транспортная логистика являются главными направлениями деятельности, вкладывают в развитие своей инфраструктуры десятки миллионов долларов. Именно это обеспечивает бесперебойность поставок лекарственных средств и эффективность работы системы в целом. Другими словами, если посчитать соотношение затрат на обслуживание склада и транспортную логистику к продажам аптечной сети, имеющей такой ЦСАС, и сравнить с таким же показателем у крупного дистрибьютора, то результат будет в пользу последнего.

А ценовая конкуренция, как известно, является определяющим фактором на фармацевтическом рынке. И прямая доставка препаратов от дистрибьютора в аптеку обходится игрокам рынка намного дешевле, чем доставка на ЦСАС с последующей логистикой в конкретную аптеку сети. Поэтому сети, которые не имеют ЦСАС, стратегически выстраивают более конкурентный бизнес по сравнению с теми, кто теоретически откроет собственный центральный склад.

А теперь об автоматизации процесса заказа для аптечных сетей. На практике составление алгоритма для автоматизированного анализа заказов и сотрудничества склада с каждой отдельной аптекой в сети — не такая уж простая задача. Многие игроки рынка столкнулись с так называе­мым сопротивлением процессу автоматизации. Поскольку в реальности статистика по спросу на товары одна, и совсем другая картина по заказам сетей через ЦСАС. А все потому, что зарождалось такое явление, как навязывание экспертных мнений со стороны руководства ЦСАС по поводу целесообразности заказов тех или иных препаратов. Так что возможные преимущества, полученные аптеками от автоматизации работы с заказами через ЦСАС, также вызывают большие сомнения.

Более того, по мере консолидации сегмента дистрибьюции и улучшения логистического сервиса наличие ЦСАС станет для сетевых аптек сдерживающим фактором при развитии эффективной розничной сети, забирающим на себя дополнительные финансовые и менедже­рские ресурсы.

— Какой способ решения упомянутых проблем аптечных сетей видите Вы? В чем заключаются его преимущества?

— Альтернативным подходом к решению этих проблем является изменение политики коммуникации в существующей цепочке производитель — дистрибьютор — аптечная сеть. Существующая дефектура у дистрибьюторов, на которую часто ссылаются сторонники ЦСАС, на самом деле связана с политикой некоторых производителей, которую центральные склады вряд ли смогут решить. Ведь производители заинтересованы в финансовом стимулировании дистрибьюторов (кумулятивные скидки, скидки за предоплату) для обеспечения наличия товаров на полках аптек. А работать напрямую с ЦСАС производители тоже не будут: им выгодней сотрудничать с тремя-пятью дистрибьюторами вместо сотен аптечных складов.

Напрашивается вывод — все игроки фармацевтического рынка должны направить общие усилия на изменение политики производителей лекарственных средств, а не на внедрение дополнительного элемента в существующую логистическую цепочку.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

Николай В. 28.05.2013 4:01
Очень актуальная тема, спасибо что поднимаете ее. Если работать с професиональным дистрибутором то никакой надобности в собственном складе нет, как мне кажется.
СЕРГЕЙ 29.05.2013 12:55
Очень ценю и уважаю господина Коржикова за его высокий професионализм ... но! Может он и не знает , что то в " каком виде "нам приходят медикаменты с его склада в Киеве)).Это сплошная каша ,не товарный вид,постоянные недовозы ,пересортицы и т.д.А что б ЭТО приняли обратно на склад- надо сильно постараться.И коректировку в оплате зачтут через 2 месяца!!!Это тоже одна из причин желания открыть свои склады...
Лариса 29.05.2013 3:17
Товар возят привозят поздно,в этих платиковык контейнерах каша, бытые бутылочки, мятые и рваные коробки на медикаментах,медикаменты которые в блистерах вперемешку с бутылками, коробками других медикаментов, после такой доставки весь товар, имеет не товарный вид,просто кошмар.
Петр Иванович 01.06.2013 10:28
Присоединюсь к предыдущим участникам обсуждения. Альбе надо серьезно, крайне серьезно работать над качеством укладки товара, работе с претензиями и рекламациями. При том, что компания, уже не новичок на рынке Украины, требуется прикладывать максимальные усилия не просто в привлечение клиентов за счет низких цен (относительно других дистрибуторов), но и работать над уровнем сервиса. Удачи Вам в развитии!
Алиса 01.06.2013 10:46
Со временем розница придёт к выводу, что их бизнес продавать, а не хранить и возить. Надо поставщика- дистрибъютора выбирать правильно, с минимумом дефектуры, который срок поставки удобный для аптеки соблюдает, в коробки хорошо товар укладывает и быстро вопросы с возвратами решает.
Виктор 03.06.2013 2:38
Необходимо установить оптовые фиксированные цены с ПДВ. Разделить регионы по доступности оптовых поставок ( кольцевой завоз и график доставок). А оптовики ,между собой пусть создают ЦАСы на долевом участии. Будет рентабельно , качественно и контролировано.
Матерый волчище 03.06.2013 6:44
Уважаемый господин Коржиков пытается все грехи своего склада спихнуть на производителей. Мы долго терпели эти "выкрутасы"... и просто отказались от сотруднчества с Альбой.
Елена 06.06.2013 1:49
мы тоже в шоке от качества упаковки Альба, работы отдела претензий. Отказались. через год наш региональный менеджер в Днепропетровском регионе(очень хочется назвать, чтобы все знали сложного этого человека)убедил попробовать еще раз, мол мы улучшились! ЕРУНДА!!!! как было так и есть(((( жаль.
Михаил Петрович 07.06.2013 5:33
Никаких проблем с Альбой никогда не было. У них вполне приличный сервис и работа с претензиями не хуже, чем у остальных. Такое впечатление, что некоторые персоны, пишущие здесь комментрии, работают с другой компанией
Тамара 07.06.2013 5:37
"А работать напрямую с ЦСАС производители тоже не будут: им выгодней сотрудничать с тремя-пятью дистрибьюторами вместо сотен аптечных складов" - с этого и нужно начинать. После такого понятно, что логика у сторонников центральных складов хромает на оба полушария
Tonya 07.06.2013 8:42
проблема есть, и хорошо что Альба не боится ее поднимать. Зачем тут некоторые переходят на личности? не понимаю. По сути обсуждайте. О том же Бадме куча негатива есть, но зачем озвучивать? давайте думать вместе как организовать работу!
Юлия 27.11.2013 8:09
Аптечных сетей не много, которые работают через РЦ, эти буквы многих поставщиков повергают шок... Центральный склад это хорошо , это прогнозируемые и управляемые товарные остатки. Управление приоритетной закупкой и блок на не нужный товар. Это стратегический запас при дефектуре , логистический бонус при оформленном контракте.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті