4-я специализированная конференция ФАРМБЮДЖЕТ–2011

В конце прошлого месяца (27 мая) в Киеве состоялась IV ежегодная специализированная конференция «Фармбюджет–2011», организованная компаниями «МОРИОН» и «Proxima Research». Это мероприятие традиционно стало площадкой для активных коммуникаций участников рынка, которых в тот день собралось более 150 человек. Сегодня возникает много животрепещущих проблем, оказывающих влияние на формирование бюджетов фармкомпаний. Структурировать все вопросы, мысли, обсуждения и красноречивые дискуссии смогли искусные модераторы-организаторы конференции — Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Владимир Игнатов, исполнительный директор «AIPM Ukraine».

ЭТОТ МИР ПРИДУМАН  НЕ НАМИ…

При составлении оптимального фармбюджета на следующий год необходимо учитывать влия­ние ряда внешних факторов как на локальном, так и на глобальном уровне. В том числе и тенденции не только мировой макроэкономики, но и соседних европейских стран. Поэтому прежде чем говорить об отечественном фармрынке, профессиональная аудитория в начале конференции совершила своего рода экскурс по сильным странам мира сего и узнала о последних ключевых трендах развития мировой макро­экономики.

Судить о том, каким будет развитие макроэкономики Украины, берут на себя смелость несколько уважаемых мировых источников. Одному из основных макроэкономических индикаторов — ВВП, Европейская комиссия (ЕК) прогнозирует в основном скромный рост в различных европейских странах. Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор из Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины, отметил, что негативную ситуацию в 2010 г. ЕК прогнозирует для Греции — убыль ВВП на уровне 3,0%. Также неоптимистично выглядят прогнозы ВВП для Испании, Португалии и Латвии.

Л. Гуляницкий С. Ищенко А. Михайлов



Т. Пандиан В. Игнатов

Для государств СНГ, к числу которых относится и Украина, на 2010 г. ЕК оценивает прирост ВВП на уровне 3,7%. Уже на 2011 г. прогноз ЕК более оптимистичен — 4,2%. Для сравнения добавим, что в Китае и Индии, которые выступают драйверами мирового ВВП, прогнозируют прирост этого показателя на уровне 10,3 и 8,1% соответственно. Знаменитое издание с мировым именем «The Economist» солидарно с прогнозом ЕК. В странах Восточной Европы в 2012–2013 гг. они оценивают прирост ВВП на уровне до 2%. Для ряда европейских стран сейчас наступили тяжелые времена — государственный долг составляет высокий процент от ВВП. Весьма утешительно и скромно на фоне ряда других европейских стран выглядит общий госдолг Украины за 2009 г. — 15,2% от ВВП (для сравнения в Италии этот показатель составляет 115,8% от ВВП). Также среди европейских стран Украина находится в числе последних по дефициту госбюджета.

Основной мировой локомотив — США — демонстрирует рост экономики. В последнее время часто можно услышать, что ВВП в США растет и кризис преодолен. Но если разобраться в структуре этого роста, то выясняется несколько интересных фактов. Основной прирост ВВП США определялся приростом личного потребления, а именно сбережений населения. С наступлением кризиса — с 2008 г. американцы были вынуждены более взвешенно подходить к своим расходам, что привело к их сокращению. Тогда было отмечено существенное сокращение расходов. Сейчас наблюдается противоположная ситуация — накопленные сбережения американцев снова начинают расходоваться. Таким образом, около 2/3 в структуре роста ВВП в США составляют расходы сбережений населения.

В таком государстве, как Великобритания, объем розничной торговли за последний год увеличился на 1,8%, а вот реализация продуктов питания, напротив, сократилась на 1,7%. При падении фактического объема цены возросли стремительнее, чем потребительский рынок. Можно заключить, что англичане переключились на использование более дешевых продуктов (например продукты быстрого приготовления).

Как говорится, в гостях хорошо, а дома — лучше! Клиенты украинского фармрынка — это, в основном, население в возрасте 25–64 лет. С 2005 г. общая смертность в стране снизилась, а рождаемость — повысилась. Однако без ложки дегтя не обойтись. Номинальный ВВП, который в Украине с 2000 г. демонстрировал планомерный рост, в 2009 г. начал снижаться. Темпы прироста реального ВВП (без учета инфляции) и индекса-дефлятора ВВП (цены по всему рынку национальных продуктов) в течение последних лет также демонстрируют убыль.

Просвет наметился в апреле 2010 г. — наступила легкая дефляция, а индекс цен производителей второй месяц остается на одном уровне. Международные резервы в нашей стране немного уменьшились, внешний долг до 2009 г. повышался, а уже в 2009 г. — сократился. Таким образом, в стране появились слабые признаки стабилизации.

По мнению «The Economist», баланс сводного бюджета в Украине в 2014 г. будет резко уменьшен, и госдолг также будет уменьшаться. Прогнозируется, что нацио­нальная валюта по отношению к доллару и евро будет сохранять стабильность. В это же время темпы инфляции на украинском фармрынке будут замедляться. Сегодня позитивными тенденциями на фармрынке стали рост физического объема рынка, а также дефляция — цены на ЛС снижаются. И хотя реальные располагаемые доходы населения в 2009 г. впервые «зашли в отрицательную зону», на последующие годы прогнозы выглядят оптимистично — этот показатель будет повышаться. Что касается расходов сводного бюджета на здравоохранение, то в 2009 г. они составляли 4% от ВВП, а в 2010 г. запланировано чуть меньше — 3,64%.

Экспертные прогнозы относительно объема розничного рынка ЛС на период 2010–2012 гг. обещают ему позитивное развитие. Темпы прироста в 2010 и 2011 гг. согласно умеренному прогнозу составят около 12% в долларовом эквиваленте.

Таким образом, занимаясь планированием бюджета на следующий год, важно учитывать, что отечественный фармрынок значительно возмужал и окреп. В 2008–2009 гг. он смог пережить взлет цен на продукцию, некоторую дефектуру, ограничение поставок и продемонстрировал устойчивость. Да, он изменился!

О рыночных трансформациях и последних тенденциях рассказал Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research». Рынок потребления лекарственных средств (ЛС) состоит из аптечных продаж и госпитальных закупок. В последние годы рынок потребления ЛС демонстрировал двузначные приросты в денежном эквиваленте (25–28%). По итогам I кв. 2010 г. этот показатель составил 17%. Справедливости ради следует сказать, что, скорее всего, рынок не прирастает, а восстанавливает потребление и свои позиции после существенного снижения в 2009 г. С середины 2008 г. из-за кризисных проявлений в стране началось снижение потреб­ления в натуральном выражении. Но в I кв. 2010 г. отмечен прирост объема рынка ЛС в натуральном выражении — на 11% относительно аналогичного периода 2009 г. Таким образом, объем потребления ЛС в упаковках восстанавливается до уровня 2008 г. В долларовом эквиваленте на рынке потребления ЛС убыль в размере 15% по итогам 2009 г. сменилась приростом в 12% в I кв. 2010 г.

Отечественный рынок потребления ЛС импортозависим. Доля зарубежных производителей составляет 72% в денежном и 31% в натуральном выражении. Соответственно, отечественным компаниям — производителям ЛС принадлежит значительная доля рынка потребления ЛС в натуральном выражении — 69%.

Рынок потребления ЛС в Украине более чем на 80% финансируется за счет пациента. В натуральном выражении вклад розничного сегмента составляет 84%. Таким образом, львиную долю занимает розничный рынок ЛС. И далее речь пойдет об этом сегменте. В текущем году ежемесячно объем аптечной реализации ЛС значительно превышает показатели предыдущего года. Количество упаковок ЛС, приобретаемых населением в аптеках, превышает показатели прошлого года. В долларовом эквиваленте рынок ЛС также восстанавливает свой рост.

Прирост рынка ЛС в гривневом выражении состоит из индекса замещения, эластичности спроса, инфляционного и инновационного. В начале 2008 г. двузначный прирост рынка ЛС начинался с 40%. В 2008 г. все индексы способствовали приросту рынка. В 2009 г. эти темпы снизились до 20%, а рост рынка полностью был обусловлен инфляцией, а индексы замещения и эластичности спроса «работали» на убыль рынка ЛС.

В наступившем 2010 г. наблюдается положительная тенденция — розничный рынок ЛС растет за счет увеличения потребления в упаковках и перераспределения потребления с дешевых препаратов на более дорогостоящие.

Сегодня соотношение Rx- и ОТС-продукции на розничном рынке ЛС в денежном выражении составляет 50:50. В последнее время отмечают тенденцию к увеличению доли Rx-препаратов. Такие ЛС увеличивают удельный вес в сегменте импортной продукции. Прирост объема ввоза импортных ЛС по итогам 4 мес 2010 г. опережает таковой их розничной реализации. Это обусловлено изменениями в структуре импорта готовых ЛС. С точки зрения дистрибьютора, ЛС делятся на три составляющих по происхождению: импортные ЛС за гривню — ввозом занимается сам производитель через открытие локальных предприятий; импортные ЛС за валюту и отечественные препараты.

По состоянию на январь–апрель 2010 г. доля импорта за гривню на рынке розничной реализации в денежном выражении составила практически 30%. Полтора года назад эта цифра составляла около 15%. В текущем году в сегменте «импорт ЛС за гривню» количество игроков увеличилось, и они значительно увеличили товарные запасы на складах. Доля сегмента «импортные ЛС за валюту» составила 44,5%, а отечественные ЛС — 26,2%. «Импортные ЛС за гривню» в январе–апреле 2010 г. демонстрируют прирост объема розничной реализации в размере 15,8%, а у «импортных ЛС за валюту» этот показатель в полтора раза ниже — 7,5%.

Интересно, что максимальный вклад в прирост рынка розничной реализации ЛС в денежном выражении обеспечивают импортные высокостоимостные препараты — 39%. Хотя прирост объе­ма аптечных продаж ЛС этой ниши не самый высокий (всего 16%). Максимальный вклад у отечественных ЛС отмечают в среднестоимостном сегменте. Самая быстрорастущая ниша — высоко­стоимостные зарубежные препараты, «импортируемые за гривню». Их вклад в 2 раза выше, чем «импортных за валюту». Таким образом, «импорт за гривню» имеет некоторые преференции. Сегодня рынок дистрибьюторов по поставкам ЛС в аптеки значительно консолидирован. Топ-4 дистрибьюторов («БаДМ», «Оптима-Фарм», «ВВС-ЛТД», «Альба Украина») удерживает львиную долю рынка по поставкам ЛС в аптеки. Оценивать долю дистрибьютора по объемам ввоза в страну на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку 30% объема импорта ЛС приходится на ввоз самими производителями.

Сегодня рыночная ситуация характеризуется стабилизацией и незначительным ростом ВВП. Прогнозируется увеличение реальных доходов домо­хозяйств. Планируется, что в 2011 г. активизируется процесс расширения сфер влияния зарубежных компаний за счет приобретения локальных активов. Эксперты прогнозируют, что госпитальный рынок будет развиваться интенсивнее — темпы развития госпитального сегмента будут опережать таковые для розничного рынка ЛС.

Алексей Михайлов, руководитель отдела госпитальных препаратов представительства компании «Янссен-Силаг» в Украине, рассказал об особенностях составления госпитального фармбюджета. Сегодня в госпитальном сегменте отсутствует инструмент оценки эффективности вложений и объективной оценки эффективности затрат на лечение пациента (или закупаемых ЛС). Производителям сложно оценить госпитальный сегмент и его размер, привлекательность и величину необходимых инвестиций. Борьба за специфическую целевую аудито­рию среди операторов достаточно высока, поэтому необходимо планировать до 60% времени именно для работы с этой целевой аудиторией.

Другой особенностью госпитального сегмента является динамичное ценообразование и жесткое, часто изменяющееся законодательное регулирование. Администратор принимает решение исключительно по критериям «цена» и «нравится—не нравится». В этой связи внедрение фармакоэкономических методов оценки имеет критически важное значение, особенно для R&D-компаний. Необходимо гибкое и быстрое реагирование на изменения внешних условий на рынке, на регулирование цены ЛС. Здесь отечественный производитель обладает большим запасом прочности.

Еще одной особенностью госпитального сегмента является дублирование источников финансирования пациента (посредством областных лечебно-профилактических учреждений, ведомственных и т.д.). Заглядывая вперед, можно предположить высвобождение значительной части финансирования здравоохранения при упразднении этой дублирующей системы.

Следующей особенностью является наличие нескольких источников финансирования. Рынок региональных закупок более фрагментирован, чем таковой централизованных, но при системном подходе он даст в средне- и долгосрочной перспективе намного большую отдачу.

Отправной точкой работы в госпитальном сегменте является сбор информации. Сегодня она разрозненна, но если ее собрать и проанализировать, то она станет отличной базой для начала планирования эффективной работы в этом сегменте. Также необходимо наметить внедрение каких-либо инструментов, которые помогают компании работать с клиентами. Это и карты влияния, когда в разрезе определенного клиента ключевые лица располагаются определенным образом, устанавливается взаимосвязь между ними. Важно внедрение инструментов фармакоэкономического анализа.

Учитывая все вышеизложенное, фармкомпании могут быть успешными в этом сегменте рынка. Для этого необходимы инструменты или инновации, грамотное маркетирование существующих и выведение на рынок новых препаратов. Все более эффективно начинает работать фармакоэкономика. Вполне возможно, что в ближайшем будущем появится инструмент объективизации затрат на лечение в лечебно-профилактических учреждениях.

Тамарай Пандиан, глава представительства компании «Unique Pharmaceutical Laboratories» в Украине, отметил, что занимаясь вопросами бюджетирования, компании следует фокусироваться на достижении ключевых целей, которые подразумевают увеличение валового дохода от продаж и валовой прибыли.

Среди основных факторов достижения успеха на украинском фармрынке можно выделить стратегическую гибкость фармкомпаний и непрерывный мониторинг издержек. Также сегодня на рынке важна быстрота принятия решений, которая напрямую зависит от количества уровней в системе менедж­мента. Например, локальные ООО зарубежных фармкомпаний способны самостоятельно принимать решения, что значительно ускоряет этот процесс. В отличие от представительств, которые зависимы от коммуникаций с головным офисом.

Размышления о браке ЛС и НДС, или чего ждать от этого союза?

Оптимистично смотреть в будущее никто не запрещал, хотя судьба фармрынка может сложиться по нескольким сценариям. От переговоров с МВФ зависит приток денежных средств в наше государство. За последние 2 года Украина уже получила 10 млрд дол. США. И если финансовые поступления продолжатся, то история развития фармрынка будет написана несколько иначе.

Рыночная динамика может быть обусловлена, по крайней мере, 2 важными обстоятельствами — результатами переговоров с МВФ и началом реформ. Об одной из них — наиболее животрепещущей — участники рынка уже наслышаны — введение НДС на ЛС. Планируется, что реформы начнут реализовывать в начале следующего года. Эксперты, участники и организаторы конференции дискутировали по этим вопросам.

Резюмируя все сказанное, ситуация выглядит следующим образом. Сегодня в Украине действуют две ставки НДС — единая и нулевая (согласно принятому в 1997 г. закону «О налоге на добавленную стоимость»). Ряд социально значимых товаров, в число которых входят ЛС, освобождены от оплаты НДС полностью. Упразднение льгот по НДС — одно из требований МВФ в рамках предо­ставления Украине кредита. К ним также относятся снижение расходов, устранение налоговых преференций.

Введение НДС на ЛС находится сегодня на стадии обсуждения на государственном уровне.
Наибольшее волнение участники конференции высказали относительно того, что НДС — это налог, который ложится на плечи конечного потребителя, уже и так пострадавшего в результате курсовых колебаний валют и роста цен на ЛС.
Бесспорно, всех интересуют ответы на несколько наиважнейших вопросов — какой будет ставка НДС на ЛС и куда будут направлены средства, полученные от введения этого налога.

Владимир Игнатов, исполнительный директор «AIPM Ukraine», обратил внимание участников конференции на то, что уровень НДС в европейских странах значительно разнится, однако есть общая закономерность — в тех европейских странах, где существует НДС на ЛС, его ставка в 2–4 раза ниже, чем обычная ставка НДС на другие товары. Сегодня специалисты здравоохранения сошлись во мнении, что введение НДС на ЛС ничего хорошего фармрынку не принесет. Напротив, у фармотрасли возникнут проблемы. В этом случае также гарантирован рост цен на ЛС, возможна дезорганизация рынка.

Если вспомнить события 2003 г., когда предполагалось ввести НДС на ЛС в размере 17%, то тогда по детальным расчетам участники рынка предвидели рост цен на ЛС на 20–25%. Это связано с механизмом оплаты налога — НДС надо оплачивать сразу при импорте продукции, для этого следует брать кредиты, а проценты перекладывать на плечи покупателя. Если говорить о специальной ставке, то необходимо помнить, что в действующем законе относительно НДС предусмотрено только 2 ставки: 0 и 20%. Для того чтобы появилась другая ставка, необходимо вносить изменения в закон. Законопроект должен быть подан, зарегистрирован, обсужден в профильных комитетах, и за него должно состояться результативное голосование в парламенте. На весь этот процесс есть несколько месяцев, чтобы эти изменения вошли в бюджетный кодекс 2011 г. Кроме того, появление специальной ставки потребует изменения бланков, программного обеспечения и всей системы налоговой и бухгалтерской отчетности в стране.

Украина сегодня — одна из немногих стран, в которой отсутствует система реимбурсации. Главными плательщиками рынка ЛС являются пациенты. Если говорить о реимбурсации, то в бюджете страны должна появиться эта статья расходов, и она должна быть защищена. Также обязательно наличие работающей финансовой модели проведения реимбурсации, согласованной между регуляторными органами, распорядителями финансов и участниками розничного рынка (аптечные звенья).

Если в Украине планируется введение системы медицинского страхования, то, наверное, бессмысленно ее основывать на текущем социальном положении/достатке пациента. Изначально модель необходимо строить, базируясь на данных о заболеваемости населения. И здесь необходимо выбрать прио­ритетные нозологии (1–2), лечение которых будет иметь максимальный эффект для всей системы здравоохранения, и установить, что именно на них будут потрачены средства. Если взять за основу размер рынка в 20 млрд грн. и ставку НДС, например, 10%, то сумма собранных средств составит около 2 млрд грн.

Самая распространенная патология в Украине — артериальная гипертензия, которую выявляют у четверти населения, или около 12 млн украинцев. Если 2 млрд грн. разделить на 12 млн и на 365 дней в году, то получим сумму 45 коп. на пациента в сутки. То есть, получив 2 млрд грн. от НДС, система здраво­охранения сможет израсходовать на лечение 1 пациента с артериальной гипертензией 45 коп. в сутки… После выбора патологии должны быть разработаны стандарты лечения, формуляры, система фиксации цен на бюджетный период, и необходимо восстановить систему рецептурного отпуска ЛС как основу расчетов между государством и аптекой. «Возможно ли это все сделать за короткий промежуток времени » — вопрос, скорее, риторический.

Сегодня ассоциация иностранных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine» предлагает создать межведомственную рабочую группу из представителей профильного комитета Верховной Рады, Минздрава, Государственной налоговой администрации, Минэкономики и Министерства финансов с привлечением общественных организаций. Поскольку только так можно быть уверенным в том, что реимбурсация будет введена и профинасирована за счет НДС.

Опытом введения НДС на ЛС в Молдове поделилась Алла Чобану, генеральный директор ООО «Рош Украина». В 2005 г. участники Фармы Молдовы воевали против введения НДС на ЛС. Все фармобщество объединилось, приводило аргументы, расчеты нецелесообразности введения НДС на ЛС и т.д. Но с 1 января 2006 г. НДС на ЛС в Молдове был введен в размере 8%, причем не только на ЛС, но и на другие социально значимые продукты. В этой борьбе были потеряны детали. Оказалась, что формулировка в законе касалась препаратов под определенным кодом (3004). А препараты с другим кодом (3002), реактивы и изделия медицинского назначения не вошли в общую группу товаров. В результате — часть препаратов была с НДС в 8%, а часть — в 20%. Началась борьба за изменение кодов. Самый сильный удар получили дистрибьюторы. Потому что НДС на импорт оплачивается сразу при импорте ЛС. Но Молдова это все пережила. И самым парадоксальным было то, что в 2006 г. цены на ЛС снизились на 20%.

тот, кто ПРОТИВ БРАКА НДС и ЛС, АРГУМЕНТИРУЙТЕ ЭТО СЕЙЧАС!

Позицию ассоциации AПРaД (объединение мировых лидеров фарминдустрии, которые специализируются на разработке и внедрении инновационных и высокотехнологичных ЛС) в отношении введения НДС высказал Андрей Стогний, директор OOO «Глаксо­СмитКляйн Фармасьютикалс Украина». AПРaД негативно относится к введению НДС и никакой взаимо­связи между реимбурсацией и введением НДС сегодня не видит. Ассоциация готова рассматривать все вопросы, связанные с НДС, пос­ле введения системы реимбурсации. Для этого должны быть созданы законо­дательная база, база для введения отраслевого НДС, средства от которого будут направлены на систему реимбурсации, а также законодательная база для льготного НДС. После введения этих 3 параметров можно обсуждать, каким может быть НДС. Возможными последствиями введения НДС, по мнению ассоциации AПРaД, могут стать: рост цен на ЛС; снижение доступности ЛС для пациентов, особенно малообеспеченных, к необходимым ЛС при отсутствии страховой медицины и системы реимбурсации. Введение НДС потребует дополнительных затрат: на обучение и расширение штата сотрудников, оборудование и программное обеспечение, что приведет к дальнейшему повышению стоимости ЛС. Как свидетельствует опыт соседних стран, введение НДС может привести к стимулированию роста контрафактной продукции. И что немало­важно — введение НДС будет негативно воспринято в обществе.

Уменьшится объем оборотных средств у дистрибьюторов, поскольку 70% рынка составляет импортная продукция и в случае введения НДС его оплата будет осуществ­ляться сразу при закупке ЛС. Негативные последствия введения НДС ощутят и аптечные учреждения. Нелегко будет и оте­чественным производителям, которые также работают по предоплате.

Представитель отечественной фармпромышленности Роман Маткивский, заместитель директора по вопросам сбыта ОАО «Киевский витаминный завод», согласился с тем, что введение НДС может негативно отразиться на локальных игроках. Потому что прежде всего сократятся платежеспособность населения и объем закупае­мых упаковок в госпитальном сегменте. Ведь в этом сегменте закупки продукции будут осуществляться с НДС.

В ближайшие годы введение этого налога будет весьма затруднительно. Что касается вариантов введения НДС, то их существует несколько. Например, во Франции общий НДС на ЛС — 5,0%, на жизненно важные ЛС — 2,5%. Но, к сожалению, сегодня такие варианты пока не рассматриваются. НДС будет введен неизбежно, вопрос только в том, что вначале лучше вводить небольшую ставку и постепенно ее увеличивать. Поскольку пострадает потребитель, который будет не готов оплачивать НДС. Что касается введения системы реимбурсации, то это долго­играющий процесс, который требует как минимум 2–3 года.

4-я специализированная конференция ФАРМБЮДЖЕТ–2011 

По словам Юрия Руденко, генерального директора представительства компании «Unipharm, Inc.» в Украине, ближайшие месяц–два покажут, насколько агрессивно регуляторные власти и Министерство здравоохранения будут форсировать рассмотрение вопроса введения НДС. В этом случае необходимо консолидированно всем участникам рынка, фарм- и медобщественности отстаивать свое негативное мнение по данному вопросу и объяснить населению последствия подобных действий со стороны правительства (как это уже было, и не раз). Например, если говорить о ставке НДС на ЛС в размере 20% — это недопустимая цифра. Население/пациенты только успокоилось (-ись) после курсовых колебаний валют, начали увеличиваться реальные доходы. Введение НДС должно быть постепенным процессом. И повышение этого налога не должно превышать таковое реальных доходов населения.

Так, если в ближайшие годы прогнозируется повышение доходов населения не более чем на 5%, то было бы логично рассматривать именно такой уровень НДС. Участникам ОТС-сегмента, где о системе реимбурсации и речи быть не может, следует готовиться к введению НДС, который рано или поздно будет введен (в течение 2011 г.). Важно в этом вопросе со стороны правительства приложить усилия и не допустить негативных проявлений на рынке и массового хаоса со стороны потребителей.

Несколько мнений относительно введения НДС на ЛС высказал Кшиштоф Седлецки, глава представительства компании «Astellas Pharma» в Украине. Хотя в Молдове цены на ЛС упали, это не означает, что аналогичная ситуация повторится в Украине. Напротив, вероятность повышения цен на ЛС очень высока. К. Седлецки поделился опытом Польши в этом отношении. Стандартная ставка НДС в Польше — 22%, на ЛС — 7%. В этой стране существуют 4 ставки НДС — 0%; 3% (на производство, связанное с сельским хозяйством); 7% (для выделенных социально важных категорий товаров — ЛС, книги и др.) и 22% на все остальное. Поскольку НДС на ЛС был введен с самой системой НДС, это был правильный шаг.

В Украине за НДС будет расплачиваться потребитель. И если бороться против введения НДС, то делать это следует через общественные организации и доказывать регуляторным органам, что от таких введений страдает общество.

Существуют опасения, что производители могут быть не услышаны. Хотелось бы, чтобы НДС если и был введен, то цивилизованным способом. А комбинации НДС были обусловлены объективными факторами. В противном случае это вызовет недопонимание, непорядок в этой системе и т.д.

Основные трудности возникнут у дистрибьюторов — проблемы финансирования, документооборота, возврата. И самые большие трудности ждут аптеки. Относительно реимбурсации К. Седлецки выразил опасение, что внедрение этой системы может не дать ожидаемых участниками фармрынка результатов.

Представители дистрибьюторского сегмента в лице Владимира Юрченко, директора направления стратегического развития компании «ВВС-ЛТД», высказали опасения не относительно самого НДС, а методов его внедрения.

Все операторы рынка помнят закон, предписывавший продавать медикаменты по ценам годичной давности, который, к счастью, был ветирован. Существует вероятность введения НДС с условиями прежних цен на ЛС, что может иметь непредсказуемые последствия. Проблемы дистрибьюторов зависят от сегмента рынка. Там, где возникает нормальный налоговый кредит, опасаться нечего, поскольку крупные дистрибьюторы работают с настолько низкими наценками, что для покрытия собственных потерь будет достаточно компенсации в 0,5% наценки. Прямой импорт потребует одноразового вливания оборотных средств, поскольку НДС в этом случае необходимо внести при пересечении границы. Есть надежда, что это бремя разделят между собой дистрибьюторы и производители. Они будут вынуждены искать компромиссные варианты для минимизации собственных потерь. Таким образом, дистрибьюторский сегмент сохраняет спокойствие в условиях грядущих перемен. Прогнозировать успешность в 2011 г. можно, прежде всего, сегментам «импорт за гривню» и отечественных ЛС, даже несмотря на предстоящие изменения. По крайней мере, в том случае, если механизмы взимания НДС не будут изменены.

Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что если Украина получит кредит от МВФ, то для фармрынка это будет означать стабилизацию гривни, возможность удержать инфляцию в кратко­срочный период. В таком случае располагаемые доходы населения начнут понемногу возрастать. Объем аптечных продаж будет расти.

Выяснилось, что никакой системы реимбурсации до конца года в Украине введено не будет. Сейчас речь идет о введении НДС без механизмов компенсации. Мнения участников — стоит с этим бороться или нет — отличаются. Но за здоровье пациента бороться необходимо — оно превыше всего!

Более детально с докладами спикеров можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua, www.morion.ua

Продолжение следует…
Оксана Сергиенко,
фото Любови Столяр
На конференции состоялась презентация нового проекта — информационно-аналитического обзора «Украинский фармацевтический рынок. Анализ и прогнозы 2010–2012» .Творцом этого проекта выступила компания «Proxima Research». Название обзора говорит само за себя — в нем на 44 страницах представлена актуальная информация об экономической ситуации в стране, основные факторы и условия, влияющие на изменение бизнес-среды, аналитические материалы и прогнозы для украинского фармрынка по основным показателям на период, необходимый для среднесрочного планирования. Стать обладателем данного обзора и использовать содержащуюся в нем информацию Вы можете, обратившись на сайт www.pharmstandart.com.ua
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті