Digital-технологии в Фарме: как совместить полезное с приятным?

Представляем вниманию читателей заключительную часть публикаций, посвященных 3-му Специализированному «Pharma MCM Forum–2017», который состоялся 23 ноября 2017 г. в конференц-зале отеля «Ramada Encore Kyiv». Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН», «Medical Data Management» и «УкрКомЭкспо». Партнерскую поддержку оказали компании «Proxima Research, «Teamsoft», а также юридическая компания «ОМП». Результаты работы форума доказали, что сегодня мультиканальность — это не просто тренд, а необходимость. Какие возможности и подводные камни скрыты в образовательных программах для специалистов здравоохранения, как услышать клиента и как быть услышанным в наше время пресыщенности рекламой и цифровыми технологиями — такие темы оказались в фокусе второй части форума.

Темой для целого блока форума послужили недавние события, связанные с введением запрета врачам лечебно-профилактических учреждений некоторых регионов Украины встречаться с медицинскими представителями в рабочее время. Такие запреты были введены на местном уровне в Днепре, Павлограде и Черновцах. Подобные меры, во-первых, ограничивают врачей в их праве получать информацию о лекарственных средствах, что является важной частью непрерывного профессионального развития; во-вторых — ограничивают службу медицинских представителей фармацевтических компаний, ведь осуществление визитов — это их работа, считает Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка, модератор форума.

Что же делать фармацевтическим компаниям в свете обострения ситуации с медицинскими представителями?

Сейчас активно набирают обороты digital-технологии. В частности, развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовывать проекты в сфере электронного обучения врачей (e-learning).

E-LEARNING

Сергей Сошинский, генеральный директор компании «Маркетинговое агентство общественного здоровья», напомнил, что 16 ноября 2017 г. на сайте МЗ Украины обнародован проект постановления КМУ «Об утверждении Положения о системе непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения». Этот документ определяет основные организационные положения функционирования системы непрерывного профессионального развития специалистов сферы здравоохранения и, в частности, предусматривает начисление баллов за участие в обучающих программах. По мнению докладчика, фармацевтическому бизнесу стоит серьезно задуматься над тем, какие проекты они могут реализовывать в этом направлении.

С. Сошинский рассказал о новой программе для онлайн-обучения врачебной аудитории, инициированной профессиональными ассоциа­циями и компанией «Маркетинговое агентство общественного здоровья». Это акселератор медицинской информации «Аксемедин», который предоставляет непрерывное бесплатное профессиональное развитие, а также юридическую защиту для врачей. Продукт адаптирован под мобильное устройство и включает более 200 различных инструментов, необходимых и полезных для врача: справочники, тесты, фармаконадзор, юридическая консультация, рекомендованные материалы и т.п. Всего 15 мин в день работы с приложением позволят врачу получать новые знания и развиваться как специалисту.

Работа над проектом началась в июле 2017 г. 15 ноября запущено тестирование продукта. В планах на ближайшее будущее — открытие регистрации для врачей. Команда создателей надеется, что в следующем году в системе «Аксемедин» будет зарегистрировано около 40 тыс. врачей.

В целом рынок мобильных приложений и сервисов, которые позволяют получать информацию при помощи мобильных устройств (mHealth), активно развивается. Согласно исследованию компании «Research2Guidance» (результаты отражены в докладе «mHealth Economics 2017 — Current Status and Future Trends in Mobile Health»), за последние 5–7 лет на рынке мобильных услуг появился целый сегмент так называемых mHealth App Companies (специализируются на разработке мобильных приложений в сфере здравоохранения). Они уже занимают 28% рынка.

По словам докладчика, только в этом году выпущено 78 тыс. мобильных приложений в сфере mHealth. Игроков на этом рынке очень много (в том числе и в Украине). Страховые компании становятся основными провайдерами мобильных приложений для пациентов.

Одной из основных причин успеха подобных проектов (mHealth-приложений) является то, что аудитория их принимает. Как уже отмечали докладчики в предыдущих сессиях, врачи активно пользуются интернетом и мобильными телефонами. И они уже более чем готовы пользоваться mHealth-приложениями.

Игорь Огороднийчук, партнер юридической компании «ОМП», обратил внимание на некоторые юридические аспекты, которые стоит учитывать при создании приложений для e-learning.

Докладчик не преминул прокомментировать ситуацию с введением запретов на визиты медицинских представителей. Некоторые общественные организации выступают против взаимодействия врачей с медицинскими представителями, зачастую аргументируя свою позицию тем, что это отвлекает врачей от работы. С юридической точки зрения, деятельность медицинских представителей не урегулирована на законодательном уровне. Формально общение с медицинским представителем не входит в должностные обязанности врача. В то же время прямого запрета на визиты нет.

Спикер также обратил внимание на активное развитие цифровых решений, которые помогают взаимодействовать с врачебной аудиторией без необходимости наносить личный визит. «Цифровое» общение включает обучающие программы, вебинары, сервисы по сбору данных в рамках постмаркетинговых исследований и т.п. Как преимущество цифровых решений — можно быть уверенным в том, что информация дойдет до врача без риска искажения.

Работая над приложениями для специалистов сферы здравоохранения, важно учитывать некоторые юридические нюансы. В частности, получение согласия на обработку личных данных, а также авторские права на контент (необходимо заключать договора с авторами, получать согласие со стороны специализированных журналов). Промоция в таких приложениях допустима — необходимо придерживаться общих требований касательно предоставления информации для специалистов в сфере здравоохранения.

Также важно определить рамки ответственности фармкомпании как создателя обучающей программы. Компания не может брать на себя ответственность за образование. Как минимум, у нее нет на это лицензии. Тем не менее она может предлагать для ознакомления контент, авторские статьи и т.п.

Большинство нюансов, связанных с использованием цифровых решений, относительно просто решаются с помощью онлайн-договоров присоединения, которые устанавливают правила пользования веб-ресурсом; политику конфиденциальности.

IT-платформа может использоваться для промоции лекарственных средств. Это может быть напоминание профессионалам сферы здравоохранения о существовании соответствующих лекарственных средств, способах их применения, лечебных свойствах компонентов и т.п. При этом важно, чтобы промоинформация подавалась объективно и беспристрастно. Необходимо позаботиться о том, чтобы такие действия не подпадали под определение недобросовестной конкуренции.

Применение цифровых решений предлагает целый ряд преимуществ:

  • снижение затрат;
  • отсутствие необходимости физического доступа к врачу;
  • более простой и комплаентный процесс передачи информации;
  • получение врачом информации в удобное ему время;
  • отсутствие необходимости в традиционных печатных раздаточных материалах и брэнд-ремайндерах. В электронных решениях промоматериалы всегда будут актуальными (устаревшая информация просто заменяется).

С точки зрения докладчика, если проект постановления КМУ «Об утверждении Положения о системе непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения» будет принят, это будет способствовать стремительному развитию цифровых программ, позволяющих врачам получать информацию и развиваться как специалистам.

ЗАПРЕТ ВИЗИТОВ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Более подробно ситуа­цию с введением запретов на визиты медицинских представителей в некоторых регионах в своем докладе рассмотрел Дмитрий Алешко, управляю­щий партнер юридической компании «Правовой Альянс». Началось все с того, что 17.09.2017 г. Департамент здравоохранения Днепровского городского совета принял приказ № 473 «Об ограничениях, установленных для медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности». Наряду с дублированием уже установленных в ст. 78-1 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» приказ устанавливает новые запреты, которые выходят за рамки этого закона. Так, главным врачам во время профессиональной деятельности запрещается «общаться с субъектами хозяйствования, которые осуществляют производство или реализацию лекарственных средств, медицинских изделий, диетических добавок и пищевых продуктов для специального диетического потребления и других, их представителями в рабочее время».

Помимо того, что данные ограничения выходят за рамки таковых, установленных для медицинских работников законодательством Украины, они вызывают ряд вопросов. Например, что делать, если врачу необходимо провести переговоры по допороговым закупкам? Согласно новым ограничениям в рабочее время этого делать нельзя. Кроме того, в приказе установлен срок действия: до 10.10.2017 г. При этом в сети документ появился, по словам докладчика, 12.10.2017 г.

Похожие приказы появились также в Павлограде и Черновцах. Есть вероятность, что подобные инициативы начнут распространяться и на другие регионы нашей страны.

По мнению докладчика, если бы была необходимость урегулировать визиты медицинских представителей на местном уровне, с юридической точки зрения более грамотно было бы установить приемные часы, предназначенные для общения с медицинскими представителями, а также ограничить количество визитов. Соответственно, в приказе следовало бы установить, что с целью получения информации о лекарственных средствах прием врачами медицинских представителей осуществляется в определенные часы не чаще чем … раза в месяц. Соответственно, заведующим отделениями следовало бы поручить определить часы приема медицинских представителей врачами отделений. А также установить, что прием врачами медицинских представителей не может осуществляться в часы приема пациентов и во время предоставления медицинской помощи.

Учитывая, что Украина продолжает идти в сторону гармонизации с ЕС, невозможно не обратиться к европейскому опыту. В ЕС действует Директива 2001/83/ЕС, которая, в частности, регулирует деятельность медицинских представителей и визиты к лицам, которые имеют право назначать лекарственные средства. Так, в ст. 93 указано, что медицинские представители должны быть соответственно подготовлены компанией, чтобы иметь возможность предоставлять информацию о лекарственных средствах, которая является точной и максимально полной. Во время визита медицинские представители могут предоставлять краткую характеристику лекарственного средства и, если это позволяет законодательство государства — члена ЕС, цену и условия его реимбурсации.

Д. Алешко акцентировал внимание на необходимости в сложившейся ситуации на законодательном уровне урегулировать взаимодействие медицинских представителей с медицинскими работниками, как это принято в европейских странах.

Он напомнил, что в Украине был подготовлен законопроект «О лекарственных средствах» (зарегистрирован 17.02.2015 г., регистрационный № 2162), в котором предусматривались пункты, регулирую­щие деятельность медицинских представителей (разработаны на основе Директивы 2001/83/ЕС). Впоследствии этот законопроект был отозван для доработки. 15.04.2017 г. зарегистрирована новая редакция законопроекта (регистрационный № 2162Д), в которой, к сожалению, отсутствует положение, регулирующее деятельность медицинских представителей.

С точки зрения докладчика, ассоциациям, которые заинтересованы в решении этого вопроса, необходимо объединиться, чтобы инициировать внесение изменений в законопроект № 2162Д, кстати, сейчас активно обсуждающийся. Или же инициировать отдельный законопроект, позволяющий урегулировать этот вопрос на законодательном уровне.

КАК УСЛЫШАТЬ СВОИХ КЛИЕНТОВ?

Слышать своих клиентов не в узком, а в широком смысле — задача и вызов для любого бизнеса, считает Олег Косс, управляющий партнер компании «CX design». Докладчик представил кейс, как этого достичь, на примере бизнеса, не связанного со сферой здравоохранения, а именно B2B-банкинга (банковские услуги для предпринимателей). Однако, по мнению докладчика, этот кейс может быть очень полезен для игроков фармацевтического рынка, поскольку Фарма сегодня сталкивается с похожими задачами. Очевидно, что сфера digital активно развивается, а значит, необходимо приобщаться к этому тренду. Но чтобы сделать это грамотно, следует понимать, чего на самом деле хочет клиент. Не в плане улучшения взаимодействия с компанией-провайдером, а узнать о его желаниях, проблемах, целях.

Банковская сфера — это сфера, где и так вроде бы все хорошо. Уже доступны транзакции онлайн, возможность общаться с менеджером через мессенджеры, не обязательно по каждому вопросу приходить в отделение (многие вопросы можно решить удаленно), но и отделений банка в крупном городе тоже много. В Украине сервис для предпринимателей в банках предоставляется на довольно высоком уровне. Индекс лояльности NPS (Net Promoter Score) практически у всех банков высок, причем различия между конкурентами незначительны.

Как же придумать сервис, который будет уникальным и действительно полезным? Для решения этого вопроса использовалась методология сервис-дизайна (или дизайн мышления). Эта методология предполагает создание продуктов и сервисов с ориентацией на клиента. На каждом этапе проводятся исследования и интервью с клиентами (в данном примере — это предприниматели, которые являются клиентами банка). В процессе создания нового продукта участвует многофункциональная рабочая группа. В команду вошли менеджеры отделений, IТ, юридический, финансовый отдел, служба безопасности, поскольку все они в итоге влияют на клиентский опыт. В процессе создания нового сервиса, как правило, используются прототипы и другие способы визуализации идей. Кроме того, при создании продуктов с помощью методологии сервис-дизайна используется целостный подход. В данном примере — исследуется весь процесс ведения бизнеса, а не только взаимодействия предприятия с банком.

Первой задачей было понять, чего мы не знаем о клиенте, то есть предпринимателе, — отметил О. Косс. Как зарождается предпринимательский бизнес, с какими сложностями приходится сталкиваться в процессе работы и т.п. Эти вопросы, на которые пока не было ответов, легли в основу дальнейших исследований.

Интервью с клиентами проводили участники рабочей группы. При применении данного подхода очень важно, чтобы этим занимались именно сотрудники компании, а не приглашенные специалисты из аутсорсинговых агентств, ведь невозможно прочувствовать клиента из слайда отчета, считает докладчик. Безусловно, такая мера может вызвать определенное сопротивление. Особенно если речь идет о компании, которая вполне может позволить себе нанять профессиональное агентство. Команде может казаться, что с ними никто не будет разговаривать, а если кто-то согласится — то уж точно не расскажет ничего важного.

Однако стоит проявить настойчивость в этом вопросе, провести тренинг по проведению глубинных интервью, подготовить инструкцию.

С точки зрения О. Косса, только правильная структура интервью позволит раскрыться клиенту с новой стороны. В ходе многочисленных опросов удалось узнать много нового о клиенте — его страхах, успехах и фиаско, ежедневных проблемах (оказалось, что банк — далеко не самая важная из них).

Накопился большой объем неструктурированой информации, которую необходимо было систематизировать. В результате анализа профилей клиентов удалось выделить 3 «персоны», которые отличались подходами к ведению бизнеса: управленец, делец и ремесленник.

1. Ремесленник глубоко разбирается в своей теме. Но он не знает, как масштабировать бизнес, делегировать, управлять финансами. И это его ограничивает.

2. Делец умеет находить «темы», знакомства и договариваться.

3. Управленец понимает, что бизнес — это система. Система управления финансами, персоналом, отношениями с клиентами, поставщиками и т.д. И он строит свой бизнес как систему. Его интересуют лучшие бизнес-практики, опыт их внедрения и пошаговые инструкции.

И если банк хочет стать помощником в бизнесе, разным бизнесменам он должен предложить разную помощь. Например, помощь в построении финансовой модели бизнеса поможет управленцу, а ремесленник и делец не поймут, зачем она им.

Далее, когда потребности клиента четко определены, а контекст понятен, генерировать новые идеи очень просто. При этом идеи, которые возникали, сразу же и тестировались с клиентом, чтобы получить отклик (действительно ли это то, что ему нужно?), разрабатывались прототипы и тоже тестировались.

В итоге проведенной работы запущен новый банковский сервис для малого бизнеса, который предлагает клиентам персональное дистанционное обслуживание и помощь в ведении бизнеса.

Почему именно этот кейс? С точки зрения докладчика, ситуация в Фарме похожа. Клиенты уходят в digital, социальные сети и мессенджеры тоже активно используются для общения.

Что еще нового предложить? Как понять, чего хочет клиент?

Почему бы методологию сервис-дизайна не применить и в Фарме? Ведь эта технология универсальна. Ею пользуются ведущие компании мира из разных индустрий — от производства лифтов и тепловозов до косметики и электронных гаджетов. Данный метод позволяет понять, чего на самом деле хочет клиент, благодаря этому пониманию достичь лучшего бизнес-результата и при этом сделать клиента лояльным.

Поговорите с врачом о том, что ему важно, — о его карьере и развитии, коллегах и пациентах, отношениях с другими людьми.

Выясните, какими «персонами» бывают врачи, фармацевты, пациенты.

Как говорил Стив Джобс, начинать всегда следует с потребностей клиента, и лишь потом искать подходящие технологии, а не наоборот.

BUILD REACH, THINK CONNECTIONS

Сегодня внимание потребителя не так уж и просто завоевывать, а еще сложнее действительно заинтересовать. Эту тему в своем докладе развила Мила Крутченко, директор диджитал-направления компании «ADV Group»

С появлением интернета бытовало мнение, что теперь наступает эра digital-технологий, которые вытеснят телевидение. Тем не менее оно не сдает своих позиций. Стало понятно, что это две силы, с которыми необходимо считаться. Более того, сегодня все чаще задействуют прием использования TV+digital в тандеме, что позволяет охватить больше целевой аудитории.

Докладчик акцентировала внимание на том, что «больше, громче, сильнее» не всегда значит эффективнее. Затраты больше, охват сильнее, но и частота выше. Городской житель сталкивается с 5 тыс. рекламных сообщений каждый день. Такой объем информации очень сложно обрабатывать и просто невозможно запомнить.

Большинство рекламы воспринимается как информационный шум. Многие уже научились ее не замечать. По словам М. Крутченко, 8 из 10 сообщений просто проходят мимо. Но даже если потребитель заметил рекламу, и в этом случае могут возникнуть проблемы. Многих реклама раздражает или вызывает недоверие. Современный мир таков, что отзывам в интернете иногда доверяют даже больше, чем официальной рекламе.

Продвинутые интернет-пользователи научи­лись устанавливать блокировщики рекламы. В Украине доля таковых составляет 21%. Более того, в западном мире люди готовы платить за то, чтобы не видеть рекламу — подключаться к платным сервисам, покупать мобильные приложения, лишь бы избежать рекламных вставок.

Результаты исследования Havas Media Group — «Meaningful Brands», посвященного брэндам, свидетельствуют о том, что потребители даже не обратят внимания, если 74% брэндов исчезнут.

Почему так происходит? Дело в том, что восприятие потребителей и их ожидания от медиа и брэндов изменились. Сегодня выбор настолько широк, что зачастую потребитель сам не знает, чего хочет. Принять решение среди множества возможностей и массы разрозненной информации — это для него стресс. Ему нужна помощь для того, чтобы сделать выбор быстрее.

При этом следует понимать, что мы живем в очень динамичное время. Болезнь, например простуда, — это всегда не вовремя. Зачастую с проблемами, которым мы сами не придаем большого значения, к врачу не обращаются. В таких случаях мы привыкли руководствоваться собственным опытом или искать дополнительную информацию у знакомых или в интернете.

Сегодня существует большой выбор решений для лечения одной и той же проблемы. Рекламодателю уже недостаточно просто рассказать о препарате, его функциональных преимуществах. Потребители ждут большего. Необходимо добавлять больше эмоций и вдохновения. Высший пилотаж — стать значимым для потребителя. И чем моложе аудитория, тем больше спрос на «дополнительную ценность» брэнда.

Современного потребителя сложно заинтересовать. Он быстро теряет интерес, ему сложно подолгу удерживать свое внимание на чем-то. Ему достаточно 6 с посмотреть видео, чтобы уловить основную мысль.

Почему потребители так быстро «устают» от рекламы? Они привыкли воспринимать информацию из различных источников, причем одновременно. Сейчас процесс принятия решения о покупке зачастую напоминает броуновское движение. Если раньше количество источников информации, к которым потребитель обращался перед покупкой, было небольшим (1–2), то сейчас их может быть до 10.

Также следует учитывать, что потребитель наиболее подготовлен воспринимать информацию тогда, когда эта проблема для него актуальна. Например, при появлении первых симптомов простуды он готов искать информацию для решения своей проблемы и воспринимать рекламу. В остальное время информация будет для него неактуальной (он здоров или уже принимает другие лекарственные средства).

Важный тренд сегодня — мультизадачность. Как уже было отмечено, потребитель привык воспринимать информацию из различных источников одновременно. Многие даже во время просмотра телевизора или видео на ноутбуке параллельно что-то читают или смотрят в телефоне. Так, 70% аудитории в prime time параллельно используют смартфон. При этом основное внимание достается, как правило, телефону, а телевизионный контент потребляется как фон.

Важно учитывать качество контакта и то, как этот контакт перерастает в связи.

С точки зрения докладчика, идеальная стратегия для Фармы в сфере продвижения ОТС-препаратов, учитывая вышесказанное, выглядит следующим образом. В первую очередь необходимо обеспечить максимальный охват аудитории, что возможно благодаря TV+digital. При этом важно нести полезный и интересный контент с эмоциональной составляющей, который поможет потребителю принять решение (направить по пути к брэнду). Необходимо работать с поисковыми системами, ведь зачастую потребитель дополнительно ищет информацию в интернете. Иногда он попадает на инструкцию, а это функциональная информация. В этом направлении стоит поработать, создавая интересные истории, рассказывая о сложных вещах простым языком, объясняя преимущества, добавлять эмоциональный окрас, вовлекать и направлять в сторону принятия решения. Линки, ссылки и хештеги, присутствие в социальных сетях — полезные инструменты, которые также помогают направлять потребителя и создавать связи.

Итог форума подвел Андрей Стогний, региональный директор компании «Сантен» в Украи­не, Беларуси, странах Кавказа и Центральной Азии. Он крат­ко поделился мнением по поводу тем, докладов и дискуссий, прозвучавших в рамках форума. От конференции или форума, как правило, ждут 3 вещей: получить новые знания, обменяться опытом с коллегами, найти интересные идеи для их воплощения на практике. Докладчики форума охватили весь спектр методов коммуникации — от традиционных до инновационных, обосновав все тренды аналитическими данными. Формат мероприятия позволяет обменяться мнения­ми как в ходе панельных дискуссий, так и в неформальном общении. Выступления некоторых докладчиков внесли долю новаторства и послужили источниками для новых идей, дали пищу для размышлений.

Завершая мероприятие, Надежда Крячок, генеральный директор компании «Medical Data Management», модератор форума, отметила, что какие бы методы промоции не использовались, важно, чтобы это был действительно интересный и нужный контент, и «ловить» свою аудиторию следует именно в том канале, в котором она находится.

ДИСКУССИЯ

Введение запрета на общение с медицинскими представителями стало предметом жаркой дискуссии. Позицию «за» введение запрета выразил Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов. Он акцентировал внимание на том, что медицинские представители отвлекают врача от приема пациентов (ситуация еще больше усугубляется за счет длинных очередей больных, которые ждут приема), а также усиливают недоверие со стороны пациента к врачам (опасаются, что врачи назначают препараты под влиянием фармкомпаний). Также докладчик выразил сомнение, насколько корректно и этично медицинский представитель доносит информацию, и действительно ли она имеет практическую ценность для врача. Он также обратил внимание аудитории на отсутствие каких-либо стандартов и норм, которые регулировали бы деятельность медицинских представителей. С его точки зрения, введение запретов на визиты медицинских представителей в Днепре, Павлограде и Черновцах — начало устойчивого тренда, и необходима разработка правил и процедур внедрения и распространения инициативы г. Днепр. Он считает, что нужен механизм, который позволит врачу «защититься» от необходимости встречаться со всеми медицинскими представителями, а общаться только с теми, кого он хочет видеть и кому доверяет.

С точки зрения докладчика, медицинского представителя заботят только отчетность перед своим работодателем и прибыль фармкомпании и не волнуют потребности пациента и вред, который может принести его влияние на врача при помощи технологий продаж и других хитростей. В этом он видит коррупционные риски — поощрение назначать конкретные препараты, что, в свою очередь, несет риски для здоровья пациентов, а также делает дороже лечение. «По факту медицинский представитель становится драг-диллером», — считает В. Сердюк.

Выступление В. Сердюка вызвало негодование со стороны участников форума. Владимир Игнатов, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», глава представительства «IPSEN Pharma» в Украине, Беларуси и Молдове, также включился в дискуссию. Он отметил, что в украинских реалиях самостоятельное образование врача в процессе его профессиональной деятельности неразрывно связано с общением с медицинскими представителями. На позициях медицинского представителя работают не «драг-диллеры», а люди с высшим медицинским или фармацевтическим образованием. Они проходят многоуровневые и многодневные тренинги, учатся разбираться в разных этических и комплаентных вопросах промоции. Кроме того, в фармацевтических компаниях существуют строгие внутренние нормы и специальные отделы, которые следят за тем, чтобы каждая презентация и каждое слово медицинского представителя были подтверждены данными клинических исследований. Также через медицинских представителей реализуется функция получения обратной связи касательно эффективности и безопасности препаратов компании — система фармаконадзора, деятельность которой регламентируется государством. А что об этом реально думают врачи и пациенты? Действительно ли они согласны с запретами и недовольны работой медицинских представителей, и хотят ли они получать информацию о современных технологиях лечения? Для каких пациентов работают такие «пациентские» организации, создающие системы запретов и предлагающие организовывать «общественные советы» по «выдаче разрешений» на промоционную активность в лечебных учреждениях?

Владимир Редько, исполнительный директор Ассоциа­ции производителей инновационных лекарств «АПРАД», также согласился с тем, что медицинский представитель с его профессиональной базой является ценным источником получения медицинской информации. Зная изнутри о том, каким образом происходят подготовка, обучение и контроль, попытка дискредитации работы медицинского представителя выглядит неубедительно.

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», отметил, что эта тема не могла не войти в повестку дня форума, поскольку происходит явное нарушение закона. «Мы имеем сговор между пациентской организацией и некоторыми региональными учреждениями здравоохранения. На наших глазах создается механизм, который содержит коррупционные риски. Антикоррупционным структурам Украины стоит обратить внимание на эту ситуацию и дать ей правовую оценку», — считает спикер.

Свое мнение высказал и Василий Васильев, директор компании «Teamsoft». Он отметил, что фармацевтической компании, чтобы обезопасить себя от конкурентов и регуляторных органов, необходимо играть на опережение и самой заниматься фармаконадзором, то есть следить за выявлением побочных эффектов. Этим вопросом в компании занимается внешняя служба, а именно медицинские представители, которые обязаны сообщать о случаях выявления побочных эффектов. Всем известна аббревиа­тура CLM (Closed Loop Marketing — маркетинг с замкнутой обратной связью). Некоторые компании применяют CLPV (Closed Loop Pharmacovigilance — фармаконадзор с замкнутой обратной связью), то есть медицинский представитель предоставляет информацию по фармаконадзору для внутренних подразделений фармкомпании, а также грамотно и вовремя доносит врачу ответ по поводу рассмотрения выявленного случая. Таким образом, компания показывает, что она играет в открытую, способствует повышению лояльности врачей и пациентов. Кроме того, электронный унифицированный формат учета позволяет экономить время на заполнении и доставке отчетов, а также более удобен в использовании и обработке информации по сравнению с бумажной системой. У нас на рынке есть ряд компаний, которые уже активно внедряют систему фармаконадзора среди внешней службы. Докладчик призвал использовать возможности CLPV до того, как это станет мейнстримом.

Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті