Последипломная подготовка специалистов фармации по организационно-экономическому направлению

2–3 июня 2010 г. в Харькове состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Последипломная подготовка специалистов фармации по организационно-экономическому направлению», организованная кафедрой управления и экономики фармации Института повышения квалификации специалистов фармации (ИПКСФ) Национального фармацевтического университета (НФаУ) при активной поддержке ректора, члена-корреспондента НАН Украины Валентина Черных.

С приветствием к участникам конференции обратился Валентин Черных, профессор, член-корреспондент НАН Украины, ректор НФаУ. Говоря о важности подобных мероприятий, он отметил, что на сегодня фармацевтическая отрасль Украины является стратегическим оружием страны. Создание лекарственных препаратов является важной составляющей работы отрасли, однако необходимо понимать, что не менее существенную роль играют организация маркетинга препаратов, менеджмент, ценообразование, аналитическая практика и организация экономики фармации. Поэтому необходимо уделять особое внимание организационно-экономическому направлению в последипломной подготовке специалистов фармации.

Открыл работу конференции Валентин Толочко, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации ИПКСФ НФаУ. В своем выступлении он рассказал об особенностях организационно-экономического направления в последипломном образовании специалистов фармации. На сегодня фармацевтическая отрасль представляет собой сложную организационно-экономическую систему, объединяющую значительное количество физических и юридических лиц разных форм собственности. И управлять этой системой в условиях рынка — довольно непростая задача, требующая определенной организационно-экономической подготовки.

Именно поэтому данное направление в последипломном образовании специалистов фармации занимает важное место и присутствует во всех учебных планах и программах последипломного образования (интернатура, магистратура, аспирантура, циклы тематического усовершенствования, предаттестационные циклы и т.д.).

Создание ЛС является важной составляющей работы отрасли, однако не менее существенную роль играют организация маркетинга препаратов, менеджмент, ценообразование, аналитическая практика и организация экономики фармации

В. Толочко отметил, что специалисты фармации изучают такие направления, как современное состояние лекарственного обеспечения населения Украины; менеджмент в фармации; экономические аспекты деятельности фармацевтических предприятий; налоговое законодательство; основы фармакоэкономики, учета и отчетности в аптечной системе; основы фармацевтической информатики; организационно-правовые аспекты деятельности фармацевтических предприятий, кадрового менеджмента в фармацевтической отрасли и т.д.

Кроме того, особое внимание уделяется новейшим направлениям в фармации, например использованию новых информационных технологий в сфере управления и экономики фармации: интернету как источнику получения и обеспечения фармацевтической информации, специальным учетным программам и автоматизированным системам управления, компьютерным системам связи, электронному маркетингу и рекламе, дистанционной реализации лекарственных средств (интернет-аптеки). Отдельно рассматривается возможность использования информационных технологий в системе последипломного образования специалистов фармации (интернет-конференции, электронные учебники и пособия, дистанционные формы повышения квалификации).

Большой интерес участников конференции вызвал доклад Ларисы Галий, кандидата фармацевтических наук, доцента кафедры управления и экономики фармации ИПКСФ НФаУ. Она подчеркнула, что в последнее время все чаще некомпетентность работников приводит к появлению множества профессиональных и социальных проблем, производственных аварий, техногенных и экологических катастроф. Поэтому очень важно создать образовательную систему, которая сможет обеспечить персонал знаниями, умениями, навыками и качествами, которые бы соответствовали современным условиям. Целесообразным является внедрение в последипломное образование андрагогических принципов организации учебного процесса взрослых людей.

Организация профессионального обучения представляет собой определенный алгоритм, составляющими которого являются следующие этапы: изучение образовательных потребностей специалиста фармации, психолого-андрагогическая диагностика специалиста фармации, планирование учебного процесса, создание условий реализации процесса обучения, непосредственное обучение специалистов фармации, оценка процесса и результатов обучения и их коррекция. Каждый из этих этапов имеет отдельное самостоятельное значение и требует применения андрагогических подходов. К примеру, на этапе создания условий реализации процесса обучения особое внимание, по словам докладчика, следует уделить подготовке учебно-методических материалов, учитывающих особенности обучения взрослых людей.

Интересно, что эффективными формами обучения для лиц с экстравертным когнитивным стилем являются групповые дискуссии, эксперименты, практические задания. Им лучше предоставлять учебные материалы, содержащие большое количество таблиц, схем, графиков, рисунков. В то время как лицам интровертного когнитивного стиля наоборот целесообразнее использовать текстовые материалы и привлекать их к выполнению индивидуальных творческих заданий.

В завершение выступления Л. Галий отметила, что в основу последипломного обучения специалистов фармации должны быть положены андрагогические принципы, такие как приоритетность самостоятельного обучения, индивидуализация, системность, элективность обучения, контекстность и проблемоориентированность, актуализация результата обучения, развитие образовательных потребностей, а также принципы общей деятельности всех участников обучения с опорой на опыт взрослых.

О перспективах развития дистанционной формы обучения в системе последипломного образования специалистов фармации рассказала Юлия Медведева, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ИПКСФ НФаУ. Для фармацевтической отрасли дистанционные технологии являются достаточно привлекательной альтернативой традиционным образовательным программам, поскольку дают возможность получать новые знания и навыки без отрыва от основного вида профессиональной деятельности. Однако внедрение дистанционной формы обучения в систему последипломного образования специалистов фармации возможно только по принципу введения отдельных курсов, содержащих элементы дистанционных технологий.

Докладчик подчеркнула, что одной из главных проблем в сфере последипломного образования на Украине является несовершенство законодательной базы, регулирующей предоставление данных образовательных услуг. К примеру, в соответствии с Положением о дистанционном образовании, утвержденном приказом МОН Украины от 21.01.2004 г. № 40, возможно утверждение лишь отдельных курсов с элементами дистанционных технологий через обязательное включение их в банк аттестованных дистанционных курсов и предварительное прохождение обязательной процедуры аттестации в порядке, предусмотренном МОН.

Кроме того, остается нерешенным вопрос расчета педагогической нагрузки преподавателей, задействованных в дистанционном обучении, поскольку до сих пор не разработаны нормы расчета рабочего времени.

Доклад Лидии Кайдаловой, кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой педагогики и психологии НФаУ, был посвящен теоретико-методическим аспектам последипломного образования специалистов фармацевтического профиля.

Непрерывная профессиональная подготовка специалистов представляет собой функционирование и обеспечение гуманистического, личностно­ориентированного, системного, компетентного, деятельного, интегративного, синергетического подходов, которые рассматриваются как совокупность способов, приемов, взаимосвязанных видов деятельности.

Л. Кайдалова подчеркнула, что, учитывая специфические особенности профессиональной деятельности специалистов фармацевтической отрасли, непрерывная профессиональная подготовка специалистов должна обеспечивать качественное формирование компетентностей, профессионально важных качеств специалистов фармацевтического профиля на всех этапах профессионального обучения.

В свою очередь преподаватели также должны повышать свою квалификацию и совмещать традиционный лекционный материал с мастер-классами, тренингами и коучингами.

Опытом последипломной подготовки провизоров в Луганском государственном медицинском университете (ЛугГМУ) поделился Евгений Передерий, кандидат фармацевтических наук, и.о. декана фармацевтического факультета ЛугГМУ. На кафедрах ЛугГМУ созданы все условия для того, чтобы дипломированные специалисты-провизоры, выпускники фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов могли не только пройти интернатуру, но и заниматься научными исследованиями в этой отрасли.

Как отметил докладчик, особая роль в лекцион­ном курсе по организации и управлению фармацией уделяется актуальным вопросам фармацевтической практики, в частности основным положениям нормативно-правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность, изменениям в законодательстве, проблемам предпринимательства в Украине и путям их решения.

На практических занятиях интернам предоставляется возможность побывать в роли инспектора, осуществить проверку работающей на территории университета аптеки-студии, проанализировать ее финансово-экономическую деятельность, внести свои замечания и предложения относительно улучшения работы аптеки и т.д.

Доклад Марии Заричковой, кандидата фармацевтических наук, старшего преподавателя кафедры управления и экономики фармации ИПКСФ НФаУ, был посвящен разработке и созданию учебных материалов на современных электронных носителях. На сегодня электронные учебники и методические рекомендации обеспечивают быстрый доступ к получению знаний и являются перспективным направлением в системе последипломного обучения специалистов фармации.

На кафедре управления и экономики фармации ИПКСФ НФаУ с 2009 г. были внедрены современные электронные учебники и методические рекомендации по обширной тематике согласно программам последипломного образования специалистов фармации. Для их создания была применена программа «Sun Rav Test Office Pro», которая имеет ряд преимуществ. В частности, она позволяет осуществлять импорт имеющихся учебных материалов, а подготовленный с ее помощью электронный учебник можно сразу размещать на сайт.

В отличие от печатного текста электронный вариант можно в любое время изменить или внести поправки (особенно, если это касается изменений законодательной базы). Это и является, по словам докладчика, одним из главных преимуществ информации на электронных носителях.

В завершение выступления М. Заричкова презентовала участникам конференции электронное пособие «Основы предпринимательской деятельности в фармации».

Продолжила работу конференции Инна Мищенко, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ИПКСФ НФаУ, которая представила результаты исследования взаимосвязи управленческих и психологических аспектов деятельности в работе специалистов практической фармации. Социологический опрос специалистов практической фармации показал высокий уровень заинтересованности в усовершенствовании управления этими составляющими.

Основой профессионального успеха, по словам докладчика, является эффективное самоуправление специалистов фармации своим собственным поведением, которое складывается из умения управлять 5 основными элементами: физическим состоянием, чувствами и эмоциями, умом и интеллектом, волеизъявлением, самореализацией.

Альбина Кайдалова, кандидат фармацевтических наук, ассистент кафедры управления и экономики фармации ИПКСФ НФаУ, в своем выступлении коснулась вопроса внедрения международных стандартов в систему последипломного обучения.

Актуальность их внедрения обусловлена требованиями современного этапа социально-экономического развития общества, а также интеграцией Украины в ЕС.

В развитых странах хорошо понимают связь между конкурентоспособностью фармацевтических организаций и уровнем подготовленности кадров, что в свою очередь способствует постоянному развитию отрасли. Именно поэтому во многих европейских странах ключевым вопросом является обеспечение беспрерывного образования специалистов фармации. На сегодня проблема обеспечения качества лекарственных средств и фармацевтической опеки является комплексной, и решать ее традиционными методами только путем контроля качества готовой продукции недостаточно.

А. Кайдалова отметила, что внедрение в фармацевтическую отрасль международных стандартов и требований надлежащих практик (GCP, GLP, GMP, GDP, GSP, GPP) предполагает потребность постоянного повышения уровня компетенции специалистов и гармонизацию современной последипломной системы обучения специалистов фармации.

По словам докладчика, внедрение международных стандартов позволит обеспечить постоянную подготовку квалифицированных специалистов, открыть новые возможности или сохранить уже завоеванные сегменты рынка услуг в сфере последипломной подготовки, а также предоставит возможность стабильно оценивать адекватность системы подготовки современным требованиям. Кроме того, это позволит достичь высокого уровня доверия со стороны потребителей.

О системе подготовки специалистов по фармацевтической информатике рассказал Андрей Бойко, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры организации экономики фармации и технологии лекарств факультета последипломного образования Львовского национального медицинского университета им. Данила Галицкого.

На сегодня новые учебные планы и унифицированные программы предаттестационных циклов по специальности «Общая фармация» и «Организация и управление фармацией» включают такой раздел, как фармацевтическая информатика. Во время занятий провизоры-слушатели имеют возможность ознакомиться с основными понятиями фармацевтической информатики, принципами обеспечения врачей и потребителей достоверной фармацевтической информацией. Особое внимание уделяется возможностям использования компьютерной техники в фармации: применению информационно-поисковых систем, баз данных о лекарственных средствах, сети Интернет для поиска, получения и передачи фармацевтической информации.

Для учебно-методического обеспечения данного раздела преподавательским составом кафедры было разработано учебное пособие «Фармацевтическая информатика», получившее гриф МЗ Украины как учебное пособие для провизоров-интернов и провизоров-слушателей учреждений (факультетов) последипломного образования.

Кроме основных понятий, в учебнике особое внимание уделено методам стандартизации медицинских и фармацевтических информационных данных. Также рассмотрены система информирования о лекарственных средствах, в том числе роль МЗ Украины и подчиненных ему организаций и учреждений, Национальный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, формулярная система с детальным анализом Государственного формуляра лекарственных средств Украины.

Ирина Пестун, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга в фармации НФаУ, рассказала об использовании системы сбалансированных показателей в маркетинге фармацевтических организаций. В основе этой системы, разработанной профессорами Гарвардской школы экономики Д. Нортоном и Р. Капланом, лежит использование целей, которые могут быть измерены.

Система сбалансированных показателей включает 4 направления учета показателей:

  • финансовые показатели (1-й уровень — проекция финансов);
  • показатели успешности работы с клиентами (2-й уровень — проекция маркетинга);
  • оценка внутренних бизнес-процессов организации (3-й уровень — проекция внутренних бизнес-процессов);
  • профессиональный уровень персонала компании (4-й уровень — проекция обучения и роста).

Благодаря этим показателям можно составить полное представление о текущем состоянии предприятия и его будущих перспективах.

Как отметила И. Пестун, определенные стратегические сбалансированные показатели маркетинга могут быть использованы при общей оценке эффективности управления фирмой.

На примере оптовой фармацевтической фирмы докладчик представила результаты системы сбалансированных показателей с маркетинговой деятельности организации.

С докладом «Внедрение логистических подходов к управлению отходами фармацевтической отрасли» выступила Рита Сагайдак-Никитюк, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики предприятиями НФаУ. Докладчик отметила, что данная проблема остается открытой и нерешенной, поскольку в Украине до сих пор отсутствует законодательная база, регулирующая вопрос с отходами. А также не решен вопрос с местом утилизации фальсификатов, лекарственных средств с истекшим сроком годности и т.д.

Юлия Братишко, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики предприятиями НФаУ, отметила, что на сегодня концепция социально ответственного менеджмента и ее внедрение требуют пересмотра приемов и подходов управления как внутренними сферами фармацевтического предприятия, так и в отношении с клиентами и внешними учреждениями.

Среди составляющих социальной ответственности бизнеса традиционно выделяют: выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, ответственность за условия труда и развитие своих сотрудников, ответственность перед социальным окружением, которое включает не только непосредственных партнеров по бизнесу, но и местное сообщество.

Как правило, сейчас украинский фармацевтический бизнес в своей деятельности оперирует термином «корпоративная социальная ответственность менеджмента», которая включает корпоративную этику, корпоративную социальную политику относительно общества, политику в сфере охраны природной среды, принципы и подходы к корпоративному управлению, вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом и др.

В продолжение выступления Ю. Братишко представила участникам конференции результаты исследований проблемы оценки социально-ответственного поведения фармацевтического бизнеса, для проведения которых был использован таксономический метод.

В ходе работы конференции было проведено методическое совещание однопрофильных кафедр по плану опорной кафедры управления и экономики фармации ИПКСФ.

Конференция прошла в теплой дружественной атмосфере. Участники смогли поделиться знаниями, узнать новую информацию и обменяться собственным опытом преподавания данной дисциплины. По результатам конференции была принята резолюция.

Марина Колесник, фото автора

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті