Развитие персонала и всё, что тренинга касается…

Кадры решают всё. Именно поэтому сегодня уделяется так много внимания обучению сотрудников. Как известно, существуют разные способы обучения. Сейчас без проведения тренингов практически невозможно представить процесс обучения и развития сотрудников всех уровней. Более того, многие аптечные сети внедряют должность бизнес-тренера, менеджера по обучению персонала, коуча. На первый взгляд, кажется, что это одно и то же. На самом деле это не совсем так. В предыдущих статьях мы открыли совместный с «Job Morion» цикл публикаций о наболевших и интересующих провизоров проб­лемах — практических рекомендациях для ежедневной работы. В данном выпуске мы ознакомим вас, читатели, с видами, методами и инструментами тренингов, а также расскажем, для чего они нужны.

Итак, тренинг — это активная форма обучения как у самого тренера, так и друг у друга в процессе тренинга. Он направлен на получение новых знаний и умений, чтобы впоследствии они перешли в навык. Знания — это не более чем информация, навыки — это умение применить знания на практике в определенных условиях, и, наконец, умения — это возможность применить навыки в меняющихся условиях. Например, я без труда могу приготовить вечером ужин, конечно, что сложного, есть продукты, свет, печь и т.п. Но ситуация несколько меняется в том случае, если это туристический поход, выезд на природу. И именно мастерство в данной изменившейся ситуации и называется умением.

Например, раньше кто-то занимался открытием автосервиса, ситуация изменилось, рынок поменялся. Была открыта первая аптека, затем вторая и их уже более 30… И аптеки более чем рентабельны. В данной ситуации я говорю о конкретном человеке, который смог достичь отличных результатов, не имея фармацевтического образования, зато имея отличный предпринимательский подход, вкладывая свое время и средства в совершенствование сотрудников. Вот что значит умения — достичь отличных результатов независимо от сферы бизнеса, времени года и десятилетия. Стабильность на самом деле — это просто иллюзия.

Менеджер по обучению персонала — это сотрудник, основная функция которого заключается в повышении уровня знаний работников предприятия. Менеджер по обучению, как правило, мало занимается выработкой навыков и умений.

Коуч — это специалист, помогающий найти пути достижения конкретной цели.

Методы и инструменты тренинга:

Ледоколы — психологические задания на снятие напряжения группы или отдельных ее участников. Знаете, как бывает, некоторые люди начинают чувствовать себя не в своей тарелке. Лично мне как тренеру важно, чтобы все участники чувствовали себя хорошо, так как это помогает повысить эффективность тренинга.

Мини-лекции — передача информации от одного человека группе, как правило, устная. Используются мультимедийные проекторы, флипчатры с целью закрепления новой информации визуально. Это работает. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Метафорические деловые игры — отработка знаний и умений, полученных на тренинге, на примере детских сказок, метафор, былин и др. При этом создается большая вовлеченность сотрудников, добавляется хорошая эмоциональная составляющая тренинга, включаются элементы командообразования. Это превращает тренинг в интересную деловую игру, где каждый участник чувствует себя легко и свободно, что позволяет полностью раскрыть свой потенциал и возможности. Однако это отдельная обширная тема, о которой я расскажу в одной из следующих публикаций.

Анекдот — также особая форма подачи информации со смешным завершением, эмоция всегда позитивная, со скрытым смыслом. Помогает выйти на позитивную волну.

Примеры из жизни — только реальные, следует говорить правду. А вот пофантазировать можно в следующем случае.

Притча — особая форма изложения вымышленной истории, часто мифического характера.

Коучинг — особая форма задавания вопросов, направленная на понимание и поиск достижения жизненной или профессиональной цели.

Ролевые игры — имитирование различных моментов профессиональной деятельности, диа­лог между двумя участниками тренинга, которым прописываются определенные роли. В деловых играх задействовано только два участника.

Деловые игры — имитирование различных моментов профессиональной деятельности. Например, разыгрывается работа первостольника с конфликтным посетителем аптеки и др. В деловой игре принимают участие три и более сотрудников.

Обратная связь — вовлечение в процесс большей части участников, особенно тех, кто начинает отвлекаться на смартфон. Организация вкладывает средства в конкретные изменения работы сотрудников для получения дополнительной прибыли после тренинга.

Мозговые штурмы — прекрасный способ генерировать множество идей за ограниченное количество времени, создавая при этом соревновательный дух и высокую вовлеченность всех причастных. Участники мозгового штурма чувствуют, что их идеи имеют значение. Особенно когда совместно составляются алгоритмы, скрипты и другой материал, который в последующем будет использоваться на практике.

Синемалогия — это легкий для восприятия инструмент в форме просмотра мультфильмов, фрагментов художественного фильма. По сути заключается в анализе и решении жизненных кейсов, представленных в видеоматериале, для выработки навыка анализа ситуации и принятия правильных решений. Кроме того, используя позитивные известные фильмы, мы применяем технику положительного NLP-якоря (Neuro-linguistic programming — нейролингвистическое программирование).

Оптимальная структура тренинга (самая ресурсная по времени):

  • предтренинговый этап, анализ предтренинга;
  • тренинг;
  • видеосъемка тренинга — современный посттренинговый анализ, помогающий про­анализировать все мельчайшие детали;
  • посттренинговое сопровождение.

Условия, при которых тренинг даст необходимые результаты:

а) правильно поставленная цель;
б) высокий уровень мотивации сотрудников;
в) высокая степень вовлеченности сотрудников;
г) эффективные методы удержания сотрудников;
д) обязательная отработка знаний и умений на практике.

Это основные моменты.

В некоторых ситуациях тренинги путают с:

  • лекциями. Уверен, вы увидели отличие тренинга от лекции в самих определениях. Одно из преимуществ лекции — это простота. По сути любой знающий провизор может провести лекцию, подробно изучив материал. Но провести тренинг, извольте, — это уже другая история… Кстати, вопрос лично к вам: «Тренинг — это искусство или наука?» Ответ на этот вопрос будет в одной из следующих публикаций.

Преимущество тренинга в полном его понимании — это максимум эффективности. Это как проехать 1000 км на автобусе или пролететь их на самолете. Результат в виде прибыли не заставит себя ждать, только в одном из вариантов;

  • презентациями фармкомпаний, которые иногда именуют тренингами. Да, в подобных презентациях часто есть элементы тренинга, это факт, и это отлично. Только отрабатываются ли за эти 15 мин навыки и умения каждого участника? Важно помнить, что цели конкретной компании могут значительно отличаться от целей аптеки (аптечной сети);
  • продуктовыми тренингами, которые нацелены на запоминание информации по конкретному продукту (или группе), отработка навыков и умений — минимальная. И речь идет в основном о продукте.

Тренер, какой он?

Внешние. Преимущества: высокий уровень мотивации (с целью установления долгосрочных отношений), сложно втянуть в офисные войны, делает только свою работу. Минусы: стоимость услуг.

Внутренние. Преимущества: минимальные расходы по зарплате. Минусы: может быть втянут в офисные войны, есть свои любимчики и, на­оборот, не всегда высокая мотивация. Очень важны харизма тренера, креативный подход и умение вовлечь сотрудников в процесс обучения.

Итак, мы выяснили, что существует немало методов и инструментов для развития персонала. Развивайтесь и будьте способны на большее, чем то, что Вы совершаете сегодня!

Юрий Гавришев,
сертифицированный бизнес-тренер, эксперт сайта job.morion,
представитель компании «Студии развития персонала и бизнеса» PBDs

Прим. ред.: что сейчас «болит» у сотрудника аптеки? С какими актуальными проблемами Вы сталкиваетесь? Адресуйте свои вопросы на support@job.morion.ua и мы с радостью ответим на них в будущих статьях рубрики.

Комментарии

Баташан Елена 21.06.2019 10:05
Отличная статья! Полностью согласна, спасибо за информацию!
гость 25.06.2019 8:29
Самая лучшая мотивация провизоров-достойная оплата труда и выполнение трудового законодательства работодателями.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи