Заплати налоги и спи спокойно…

Большая Фарма сейчас в ожидании разительных перемен, которые могут быть вызваны как развитием фармацевтической промышленности, так и повышением требований со стороны пациентов и властей. Многие подходы, которые верой и правдой служили игрокам Большой Фармы в течение десятилетий, изживают себя, что же придет им на смену? Изменения ожидают все ключевые направления деятельности фармацевтических компаний — R&D-сегмент, маркетинговую политику и даже модель ведения бизнеса в целом. Одной из важных тенденций уже в недалеком будущем станет тщательный анализ всех элементов налогового пресса, который имеет место в разных государствах мира, с целью минимизации налоговых расходов компании. За основу при подготовке материала были взяты отчеты компании «PricewaterhouseCoopers» под названием «Pharma 2020: Taxing times» и «Paying Taxes 2011», а также данные, опубликованные на сайте www.imshealth.com.

Изменение способов ведения фармацевтического бизнеса наряду с политическими и экономическими тенденциями в настоящее время создают коммерческую среду, которая стимулирует формирование новых подходов к вопросам налогообложения фармацевтических компаний.

Ожидается, что налоговое бремя на корпорации будет повышаться в течение ближайших 10 лет. Это обусловлено желанием правительств залатать прорехи в государственном бюджете, образовавшиеся во время недавнего кризиса. Но возможен и другой вариант — некоторые государства будут снижать ставку корпоративного налога с целью привлечения производств крупных транснациональных компаний.

Налоговые органы в большинстве стран также будут более тесно сотрудничать со своими коллегами на других территориях, уменьшая тем самым возможность использования сложных схем организации деятельности компании, обеспечивающих снижение уровня налогообложения.

Тем не менее, эффективные налоговые ставки для самых крупных фармацевтических компаний будут повышаться, поскольку их продуктовые портфели становятся все более специализированными — они начинают предлагать здравоохранению не только лекарственные средства, но и услуги.

Несмотря на оживление мировой экономики, правительства многих стран по-прежнему рассматривают налогообложение в качестве основного источника средств для финансирования значительного дефицита бюджета.

Таким образом, новые тенденции развития фармацевтического бизнеса ставят перед руководством компаний все больше вопросов, нуждающихся в быстром и одновременно эффективном решении (табл. 1, 2).

Таблица 1 Новые тенденции развития мирового фармацевтического бизнеса
Политика и экономика Рыночная среда Здравоохранение Географические тренды
Правительства индустриальных стран мира на пути снижения дефицита государственного бюджета будут активно использовать дифференцированное налогообложение для корпораций Истечение сроков патентной защиты по многим блокбастерам Спрос на персонализированную медицину будет повышаться Развитие R&D-сегмента в Азии и других развивающихся странах
Фокус фармотрасли будет смещаться на специализированную (индивидуализированную) медицину Расходы на здравоохранение будут стремительно расти
Конкуренция за корпоративный капитал будет расти, роль развивающихся стран в этой борьбе будет усиливаться по мере построения в них экономики, основанной на знаниях Будет повышаться привлекательность развивающихся фармрынков в качестве плацдарма для мирового фармбизнеса В сфере здравоохранения фокус будет смещаться в сторону индустрии красоты и профилактики заболеваний Развитие товаропроводящей цепи на мировом фармрынке и усиление гео­графической экспансии
Некоторые плательщики в процессе решения о покупке лекарств будут руководствоваться экономической целесообразностью (цена/эффективность)
Таблица 2 Возможные пути развития для фармацевтического бизнеса
Для Фармы особо остро будут стоять вопросы налоговых льгот как важный фактор поддержания определенного уровня прибыльности Фарма продолжит поиск возможностей для дальнейшего роста Будут расширяться привычные границы за счет поиска новых ниш и предоставления различных сопутствующих услуг
Корпоративный налог может повыситься M&A-активность на мировом фармрынке будет усиливаться, также возможны сделки в сфере лицензионных соглашений Фарма будет предлагать услуги по упаковке продукции, а также другие сопутствующие услуги. При этом налогообложение продукции и услуг будет варьировать
Фарма будет сотрудничать с мультифункциональными поставщиками, заключать соглашения о долевом участии в прибыли, что приведет к усложнению процесса начисления налогов
Уровень налогообложения будет играть значительную роль при принятии решения корпораций о локализации бизнеса Фарма будет расширять свое присутствие на развивающихся фармрынках. В результате будет происходить перераспределение структуры доходов и прибыли Фарма будет расширять свое присутствие на рынках конечного потребления с целью быть ближе к пациентам, многие из этих юрисдикций характеризуются высокими налогами

РОСТ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

Глобальная экономическая рецессия в кризисный период критически повлияла на рост дефицита государственных бюджетов, особенно индустриально развитых стран. В сложившейся ситуации правительства были вынуждены прибегнуть к помощи кредитных ресурсов для поддержания пошатнувшейся экономики. Так, США взяло на себя долговые обязательства в размере свыше 12 трлн дол. США с целью покрытия прорехи в бюджете, для стран ЕС этот показатель составил 4 трлн дол.

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что при сохранении таких негативных тенденций уровень внешнего государственного долга топ-20 мировых экономик (большая двадцатка — G-20) к 2014 г. может возрасти с 75 до 110% объема ВВП по сравнению с 2008 г. При этом даже в случае реализации более благоприятного сценария развития ситуации правительства большинства стран мира пойдут по пути усиления налогового пресса с целью обеспечения внешнего государственного долга.

Эффективная налоговая ставка значительно варьирует в зависимости не только от отрасли экономики в целом, но и от конкретного сегмента, и в значительной степени определяется географической принадлежностью корпорации. Так, в сегментах биотехнологических и генерический компаний средняя эффективная налоговая ставка по итогам 2009 г. составила 28,17 и 37,08% соответственно, что значительно выше по сравнению с таковой для представителей Большой Фармы и производителей медицинского оборудования, для которых этот показатель составил 23,81 и 25,40%.Что касается дислокации корпорации, то эффективная налоговая ставка может быть представлена в широком диапазоне не только в разрезе стран, но и дифференцирована внутри страны.

«ЗЕЛЕНЫЕ» НАЛОГИ

Дополнительный налоговый пресс также сопряжен с ориентацией развитых стран мира на курс по защите окружающей среды. Несколько лет назад в странах ЕС стартовала продажа квот на выбросы углерода. Также планируется на 20% снизить выброс газов, вызывающих парниковый эффект; повысить энергетическую эффективность на 20%; обеспечивать 20% потребляемой энергии из возобновляемых источников — и все это до 2020 г. В США установлен налог на выбросы углерода. Некоторые развиваю­щиеся страны в последнее время также проявляют активность в этом направлении. Не стоит недооценивать правительственные инициативы в сфере ужесточения обращения химических реагентов и субстанций для изготовления фармацевтической продукции.

Заплати налоги и спи спокойно

НАЛОГОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Фарма имеет свои козыри. Фармкомпании, занимающиеся R&D и производством, могут не опасаться существенного расширения налоговой базы и роста налоговых ставок, так как R&D является общепризнанным драйвером роста экономик, в частности, за счет создания многочисленных рабочих мест. Жесткая конкуренция среди государств за локализацию крупного фармацевтического бизнеса способствует введению их правительствами льготного налогового режима для таких компаний. Фармкомпании не только создают производственные мощности, но и вкладывают значительные средства в развитие R&D-сегмента. Так, по итогам 2009 г. мировой R&D-бюджет в фарминдустрии достиг 95,2 млрд дол.

По данным на 2009 г., в США расходы на R&D составляли до 3% объема ВВП, в ЕС этот показатель оценивался на уровне 1,84%, Япония тратит на R&D около 4% ВВП, Южная Корея — 3,2%, в Китае в течение первого десятилетия нового века инвестиции в эту сферу увеличились с 0,9 до 1,4% ВВП.

Таким образом, фармкомпании способны оказать большое влияние на развитие экономики. И именно это порождает большую заинтересованность правительств многих государств, особенно развивающихся, в привлечении фармбизнеса в свой регион.

Системы налогообложения разных стран мира значительно различаются и по размеру эффективной налоговой ставки, и по количеству времени, необходимого для выплаты налогов, по простоте самой системы налогообложения. Так, согласно материалам доклада «Paying Taxes 2011», опубликованного на сайте www.pwc.com, одни из самых сложных систем налогообложения имеют развивающиеся страны, в том числе и Украина, которая занимает одно их последних мест (табл. 3, 4).

Таблица 3 Топ-10 стран мира с простой системой налогообложения*
Страна № п/п
Мальдивы 1
Катар 2
Гонконг 3
Сингапур 4
Объединенные Арабские Эмираты 5
Саудовская Аравия 6
Ирландия 7
Оман 8
Кувейт 9
Канада 10
*Совокупный рейтинг с учетом таких показателей, как количество налоговых выплат, времени, необходимого для уплаты налогов, а также суммарной ставки налогообложения.
* Источник: отчет «Paying Taxes 2011», опубликованный на www.pwc.com
Таблица 4 Топ-10 стран мира с наиболее сложной системой налогообложения*
Страна № п/п
Ямайка 174
Панама 175
Гамбия 176
Боливия 177
Венесуэла 178
Чад 179
Республика Конго 180
Украина 181
Центральная Африканская Республика 182
Беларусь 183
* Источник: отчет «Paying Taxes 2011», опубликованный на www.pwc.com

Большинство развитых стран предлагают налоговые кредиты или же предоставляют налоговые скидки с налога на прибыль в размере расходов на R&D. Так, правительство США предлагает налоговый кредит в размере 20% расходов, которые превышают 16% дохода от продаж компании за предыдущие 4 квартала.

Канада может предоставить единоразовый кредит в размере 35% расходов, но не более 3 млн канадских дол., а дальнейшее кредитование проводится из расчета 20% расходов, предлагается размер кредита, составляющий 8–10% расходов на R&D в зависимости от соотношения расходов на R&D и доходов от продаж.

Законодательство Австралии дает право компаниям списывать 125% своих расходов на инновационные разработки (или 175% в том случае, если прирост расходов превышает таковой за последние 3 года).

В Великобритании разрешается списывать 130% расходов на R&D из общей суммы налога.

Некоторые азиатские страны, правительства которых особенно озабочены состоянием R&D-сегмента в стране, предоставляют налоговые «суперскидки». Например, Китай и Сингапур предлагают компаниям налоговые скидки в размере 150% расходов на R&D. Правительство Индии также предоставляет различные стимулы, в том числе списание 100% расходов на R&D (за исключением расходов на землю) в год.

Кроме того, среди стран продолжается конкуренция за размещение производственных мощностей международных фармацевтических компаний на их территориях. Так, правительства Ирландии и Пуэрто-Рико создали предпосылки для развития производственной базы благодаря введению ставки подоходного налога в размере 12,5 и 20% соответственно. Страны Азии не отстают и в этом направлении. Сингапур предлагает относительно низкую ставку корпоративного подоходного налога, которая составляет 17% (по состоянию на 2010 г.), а также освобождает от налогообложения первые 100 тыс. дол. ежегодной прибыли в течение первых 3 лет деятельности.

Недавно Китай сократил ставку налога на прибыль с 33,3 до 25% или до 15% для компаний, которые признаны «инновационными, высокотехнологичными предприятиями». Однако одновременная отмена многих налоговых льгот и введение 10% налога на пассивный доход для зарубежных компаний усложняют анализ общей картины налогообложения в стране.

В Индии налоговые каникулы предоставляю­тся тем компаниям, которые разместили свое производство в определенных штатах или экономических зонах. Ожидается, что в течение следующего десятилетия конкуренция между странами за привлечение фармацевтических компаний будет усиливаться, что может быть обусловлено желанием развивающихся стран построить экономику, базирующуюся на наукоемком производстве.

Однако следует иметь в виду, что руководители транснациональных фармацевтических компаний при принятии решения о локализации производства в той или иной стране отталкиваются не только от величины налогового бремени в стране, но и от других характеристик, таких как политическая и экономическая стабильность, развитость инфраструктуры, положение дел в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, наличие квалифицированного персонала.

предпосылки к изменению подхода в налогообложении

В сфере разработки новых лекарственных средств наблюдается смещение акцентов с самостоятельного создания инновационных препаратов на привлечение ресурсов извне. Например, с этой целью широко используют слияния и поглощения, позволяющие развить свой продуктовый портфель; заключение лицензионных соглашений на клинические исследования и последующее маркетирование лекарственных средств.

Так, по данным компании «IMS Health», препараты, маркетирование которых осуществляется в рамках лицензионных условий, составляют около 32% продуктовых портфелей 10 ведущих мировых фармацевтических компаний. Ожидается, что доля таких лекарственных средств в составе продуктовых портфелей фармкомпаний продолжит увеличиваться в течение этого десятилетия. Следует отметить, что лицензионные соглашения подлежат налогообложению в зависимости от его положений по распределению рисков и процентов по кредитам, а также размера платежей по лицензии.

Еще одной тенденцией в развитии фармацевтического бизнеса является повышение внимания к развивающимся рынкам. Согласно данным «IMS Health», ожидается, что до 2013 г. ежегодный прирост объема продаж на фармрынках Бразилии, Китая, Индии, Индонезии, Мексики, России и Турции может составить 10–15% в год. Повышенный интерес к развивающимся рынкам обусловлен замедлением роста развитых фармрынков США, Европы и Японии. По прогнозам, доля развивающихся рынков в общем объеме мирового фармрынка возрастет к 2020 г. до 40% и составит 571 млрд дол. (рис. 1, 2).

Рис. 1
Региональная структура мирового фармацевтического рынка в денежном выражении в 2010 г., по оценкам компании «IMS Health», опубликованным на сайте
Региональная структура мирового фармацевтического рынка в денежном выражении в 2010 г., по оценкам компании «IMS Health», опубликованным на сайте www.imshealth.com
Рис. 2
Прогнозируемая региональная структура мирового фармацевтического рынка в денежном выражении в 2020 г., (по материалам «IMS Health», опубликованным на сайте
Прогнозируемая региональная структура мирового фармацевтического рынка в денежном выражении в 2020 г., (по материалам «IMS Health», опубликованным на сайте www.imshealth.com)

В сфере налогообложения большое значение имеет, в какой стране компания осуществляет продажи и где регистрирует чистую прибыль. Увеличение объема продаж на развивающихся рынках может повысить процент взимаемых налогов, поскольку в некоторых из развивающихся стран налоги относительно велики. Кроме того, в развивающихся странах модель налогообложения часто недостаточно развита, имеет много сложностей и недостаточно четко сформулирована по сравнению со странами с развитой экономикой.

Диверсификация производства

Развивающиеся страны играют большую роль не только в расширении рынков сбыта, но и в производстве лекарственных средств. Прогнозируется, что объем мирового рынка контрактного производства достигнет к 2012 г. 31 млрд дол., для сравнения в 2008 г. этот показатель составил 20,4 млрд дол. При этом прирост будет обеспечен в основном за счет стран Азии, где рост рынка ожидается на уровне 16%. Но наряду с выгодами, которые несет контрактное производство, оно имеет и некоторые риски, например, операционные, когда качество продукта не соответствует стандартам компании-заказчика. При этом большие сложности возникают при производстве и дистрибьюции биопрепаратов, поскольку, например, лекарственные средства для генной терапии следует производить в непосредственной близости от пациента. Таким образом, формируется тенденция к производству лекарственных средств массового применения в зонах с низким уровнем себестоимости производства и ставок налогообложения. При этом производство и дистрибьюция сложных биопрепаратов будет осуществляться фармкомпаниями самостоятельно.

Требования повышаются

Реформы в сфере здравоохранения, проводившиеся во многих странах, будут оказывать большое влияние на налогообложение. Во многих странах разрабатывают и вводят разнообразные механизмы ценообразования для лекарственных средств, а также более внимательно относятся к одобрению новых препаратов. Использование прямого и непрямого контроля над ценообразованием на рынке лекарственных средств уже стало обычным явлением. Также развивается исследовательская база для оценки фармакоэкономических аспектов применения новых препаратов.

Согласно отчету Департамента здравоохранения Великобритании «Pharmaceutical Price Regulation Scheme: Ninth Report to Parliament» результаты исследования, в ходе которого были проанализированы цены на 150 лекарственных средств, произведенных в Италии, Франции и Испании, свидетельствуют о том, что стоимость этих препаратов была на 60% ниже, чем в США, где цены не регулируются.

Изменения в налогообложении вынуждают фармкомпании менять подходы к ведению бизнеса. Прогнозируется, что они перейдут на 2 принципиально разные бизнес-модели: федеративная и полностью диверсифицированная. Федеративная модель, в свою очередь, состоит из виртуальной (компания все свои функции отдает на аутсорсинг) и венчурной (компания управляет портфелем активов).

Товар или услуга?

Изменение структуры продукта, предоставляемого компаниями, в сторону увеличения доли услуг может привести к повышению эффективной ставки налога. Так, ставка корпоративного налога, взимаемого с компании, специализирующейся исключительно на реализации продукции, в США составляет 35%, в Китае — 25%, в Индии — 40%, в Бразилии — 10%, на Каймановых островах — 0%. Таким образом, средний показатель составляет 15,25%. А ставка корпоративного налога, взимаемого с компании, специализирующейс­я на реализации продукции и предоставлении услуг, во всех перечисленных странах находится на уровне 25%, и только на Каймановых островах она значительно ниже. В результате средний размер налога для таких компаний составил 19,55%.

Стратегия поглощения

Фармацевтические компании активно расширяют свой бизнес, в том числе и за счет поглощений. При этом для получения необходимых финансовых ресурсов они в основном используют кредитные средства, что влияет на ставку налогообложения. В отчете компании «PricewaterhouseCoopers» «Pharma 2020: Taxing times» прогнозируется, что к 2020 г. фармкомпании начнут больше привлекать средства из таких источников, как некомерческие организации, венчурные фонды, частные компании.

Выбор юридического лица

В настоящее время большинство фармацевтических компаний работают как корпорации, но это не является наиболее выгодной формой организации структуры бизнеса с точки зрения налогообложения, особенно для тех, кто придерживается федеративной бизнес-модели. В этом случае выходом для компаний является заключение соглашений о партнерстве, создание S-корпораций**, компаний с ограниченной ответственностью. Это позволит избежать убытков от двойного налогообложения и создаст возможности для снижения стоимости капитала.

Анна Шибаева, Евгения Лукьянчук
**Выбор статуса S-корпорации допускает сквозное налогообложение корпорации. S-корпорации должны регистрировать налог с прибыли корпорации, но они не платят налоги на корпоративном уровне. Доходы корпорации проводятся по отдельным налоговым декларациям акционеров, а налоги на прибыль платят по индивидуальной налоговой ставке. Если корпорация сообщает об убытках, они также проводятся через акционеров.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті