Управление качеством в фармации

27 мая 2011 г. на базе Национального фармацевтического университета (НФаУ) состоялась V научно-практическая конференция «Управление качеством в фармации», на которой были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся современных подходов к обеспечению и управлению качеством в фармацевтической отрасли Украины.

Кафедра управления качеством НФаУ вот уже около 10 лет занимается подготовкой в сфере управления качеством, проводя обучение по образовательно-квалификационным уровням «специалист» и «магистр» в рамках специальности «Качество, стандартизация и сертификация».

Динамичные процессы изменений, постоян­но происходящих в фармацевтической отрасли, стимулируют коллектив кафедры к подготовке новых обучающих курсов и материалов, разработке и внедрению современных учебных программ, гармонизированных с европейскими и международными стандартами. Существенный вклад в развитие правильного понимания концепций систем менеджмента качества вносят и научно-практические конференции, интерес к которым остается очень высоким уже многие годы.

По словам Юрия Подпружникова, доктора фармацевтических наук, профессора кафедры управления качеством НФаУ, кафедра является свое­образным локомотивом в плане образовательной и научной деятельности в сфере управления качеством в отечественной фармацевтической отрасли. Он подчеркнул, что в Украине сегодня активно внедряются международные и европейские нормы и правила в сфере обеспечения качества лекарственных средств. В частности, введены стандарты надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP), надлежащей дистрибьюторской практики (Good Distribution Practice — GDP), надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice — GCP) и др., полностью соответствующие европейским директивам. А в конце прошлого года Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины (далее — Гослекинспекция) была принята в Международную систему сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — PIC/S), что свидетельствует о высоком уровне доверия к украинским регуляторным органам в сфере оборота лекарственных средств со стороны зарубежных стран.

Ю. Подпружников подробно остановился на одном из наиболее проблемных аспектов внедрения надлежащих практик в украинских условиях — исследованиях по биоэквивалентности лекарственных средств согласно требованиям надлежащей лабораторной практики (Good Laboratory Practice — GLP). Докладчиком были разъяснены определенные проблемные вопросы биоаналитических исследований in vivo, являющихся важной составной частью клинических испытаний, в том числе направленных на изуче­ние фармакокинетики и биоэквивалентности лекарственных препаратов. Ю. Подпружников обос­новал мысль о том, что хотя требования GLP формально распространяю­тся только на доклинические, а не на клинические исследования, в документах ВОЗ, Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency — ЕМА) и Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) однозначно указывается на необходимость соответствия биоаналитических лабораторий принципам GLP.

Далее докладчик рассказал о принципах и путях их практической реализации на базе отечественных лабораторий такого профиля. К примеру, лаборатория, в которой проводятся клинические испытания, должна быть соответствующих размеров и конструкции, которые отвечают условиям исследования. Расположение помещений должно обеспечивать соответствующее разделение разных видов дея­тельности (получение, хранение образцов, пробоподготовка, проведение испытаний, хранение отчетов) с целью создания необходимых условий для проведения каждого исследования и минимизации изменений, которые бы могли повлиять на достоверность результатов. Кроме того, лаборатория должна иметь утвержденные руководителем стандартные операционные процедуры (СОП), предназначенные для обеспечения качества и целостности данных, полученных в лаборатории. Как правило, они должны находиться в тех местах, где проводятся соответствующие фрагменты исследования. Во время организации и проведения исследования выделяют такие этапы:

1) разработка и утверждение протокола клинического исследования;

2) исследования в условиях клинической базы, которые включают:

  • отбор проб биологической жидкости;
  • формирование комплектов биообразцов;

3) передача образцов в биоаналитическую лабораторию;

4) биоаналитическая часть исследования, заключающаяся в:

  • разработке и валидации методики количественного определения аналита;
  • рутинном анализе биообразцов;
  • статистической обработке результатов анализа фармакокинетических параметров;
  • подготовке и согласовании отчетов по этапам;

5) заключительный отчет о клиническом исследовании.

Организовывая биоаналитические испытания, необходимо помнить о том, что препараты для клинических исследований должны быть произведены в соответствии с GMP.

Объе­м биосерии должен составлять не менее 100 тыс. единиц, количество добровольцев — не менее 12 (ВОЗ, ЕС) или не менее 18 (США). Также необходимо использовать перекрестный дизайн (2 периода, 2 последовательности), количество точек отбора образцов — от 12 до 18, протяженность времени отбора этих образцов должна составлять не более 72 ч.

О фармакопейных аспектах качества экстемпоральных и гомео­патических препаратов в Украине рассказал Александр Гризодуб, доктор химических наук, профессор, директор ГП «Украинский научный фармакопейный центр качества лекарственных средств».

Он отметил, что главной проблемой, связанной с контролем экстемпоральных и гомеопатических препаратов является отсутствие государственной концепции обеспечения их качества. В соответствии со сложившейся практикой, все исходные субстанции, вспомогательные вещества и готовые лекарственные средства должны отвечать требованиям соответствующих монографий Государственной Фармакопеи Украины (ГФУ). В частности, все готовые лекарственные средства следует производить по валидированной технологии в условиях GMP-производства в соответствии с требованиями общих статей на лекарственные формы и т.д. Эта концепция хорошо зарекомендовала себя относительно готовых лекарственных средств промышленного производства, но для экстемпоральных препаратов она, к сожалению, мало применима. К примеру, при производстве промышленных готовых лекарственных средств все исходные субстанции и вспомогательные вещества должны пройти входной контроль на соответствие требованиям спецификаций.

Стоимость такого анализа составляет около 8–10 тыс. грн. за серию, что возможно только в условиях крупносерийного производства. В случае же экстемпорального производства входной контроль субстанций и вспомогательных веществ экономически невыгоден. Одним из выходов в данной ситуации является покупка аптеками уже проанализированных серий субстанций и вспомогательных веществ у крупных производителей. Однако здесь возникает проблема срока годности расфасованных продуктов, который, как правило, резко снижается при вскрытии оригинальной упаковки. Соответственно, и качество данных веществ в условиях существующего аптечного производства экстемпоральных препаратов гарантировать невозможно.

А. Гризодуб подчеркнул, что контроль качества экстемпоральных лекарственных средств не может базироваться только на монографиях ГФУ, где предусмотрено широкое применение хроматографии. Необходимы и другие, более дешевые методики, например титриметрия, спектрофотометрия и т.д. В то же время они, как правило, не валидированы (в отличие от фармакопейных), не узко специфичны и не обеспечивают контроль продуктов распада активных и вспомогательных ингредиентов.

Что касается гомеопатических лекарственных средств, А. Гризодуб пояснил, что фармакопейные требования к качеству аллопатических лекарств основаны на концентрационной модели: их эффективность и безопасность непосредственно связаны с концентрациями действующих веществ и примесей, которые и следует регламентировать. Концентрационная модель показала свою эффективность для стандартизации качества аллопатических препаратов, и на ней строится подавляющее большинство фармакопейных тестов: идентификация, количественное определение, однородность содержания, контроль примесей т.д. Однако для гомеопатических готовых лекарственных средств концентрационная модель не подходит, ведь в силу специфики таких препаратов для них понятие «концентрация действующего вещества» зачастую неприменимо, поскольку концентрация может быть критически малой для ее определения любыми из доступных способов.

Докладчик обосновал также выводы о том, что для гомеопатических препаратов высоких потенций (разведений) идентификация определенных конкретных веществ обычно некорректна по причине влияния фоновых примесей, неоднородности содержания, разложения и адсорбции, что делает проблему фармакопейной регламентации таких средств еще более острой. Основными направлениями обеспечения качества гомеопатических препаратов А. Гризодуб видит стандартизацию их производства (GMP), транспортировки, оптовой (GDP) и розничной реализации (Good Pharmacy Practice — GPP).

Учитывая отсутствие общей модели обеспечения качества такой специфической фармацевтической продукции, а также связанную с этим невозможность реально проконтролировать ее качество и простоту фальсификации, докладчик рекомендует в условиях Украины обеспечить надлежащее качество гомеопатических средств путем их экстемпорального приготовления.

Андрей Мурашко, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления качеством НФаУ в своем выступ­лении проанализировал роль уполномоченных лиц в организациях и на предприятиях фармацевтической сферы. Документы ВОЗ и ЕС свидетельствуют о том, что наличие уполномоченных лиц по качеству на предприятиях — производителях лекарственных средств является необходимым требованием соблюдения стандарта GMP. В свете обеспечения качества уполномоченные лица должны быть на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства, преж­де всего при производстве, дистрибьюции и в розничной реализации. Но, к сожалению, сегодня квалификационных требований как таковых к уполномоченным лицам не существует. В соответствии с приказом Гослекинспекции МЗ Украи­ны № 340 «Об утверждении Лицензион­ных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами», уполномоченное лицо должно иметь полное высшее образование, получить образовательно-квалификационный уровень специалиста (получить сертификат о присвоении (подтверждении) звания провизора общего профиля (для специалистов, окончивших вуз после 1992 г.)) и иметь стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Статус и требования квалификации уполномоченных лиц сегодня довольно расплывчаты и таким специалистом может быть как заведующий аптекой, складом, так и фармацевт со средним специальным образованием и даже медсестра. Кроме того, следует отметить, что самой профессии «уполномоченное лицо» в перечне провизорских должностей нет. А его функции как на производстве, так и в аптеках, регламентированы очень поверхностно, что, в свою очередь, делает невозможным внедрение механизмов обеспечения качества.

О проблемах внедрения систем управления качеством на фармацевтических предприятия­х Украины рассказал Вячеслав Лебединец, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления качеством НФаУ.

Как отметил докладчик, по данным Гослекинс­пекции МЗ Украины, по состоянию на май 2011 г. зарегистрировано 126 производителей лекарственных средств, из них на 26 предприятиях действие лицензии приостановлено в связи с различными критическими несоответствия­ми. Весомая часть этих несоответствий имеет причины, связанные с недопустимо низкой результативностью систем обеспечения и управления качеством предприятий. По данным Гос­потребстандарта Украи­ны, всего лишь 10 фармацевтических предприятий имеют сертификат соответствия требования­м ISO 9001 в системе УкрСЕПРО и еще около 20–30 прошли сертификацию в коммерческих органах по сертификации. И даже среди сертифицированных предприятий есть часть таких, которые внедрили свои системы лишь формально. Докладчик отметил, что интерес к внедрению систем управления качеством со стороны фармацевтических предприятий в течение последних нескольких лет начал постепенно угасать. При этом там, где все же внедрили и сертифицировали системы управления качеством, отмечают лишь некоторое улучшение общей трудовой дисциплины, документо­оборота, упорядочивание отчетности. В то же время отсутствуют изменения в планировании, информировании, распределении полномочий и ответственности на местах, и самое главное — практически нет изменений в качестве продукции, почти никаких сдвигов по объе­му продаж и прибыльности.

В. Лебединец отметил, что формирование системы управления качеством не должно сводиться к переименованию подразделений в «процессы» — это всего лишь ненужная формальность. Главное, что следует обеспечить — четкую взаимосвязь процессов и однозначное определение входов/выходов, а также создание таких алгоритмов их выполнения, которые включали бы реализацию концепции PDCA. Цикл PDCA — при всей его простоте — предоставляет возможность вкладывать в регламентацию процессов самое главное — средства и правила мониторинга результативности, анализа и осуществления корректирую­щих и предупреждающих действий. Механизмы адекватной и полной оценки процессов позволяют мотивировать их исполнителей на правильное выполнение работы и заботиться о постоянном улучшении: в этом и есть суть создаваемой системы управления качеством.

Виктория Городецкая, аспирант кафедры управления качеством НФаУ, в своем докладе коснулась такой важной темы, как подготовка управленческих кадров для фармации. Несмотря на постоян­ное развитие различных направлений фармацевтической отрасли, сфера управления качеством до сих пор остается неохваченной. Особенно остро этот вопрос стоит относительно подготовки квалифицированных кадров по управлению качеством в фармации, учитывая, что таких специалистов практически не готовит ни один украинский вуз.

Докладчик акцентировала внимание участников конференции на том, что сегодня в Украи­не специальности по управлению качеством в фармации не существует вообще. Как правило, подготовка управленческих кадров в сфере качества для фармации происходит на базе институтов повышения квалификации при наличии высшего образования: получение второго высшего образования по специальности «Качество, стандартизация и спецификация» или же на курсах, семинарах, тренингах. Все это не может в полной мере обеспечить знания и умения, которыми должны владеть квалифицированные специалисты для создания и поддержки функционирования эффективной системы управления качеством фармацевтического предприятия.

В продолжение выступления докладчиком было предложено проработать возможность открытия на базе НФаУ специальности «Обеспечение качества в фармации» на уровне бакалавра и «Управление качеством в фармации» на уровне магистра.

В заключение проведено обсуждение итогов конференции. Было решено вынести на рассмотрение организаторов конференции следующие предложения:

1. Продолжить работы по рассмотренным направлениям с целью внедрения выдвинутых идей в практику производственных и других предприя­тий фармацевтической отрасли.

2. Опубликовать материалы не только в сборнике тезисов (который можно получить на кафед­ре всем желающим), но и в расширенном виде для ознакомления широкого круга специалистов, например в научном журнале «Управление, экономика и обеспечение качества в фармации», издающемся в НФаУ по инициативе кафедры управления качеством с 2008 г.

3. Расширить круг участников за счет представителей фармацевтических предприятий, оптово-розничных фармацевтических учреждений и исследовательских лабораторий фармацевтического профиля.

4. Предложить выполнение диссертационных работ по тематике наиболее актуальных и практически ценных работ докладчиков.

5. Учитывая заинтересованность учебных заведений и коммерческих организаций из Казахстана, Российской Федерации, Грузии, Таджикистана и других стран, проработать возможность проведения конференции «Управление качеством в фармации» как международной, под эгидой обмена опытом по вопросам качества среди фармацевтов стран СНГ и дальнего зарубежья.

Марина Колесник,
фото автора
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті