Кафедра управления качеством НФаУ вот уже около 10 лет занимается подготовкой в сфере управления качеством, проводя обучение по образовательно-квалификационным уровням «специалист» и «магистр» в рамках специальности «Качество, стандартизация и сертификация».
Динамичные процессы изменений, постоянно происходящих в фармацевтической отрасли, стимулируют коллектив кафедры к подготовке новых обучающих курсов и материалов, разработке и внедрению современных учебных программ, гармонизированных с европейскими и международными стандартами. Существенный вклад в развитие правильного понимания концепций систем менеджмента качества вносят и научно-практические конференции, интерес к которым остается очень высоким уже многие годы.
По словам Юрия Подпружникова, доктора фармацевтических наук, профессора кафедры управления качеством НФаУ, кафедра является своеобразным локомотивом в плане образовательной и научной деятельности в сфере управления качеством в отечественной фармацевтической отрасли. Он подчеркнул, что в Украине сегодня активно внедряются международные и европейские нормы и правила в сфере обеспечения качества лекарственных средств. В частности, введены стандарты надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP), надлежащей дистрибьюторской практики (Good Distribution Practice — GDP), надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice — GCP) и др., полностью соответствующие европейским директивам. А в конце прошлого года Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины (далее — Гослекинспекция) была принята в Международную систему сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — PIC/S), что свидетельствует о высоком уровне доверия к украинским регуляторным органам в сфере оборота лекарственных средств со стороны зарубежных стран.
Ю. Подпружников подробно остановился на одном из наиболее проблемных аспектов внедрения надлежащих практик в украинских условиях — исследованиях по биоэквивалентности лекарственных средств согласно требованиям надлежащей лабораторной практики (Good Laboratory Practice — GLP). Докладчиком были разъяснены определенные проблемные вопросы биоаналитических исследований in vivo, являющихся важной составной частью клинических испытаний, в том числе направленных на изучение фармакокинетики и биоэквивалентности лекарственных препаратов. Ю. Подпружников обосновал мысль о том, что хотя требования GLP формально распространяются только на доклинические, а не на клинические исследования, в документах ВОЗ, Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency — ЕМА) и Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) однозначно указывается на необходимость соответствия биоаналитических лабораторий принципам GLP.
Далее докладчик рассказал о принципах и путях их практической реализации на базе отечественных лабораторий такого профиля. К примеру, лаборатория, в которой проводятся клинические испытания, должна быть соответствующих размеров и конструкции, которые отвечают условиям исследования. Расположение помещений должно обеспечивать соответствующее разделение разных видов деятельности (получение, хранение образцов, пробоподготовка, проведение испытаний, хранение отчетов) с целью создания необходимых условий для проведения каждого исследования и минимизации изменений, которые бы могли повлиять на достоверность результатов. Кроме того, лаборатория должна иметь утвержденные руководителем стандартные операционные процедуры (СОП), предназначенные для обеспечения качества и целостности данных, полученных в лаборатории. Как правило, они должны находиться в тех местах, где проводятся соответствующие фрагменты исследования. Во время организации и проведения исследования выделяют такие этапы:
1) разработка и утверждение протокола клинического исследования;
2) исследования в условиях клинической базы, которые включают:
- отбор проб биологической жидкости;
- формирование комплектов биообразцов;
3) передача образцов в биоаналитическую лабораторию;
4) биоаналитическая часть исследования, заключающаяся в:
- разработке и валидации методики количественного определения аналита;
- рутинном анализе биообразцов;
- статистической обработке результатов анализа фармакокинетических параметров;
- подготовке и согласовании отчетов по этапам;
5) заключительный отчет о клиническом исследовании.
Организовывая биоаналитические испытания, необходимо помнить о том, что препараты для клинических исследований должны быть произведены в соответствии с GMP.
Объем биосерии должен составлять не менее 100 тыс. единиц, количество добровольцев — не менее 12 (ВОЗ, ЕС) или не менее 18 (США). Также необходимо использовать перекрестный дизайн (2 периода, 2 последовательности), количество точек отбора образцов — от 12 до 18, протяженность времени отбора этих образцов должна составлять не более 72 ч.
О фармакопейных аспектах качества экстемпоральных и гомеопатических препаратов в Украине рассказал Александр Гризодуб, доктор химических наук, профессор, директор ГП «Украинский научный фармакопейный центр качества лекарственных средств».
Он отметил, что главной проблемой, связанной с контролем экстемпоральных и гомеопатических препаратов является отсутствие государственной концепции обеспечения их качества. В соответствии со сложившейся практикой, все исходные субстанции, вспомогательные вещества и готовые лекарственные средства должны отвечать требованиям соответствующих монографий Государственной Фармакопеи Украины (ГФУ). В частности, все готовые лекарственные средства следует производить по валидированной технологии в условиях GMP-производства в соответствии с требованиями общих статей на лекарственные формы и т.д. Эта концепция хорошо зарекомендовала себя относительно готовых лекарственных средств промышленного производства, но для экстемпоральных препаратов она, к сожалению, мало применима. К примеру, при производстве промышленных готовых лекарственных средств все исходные субстанции и вспомогательные вещества должны пройти входной контроль на соответствие требованиям спецификаций.
Стоимость такого анализа составляет около 8–10 тыс. грн. за серию, что возможно только в условиях крупносерийного производства. В случае же экстемпорального производства входной контроль субстанций и вспомогательных веществ экономически невыгоден. Одним из выходов в данной ситуации является покупка аптеками уже проанализированных серий субстанций и вспомогательных веществ у крупных производителей. Однако здесь возникает проблема срока годности расфасованных продуктов, который, как правило, резко снижается при вскрытии оригинальной упаковки. Соответственно, и качество данных веществ в условиях существующего аптечного производства экстемпоральных препаратов гарантировать невозможно.
А. Гризодуб подчеркнул, что контроль качества экстемпоральных лекарственных средств не может базироваться только на монографиях ГФУ, где предусмотрено широкое применение хроматографии. Необходимы и другие, более дешевые методики, например титриметрия, спектрофотометрия и т.д. В то же время они, как правило, не валидированы (в отличие от фармакопейных), не узко специфичны и не обеспечивают контроль продуктов распада активных и вспомогательных ингредиентов.
Что касается гомеопатических лекарственных средств, А. Гризодуб пояснил, что фармакопейные требования к качеству аллопатических лекарств основаны на концентрационной модели: их эффективность и безопасность непосредственно связаны с концентрациями действующих веществ и примесей, которые и следует регламентировать. Концентрационная модель показала свою эффективность для стандартизации качества аллопатических препаратов, и на ней строится подавляющее большинство фармакопейных тестов: идентификация, количественное определение, однородность содержания, контроль примесей т.д. Однако для гомеопатических готовых лекарственных средств концентрационная модель не подходит, ведь в силу специфики таких препаратов для них понятие «концентрация действующего вещества» зачастую неприменимо, поскольку концентрация может быть критически малой для ее определения любыми из доступных способов.
Докладчик обосновал также выводы о том, что для гомеопатических препаратов высоких потенций (разведений) идентификация определенных конкретных веществ обычно некорректна по причине влияния фоновых примесей, неоднородности содержания, разложения и адсорбции, что делает проблему фармакопейной регламентации таких средств еще более острой. Основными направлениями обеспечения качества гомеопатических препаратов А. Гризодуб видит стандартизацию их производства (GMP), транспортировки, оптовой (GDP) и розничной реализации (Good Pharmacy Practice — GPP).
Учитывая отсутствие общей модели обеспечения качества такой специфической фармацевтической продукции, а также связанную с этим невозможность реально проконтролировать ее качество и простоту фальсификации, докладчик рекомендует в условиях Украины обеспечить надлежащее качество гомеопатических средств путем их экстемпорального приготовления.
Андрей Мурашко, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления качеством НФаУ в своем выступлении проанализировал роль уполномоченных лиц в организациях и на предприятиях фармацевтической сферы. Документы ВОЗ и ЕС свидетельствуют о том, что наличие уполномоченных лиц по качеству на предприятиях — производителях лекарственных средств является необходимым требованием соблюдения стандарта GMP. В свете обеспечения качества уполномоченные лица должны быть на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства, прежде всего при производстве, дистрибьюции и в розничной реализации. Но, к сожалению, сегодня квалификационных требований как таковых к уполномоченным лицам не существует. В соответствии с приказом Гослекинспекции МЗ Украины № 340 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами», уполномоченное лицо должно иметь полное высшее образование, получить образовательно-квалификационный уровень специалиста (получить сертификат о присвоении (подтверждении) звания провизора общего профиля (для специалистов, окончивших вуз после 1992 г.)) и иметь стаж работы по специальности не менее 2 лет.
Статус и требования квалификации уполномоченных лиц сегодня довольно расплывчаты и таким специалистом может быть как заведующий аптекой, складом, так и фармацевт со средним специальным образованием и даже медсестра. Кроме того, следует отметить, что самой профессии «уполномоченное лицо» в перечне провизорских должностей нет. А его функции как на производстве, так и в аптеках, регламентированы очень поверхностно, что, в свою очередь, делает невозможным внедрение механизмов обеспечения качества.
О проблемах внедрения систем управления качеством на фармацевтических предприятиях Украины рассказал Вячеслав Лебединец, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления качеством НФаУ.
Как отметил докладчик, по данным Гослекинспекции МЗ Украины, по состоянию на май 2011 г. зарегистрировано 126 производителей лекарственных средств, из них на 26 предприятиях действие лицензии приостановлено в связи с различными критическими несоответствиями. Весомая часть этих несоответствий имеет причины, связанные с недопустимо низкой результативностью систем обеспечения и управления качеством предприятий. По данным Госпотребстандарта Украины, всего лишь 10 фармацевтических предприятий имеют сертификат соответствия требованиям ISO 9001 в системе УкрСЕПРО и еще около 20–30 прошли сертификацию в коммерческих органах по сертификации. И даже среди сертифицированных предприятий есть часть таких, которые внедрили свои системы лишь формально. Докладчик отметил, что интерес к внедрению систем управления качеством со стороны фармацевтических предприятий в течение последних нескольких лет начал постепенно угасать. При этом там, где все же внедрили и сертифицировали системы управления качеством, отмечают лишь некоторое улучшение общей трудовой дисциплины, документооборота, упорядочивание отчетности. В то же время отсутствуют изменения в планировании, информировании, распределении полномочий и ответственности на местах, и самое главное — практически нет изменений в качестве продукции, почти никаких сдвигов по объему продаж и прибыльности.
В. Лебединец отметил, что формирование системы управления качеством не должно сводиться к переименованию подразделений в «процессы» — это всего лишь ненужная формальность. Главное, что следует обеспечить — четкую взаимосвязь процессов и однозначное определение входов/выходов, а также создание таких алгоритмов их выполнения, которые включали бы реализацию концепции PDCA. Цикл PDCA — при всей его простоте — предоставляет возможность вкладывать в регламентацию процессов самое главное — средства и правила мониторинга результативности, анализа и осуществления корректирующих и предупреждающих действий. Механизмы адекватной и полной оценки процессов позволяют мотивировать их исполнителей на правильное выполнение работы и заботиться о постоянном улучшении: в этом и есть суть создаваемой системы управления качеством.
Виктория Городецкая, аспирант кафедры управления качеством НФаУ, в своем докладе коснулась такой важной темы, как подготовка управленческих кадров для фармации. Несмотря на постоянное развитие различных направлений фармацевтической отрасли, сфера управления качеством до сих пор остается неохваченной. Особенно остро этот вопрос стоит относительно подготовки квалифицированных кадров по управлению качеством в фармации, учитывая, что таких специалистов практически не готовит ни один украинский вуз.
Докладчик акцентировала внимание участников конференции на том, что сегодня в Украине специальности по управлению качеством в фармации не существует вообще. Как правило, подготовка управленческих кадров в сфере качества для фармации происходит на базе институтов повышения квалификации при наличии высшего образования: получение второго высшего образования по специальности «Качество, стандартизация и спецификация» или же на курсах, семинарах, тренингах. Все это не может в полной мере обеспечить знания и умения, которыми должны владеть квалифицированные специалисты для создания и поддержки функционирования эффективной системы управления качеством фармацевтического предприятия.
В продолжение выступления докладчиком было предложено проработать возможность открытия на базе НФаУ специальности «Обеспечение качества в фармации» на уровне бакалавра и «Управление качеством в фармации» на уровне магистра.
В заключение проведено обсуждение итогов конференции. Было решено вынести на рассмотрение организаторов конференции следующие предложения:
1. Продолжить работы по рассмотренным направлениям с целью внедрения выдвинутых идей в практику производственных и других предприятий фармацевтической отрасли.
2. Опубликовать материалы не только в сборнике тезисов (который можно получить на кафедре всем желающим), но и в расширенном виде для ознакомления широкого круга специалистов, например в научном журнале «Управление, экономика и обеспечение качества в фармации», издающемся в НФаУ по инициативе кафедры управления качеством с 2008 г.
3. Расширить круг участников за счет представителей фармацевтических предприятий, оптово-розничных фармацевтических учреждений и исследовательских лабораторий фармацевтического профиля.
4. Предложить выполнение диссертационных работ по тематике наиболее актуальных и практически ценных работ докладчиков.
5. Учитывая заинтересованность учебных заведений и коммерческих организаций из Казахстана, Российской Федерации, Грузии, Таджикистана и других стран, проработать возможность проведения конференции «Управление качеством в фармации» как международной, под эгидой обмена опытом по вопросам качества среди фармацевтов стран СНГ и дальнего зарубежья.
фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим