Проблемы фармотрасли: «мы ждем перемен»

Сложно предполагать, какой результат может дать ожидаемая отечественными фармацевтическими производителями поддержка государства, но точно известно одно — ни в одной из развитых стран производители лекарственных средств никакой поддержки от государства не ожидают и не имеют. Более того, ни одна из этих стран не является импортозависимой, при этом их население обеспечено медикаментозной помощью в полном объеме, а качество лекарств и, как следствие всего этого, — результативность терапии находятся на высоком уровне — таково мнение Владислава Онищенко, представляющего Союз потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в отношении проблем, затронутых Валерием Печаевым, президентом Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (ООРММП) в материале, опубликованном в одном из прошлых номеров «Еженедельника АПТЕКА» (№ 28 (799) от 25.07.2011 г.

― Безусловно, сложно спорить с объективными данными, свидетельствующими о том, что за последние 10 лет количество наименований зарегистрированных в Украине отечественных препаратов увеличилось с 1,1 тыс. до 3,1 тыс. Однако возникает вопрос: почему в странах с развитой медициной, а, соответственно, и с развитой фарминдустрией, ни один из производителей не имеет складов для длительного хранения готовой продукции? В то же время у отечественных производителей зачастую переполнены не только собственные склады, но и товар передан на длительное ответственное хранение в компании, занимающиеся оптовой реализацией.

Коснувшись лишь перечисленного выше, можно только предполагать о тех проблемных положениях, которые свели на нет эффективность отечественной медицины. В результате возникает много спорных вопросов.

В первую очередь, это проблема страховой медицины в Украине. Принято считать, что в развитых странах высокий уровень медицинских услуг обеспечивается наличием страховой медицины. Однако в Украине на практике действует модель страховой медицины, равно как и в большинстве иных стран ЕС, а также США, Канаде, Австралии, Израиле — ведь каждый украинский налогоплательщик отчисляет в бюджет часть своего дохода на нужды медицины. Разница лишь в том, что в развитых странах бюджет используется исключительно по его целевому назначению и расходы строго контролируются, тогда как в Украине данная система отличается своей запутанностью и непрозрачностью. Однако это совершенно не говорит об отсутствии в Украине таковой, как это утверждает В. Печаев.

В своем интервью он же поднимает вопрос о проблеме взаимосвязи между системой здравоохранения и отечественным фармацевтическим производством. Однако не до конца понятным остается вопрос о том, каким образом ООРММП пытается добиться результатов деятельности, если не является частью самой системы здравоохранения? А если является, то почему столько внимания в интервью уделяется критике и рекомендациям по решению целого ряда проблемных вопросов вместо предложений по их практическому решению?

Особый интерес вызывают предложения ООРММП относительно вопросов ценообразования, в частности, установления ценового минимума и мониторинга розничных цен. Гипотетически можно предположить, что локальные производители лекарств могут быть подвергнуты прессингу с применением административного ресурса в этом вопросе. Однако будет ли это иметь должный эффект, поскольку отечественный производитель и без того контролирует небольшую долю* украинского фармацевтического рынка? К тому же в случае остановки производства (как результата прессинга) Украина может утратить то малое, чем располагает на сегодня.

Конечно, особо следует обратить внимание на предположение о возможности влияния на зарубежных производителей, являющихся приватными компаниями. При этом открытым остается вопрос: а есть ли необходимость как-либо влиять на стоимость импортных лекарств, производящихся фармкомпаниями из таких же, как и Украина, развивающихся стран (например Индия), ведь они и так реализуют на нашем рынке колоссальный ассортимент препаратов, стоимость которых такая же или даже ниже, чем таковая препаратов отечественных производителей и производителей из стран СНГ.

Одновременно с этим хочется также понять, каким образом созданная Министерством здравоохранения Украины рабочая группа намерена определить механизм по снижению стоимости лекарственных средств при их закупке, в частности, у зарубежных производителей — ведь эта стоимость формируется исключительно исходя из принципов рыночной экономики?

И, наконец, не до конца ясно, для кого и с какой целью разрабатывался проект приказа Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами». Если для совершенствования управленческого аппарата отраслевого министерства, то данный проект, безусловно, очень хорош. Однако если для удовлетворения потребности пациентов, нуждающихся в первую очередь в качественных и доступных препаратах, то больному безразлично, какова площадь аптеки или киоска. Большую озабоченность для больных, на мой взгляд, вызывает иное — качество и безопасность лекарственных средств, а также то, чтобы аптекой владел и управлял только профильный специалист. Необходимо также создать на фармрынке предпосылки для здоровой конкуренции путем четкого разграничения аптек по признаку минимального ассортимента.

При всех возникших вопросах мы не сом­неваемся в искренности и добрых намерениях ООРММП. Затронутые в интервью В. Печаева проблемы, которые требуют немедленного разрешения, очевидны. Но настораживает путь, который выбран для решения этих проблем. Также, как и ООРММП, наш Союз еще год назад обратился с письмом в Кабинет Министров Украины с предложениями о первоочередных мерах по подготовке системы здравоохранения к реформам. Кроме того, мы выразили готовность принять активное участие в этих мероприятиях. Эти мероприятия предполагают в краткосрочной перспективе без применения административного ресурса, с учетом ныне существующей законодательной базы и без значительных средств из госбюджета следующее:

  • исключение из оборота лекарственных средств сомнительного качества;
  • насыщение рынка качественными отечественными препаратами и постепенный переход нашей страны из статуса импортозависимой;
  • значительное снижение стоимости лекарств за счет сокращения накладных расходов (в частности тех, которые идут на продвижение препаратов);
  • значительное сокращение в торговом обороте фальсифицированных лекарств;
  • налаживание механизма эффективной системы контроля за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения на базе существующих ведомственных лабораторий.

И если реакция Кабинета Министров на направленное ООРММП письмо будет аналогичной — нам только остается пожелать всем нам огромного терпения и успехов в том, что можно сделать, не дожидаясь ответа.

Владислав Онищенко, Союз потребителей медицинских услуг,
лекарственных средств и изделий медицинского назначения

_________________

*в денежном выражении

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи