Обеспечение доступности лекарственных средств и пути повышения эффективности госзакупок: по материалам заседания правления ООРММПУ

18 февраля состоялось расширенное заседание правления Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (далее — ООРММПУ), посвященное вопросам обеспечения доступности лекарственных средств для населения в условиях изменения курсовой политики Национального банка Украины, а также повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на закупки препаратов.

Заседание открыл Валерий Печаев, президент ООРММПУ. Он сообщил, что на повестке дня два вопроса:

По сути первого вопроса В. Печаев отметил, что члены ООРММПУ в первую очередь должны рассмотреть возможности для сдерживания роста цен на готовую продукцию. Он напомнил, что на протяжении последних лет Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) уделяет пристальное внимание фармацевтическому рынку. И с марта текущего года ожидается очередная волна проверок фармпроизводителей со стороны АМКУ на предмет формирования цен на готовую продукцию.

«В то же время ситуация с курсом гривни относительно иностранных валют серьезная, — подчеркнул В. Печаев. — И если отечественные фармпроизводители могут спокойно реагировать на повышение цен на сырье и материалы в пределах 5%, то сейчас этот показатель колеблется в интервале 8–10%. Дорожают транспорт, картон, фольга и прочие материалы. В результате себестоимость продукции повышается. Единственное, что не изменяется — это доходы населения».

Обеспечение доступности лекарственных средств и пути повышения эффективности госзакупок: по материалам заседания правления ООРММПУ

По словам президента ООРММПУ, отечественные фармпроизводители имеют запас сырья и материалов, закупленных до резкого изменения курса гривни относительно иностранных валют. И если в дальнейшем он останется стабильным, то производители должны стараться сдерживать цены на готовую продукцию, насколько это возможно.

Олег Климов, генеральный директор Коммунального предприятия «Фармация» (Киев), отметил, что аптечная сеть не сможет удерживать цены, если производители и дистрибьюторы повысят их. «Мы формируем розничные цены на основании предложений поставщиков, — подчеркнул он. — Дистрибьюторы уже начали повышать цены».

Также, О. Климов напомнил, что согласно постановлению КМУ от 12 февраля 2014 г. № 42 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» действие Пилотного проекта по государственному регулированию цен на антигипертензивные препараты продлено до 31 декабря 2014 г. В настоящее время аптечные сети столкнулись с проблемой несоответствия расчетных розничных цен на такие препараты их граничным уровням, определяемым на основании Реестра предельного уровня оптово-отпускных цен и сравнительных (референтных) цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью по состоянию на 31 декабря 2013 г. На ряд препаратов, включенных в Пилотный проект, цены поставщиков увеличились на 5–35%. Кроме того, в некоторых регионах Украины не погашены долги перед аптечными предприятиями за антигипертензивные препараты, отпущенные по программе реимбурсации в 2013 г.

По мнению Александра Партышева, коммерческого директора Корпорации «Артериум», отечественным производителям придется корректировать цены, иначе их продукция начнет терять свои позиции на рынке.

Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга компании «Фармак», отметил, что продукты отечественных фармкомпаний имеют разную валютную составляющую. Он согласился с мнением А. Партышева относительно необходимости корректировки цен на готовую продукцию, тем более, что на сегодня нет понимания того, на какой отметке остановится курс гривни относительно доллара США. «У нас есть небольшой запас времени, и мы можем использовать его для того, чтобы осмотреться, — сообщил Ю. Комаров. — Но пройдет неделя, и сдерживать цены на некоторые продукты мы не сможем. Речь идет о том, что нельзя распространить требование о сдерживании цен на весь ассортимент препаратов компании. Нам придется компенсировать валютную составляющую».

В. Печаев напомнил, что 8 февраля текущего года по инициативе участников ІХ Ежегодного аналитического форума «Фармрынок Украины–2014. В рамках эффективных понятий» в Министерстве здравоохранения Украины состоялось совещание, посвященное вопросам обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, закупаемыми за бюджетные средства, в условиях изменения курса гривни относительно иностранных валют. Участники совещания разработали проект постановления КМУ, которым предусмотрено предоставление права заказчикам торгов в договорах с их участниками определять денежный эквивалент стоимости лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых за государственные средства, в иностранной валюте, который подлежит уплате в гривне по курсу Национального банка Украины к соответствующей валюте на день отгрузки или предоставление возможности осуществления предоплаты в размере стоимости предмета закупки.

Кроме того, в ходе упомянутого совещания его участники согласовали проект приказа МЗ «Об утверждении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Украины по вопросам реализации пилотных проектов по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства», которым предусмотрено определение понятия «Индекс цен производителей основных фармацевтических продуктов и лекарственных препаратов», а также предлагается обновлять реестры цен на лекарственные средства, которые подпадают под действие пилотных проектов, ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным периодом месяца путем осуществления перерасчета предельных оптово-отпускных цен.

В. Печаев сообщил, что министр здравоохранения Украины Раиса Богатырева во время заседания правительства 12 февраля текущего года выступила с предложением рассмотреть упомянутый проект постановления КМУ. Однако исполняющий обязанности премьер-министра Украины Сергей Арбузов отметил, что ситуация с курсом гривни относительно иностранных валют стабильна и поводов для корректировки цен нет. Что касается проекта приказа МЗ, касающегося препаратов, включенных в пилотные проекты, то он не требует рассмотрения на уровне КМУ. Поэтому профильное министерство может его утвердить.

Подводя итог обсуждения первого вопроса, В. Печаев предложил подготовить письмо в Министерство здравоохранения Украины, в котором обосновать необходимость проведения корректировки цен на препараты, включенные в пилотные проекты, а также обратиться с просьбой поспособствовать погашению долгов перед аптечными сетями за антигипертензивные препараты, реализованные населению в 2013 г. Кроме того, президент ООРММПУ предложил подготовить письмо в КМУ по поводу необходимости корректировки цен на препараты, закупаемые за бюджетные средства. В противном случае производство низкостоимостных препаратов станет экономически невыгодным. Но пока изменения в нормативно-правовую базу в сфере цено­образования на лекарственные средства не приняты, В. Печаев предложил членам ООРММПУ по возможности не повышать цены на готовую продукцию.

О результатах Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью рассказал Виктор Чумак, советник министра здравоохранения Украины. Он сообщил, что в настоящее время проект приказа МЗ Украины, которым предусмотрено ежемесячное обновление реестров цен на лекарственные средства, включенные в пилотные проекты, находится на согласовании в заинтересованных органах исполнительной власти.

Советник министра здравоохранения отметил, что Пилотный проект по внедрению регулирования цен на антигипертензивные препараты — хороший опыт для операторов рынка и государства в целом, учитывая, что в его рамках осуществляется внедрение системы возмещения стоимости лекарственных средств со стороны государства. Докладчик подчеркнул, что основная цель этого Пилотного проекта — повышение доступности антигипертензивных препаратов для населения. Внедряя его, государство ставило перед собой задачу изучить проблемы в сфере предоставления медицинской помощи и наработать эффективные механизмы их решения.

По словам В. Чумака, одна из основных проблем, которая выявлена в процессе реализации Пилотного проекта, — это отсутствие стандартов предоставления фармацевтической помощи в аптечном учреждении. Если производители работают в условиях надлежащей производственной практики, а дистрибьюторы — надлежащей дистрибьюторской практики, то для аптечных учреждений такие стандарты не внедрены.

В то же время в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект закона «Об учреждениях здравоохранения и медицинском обслуживании». Ст. 5 данного законопроекта определяет особенности деятельности аптечных учреждений в системе здравоохранения.

Кроме того, механизм реимбурсации далек от совершенства. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 5 сентября 2012 г. № 907 «Об утверждении Порядка частичного возмещения стоимости лекарственных средств для лечения лиц с гипертонической болезнью» субъекты хозяйствования осуществляют отпуск лекарственных средств по рецептам с оплатой потребителем разницы между фактической розничной ценой, установленной на момент приобретения лекарственного средства, и референтной ценой, утвержденной МЗ Украины. Предприятия ежемесячно составляют реестр отпущенных лекарственных средств, который подается в территориальные управления здравоохранения до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Возмещение аптечным учреждениям указанной в реестре суммы осуществляется в течение 15 дней со дня его получения. Таким образом, реализация аптечными предприятиями возмещаемых препаратов осуществляется за счет их оборотных средств.

В. Чумак обратил внимание на то, что такой механизм реимбурсации несет риски для аптечных предприятий, которые могут возникнуть при расширении перечня препаратов, подлежащих реимбурсации. Поэтому система цено­образования и механизм возмещения стоимости лекарственных средств, включенных в Пилотный проект, требует существенной доработки.

Советник министра здравоохранения напомнил, что до внесения изменений в Пилотный проект, согласно постановлению КМУ от 12.06.2013 г. № 554, государство возмещало стоимость всех монопрепаратов с международными непатентованными наименованиями, подпадающими под действие данного проекта. Однако уровень возмещения был незначительным. После внесения изменений препараты были разделены на группы возмещения. Так, стоимость лекарственных средств I группы возмещается на 90%, ІІ — менее чем на 90%, ІІІ — не возмещается. Такие изменения способствовали, во-первых, повышению мотивации пациента обратиться к врачу за рецептом, а во-вторых — снижению цен на препараты, не попавшие в группы возмещения. Кроме того, некоторые производители снизили цены на лекарственные средства, входящие во ІІ группу, с тем, чтобы они были отнесены к I группе возмещения. По мнению В. Чумака, следующий шаг для производителей — решение вопроса о выпуске препаратов в госпитальных упаковках.

Результаты Пилотного проекта натолкнули министра здравоохранения на мысль о том, что распространение механизмов референтного ценообразования, применяемых в рамках Пилотного проекта, на препараты, закупаемые за бюджетные средства, позволит достичь снижения цен в системе госзакупок. Для решения данной задачи, по мнению В. Чумака, в первую очередь необходимо пересмотреть перечень препаратов, закупаемых за бюджетные средства (постановление КМУ от 05.09.1996 г. № 1071). На сегодня этот перечень включает более 1000 международных непатентованных наименований лекарственных средств, а это более 9 тыс. торговых названий препаратов с учетом лекарственных форм.

Советник министра здравоохранения напомнил, что на протяжении 2013 г. обсуждался вопрос о создании единого регулируемого перечня препаратов. Таким в перспективе может стать Национальный перечень основных лекарственных средств и медицинских изделий (далее — Национальный перечень). В настоящее время на сайте МЗ Украины с целью общественного обсуждения опубликован проект постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», которым предлагается изложить Национальный перечень в новой редакции. Он содержит 269 международных непатентованных наименований лекарственных средств, рекомендуемых ВОЗ и зарегистрированных в Украине, а также 125 международных непатентованных наименований лекарственных средств, включенных в Государственный формуляр. Причем проект Национального перечня содержит не только международные непатентованные наименования, но и лекарственные формы. Количество же торговых названий препаратов с учетом лекарственных форм, на которые распространится его действие, составляет около 4,5 тыс. (подробнее анализ проекта Национального перечня см. на с. 13).

В дальнейшем необходимо проанализировать препараты, которые не вошли в проект Национального перечня, на предмет обос­нованности их закупок за бюджетные средства. Так, например, по мнению В. Чумака, нет необходимости закупать за средства государственного бюджета препараты для симптоматической терапии. После того, как участники обсуждения согласуют окончательную редакцию проекта Национального перечня, можно приступить к разработке механизма ценообразования на основе референтных цен для препаратов, которые закупаются за бюджетные средства.

В свою очередь, В. Печаев сообщил о том, что препараты, которые войдут в новую редакцию Национального перечня, могут быть включены в систему реимбурсации.

По мнению Игоря Крячка, директора компании «МОРИОН», при постановке вопроса о замене перечня препаратов, утвержденного постановлением КМУ № 1071, на новый Национальный перечень согласно постановлению КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» уменьшение количества торговых названий препаратов, которые могут закупаться за бюджетные средства, на половину (с 9 тыс. до 4,5 тыс.) должно обеспечивать удвоение количества закупленных упаковок лекарственных препаратов, действительно необходимых для эффективной терапии, тем более что закон о Государственном бюджете на 2014 г. принят и объем средств, выделяемых государством на закупки лекарственных средств и возмещение стоимости антигипертензивных препаратов, известен.

В то же время, в связи с введением нормы об обязательном выписывании рецептов по международным непатентованным наименованиям вопрос о перечне взаимозаменяемых препаратов стал особенно актуальным. Ведь при отсутствии такого перечня врач не может нести ответственность за эффективность и безопасность медикаментозной терапии, а провизор не знает, какой именно препарат нужен пациенту. Для начала можно создать перечень взаимозаменяемых антигипертензивных препаратов, включенных в Пилотный проект.

По результатам обсуждения второго вопроса ООРММПУ приняло решение проанализировать проект Национального перечня в контексте объема средств, необходимых для возмещения стоимости препаратов, которые в него включены, при условии, что цены на эти лекарственные средства будут устанавливаться на основе референтных.

Елена Приходько,
фото автора

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Последние новости и статьи