Оптимизация расходов фармкомпаний. Часть 2

Напомним, что 7 июня в гостинице «Русь», Киев, состоялась 5-я юбилейная специализированная конференция-практикум «Фармбюджет–2012», организаторами которой выступили компании «МОРИОН» и «Proxima Research». Мероприятие собрало большое количество экспертов фармрынка, которые активно обсуждали ключевые вопросы развития отечественной Фармы. Напомним, в предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» мы познакомили читателей с докладами участников 1-й сессии, которая была посвящена макроэкономическим показателям Украины и стран мира, а также законодательным инициативам, касающимся регулирования фармрынка. В ходе 2-й сессии были рассмотрены юридические вопросы, возникающие у компаний в процессе ведения бизнеса на отечественном фармрынке.

При ведении фармбизнеса на территории Украины необходимо учитывать законодательные риски, возникающие в процессе деятельности. Так, время от времени они могут возникать со стороны контролирующих органов при непреднамеренном нарушении фармкомпанией юридических требований действующего антимонопольного или налогового законодательства.

Одной из основных причин обращений фармкомпаний за юридической консультацией стали постоянно вносимые в налоговый кодекс изменения и дополнения по поводу процедуры налогообложения.

Также юридическая помощь будет полезна в процессе реорганизации зарубежного представительства фармкомпании в локальное предприятие.

В процессе бюджетирования на следующий год каждая фармкомпания закладывает планируемые расходы на юридические услуги. Структура этих затрат зависит от выбранной компанией организационно-правовой формы ведения хозяйственной деятельности.

Борис Даневич, партнер адвокатской фирмы «ПАРИТЕТ», рассказал о пути от представительства к дочерней компании, этапах и особенностях такого вида реорганизации.

При организации фармбизнеса на территории Украины зарубежная компания изначально выбирает такую форму деятельности, как представительство. Но в перспективе практичес­ки каждая зарубежная компания планирует реорганизацию в тот или иной формат дочерней компании. Процесс перехода из одной организационно-правовой формы в другую — затратный, трудоемкий и не всегда оправданный на ранних этапах работы на украинском рынке.

На сегодня в условиях внедряемых налоговых реформ для большинства фармкомпаний с зарубежным капиталом, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории Украины в виде представительства, все более актуальным становится вопрос реорганизации его в дочернюю компанию.

Представительства зарубежных компаний в Украине осуществляют свою деятельность в виде некоммерческого (без права ведения коммерческой деятельности) и коммерческого (постоянного) представительства.

Наибольшей популярностью в нашей стране пользуется форма некоммерческого представительства. Главными преимуществами при работе в таком формате являются легкость прямого финансирования представительства и непосредственного контроля за его деятельностью со стороны главной компании. Такой вид деятельности имеет и свои недостатки. К их числу можно отнести, например, существующее ограничение по использованию денежных средств, «Permanent establishment risk», значительное ограничение полномочий главы представительства доверенностью. Также существует целый ряд ограничений направлений активности со стороны представительства, так как оно не является отдельным юридическим лицом.

Типология создаваемых в Украине дочерних компаний также различна в зависимости от направленности их деятельности и способа финансирования. Существуют сервисные, торговые, комбинированные (сервисная и торговая) дочерние компании. Также возможен вариант создания одной группой нескольких дочерних компаний в Украине, ориентированных на разные направления их деятельности (Rx-сегмент; ОТС-сегмент; Animal Health и пр.).

Сервисные компании финансируются в основном за счет платежей материнской компании на основании сервисных договоров и выполняют функции маркетирования препаратов на фармрынке (регистрация препарата, реклама и промоция, фармаконадзор т.д.).

Финансирование торговых компаний происходит за счет маржи от реализации продукции. Интерес со стороны контролирующих структур к деятельности торговой компании возрастает в связи с заметным ростом оборота. Более того, дополнительное внимание может вызывать наличие в портфеле компании препаратов, наценки на которые подлежат государственному регулированию.

Компания комбинированного типа финансируется из 2 источников — сервисных договоров и маржи от продажи импортируемой продукции. Ответственность перед государственными органами компания данного типа также несет по 2 направлениям своей деятельности.

Одни из главных преимуществ всех видов дочерних компаний — их самостоятельность и независимость. Но это преимущество превращается в недостаток при выяснении отношений с контролирующими органами, когда рассчитывать на «представительский», почти иностранный статус, не приходится.

В подтверждение эффективности работы зарубежных компаний были продемонстрированы данные, предоставленные компанией «Proxima Research», об объеме розничной реализации и госпитальном потреблении лекарственных средств по итогам 2010 г. в разрезе маркетирующих организаций. Топ-10 лидеров по этому показателю включает, в основном, зарубежные предприятия, которые работают в формате дочерних компаний.

Когда же можно принять решение о реорганизации представительства в дочернюю компанию?

По мнению докладчика, оптимальное время для такого перехода наступает при повышении ожиданий руководства от ведения бизнеса в Украи­не, готовности к существенным переменам в деятельности предприя­тия или в случае реальности угрозы перевода государственными структурами данного некоммерческого представительства в статус постоянного (Permanent establishment). Но основным фактором для начала реорганизации во многих случаях остается проявление соответствующей инициативы со стороны главной компании.

Если компания в формате представительства успешно функционирует и предпосылки к смене организационной структуры бизнеса отсутствуют, то реорганизация такому представительству не требуется. Особенно этого не следует делать при выходе на фармрынок.

Прежде чем изменять форму осуществления деятельности, руководству компании следует взвесить все факторы, возможные риски и действительно убедиться в правильности принятия этого решения.

Существует ряд особенностей в налогообложении и методах финансирования разных бизнес-моделей компаний. Налоговым последствиям использования разных бизнес-моделей и методов финансирования фармкомпаний был посвящен доклад Юлии Ноговицыной, старшего менеджера по международному налогообложению компании «KPMG Ukraine».

Некоммерческое представительство занимается исключительно вспомогательной и подготовительной деятельностью (промоции, регистрация препаратов и т.д.) на территории страны в интересах своего головного офиса и не имеет права вести коммерческую деятельность. Данное представительство не является налогоплательщиком и не платит налог на прибыль. Преимуществом этой бизнес-модели являе­тся упрощенный порядок финансирования некоммерческого представительства со стороны головного офиса, которое не облагается налогом на прибыль. При использовании такой бизнес-модели необходимо, чтобы головной офис был зарегистрирован в стране, с которой Украина заключила договор об избежании двойного налогообложения. С большинством европейских стран Украиной заключены такие соглашения. Также некоммерческое представительство освобождае­тся от уплаты таможенных пошлин при временном ввозе имущества для служебного использования.

Риски, связанные с деятельностью некоммерческого представительства, появляются в случае, когда оно начинает выполнять функции поддержки продаж. При этом налоговые органы могут попытаться реклассифицировать данное представительство в постоянное (коммерческое) представительство с уплатой налога на прибыль по ставке 23% в отношении дохода, полученного от продажи лекарственных средств в Украине. Также к недостаткам некоммерческого представительства можно отнести ограниченный спектр банковских операций и отсутствие возможности получить лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами.

Постоянное (коммерческое) представительство занимается коммерческой деятельностью и платит налог на прибыль. Преимуществом такой формы ведения бизнеса является возможность выбора между обычным либо так называемым непрямым методом налогообложения. Обычный метод налогообложения подразумевает применение стандартной 23% ставки налога на прибыль к прибыли постоянного представительства, рассчитанной как доходы за вычетом расходов и амортизационных отчислений.

При непрямом методе налого­обложения расходы представительства условно рассчитывают на уровне 70% доходов представительства и фактически налогом по ставке 23% облагается только 30% доходов. Таким образом, эффективная ставка налогообложения составляет 6,9%. Такой метод имеет преимущества для представительств с небольшими расходами (меньше 70% доходов) или когда представительству сложно подтвердить документально понесенные расходы. При этом необходимо помнить, что непрямой метод налогообложения может применяться только в случае, если невозможно использование прямого метода.

Дочерние компании являются полноценными участниками фармрынка и могут выступать в роли сервисных или торговых компаний. Облагаемая налогом прибыль дочерних компаний рассчитывается обычным методом — из доходов вычитаются расходы и амортизационные отчисления и с этой суммы уплачивается налог на прибыль по ставке 23%. С 01.01.2012 г. ставка налога на прибыль будет снижена и составит 21%.

Финансирование компаний имее­т свои отличия. Основными методами финансирования торговых фармкомпаний являются на сегодня скидки и бонусы от иностранного поставщика. Каждый из этих методов несет определенные риски. При использовании скидок от поставщика существует риск добавления Комиссией по регулированию цен ретроактивной скидки в размере торговой наценки. В отношении бонусов, в свою очередь, существует риск начисления НДС по ставке 20%.

Следующий метод — возвратное беспроцентное финансирование от иностранной компании группы. Такое финансирование облагается налогом на прибыль, кроме случаев получения возвратного беспроцентного финансирования от одного из акционеров компании на срок до 365 дней. Также существует метод финансирования через некоммерческое представительство. При одновременном функционировании и представительства, и дочерней компании есть возможность оптимального распределения расходов между компанией и представительством.

Еще одна из схем финансирования заключается в использовании компании-агента в роли посредника между компанией-поставщиком и дистрибьютором. На компанию-агента при этом не распространяется ценовое регулирование. Финансовое обеспечение компании-агента происходит за счет агентского вознаграждения, выплачиваемое поставщиком (облагае­тся НДС по ставке 20%). При этом, однако, возникает риск постоянного представительства компании-поставщика и налогообложения доходов от продаж лекарственных средств в Украине по ставке 23%.

По словам Ю. Ноговицыной, оптимальным вариантом для налаживания стабильного финансирования деятельности компании при ведении бизнеса выступает комбинация некоммерческого представительства и дочерней компании. Главным условием при этом является эффективное налоговое планирование и соблюдение всех законодательных требований к функционированию бизнес-моделей.

Таким образом, фармкомпаниям с любой бизнес-моделью при ведении своей деятельности и планировании бюджета на следующий год желательно привлекать налоговых консультантов с тем, чтобы избежать возможных налоговых рисков и эффективно распределить налоговую нагрузку.

О планировании и оптимизации затрат на юридическое сопровождение рассказал Андрей Горбатенко, советник юридической компании «Правовой Альянс».

На сегодня затраты фармкомпаний на юридическое сопровождение продолжают возрастать. За единицу измерения объема предоставленных юристами фармкомпаниям услуг были выбраны часы, затраченные юристами на юридическую помощь. Динамика этого показателя из года в год продолжает нарастать. Если в 2008 г. юристами в среднем на предоставление юридических услуг фармацевтической компании было затрачено чуть менее 500 ч, в 2009 г. — свыше 500 ч, то в 2010 г. этот показатель составил уже почти 700 ч.

В течение 2008–2010 гг. предоставленные юридические услуги распределялись неравномерно.

В 2008 г. спрос на них был обусловлен интересом со стороны налоговых органов к некоммерческим представительствам. В формате некоммерческого представительства тогда функционировало большинство зарубежных представительств, в связи с чем 30% всего объема затраченного юристами времени составили вопросы налого­обложения. Также львиную долю работы юристов составляли запросы, связанные с сопровождением текущей деятельности, в частности юридический анализ договоров и вопросы в сфере разрешения трудовых правоотношений в фармкомпаниях. Доля каждого из этих направлений составила 20% всего объема затраченного юристами времени.

В 2009 г. на первый план вышли вопросы, касающиеся основной деятельност­и некоммерческих представительств, — рекламы, промоции и пр. Актуальность данной сферы деятельности этих компаний объясняется разработкой новых систем проведения промоции в связи с повышением конкуренции на фармрынке. Доля запросов по итогам года составила около 30% всего объема затраченного юристами времени.

Впервые в 2009 г. стал актуальным вопрос конкурентного права, что было связано с вступлением в силу ст. 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», определившей состав правонарушения и санкции за распространение информации, которая вводит в заблуждение потребителей. Разрешение вопросов, связанных с повышенным контролем со стороны государства, заняло 19% всего объема затраченного времени юристов.

В 2010 г. запросы фармкомпаний в области рекламного законодательства возросли до 35% всего объе­ма затраченного юристами времени, продолжая лидировать по сравнению с другими запросами. Оставались также актуальными запросы, касающиеся налогового законодательства, а также и конкурентного права.

По состоянию на сегодня можно считать, что в 2011 г. данные вопросы не теряют своей актуальности, и такая тенденция будет продолжаться и в будущем. Также на будущий год следует предусмотреть возможные расходы фармкомпаний на обращения к юристам с вопросами, касающимися персональных данных, и защиты права интеллектуальной собственности, а также антикоррупционного законодательства.

Причиной увеличения количества запросов и соответствующего роста затрачиваемого юристами времени на их обработку являются постоян­ные изменения в законодательстве Украи­ны, так или иначе затрагиваю­щие фармбизнес, а также постоянно возрастающий интерес со стороны различных государственных органов к участникам фармрынка.

Для минимизации данных расходов фармкомпаниям необходимо получать те услуги, в которых они действительно нуждаются. Также для уменьшения затрат фармкомпаний на юридические услуги им необходимо оптимизировать сотрудничество с юристами для предопределения поступления повторных запросов. В юридической практике распространены случаи поступления одного и того же вопроса в разных контекстах от различных подразделений одной компании. Слаженная работа всех подразделений при подаче запроса в юридическую компанию поможет уменьшить затраты на их обработку. Также эту проблему поможет решить создание базы данных запросов к юристам, по которой можно отследить тематику запросов и получить доступ к ответам на них. Кроме того, можно использовать специализированные базы данных юридических консультаций. На сегодня их немного, но они есть.

P.S.

Для оптимизации своих будущих расходов руководству фармкомпании необходимо постоянно анализировать рентабельность существующего формата деятельности предприятия. Выбор правильного формата присутствия и организации ведения деятельности на территории Украины выступает залогом того, что у компании будут отсутствовать постоянные риски финансовых санкций со стороны государственных структур и принудительного перехода в другой формат деятельности. Также правильно выбранный формат деятельности поможет оптимизировать затраты при налогообложении прибыли, полученной компанией. Для того чтобы фармкомпания владела информацией обо всех тонкостях процедуры налогообложения, изменениях в законодательстве Украины и их будущих последствиях для деятельности предприятия, ей необходимо предоставление юридической помощи. Объем предоставляемых юристами услуг для фармкомпаний из года в год возрастает. Соответственно увеличиваются и расходы участников фармрынка на юридические консультации. На сегодня запросы от фармкомпаний к юристам формируются в основном за счет вопросов, связанных с изменением в рекламном, антимонопольном и налоговом законодательстве.

Каждая фармкомпания имеет возможность сократить расходы, затрачиваемые на юридические услуги. Для этого необходим ответственный подход сотрудников фармкомпаний, делающих запрос в юридическую компанию, и ведение соответствующего реестра всех ранее сделанных запросов.

Таким образом, используя данные возможности минимизации расходов, фармкомпания может рассчитывать на повышение своей рентабельности в будущем.


Блиц-опрос

В рамках специализированной конференции-практикума «Фарм­бюджет–2012» ее организаторы провели опрос среди профессиональной аудитории, в которой участвовало 50 компаний-производителей.

На обсуждение были вынесены ключевые вопросы 2-й сессии, а именно:

  • какой сегодня формат бизнес-модели выбран в компаниях,
  • какова их позиция относительно локального производства,
  • используют ли компании в своей деятельности таможенно-лицензионный склад.

Результаты проведенного опроса показали:

  • Сегодня в формате представительства работают 76% зарубежных компаний, участвующих в опросе, из которых чуть меньше половины планируют в ближайшее время переход на локальное предприятие.
  • Доля отечественных компаний, которые имеют опыт контрактного производства лекарственных средств, составила 33%. Около 80% указали ориентированность на полный производственный цикл.
  • Среди зарубежных компаний, функционирующих на территории Украины, около 60% в своей работе используют таможенно-лицензионный склад.

мнение экспертов

2-ю сессию завершила дискуссия экспертов фармрынка. Вначале они обсудили вопросы выбора и эффективности деятельности разных видов организационно-правовых форм ведения фармбизнеса в Украине и рассказывали о функционирующих в их компаниях форматах деятельности.

Первым поделился опытом перехода с представительства на локальное предприя­тие Евгений Заика, директор ООО «Никомед Украина». Решение заменить одну форму деятельности на другую было принято по двум причинам. Первой причиной, повлиявшей на это решение, была политика и корпоративные правила головного офиса. Вторым фактором, побудившим к реорганизации компании, выступила проводимая украинским государством в конце 2008 г. (когда вышел приказ о регулировании наценок на лекарственные средства) политика, а также обострением рисков, связанных с девальвацией гривни, и возникавшими разницами курсов валют, невозвратом долгов дебиторов и сложностями в прохождении формальностей контроля качества лекарственных средств. По мнению Е. Заики, было справедливо разделить эти риски между дистрибьютором и производителем. Для такого разделения рисков компания перешла на достаточно сложную модель бизнеса в виде локального предприятия, сохранив при этом существующее представительство.

О сложностях открытия своего производства рассказал Раджив Гупта, генеральный директор компании «Кусум Фарм». Процесс открытия нового предприятия достаточно сложен. На сегодня оптимальным путем организации производства лекарственных средств выступает сотрудничество с компаниями, которые уже имеют свои брэнды.

Таким образом, нынешнее сотрудничество с «Никомед Украина» для «Кусум Фарм» является значимым событием. Завершая свое выступ­ление, Р. Гупта высказал слова благодарности в адрес руководства Сумской обл. за поддержку инвесторов.

Игорь Герасимчук, глава представительства «Софарма» в Украине, представлял иной подход к организации производства, заключающийся в приобретении украинского производства. Доля emerging markets (развивающихся рынков) России и стран СНГ занимает 60% всего объема продаж. Для развития бизнеса компании эти фармрынки являются самыми приоритетными. Частью общей стратегии компании «Софарма» также является недавнее приобретение аптечных сетей в Беларуси.

По мнению И. Герасимчука, наличие у компании локального производства и возможности осуществлять оптовую дистрибьюцию повышает вероятность возникновения различных рис­ков, но при этом увеличиваются возможности для развития компании и расширяется спектр решений в случае непредвиденных ситуаций.

Георгий Викторов, директор представительства «Абботт Продактс ГмбХ» в Украине, высказал свое мнение относительно выбора модели ведения бизнеса. Компания «Абботт Продактс ГмбХ» начала движение в направлении реорганизации в локальное предприятие и планирует завершить этот процесс до конца 2011 г. Также эксперт выразил надежду, что эпоха постоянных потрясений на украинском фармрынке когда-нибудь закончится, ситуация нормализуется и у фармкомпаний появится возможность реализовывать наиболее эффективные модели бизнеса, исходя из долгосрочной стратегии и четкого понимания перспектив развития рынка.

Г. Викторов отметил, что на фармрынке России большинство международных производителей выбрали для себя бизнес-модель локального предприятия и в течение последних лет активно реализуют стратегию локализации производств (строя, покупая предприятия, создавая совместные предприятия или лицензируя производство), стремясь к статусу национального производителя. В этом подходе к бизнесу, по его словам, — будущее и украинского фармрынка.

Кшиштоф Седлецки, глава представительства компании «Астеллас» в Украине, высказал свою точку зрения относительно выбора формата ведения хозяйственной деятельности на фармрынке Украины. Компания «Астеллас» функционирует на фармрынке Украины в формате некоммерческого представительства и пользуется всеми преимуществами данной организационно-правовой формы. Такими позитивными сторонами, по его мнению, являются отсутствие ответственности представительства за риски при ведении хозяйственной деятельности и существующее ограничение на принятие решений главой представительства.

Эксперт предполагает, что в случае реорганизации его компании в формат локального предприятия главной проблемой будет являться финансирование этой дочерней компании. В ближайшей перспективе вариант перехода на другую организационно-правовую норму возможен, но это будет зависеть от ситуации, которая складывается на фармрынке. При этом, скорее всего, будет отдаваться предпочтение формату сервисной компании.

Рей Маш, руководитель департамента генерических препаратов «Зентива» в составе компании «Санофи-Авентис Украина», озвучил свое видение эффективной модели бизнеса на фармрынке. За время своей карьеры Р. Маш имел опыт работы и управления как некоммерческим представительством, так и торговым локальным предприятием. По его мнению, открытие последнего целесообразно в случае, если масштабы деятельности некоммерческого представительства становятся слишком большими. Кроме того, решение о смене формата деятельности от некоммерческого представительства до локального торгового предприятия может быть связано со спецификой регуляторной политики государства и другими особенностями ведения хозяйственной деятельности. В таком случае, по мнению эксперта, переход на формат торгового локального предприятия является более эффективным.

Относительно формата деятельности предприятия высказался и Анатолий Ревин, глава представительства «Эгис Нюрт» в Украине. Данная компания функционирует в виде некоммерческого представительства. Работа в таком формате предоставляет больше преимуществ при ведении деятельности на территории Украины и предопределяет возникновение большого количества регуляторных вопросов. В дальнейшем вариант перехода на формат локального предприятия или коммерческого представительства возможен при возникновении необходимости ведения деятельности, выходящей за функции существующего некоммерческого представительства.

В ходе дискуссии была затронута тема возможного сотрудничества некоммерческого представительства с частными предпринимателями. В связи с тем, что для некоммерческого представительства не рассчитывают налогооблагаемую прибыль и, соответственно, отсутствуют валовые расходы, то на них изменения законодательства относительно уплаты налога за предоставленные услуги не распространяется.

Также экспертами обсуждался закон «Про внесення змін до Податкового кодексу України та про ставки вивізного (експортного) мита на деякі види зернових культур», который на момент проведения конференции еще не был подписан Президентом Украины В. Януковичем. Согласно этим изменениям в Налоговом кодексе из перечня объектов, которые не подлежат налогообложению, будут исключены предоставление рекламных, аутсорсинговых, юридических, аудиторских и других услуг. Во время конференции эксперты пришли к выводу, что данная поправка в законе будет оказывать влияние на бюджет фармкомпаний уже в 2011 г. Напомним, что поправка была подписана 10.06.2011 г. и вступает в действие в июле месяце.

В конце дискуссии каждым из экспертов были озвучены их прогнозы относительно возможного увеличения издержек на поддержание существующих бизнес-моделей и, соответственно, ожидаемого ими уровня рентабельности фармбизнеса.

И. Герасимчук прогнозирует рост издержек в связи с наличием у компании собственного производства и соответствующих затрат на организацию производства лекарственных средств.

Будущими инвестициями, а не издержками, Г. Викторов назвал расходы, связанные с ростом доходов.

Е. Заика призвал участников фармрынка прежде чем переходить на формат локального предприятия, провести предварительные рассчеты, прогнозируя увеличение расходов для обеспечения бизнеса. Эксперт отметил, что операционные затраты при наличии локальной компании гораздо выше, чем при работе представительства и прогнозируемое в 2012 г. увеличение расходов он связывает именно с этими обстоятельствами.

На отсутствие увеличения издержек рассчитывает А. Ревин. В этом случае рентабельность будет оставаться стабильной. Также эксперт считает, что в связи с сокращением видов деятельности некоммерческого представительства, отмеченных в Налоговом кодексе, у его компании не возникнет необходимости в переходе на другой формат бизнес-модели.

Для своей компании Р. Маш прогнозирует планомерный рост расходов и доходов. Таким образом, рентабельность компании будет оставаться стабильной.

Увеличение расходов своего предприятия Р. Гупта связывает с повышением заработной платы. Он также прогнозирует увеличение издержек вследствие роста фармрынка.

При неизменной модели-бизнеса К. Седлецки прогнозирует сохранение уровня рентабельности. Если структура бизнеса будет изменяться, то в связи с этим увеличатся операционные расходы на содержание данного формата функционирования на фармрынке. Компенсировать эти издержки компания будет путем увеличения объе­ма продаж, а также за счет использования позитивных моментов от перехода в формат локального предприятия.

Ознакомиться с презентациями участников конференции «Фармбюджет–2012» можно на сайтах www.morion.ua и www.apteka.ua.

Антон Фирсов,
фото Анатолия Белова
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті