Ожидания от итогов 2005 г.: больших сюрпризов не будет

В начале года все, как обычно, с нетерпением ожидают подведения итогов прошлого года. Какими они будут? Многие компании уже объявили результаты за четвертый квартал и весь год, и через несколько месяцев эксперты представят обобщенные результаты по фармацевтической отрасли. Аналитики журнала «Scrip» в недавней публикации описали предиспозицию — показатели компаний, с которыми они вступили в 2005 г., и основные тенденции развития отрасли. Этот год оказался довольно трудным и был отмечен потерей эксклюзивности многими блокбастерами, уменьшением темпов роста объемов продаж и ухудшением имиджа отрасли. Немного скрасили ситуацию результаты деятельности компаний за III–IV кв. и оптимистичные прогнозы относительно перспектив инновационных продуктов, недавно выведенных на рынок. По оценкам экспертов, объем рынка по сравнению с 2004 г. увеличился на 7%, что несколько ниже, чем прошлогодние 8%. Одними из основных факторов, оказывающих влияние на цены и прибыль, являются потеря маркетинговой эксклюзивности и увеличение доли на рынке генерических препаратов.

ТОП-ЛИСТ КОМПАНИЙ ИЗМЕНИЛСЯ МАЛО

События 2005 г., естественно, стали продолжением тех перемен, которые коснулись фармацевтического рынка в 2004 г. Тогда одним из наиболее ярких событий стало образование компании «Sanofi-Aventis», занявшей место в числе ведущих мировых производителей лекарственных средств. Первое место осталось за «Pfizer», но для нее вновь образовавшаяся компания — второй по значимости, если не первый соперник, только немного отстающий по объему продаж от «GlaxoSmithKline» (табл. 1).

Таблица 1

Топ-100 компаний по объему продаж рецептурных лекарственных средств (ЛС) в 2004 финансовом году

№ п/п Компании Объемы продаж ЛС
(млрд дол.)
Изменение
этих показателей
(%) 2003 г./ 2004 г.
Доля ЛС
в общем объеме
продаж компаний (%)
1 Pfizer 46,133 16,4 87,8
2 GlaxoCmithKline 32,853 10,5 84,2
3 Sanofi-Aventis 32,208 14,5 93,6
4 Johnson & Johnson 22,128 13,5 46,7
5 Merck & Co 21,494 2,2 93,7
6 AstraZeneca 21,426 13,7 100,0
7 F Hoffmann-La Roche 19,031 19,3 69,1
8 Novartis 18,497 15,5 65,5
9 Bristol-Myers Squibb 15,482 3,7 79,9
10 Wyeth 13,964 10,6 80,4
11 Abbott 13,176 15,9 67,0
12 Eli Lilly 13,059 10,2 94,2
13 Boehringer Ingelheim 10,588 32,3 95,9
14 Amgen 9,977 26,8 100,0
15 Takeda 8,907 17,5 81,5
16 Schering-Plough 6,417 –2,9 77,6
17 Bayer 5,930 10,0 14,7
18 Novo Nordisk 5,282 30,6 100,0
19 Schering AG 4,761 19,6 71,7
20 Merck KGaA 4,665 24,3 58,8
21 Eisai 4,644 21,6 95,4
22 Sankyo 4,436 9,7 77,5
23 Akzo Nobel 4,386 8,7 25,5
24 Teva 4,276 48,2 89,1
25 Yamanouchi (сейчас Astellas) 4,104 15,5 82,5
26 Fujisawa (сейчас Astellas) 3,880 28,2 96,0
27 Genentech 3,749 43,0 100,0
28 Baxter International 3,504 7,1 36,8
29 Servier 3,384 53,8 100,0
30 Forest Laboratories 3,052 15,2 96,6
31 Alpharma 2,855 180,7 213,1
32 Altana 2,855 27,3 71,2
33 Solvay 2,362 6,2 22,2
34 UCB 2,269 36,5 54,7
35 Biogen IDEC 2,212 19,4 100,0
36 Mitsubishi Pharma 2,189 –0,5 100,0
37 Serono 2,178 17,2 100,0
38 Allergan 1,946 16,3 95,1
39 Otsuka 1,876 –14,2 57,0
40 Shionogi 1,792 12,0 92,3
41 Lundbeck 1,771 16,9 100,0
42 IVAX 1,769 24,5 100,0
43 Tanabe 1,546 13,2 92,3
44 Kyowa Hakko 1,519 23,1 43,5
45 Sumitomo Pharmaceuticals 1,386 30,8 100,0
46 Ono 1,358 3,3 100,0
47 Dong Wha 1,332 29,0 100,0
48 Barr Laboratories 1,297 45,0 100,0
49 Schwarz Pharma 1,281 –24,4 100,0
50 Mylan Laboratories 1.253 –8,8 100,0
51 Ranbaxy 1,246 20,3 97,3
52 Gilead Sciences 1,242 48,5 100,0
53 Almirall-Prodesfarma 1,216 20,8 100,0
54 Dainippon 1,188 16,1 70,2
55 MedImmune 1,124 21,8 100,0
56 Genzyme 1,115 29,7 56,4
57 Andrx 1,098 14,5 100,0
58 CSL 1,096 34,3 85,2
59 Asahi Kasei 1,012 10,5 7,5
60 Purdue Pharma 1,000 100,0
61 Cephalon 980 43,1 100,0
62 Teijin 946 17,5 10,7
63 Taisho 935 10,0 34,4
64 Grünenthal 869 7,2 100,0
65 Biovail 841 32,9 100,0
66 Fournier 803 44,1 100,0
67 Ajinomoto Pharma 786 15,1 7,5
68 Pliva 760 16,1 82,7
69 Kaken 729 16,1 100,0
70 Orion 695 27,5 26,5
71 Valeant Pharma 606 16,9 100,0
72 Gedeon Richter 599 14,9 100,0
73 Chiron 596 6,0 47,0
74 Recordati 594 23,7 89,9
75 Cipla 537 21,3 100,0
76 Zeria 533 13,4 100,0
77 Zambon 513 20,5 87,5
78 Viatris 424 15,2 100,0
79 Actelion 401 79,4 100,0
80 Sepracor 320 11,5 100,0
81 Affymetrix 277 24,5 100,0
82 Elan 263 –55,7 67,5
83 Siegfried Holding 255 1,9 90,1
84 Axcan 244 89,9 100,0
85 QLT 179 11,4 100,0
86 Acambis 164 –40,9 100,0
87 Berna Biotech 160 –15,2 88,8
88 Intermune Pharmaceuticals 151 260,4 100,0
89 Millennium Pharmaceuticals 143 139,8 100,0
90 Nabi 132 20,4 73,3
91 Ligand Pharmaceuticals 120 117,5 91,4
92 SkyePharma 119 124,1 100,0
93 Savient 106 –15,1 100,0
94 Vertex Pharmaceuticals 103 48,6 100,0
95 aaiPharma 78 –36,3 100,0
96 Cangene 55 36,1 41,9
97 Isis Pharmaceuticals 42 –15,3 100,0
98 Noven Pharmaceuticals 37 –0,7 100,0
99 Cell Therapeutics 30 33,6 99,8
100 Corixa 5 50,0 18,2

Если бы не это слияние, рейтинг ведущих фармацевтических компаний в рецептурном сегменте рынка остался бы без изменений. Третье место в 2004 г. «Sanofi-Aventis» досталось после того, как по показателям 2003 г. «Aventis» и «Sanofi-Synthelabo» занимали 6-е и 13-е места соответственно. Объем продаж (исключая вакцины) объединенной компании в 2004 г. составил 32,208 млрд дол. США, а «GlaxoSmithKline» (исключая продукты для здоровья повседневного спроса  — consumer health care) — 32,853. По результатам первой половины 2005 г. английский гигант опережает французский примерно на 500  млн дол., однако, если учесть рост курса английского фунта по отношению к евро, «Sanofi-Aventis» за год добилась лучших показателей, чем «GlaxoSmithKline».

Неизменным лидером с большим отрывом по объему продаж (46,133 млрд дол.) в 2004 г. оставался «Pfizer», прирост которого по сравнению с 2003 г. составил 16%. И хотя представители компании называли 2004 г. «годом трудных условий деятельности», 10 продуктов «Pfizer» характеризовались объемом продаж, превышающим 1 млрд дол. каждый, а 15 препаратов занимали первые места среди конкурентов по фармакотерапевтическим группам. Среди прочих показателей, позволивших компании добиться таких хороших результатов, было снижение курса доллара по отношению к валютам многих других государств, на рынке которых она работает, а также то, что 2004 г. был первым, когда объем продаж компании «Pharmacia» учитывался за все 12 мес.

Для «GlaxoSmithKline» 2004 г. был несколько менее благоприятен, и объемы продаж в фунтах даже несколько уменьшились, хотя в долларах увеличились примерно на 5%. В целом, вследствие потери маркетинговой эксклюзивности некоторых препаратов компания лишилась 1,5 млрд фунтов, хотя эти потери были не так заметны благодаря «хорошей наполненности портфеля перспективными продуктами и мерам по контролю средств». Ожидалось, что 2005 г. будет характеризоваться устойчивым ростом продаж ключевых продуктов и повышением эффективности деятельности, а в последующие годы объемы продаж будут увеличиваться более быстрыми темпами благодаря перспективным препаратам, находящимся на стадии разработки. Одним из таких препаратов станет вакцина против папилломовирусной инфекции Cervarix, получение разрешения ЕМЕА на маркетинг которой ожидается в 2006 г.«Merck & Co» также вот-вот должен получить разрешение на маркетинг вакцины против папилломовирусной инфекции Gardasil, что должно помочь компании пережить трудности, связанные с отзывом Vioxx. Только в США препарат рофекоксиба компании «Merck» принимали около 200 млн человек. По оценкам компании, возврат пациентами неиспользованного препарата обошелся компании в 490 млн дол., к тому же 700–750 млн было потеряно в связи с отсутствием продаж в IV кв. 2004 г. Общий объем продаж «Merck» в 2004 г. вырос на 2%.

Для другой компании, входящей в топ-5, «Johnson & Johnson», 2004 г. был сравнительно благоприятным. Объем продаж увеличился на 13,4%, составив 22,128 млрд дол. От остальных компаний, входящих в пятерку, «Johnson & Johnson» отличается тем, что объем его продаж лекарственных средств составляет менее половины общего. Продажи Procrit/Eprex (эпоэтин альфа) уменьшились примерно на 9,9%, зато другие препараты продемонстрировали превосходную динамику, в том числе Risperdal (рисперидон) — на 21,4%, Remicade (инфликсимаб) — на 24,1% и Duragesik (фентанил в форме пластыря с трансдермальным всасыванием действующего вещества) — на 27,7%. Наиболее успешным был препарат Topamax (топирамат) — противоэпилептическое средство, показанное также при мигрени.

Рейтинг остальных (помимо первой пятерки) компаний, входящих в топ-20, остался практически без изменений по сравнению с 2003  г. С учетом повышения курса евро по отношению к доллару, не удивительно, что среди 10 компаний с наибольшими темпами развития, входящих в двадцатку лидеров, — 6 европейских. Среди американских компаний с наибольшими темпами роста особого внимания заслуживает «Amgen», чей прирост продаж в 2004 г. составил 26,8%.

Одной из американских компаний, вошедших в топ-20 с уменьшением объема продаж (-2,9%), является «Schering-Plough». Однако по сравнению с 2003 г. это может расцениваться как улучшение, поскольку тогда уменьшение составляло 24% в связи с потерей маркетинговой эксклюзивности Claritin (лоратадин). Начало увеличения объема продаж компании ожидается в 2005 г.: за 9 мес этого года объемы продаж выросли на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вне топ-20 пока находятся японские компании «Yamanouchi» и «Fujisawa», которые слились 1 апреля 2005 г. с образованием «Astellas». До 31 марта 2005 г. объемы их продаж составили 4,104 и 3,880 млрд дол. соответственно. Если бы «Astellas» сформировалась годом раньше, в  2004 г., суммарный показатель продаж объединенной компании за прошлый финансовый год составил бы 7,984 млрд дол., что переместило бы компанию на 16-е место в рейтинге, перед «Schering-Plough». Раз уж речь идет о японских компаниях, добавим, что в этой стране, объем фармацевтического рынка которой в  2005 г. увеличился на 4%, кроме уже упомянутых компаний слились еще «Dainippon» и «Sumitomo», а также «Daiichi» и «Sankio».

Другими значимыми объединениями на мировом фармацевтическом рынке были присоединение к «Novartis» компаний «Hexal», «Eon Labs» и «Chiron», к «Solvay» — «Fornier», а к «Teva» — «Ivax».

По объему прибыли «впереди планеты всей», конечно же, — «Pfizer» (табл. 2). В 2004 г. этот показатель составил 21,510 млрд дол. (41% объема продаж). Однако среди топ-20 компаний у «Merck» отношение операционной прибыли к объему чистых продаж все же больше и составило 59%, хотя абсолютное значение операционной прибыли меньше — 13,452 млрд дол. «GlaxoSmithKline», главный соперник упомянутых компаний, по объему прибыли — на третьем месте (10,400 млрд дол.), хотя ее отношение к объему продаж — 27% — по значению уступает таковым у «Takeda» и «Amgen». Операционная прибыль «Johnson & Johnson» составила 7,608 млрд (16% объема продаж), а у «Novartis» — 5,253 млрд (19%). Прогнозируется, что показатели 2005 г., которые будут опубликованы через несколько месяцев, не будут резко отличаться от прошлогодних.

Таблица 2

Прибыли компаний, вошедших в топ-20 по результатам 2004 г.

№ п/п

Компании

Чистый доход
в  2004 г. (млрд дол.)
Операционная прибыль
деятельности в фармацевтическом
секторе (млрд дол.)
Отношение прибыли
к чистым продажам
ЛС (%)
1 Pfizer 11,361 21,510 40,96
2 GlaxoCmithKline 8,243 10,400 26,66
3 Sanofi-Aventis 2,309
4 Johnson & Johnson 8,509 7,608 16,07
5 Merck & Co 5,813 13,451 58,64
6 AstraZeneca 3,813 4,770 22,26
7 F Hoffmann-La Roche 5,851 4,910 17,43
8 Novartis 5,767 5,253 18,60
9 Bristol-Myers Squibb 2,388 4,257 21,97
10 Wyeth 1,234 4,040 23,28
11 Eli Lilly 1,810 2,941 21,23
12 Boehringer Ingelheim 1,229
13 Amgen 2,383 3,348 31,73
14 Takeda 2,701 3,868 35,38
15 Abbott 3,235 2,459 12,49
16 Schering-Plough –947 13 0,16
17 Bayer 816 408,8 1,01
18 Novo Nordisk 912,1 1,270 24,04
19 Eisai 540,4 860,4 16,58
20 Merck KGaA 891,5 528,9 6,67

2005: ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ

Итак, вопреки тенденциям прошлых лет, с  2005 г. объемы продаж крупных европейских фармацевтических компаний увеличиваются быстрее, чем аналогичных по масштабам деятельности американских. Темпы роста продаж компаний, базирующихся в Европе, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляли 10% (в 2004 г. — 7%). У американских компаний повышение этого показателя происходило более медленными темпами (6% в 2005 г. по сравнению с 10% — в 2004 г.).

Два года тому назад, отмечают аналитики, европейские фармацевтические компании оказались перед лицом потери маркетинговой эксклюзивности значительной части своих препаратов. В 2005 г. последствия этого явления в полной мере ощутили на себе американские производители лекарственных средств (особенно «Pfizer», «Merck», «Abbott Labs», «Johnson & Johnson» и «Bristol-Myers Squibb»). Поэтому, как предполагают эксперты, вероятнее всего, суммарный объем продаж пяти крупнейших американских компаний по итогам 2005 г. не увеличится. С началом 2006 г. эти компании вступили в период, когда их ждут большие, чем когда-либо, убытки (около 19 млрд дол.) в связи с потерей маркетинговой эксклюзивности препаратов.

Напротив, результаты деятельности за 2005  г. почти у всех крупнейших европейских компаний были впечатляющими. К примеру, объемы продаж лекарственных средств компании «Roche» увеличились более чем на 20%, что обусловлено получением обнадеживающих результатов исследований препаратов Avastin (бевацизумаб) и Herceptin (трастузумаб), а также формированием запасов препаратов Tamiflu (озельтамимир) правительствами разных стран. У «Novartis» (Швейцария) прогнозируется увеличение объемов продаж на 13% благодаря позитивной динамике этих показателей у некоторых препаратов и результатам присоединений других компаний. «Boehringer Ingelheim» не отстает, добившись роста продаж лекарственных средств в первом полугодии в объеме 22%.

Американские компании, не относящиеся к первой пятерке, отличаются более позитивной динамикой, чем крупные, и многие из них в  2005 г. были более успешными, чем их европейские конкуренты. Так, прогнозируется, что рост продаж «Amgen», «Genentech», «Gilead Sciences» «Schering-Plough» составит более 20%. Как уже отмечалось, в 2005 г. «Schering-Plough» демонстрирует позитивную динамику объема продаж, что стало возможным благодаря коммерческой успешности препаратов Zetia (эзетемиб) и Vytorin (эзетимиб и симвастатин) на рынке США, а также PEG-Intron (пегинтерферон a-2b) и Rebetrol (рибавирин) в Японии.

Итоговые показатели 2005 г., скорее всего, будут свидетельствовать о сохранении отношения объемов прибыли и продаж фармацевтических компаний. Структура расходов также, вероятно, не изменится. Так, по результатам первого полугодия 2005 г. динамика объемов продаж по сравнению с изменениями расходов на исследования и разработки 14 крупнейших компаний была примерно такой же, как и в аналогичный период 2004 г.

РАСТУЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕПАРАТОВ С УЗКОЙ СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯ

Далее мы представим топ-30 препаратов, достигших наибольших объемов продаж на мировом рынке в 2004 г., и некоторые прогнозы экспертов (табл. 3). 2004 г. был отмечен отзывом с рынка компанией «Merck» препарата Vioxx (рофекоксиб). В результате она понесла потери, связанные не только с отсутствием продаж этого блокбастера, но и с судебными процессами, которые повлекло за собой это событие. Поэтому аналитики не исключают возможности потери ею пятого места в рейтинге ведущих мировых компаний. Отзыв Vioxx с рынка вызвал множество дискуссий относительно оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и опасения, что компании скрывают отрицательные результаты исследований.

Таблица 3

Топ-лист брэндов ЛС по объему продаж на мировом рынке в 2004 г.

2004 2003 Препарат Действующее
вещество
Крупнейшая
маркетирующая организация
Рост объема
продаж за год (%)
1 1 Lipitor Аторвастатин Pfizer 14
2 2 Zocor Симвастатин Merck & Co –6
3 9 Plavix Клопидогрел Sanofi-Aventis, Bristol-Myers Squibb 31
4 7 Nexium Эзомепразол AstraZeneca 25
5 3 Zyprexa Оланзапин Lilly –4
6 4 Norvasc Амлодипин Pfizer 2
7 8 Seretide, Advair Флутиказон + салметерол GlaxoCmithKline 23
8 5 Erypo, Eprex, Procrit Эритропоэтин альфа Johnson & Johnson –4
9 6 Prevacid, Ogastro, Zoton Ланзопразол Abbott, Takeda, Wyeth –3
10 14 Effexor Венлафаксин Wyeth 20
11 10 Zoloft Сертралин Pfizer 7
12 11 Celebrex Целекоксиб Pfizer 7
13 16 Risperdal Рисперидон J&J 12
14 19 Fosamax Алендроновая кислота Merck & Co 12
15 18 Neurontin Габапентин Pfizer 4
16 15 Epogen Эритропоэтин альфа Amgen –4
17 17 Pravachol Правастатин BMS –5
18 21 Singulair Монтелукаст Merck & Co 24
19 44 Aranesp Дарбепоэтин альфа Amgen 77
20 39 Enbrel Этанерцепт Amgen, Wyeth 59
21 23 Lovenox Эноксапарин Sanofi-Aventis 18
22 24 Remicade Инфликсимаб J&J, Schering-Plough, Tanabe 20
23 30 Seroquel Кветиапин AstraZeneca, Astellas 33
24 26 Duragesic Фентанил в форме пластыря J&J 25
25 28 Protonix Пантопразол Wyeth 28
26 37 Rituxan, MabThera Ритуксимаб Roche, Genentech, Biogen Idec 24
27 22 Zithromax Азитромицин Pfizer –2
28 31 Actos Пиоглитазон Takeda, Lilly 18
29 33 Ambien, Stilnox Золпидем Sanofi-Aventis, Astellas 17
30 38 Diovan Вальзартан Novartis 22

В 2004 г. в топ-30 препаратов с наибольшими объемами продаж лидировали два лекарственных средства, уменьшающих содержание липидов и холестерина в сыворотке крови. При этом их объемы продаж и динамика этих показателей существенно отличались. Лидер — Lipitor (аторвастатин, «Pfizer») демонстрировал существенный прирост продаж (+14%, около 12 млрд дол. в 2004 г.), тогда как этот показатель у препарата Zocor (симвастатин) «Merck & Co» снижался (-6%) в связи с потерей маркетинговой эксклюзивности.

Маловероятно, чтобы Lipitor потерял маркетинговую эксклюзивность до 2008 г., хотя индийская компания «Ranbaxy» в разных странах оспаривает патент «Pfizer» на этот препарат. К  концу года ожидается решение относительно рынка США, и многие аналитики предполагают, что «Pfizer» выиграет процесс. В таком случае Lipitor будет обладать эксклюзивностью до 2011 г. Однако позиции этого препарата на рынке угрожают и другие опасности. Zocor и Pravachol (правастатин) в 2006 г. лишаются маркетинговой эксклюзивности в США, что может сказаться на объемах продаж препарата Lipitor. Чтобы воспрепятствовать этому, «Pfizer» начинает сравнительное исследование применения симвастатина и аторвастатина с целью доказать терапевтическое преимущество последнего. Сравнительно неблагоприятная ситуация для увеличения продаж препарата Lipitor сложилась в настоящее время на рынке Германии. В  первые же 2 нед 2005 г. Lipitor (Sortis) в Германии лишился 43 тыс. пациентов, когда компания отказалась снижать цену на препарат после его включения в референтную ценовую группу вместе с генерическими препаратами симвастатина и правастатина. В целом на 2006 г. прогнозируется дальнейшее увеличение объема рынка лекарственных средств, снижающих уровень липидов и холестерина в сыворотке крови.

По результатам 2004 г. 3-е место занял препарат Plavix (клопидогрел), чей показатель роста повышался стремительнее, чем у какого-либо другого из препаратов первой десятки. В  2004–2005 гг. компании, промотирующие этот препарат, столкнулись с потенциальной угрозой конкуренции со стороны генериков. Она исходила от компаний «Apotex» и «Dr Reddy’s». На 4-й, 9-й и 25-й позициях в топ-30 разместились препараты из группы ингибиторов протонного насоса. Особенно успешным был препарат эзомепразола Nexium (от англ. next — следующий) компании «AstraZeneca», пришедший на смену выведенной на рынок ранее «пурпурной таблетке» — Losec/Prilosec (омепразол), бывшему мировому лидеру по объему продаж. Продолжают привлекать внимание показатели объемов продаж атипических антипсихотических лекарственных средств, динамика которых различается: у препарата Zyprex (оланзапин) наблюдалось повышение на 4%, тогда как у Risperdal (рисперидон) и Seroquel (кветиапина фумарат) — на 12 и 33% соответственно.

Несмотря на большую востребованность антигипертензивных лекарственных средств, только два препарата этой группы вошли в топ-30 в  2004 г. — Norvasc (амлодипин) компании «Pfizer» и Diovan (вальсартан) компании «Novartis». Причина этого — назначение многим пациентам менее новых генерических антигипертензивных лекарственных средств (диуретики, блокаторы b-адренорецепторов, ингибиторы АПФ). Стремясь уменьшить последствия для «Pfizer» потери маркетинговой эксклюзивности в США препарата Norvasc, которая наступит в 2007 г., компания вывела на рынок Caduet (амлодипин и аторвастатин), объем продаж которого пока остается умеренным. Наблюдается выраженный прирост объемов продаж, на 23 и 24% соответственно, противоастматических препаратов, вошедших в тридцатку, — Advaire/Seretide (флутиказон и салметерол) и Singulair (монтелукаст). В топ-30 2004 г. входят также 3 препарата эритропоэтина. Лекарственные средства этой группы находятся на рынке с 1980-х гг., но в развитых странах их биогенерические версии пока не получили разрешения на маркетинг. Завершающий первую десятку неселективный ингибитор обратного нейронального захвата моноаминов Effexor/Effexor XR (венлафаксин, «Wyeth») предшествует в этом списке селективному ингибитору обратного нейронального захвата серотонина Zoloft (сертралин, «Pfizer»). Объемы продаж каждого из них увеличились на 20 и 7% соответственно, несмотря на конкуренцию со стороны генерических препаратов флуоксетина, пароксетина и циталопрама, а также проблемы безопасности этих продуктов, особенно в отношении повышения частоты суицидов у подростков.

Представителем группы лекарственных средств, которые больше других привлекли к себе внимание, стал Celebrex (целекоксиб), занявший в топе 12-ю позицию. К середине 2005  г. он переместился на 20-е место, и «Pfizer» сообщил о 47% снижении уровня продаж за первый квартал этого года. Будущее новых препаратов этой группы, некоторые из которых получили разрешение на маркетинг в отдельных странах, представляется неясным.

Ингибиторы фактора некроза опухоли Enbrel (этанерцепт) и Remicade (инфликсимаб) достигли значительных показателей роста в  2004 г. — 59 и 20% соответственно — и заняли 20-е и 22-е места (поднявшись с 39-го и 24-го соответственно). Основным показанием к применению Enbrel является ревматоидный артрит, Remicade — болезнь Крона, а одного из новых препаратов Humira (адалимумаб, «Abbott») — многие другие аутоиммунные заболевания (псориаз, псориатический артрит, анкилозирующий спондилит и язвенный колит).

Также хорошие показатели роста продаж продемонстрировал Actos (пиоглитазон) — пероральное сахароснижающее средство, разработанное «Takeda» и маркетируемое «Eli Lilly». Благодаря увеличению объема продаж на 18%, он опередил препарат Avandia (розиглитазон, «GlaxoSmithKline»). Продажи Actos растут, отмечают аналитики, несмотря на широкое распространение генерических препаратов метформина. Перспективы этого препарата тем более обнадеживающие, поскольку «Bristol-Myers Squibb» в октябре 2005 г. объявила о том, что Управление по контролю за лекарственными препаратами (FDA) США обратилось к компании с предложением предоставить результаты дополнительных исследований Pargluva (мураглитазар) для последующего рассмотрения вопроса о  выдаче разрешения на маркетинг (www.bms.com). Эксперты высказывают предположение, что «Bristol-Myers Squibb», сотрудничающий с «Merck» по разработке и маркетингу этого препарата, может прекратить работу над Pargluva.

Итак, если многие лекарственные средства, выведенные на рынок в 2004 г., оказались весьма успешными с коммерческой точки зрения, о пополнении рынка 2005 г. эксперты отзываются не так оптимистично. Но все же к отметке в  1  млрд дол. близки объемы продаж таких препаратов, как Cozaar (лосартан) компании «Merck & Co», Blopress/Atacand (кандесартан) компаний «Takeda» и «AstraZeneca», Cipralex/Lexapro (эсциталопрам) «Lundbeck» и «Forest», а также Zetia/Vytorin «Schering-Plough» и «Merck & Co». Более того, очень высоко оцениваются перспективы препаратов, которые только выводятся на рынок или вскоре будут выведены — Exubera (инсулин в  форме ингаляций) и Acomplia (римонабант).

Также заслуживает внимания феномен «нишевых» блокбастеров, в частности предназначенных для применения в онкологии. К середине 2005 г. 4 таких препарата достигли объема продаж больше 1 млрд дол.: Gleevec/Glivec (иматиниб), Taxotere (доцетаксел), Eloxatin (оксалиплатин) и Herceptin (трастузумаб). Продажи последнего особенно вырастут после получения в 2006 г. разрешения на маркетинг для лечения пациенток с ранними стадиями рака молочной железы.

Аналитики отмечают еще одну интересную тенденцию — рост объема продаж препаратов, назначаемых специалистами, а не врачами общей практики. В топ-30 сейчас 12 таких лекарственных средств, в топ-50 — 17. Объем продаж таких препаратов составляет 40% от общего объема рынка, причем препараты для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями значительно опережают средства, снижающие уровень липидов и холестерина в крови. Препараты, применяемые в онкологии, составляют сегмент рынка, в  незначительной степени подверженный мерам по снижению затрат на здравоохранение, поэтому он и является одним из наиболее привлекательных для инвестирования. n

Дарья Полякова по материалам журнала «Scrip»

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті