|
ТОП-ЛИСТ КОМПАНИЙ ИЗМЕНИЛСЯ МАЛО
События 2005 г., естественно, стали продолжением тех перемен, которые коснулись фармацевтического рынка в 2004 г. Тогда одним из наиболее ярких событий стало образование компании «Sanofi-Aventis», занявшей место в числе ведущих мировых производителей лекарственных средств. Первое место осталось за «Pfizer», но для нее вновь образовавшаяся компания — второй по значимости, если не первый соперник, только немного отстающий по объему продаж от «GlaxoSmithKline» (табл. 1).
Таблица 1
Топ-100 компаний по объему продаж рецептурных лекарственных средств (ЛС) в 2004 финансовом году
№ п/п | Компании | Объемы продаж ЛС (млрд дол.) |
Изменение этих показателей (%) 2003 г./ 2004 г. |
Доля ЛС в общем объеме продаж компаний (%) |
1 | Pfizer | 46,133 | 16,4 | 87,8 |
2 | GlaxoCmithKline | 32,853 | 10,5 | 84,2 |
3 | Sanofi-Aventis | 32,208 | 14,5 | 93,6 |
4 | Johnson & Johnson | 22,128 | 13,5 | 46,7 |
5 | Merck & Co | 21,494 | 2,2 | 93,7 |
6 | AstraZeneca | 21,426 | 13,7 | 100,0 |
7 | F Hoffmann-La Roche | 19,031 | 19,3 | 69,1 |
8 | Novartis | 18,497 | 15,5 | 65,5 |
9 | Bristol-Myers Squibb | 15,482 | 3,7 | 79,9 |
10 | Wyeth | 13,964 | 10,6 | 80,4 |
11 | Abbott | 13,176 | 15,9 | 67,0 |
12 | Eli Lilly | 13,059 | 10,2 | 94,2 |
13 | Boehringer Ingelheim | 10,588 | 32,3 | 95,9 |
14 | Amgen | 9,977 | 26,8 | 100,0 |
15 | Takeda | 8,907 | 17,5 | 81,5 |
16 | Schering-Plough | 6,417 | –2,9 | 77,6 |
17 | Bayer | 5,930 | 10,0 | 14,7 |
18 | Novo Nordisk | 5,282 | 30,6 | 100,0 |
19 | Schering AG | 4,761 | 19,6 | 71,7 |
20 | Merck KGaA | 4,665 | 24,3 | 58,8 |
21 | Eisai | 4,644 | 21,6 | 95,4 |
22 | Sankyo | 4,436 | 9,7 | 77,5 |
23 | Akzo Nobel | 4,386 | 8,7 | 25,5 |
24 | Teva | 4,276 | 48,2 | 89,1 |
25 | Yamanouchi (сейчас Astellas) | 4,104 | 15,5 | 82,5 |
26 | Fujisawa (сейчас Astellas) | 3,880 | 28,2 | 96,0 |
27 | Genentech | 3,749 | 43,0 | 100,0 |
28 | Baxter International | 3,504 | 7,1 | 36,8 |
29 | Servier | 3,384 | 53,8 | 100,0 |
30 | Forest Laboratories | 3,052 | 15,2 | 96,6 |
31 | Alpharma | 2,855 | 180,7 | 213,1 |
32 | Altana | 2,855 | 27,3 | 71,2 |
33 | Solvay | 2,362 | 6,2 | 22,2 |
34 | UCB | 2,269 | 36,5 | 54,7 |
35 | Biogen IDEC | 2,212 | 19,4 | 100,0 |
36 | Mitsubishi Pharma | 2,189 | –0,5 | 100,0 |
37 | Serono | 2,178 | 17,2 | 100,0 |
38 | Allergan | 1,946 | 16,3 | 95,1 |
39 | Otsuka | 1,876 | –14,2 | 57,0 |
40 | Shionogi | 1,792 | 12,0 | 92,3 |
41 | Lundbeck | 1,771 | 16,9 | 100,0 |
42 | IVAX | 1,769 | 24,5 | 100,0 |
43 | Tanabe | 1,546 | 13,2 | 92,3 |
44 | Kyowa Hakko | 1,519 | 23,1 | 43,5 |
45 | Sumitomo Pharmaceuticals | 1,386 | 30,8 | 100,0 |
46 | Ono | 1,358 | 3,3 | 100,0 |
47 | Dong Wha | 1,332 | 29,0 | 100,0 |
48 | Barr Laboratories | 1,297 | 45,0 | 100,0 |
49 | Schwarz Pharma | 1,281 | –24,4 | 100,0 |
50 | Mylan Laboratories | 1.253 | –8,8 | 100,0 |
51 | Ranbaxy | 1,246 | 20,3 | 97,3 |
52 | Gilead Sciences | 1,242 | 48,5 | 100,0 |
53 | Almirall-Prodesfarma | 1,216 | 20,8 | 100,0 |
54 | Dainippon | 1,188 | 16,1 | 70,2 |
55 | MedImmune | 1,124 | 21,8 | 100,0 |
56 | Genzyme | 1,115 | 29,7 | 56,4 |
57 | Andrx | 1,098 | 14,5 | 100,0 |
58 | CSL | 1,096 | 34,3 | 85,2 |
59 | Asahi Kasei | 1,012 | 10,5 | 7,5 |
60 | Purdue Pharma | 1,000 | — | 100,0 |
61 | Cephalon | 980 | 43,1 | 100,0 |
62 | Teijin | 946 | 17,5 | 10,7 |
63 | Taisho | 935 | 10,0 | 34,4 |
64 | Grünenthal | 869 | 7,2 | 100,0 |
65 | Biovail | 841 | 32,9 | 100,0 |
66 | Fournier | 803 | 44,1 | 100,0 |
67 | Ajinomoto Pharma | 786 | 15,1 | 7,5 |
68 | Pliva | 760 | 16,1 | 82,7 |
69 | Kaken | 729 | 16,1 | 100,0 |
70 | Orion | 695 | 27,5 | 26,5 |
71 | Valeant Pharma | 606 | 16,9 | 100,0 |
72 | Gedeon Richter | 599 | 14,9 | 100,0 |
73 | Chiron | 596 | 6,0 | 47,0 |
74 | Recordati | 594 | 23,7 | 89,9 |
75 | Cipla | 537 | 21,3 | 100,0 |
76 | Zeria | 533 | 13,4 | 100,0 |
77 | Zambon | 513 | 20,5 | 87,5 |
78 | Viatris | 424 | 15,2 | 100,0 |
79 | Actelion | 401 | 79,4 | 100,0 |
80 | Sepracor | 320 | 11,5 | 100,0 |
81 | Affymetrix | 277 | 24,5 | 100,0 |
82 | Elan | 263 | –55,7 | 67,5 |
83 | Siegfried Holding | 255 | 1,9 | 90,1 |
84 | Axcan | 244 | 89,9 | 100,0 |
85 | QLT | 179 | 11,4 | 100,0 |
86 | Acambis | 164 | –40,9 | 100,0 |
87 | Berna Biotech | 160 | –15,2 | 88,8 |
88 | Intermune Pharmaceuticals | 151 | 260,4 | 100,0 |
89 | Millennium Pharmaceuticals | 143 | 139,8 | 100,0 |
90 | Nabi | 132 | 20,4 | 73,3 |
91 | Ligand Pharmaceuticals | 120 | 117,5 | 91,4 |
92 | SkyePharma | 119 | 124,1 | 100,0 |
93 | Savient | 106 | –15,1 | 100,0 |
94 | Vertex Pharmaceuticals | 103 | 48,6 | 100,0 |
95 | aaiPharma | 78 | –36,3 | 100,0 |
96 | Cangene | 55 | 36,1 | 41,9 |
97 | Isis Pharmaceuticals | 42 | –15,3 | 100,0 |
98 | Noven Pharmaceuticals | 37 | –0,7 | 100,0 |
99 | Cell Therapeutics | 30 | 33,6 | 99,8 |
100 | Corixa | 5 | 50,0 | 18,2 |
Если бы не это слияние, рейтинг ведущих фармацевтических компаний в рецептурном сегменте рынка остался бы без изменений. Третье место в 2004 г. «Sanofi-Aventis» досталось после того, как по показателям 2003 г. «Aventis» и «Sanofi-Synthelabo» занимали 6-е и 13-е места соответственно. Объем продаж (исключая вакцины) объединенной компании в 2004 г. составил 32,208 млрд дол. США, а «GlaxoSmithKline» (исключая продукты для здоровья повседневного спроса — consumer health care) — 32,853. По результатам первой половины 2005 г. английский гигант опережает французский примерно на 500 млн дол., однако, если учесть рост курса английского фунта по отношению к евро, «Sanofi-Aventis» за год добилась лучших показателей, чем «GlaxoSmithKline».
Неизменным лидером с большим отрывом по объему продаж (46,133 млрд дол.) в 2004 г. оставался «Pfizer», прирост которого по сравнению с 2003 г. составил 16%. И хотя представители компании называли 2004 г. «годом трудных условий деятельности», 10 продуктов «Pfizer» характеризовались объемом продаж, превышающим 1 млрд дол. каждый, а 15 препаратов занимали первые места среди конкурентов по фармакотерапевтическим группам. Среди прочих показателей, позволивших компании добиться таких хороших результатов, было снижение курса доллара по отношению к валютам многих других государств, на рынке которых она работает, а также то, что 2004 г. был первым, когда объем продаж компании «Pharmacia» учитывался за все 12 мес.
Для «GlaxoSmithKline» 2004 г. был несколько менее благоприятен, и объемы продаж в фунтах даже несколько уменьшились, хотя в долларах увеличились примерно на 5%. В целом, вследствие потери маркетинговой эксклюзивности некоторых препаратов компания лишилась 1,5 млрд фунтов, хотя эти потери были не так заметны благодаря «хорошей наполненности портфеля перспективными продуктами и мерам по контролю средств». Ожидалось, что 2005 г. будет характеризоваться устойчивым ростом продаж ключевых продуктов и повышением эффективности деятельности, а в последующие годы объемы продаж будут увеличиваться более быстрыми темпами благодаря перспективным препаратам, находящимся на стадии разработки. Одним из таких препаратов станет вакцина против папилломовирусной инфекции Cervarix, получение разрешения ЕМЕА на маркетинг которой ожидается в 2006 г.«Merck & Co» также вот-вот должен получить разрешение на маркетинг вакцины против папилломовирусной инфекции Gardasil, что должно помочь компании пережить трудности, связанные с отзывом Vioxx. Только в США препарат рофекоксиба компании «Merck» принимали около 200 млн человек. По оценкам компании, возврат пациентами неиспользованного препарата обошелся компании в 490 млн дол., к тому же 700–750 млн было потеряно в связи с отсутствием продаж в IV кв. 2004 г. Общий объем продаж «Merck» в 2004 г. вырос на 2%.
Для другой компании, входящей в топ-5, «Johnson & Johnson», 2004 г. был сравнительно благоприятным. Объем продаж увеличился на 13,4%, составив 22,128 млрд дол. От остальных компаний, входящих в пятерку, «Johnson & Johnson» отличается тем, что объем его продаж лекарственных средств составляет менее половины общего. Продажи Procrit/Eprex (эпоэтин альфа) уменьшились примерно на 9,9%, зато другие препараты продемонстрировали превосходную динамику, в том числе Risperdal (рисперидон) — на 21,4%, Remicade (инфликсимаб) — на 24,1% и Duragesik (фентанил в форме пластыря с трансдермальным всасыванием действующего вещества) — на 27,7%. Наиболее успешным был препарат Topamax (топирамат) — противоэпилептическое средство, показанное также при мигрени.
Рейтинг остальных (помимо первой пятерки) компаний, входящих в топ-20, остался практически без изменений по сравнению с 2003 г. С учетом повышения курса евро по отношению к доллару, не удивительно, что среди 10 компаний с наибольшими темпами развития, входящих в двадцатку лидеров, — 6 европейских. Среди американских компаний с наибольшими темпами роста особого внимания заслуживает «Amgen», чей прирост продаж в 2004 г. составил 26,8%.
Одной из американских компаний, вошедших в топ-20 с уменьшением объема продаж (-2,9%), является «Schering-Plough». Однако по сравнению с 2003 г. это может расцениваться как улучшение, поскольку тогда уменьшение составляло 24% в связи с потерей маркетинговой эксклюзивности Claritin (лоратадин). Начало увеличения объема продаж компании ожидается в 2005 г.: за 9 мес этого года объемы продаж выросли на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вне топ-20 пока находятся японские компании «Yamanouchi» и «Fujisawa», которые слились 1 апреля 2005 г. с образованием «Astellas». До 31 марта 2005 г. объемы их продаж составили 4,104 и 3,880 млрд дол. соответственно. Если бы «Astellas» сформировалась годом раньше, в 2004 г., суммарный показатель продаж объединенной компании за прошлый финансовый год составил бы 7,984 млрд дол., что переместило бы компанию на 16-е место в рейтинге, перед «Schering-Plough». Раз уж речь идет о японских компаниях, добавим, что в этой стране, объем фармацевтического рынка которой в 2005 г. увеличился на 4%, кроме уже упомянутых компаний слились еще «Dainippon» и «Sumitomo», а также «Daiichi» и «Sankio».
Другими значимыми объединениями на мировом фармацевтическом рынке были присоединение к «Novartis» компаний «Hexal», «Eon Labs» и «Chiron», к «Solvay» — «Fornier», а к «Teva» — «Ivax».
По объему прибыли «впереди планеты всей», конечно же, — «Pfizer» (табл. 2). В 2004 г. этот показатель составил 21,510 млрд дол. (41% объема продаж). Однако среди топ-20 компаний у «Merck» отношение операционной прибыли к объему чистых продаж все же больше и составило 59%, хотя абсолютное значение операционной прибыли меньше — 13,452 млрд дол. «GlaxoSmithKline», главный соперник упомянутых компаний, по объему прибыли — на третьем месте (10,400 млрд дол.), хотя ее отношение к объему продаж — 27% — по значению уступает таковым у «Takeda» и «Amgen». Операционная прибыль «Johnson & Johnson» составила 7,608 млрд (16% объема продаж), а у «Novartis» — 5,253 млрд (19%). Прогнозируется, что показатели 2005 г., которые будут опубликованы через несколько месяцев, не будут резко отличаться от прошлогодних.
Таблица 2
Прибыли компаний, вошедших в топ-20 по результатам 2004 г.
№ п/п |
Компании |
Чистый доход в 2004 г. (млрд дол.) |
Операционная прибыль деятельности в фармацевтическом секторе (млрд дол.) |
Отношение прибыли к чистым продажам ЛС (%) |
1 | Pfizer | 11,361 | 21,510 | 40,96 |
2 | GlaxoCmithKline | 8,243 | 10,400 | 26,66 |
3 | Sanofi-Aventis | 2,309 | — | — |
4 | Johnson & Johnson | 8,509 | 7,608 | 16,07 |
5 | Merck & Co | 5,813 | 13,451 | 58,64 |
6 | AstraZeneca | 3,813 | 4,770 | 22,26 |
7 | F Hoffmann-La Roche | 5,851 | 4,910 | 17,43 |
8 | Novartis | 5,767 | 5,253 | 18,60 |
9 | Bristol-Myers Squibb | 2,388 | 4,257 | 21,97 |
10 | Wyeth | 1,234 | 4,040 | 23,28 |
11 | Eli Lilly | 1,810 | 2,941 | 21,23 |
12 | Boehringer Ingelheim | 1,229 | — | — |
13 | Amgen | 2,383 | 3,348 | 31,73 |
14 | Takeda | 2,701 | 3,868 | 35,38 |
15 | Abbott | 3,235 | 2,459 | 12,49 |
16 | Schering-Plough | –947 | 13 | 0,16 |
17 | Bayer | 816 | 408,8 | 1,01 |
18 | Novo Nordisk | 912,1 | 1,270 | 24,04 |
19 | Eisai | 540,4 | 860,4 | 16,58 |
20 | Merck KGaA | 891,5 | 528,9 | 6,67 |
2005: ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ
Итак, вопреки тенденциям прошлых лет, с 2005 г. объемы продаж крупных европейских фармацевтических компаний увеличиваются быстрее, чем аналогичных по масштабам деятельности американских. Темпы роста продаж компаний, базирующихся в Европе, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляли 10% (в 2004 г. — 7%). У американских компаний повышение этого показателя происходило более медленными темпами (6% в 2005 г. по сравнению с 10% — в 2004 г.).
Два года тому назад, отмечают аналитики, европейские фармацевтические компании оказались перед лицом потери маркетинговой эксклюзивности значительной части своих препаратов. В 2005 г. последствия этого явления в полной мере ощутили на себе американские производители лекарственных средств (особенно «Pfizer», «Merck», «Abbott Labs», «Johnson & Johnson» и «Bristol-Myers Squibb»). Поэтому, как предполагают эксперты, вероятнее всего, суммарный объем продаж пяти крупнейших американских компаний по итогам 2005 г. не увеличится. С началом 2006 г. эти компании вступили в период, когда их ждут большие, чем когда-либо, убытки (около 19 млрд дол.) в связи с потерей маркетинговой эксклюзивности препаратов.
Напротив, результаты деятельности за 2005 г. почти у всех крупнейших европейских компаний были впечатляющими. К примеру, объемы продаж лекарственных средств компании «Roche» увеличились более чем на 20%, что обусловлено получением обнадеживающих результатов исследований препаратов Avastin (бевацизумаб) и Herceptin (трастузумаб), а также формированием запасов препаратов Tamiflu (озельтамимир) правительствами разных стран. У «Novartis» (Швейцария) прогнозируется увеличение объемов продаж на 13% благодаря позитивной динамике этих показателей у некоторых препаратов и результатам присоединений других компаний. «Boehringer Ingelheim» не отстает, добившись роста продаж лекарственных средств в первом полугодии в объеме 22%.
Американские компании, не относящиеся к первой пятерке, отличаются более позитивной динамикой, чем крупные, и многие из них в 2005 г. были более успешными, чем их европейские конкуренты. Так, прогнозируется, что рост продаж «Amgen», «Genentech», «Gilead Sciences» «Schering-Plough» составит более 20%. Как уже отмечалось, в 2005 г. «Schering-Plough» демонстрирует позитивную динамику объема продаж, что стало возможным благодаря коммерческой успешности препаратов Zetia (эзетемиб) и Vytorin (эзетимиб и симвастатин) на рынке США, а также PEG-Intron (пегинтерферон a-2b) и Rebetrol (рибавирин) в Японии.
Итоговые показатели 2005 г., скорее всего, будут свидетельствовать о сохранении отношения объемов прибыли и продаж фармацевтических компаний. Структура расходов также, вероятно, не изменится. Так, по результатам первого полугодия 2005 г. динамика объемов продаж по сравнению с изменениями расходов на исследования и разработки 14 крупнейших компаний была примерно такой же, как и в аналогичный период 2004 г.
РАСТУЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕПАРАТОВ С УЗКОЙ СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯ
Далее мы представим топ-30 препаратов, достигших наибольших объемов продаж на мировом рынке в 2004 г., и некоторые прогнозы экспертов (табл. 3). 2004 г. был отмечен отзывом с рынка компанией «Merck» препарата Vioxx (рофекоксиб). В результате она понесла потери, связанные не только с отсутствием продаж этого блокбастера, но и с судебными процессами, которые повлекло за собой это событие. Поэтому аналитики не исключают возможности потери ею пятого места в рейтинге ведущих мировых компаний. Отзыв Vioxx с рынка вызвал множество дискуссий относительно оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и опасения, что компании скрывают отрицательные результаты исследований.
Таблица 3
Топ-лист брэндов ЛС по объему продаж на мировом рынке в 2004 г.
2004 | 2003 | Препарат | Действующее вещество |
Крупнейшая маркетирующая организация |
Рост объема продаж за год (%) |
1 | 1 | Lipitor | Аторвастатин | Pfizer | 14 |
2 | 2 | Zocor | Симвастатин | Merck & Co | –6 |
3 | 9 | Plavix | Клопидогрел | Sanofi-Aventis, Bristol-Myers Squibb | 31 |
4 | 7 | Nexium | Эзомепразол | AstraZeneca | 25 |
5 | 3 | Zyprexa | Оланзапин | Lilly | –4 |
6 | 4 | Norvasc | Амлодипин | Pfizer | 2 |
7 | 8 | Seretide, Advair | Флутиказон + салметерол | GlaxoCmithKline | 23 |
8 | 5 | Erypo, Eprex, Procrit | Эритропоэтин альфа | Johnson & Johnson | –4 |
9 | 6 | Prevacid, Ogastro, Zoton | Ланзопразол | Abbott, Takeda, Wyeth | –3 |
10 | 14 | Effexor | Венлафаксин | Wyeth | 20 |
11 | 10 | Zoloft | Сертралин | Pfizer | 7 |
12 | 11 | Celebrex | Целекоксиб | Pfizer | 7 |
13 | 16 | Risperdal | Рисперидон | J&J | 12 |
14 | 19 | Fosamax | Алендроновая кислота | Merck & Co | 12 |
15 | 18 | Neurontin | Габапентин | Pfizer | 4 |
16 | 15 | Epogen | Эритропоэтин альфа | Amgen | –4 |
17 | 17 | Pravachol | Правастатин | BMS | –5 |
18 | 21 | Singulair | Монтелукаст | Merck & Co | 24 |
19 | 44 | Aranesp | Дарбепоэтин альфа | Amgen | 77 |
20 | 39 | Enbrel | Этанерцепт | Amgen, Wyeth | 59 |
21 | 23 | Lovenox | Эноксапарин | Sanofi-Aventis | 18 |
22 | 24 | Remicade | Инфликсимаб | J&J, Schering-Plough, Tanabe | 20 |
23 | 30 | Seroquel | Кветиапин | AstraZeneca, Astellas | 33 |
24 | 26 | Duragesic | Фентанил в форме пластыря | J&J | 25 |
25 | 28 | Protonix | Пантопразол | Wyeth | 28 |
26 | 37 | Rituxan, MabThera | Ритуксимаб | Roche, Genentech, Biogen Idec | 24 |
27 | 22 | Zithromax | Азитромицин | Pfizer | –2 |
28 | 31 | Actos | Пиоглитазон | Takeda, Lilly | 18 |
29 | 33 | Ambien, Stilnox | Золпидем | Sanofi-Aventis, Astellas | 17 |
30 | 38 | Diovan | Вальзартан | Novartis | 22 |
В 2004 г. в топ-30 препаратов с наибольшими объемами продаж лидировали два лекарственных средства, уменьшающих содержание липидов и холестерина в сыворотке крови. При этом их объемы продаж и динамика этих показателей существенно отличались. Лидер — Lipitor (аторвастатин, «Pfizer») демонстрировал существенный прирост продаж (+14%, около 12 млрд дол. в 2004 г.), тогда как этот показатель у препарата Zocor (симвастатин) «Merck & Co» снижался (-6%) в связи с потерей маркетинговой эксклюзивности.
Маловероятно, чтобы Lipitor потерял маркетинговую эксклюзивность до 2008 г., хотя индийская компания «Ranbaxy» в разных странах оспаривает патент «Pfizer» на этот препарат. К концу года ожидается решение относительно рынка США, и многие аналитики предполагают, что «Pfizer» выиграет процесс. В таком случае Lipitor будет обладать эксклюзивностью до 2011 г. Однако позиции этого препарата на рынке угрожают и другие опасности. Zocor и Pravachol (правастатин) в 2006 г. лишаются маркетинговой эксклюзивности в США, что может сказаться на объемах продаж препарата Lipitor. Чтобы воспрепятствовать этому, «Pfizer» начинает сравнительное исследование применения симвастатина и аторвастатина с целью доказать терапевтическое преимущество последнего. Сравнительно неблагоприятная ситуация для увеличения продаж препарата Lipitor сложилась в настоящее время на рынке Германии. В первые же 2 нед 2005 г. Lipitor (Sortis) в Германии лишился 43 тыс. пациентов, когда компания отказалась снижать цену на препарат после его включения в референтную ценовую группу вместе с генерическими препаратами симвастатина и правастатина. В целом на 2006 г. прогнозируется дальнейшее увеличение объема рынка лекарственных средств, снижающих уровень липидов и холестерина в сыворотке крови.
По результатам 2004 г. 3-е место занял препарат Plavix (клопидогрел), чей показатель роста повышался стремительнее, чем у какого-либо другого из препаратов первой десятки. В 2004–2005 гг. компании, промотирующие этот препарат, столкнулись с потенциальной угрозой конкуренции со стороны генериков. Она исходила от компаний «Apotex» и «Dr Reddy’s». На 4-й, 9-й и 25-й позициях в топ-30 разместились препараты из группы ингибиторов протонного насоса. Особенно успешным был препарат эзомепразола Nexium (от англ. next — следующий) компании «AstraZeneca», пришедший на смену выведенной на рынок ранее «пурпурной таблетке» — Losec/Prilosec (омепразол), бывшему мировому лидеру по объему продаж. Продолжают привлекать внимание показатели объемов продаж атипических антипсихотических лекарственных средств, динамика которых различается: у препарата Zyprex (оланзапин) наблюдалось повышение на 4%, тогда как у Risperdal (рисперидон) и Seroquel (кветиапина фумарат) — на 12 и 33% соответственно.
Несмотря на большую востребованность антигипертензивных лекарственных средств, только два препарата этой группы вошли в топ-30 в 2004 г. — Norvasc (амлодипин) компании «Pfizer» и Diovan (вальсартан) компании «Novartis». Причина этого — назначение многим пациентам менее новых генерических антигипертензивных лекарственных средств (диуретики, блокаторы b-адренорецепторов, ингибиторы АПФ). Стремясь уменьшить последствия для «Pfizer» потери маркетинговой эксклюзивности в США препарата Norvasc, которая наступит в 2007 г., компания вывела на рынок Caduet (амлодипин и аторвастатин), объем продаж которого пока остается умеренным. Наблюдается выраженный прирост объемов продаж, на 23 и 24% соответственно, противоастматических препаратов, вошедших в тридцатку, — Advaire/Seretide (флутиказон и салметерол) и Singulair (монтелукаст). В топ-30 2004 г. входят также 3 препарата эритропоэтина. Лекарственные средства этой группы находятся на рынке с 1980-х гг., но в развитых странах их биогенерические версии пока не получили разрешения на маркетинг. Завершающий первую десятку неселективный ингибитор обратного нейронального захвата моноаминов Effexor/Effexor XR (венлафаксин, «Wyeth») предшествует в этом списке селективному ингибитору обратного нейронального захвата серотонина Zoloft (сертралин, «Pfizer»). Объемы продаж каждого из них увеличились на 20 и 7% соответственно, несмотря на конкуренцию со стороны генерических препаратов флуоксетина, пароксетина и циталопрама, а также проблемы безопасности этих продуктов, особенно в отношении повышения частоты суицидов у подростков.
Представителем группы лекарственных средств, которые больше других привлекли к себе внимание, стал Celebrex (целекоксиб), занявший в топе 12-ю позицию. К середине 2005 г. он переместился на 20-е место, и «Pfizer» сообщил о 47% снижении уровня продаж за первый квартал этого года. Будущее новых препаратов этой группы, некоторые из которых получили разрешение на маркетинг в отдельных странах, представляется неясным.
Ингибиторы фактора некроза опухоли Enbrel (этанерцепт) и Remicade (инфликсимаб) достигли значительных показателей роста в 2004 г. — 59 и 20% соответственно — и заняли 20-е и 22-е места (поднявшись с 39-го и 24-го соответственно). Основным показанием к применению Enbrel является ревматоидный артрит, Remicade — болезнь Крона, а одного из новых препаратов Humira (адалимумаб, «Abbott») — многие другие аутоиммунные заболевания (псориаз, псориатический артрит, анкилозирующий спондилит и язвенный колит).
Также хорошие показатели роста продаж продемонстрировал Actos (пиоглитазон) — пероральное сахароснижающее средство, разработанное «Takeda» и маркетируемое «Eli Lilly». Благодаря увеличению объема продаж на 18%, он опередил препарат Avandia (розиглитазон, «GlaxoSmithKline»). Продажи Actos растут, отмечают аналитики, несмотря на широкое распространение генерических препаратов метформина. Перспективы этого препарата тем более обнадеживающие, поскольку «Bristol-Myers Squibb» в октябре 2005 г. объявила о том, что Управление по контролю за лекарственными препаратами (FDA) США обратилось к компании с предложением предоставить результаты дополнительных исследований Pargluva (мураглитазар) для последующего рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на маркетинг (
Итак, если многие лекарственные средства, выведенные на рынок в 2004 г., оказались весьма успешными с коммерческой точки зрения, о пополнении рынка 2005 г. эксперты отзываются не так оптимистично. Но все же к отметке в 1 млрд дол. близки объемы продаж таких препаратов, как Cozaar (лосартан) компании «Merck & Co», Blopress/Atacand (кандесартан) компаний «Takeda» и «AstraZeneca», Cipralex/Lexapro (эсциталопрам) «Lundbeck» и «Forest», а также Zetia/Vytorin «Schering-Plough» и «Merck & Co». Более того, очень высоко оцениваются перспективы препаратов, которые только выводятся на рынок или вскоре будут выведены — Exubera (инсулин в форме ингаляций) и Acomplia (римонабант).
Также заслуживает внимания феномен «нишевых» блокбастеров, в частности предназначенных для применения в онкологии. К середине 2005 г. 4 таких препарата достигли объема продаж больше 1 млрд дол.: Gleevec/Glivec (иматиниб), Taxotere (доцетаксел), Eloxatin (оксалиплатин) и Herceptin (трастузумаб). Продажи последнего особенно вырастут после получения в 2006 г. разрешения на маркетинг для лечения пациенток с ранними стадиями рака молочной железы.
Аналитики отмечают еще одну интересную тенденцию — рост объема продаж препаратов, назначаемых специалистами, а не врачами общей практики. В топ-30 сейчас 12 таких лекарственных средств, в топ-50 — 17. Объем продаж таких препаратов составляет 40% от общего объема рынка, причем препараты для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями значительно опережают средства, снижающие уровень липидов и холестерина в крови. Препараты, применяемые в онкологии, составляют сегмент рынка, в незначительной степени подверженный мерам по снижению затрат на здравоохранение, поэтому он и является одним из наиболее привлекательных для инвестирования. n
Дарья Полякова по материалам журнала «Scrip»
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим