МЕТОДОЛОГИЯ
В рамках данного исследования учитывались только твердые формы (таблетки и капсулы) лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, а именно — монопрепараты амлодипина, бисопролола, эналаприла, лизиноприла, метопролола, небиволола, нифедипина (кроме препаратов короткого действия), и комбинированные лекарственные средства с такими комбинациями действующих веществ: амлодипин с лизиноприлом, лизиноприл с гидрохлоротиазидом, эналаприл с гидрохлоротиазидом, для которых рассчитана референтная цена. За базовый период приняты 43 нед 2012–2013 гг. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
ПОТРЕБЛЕНИе ПРЕПАРАТОВ, включенных в ПИЛОТНый ПРОЕКТ
Напомним, что до 10.09.2013 г. в Пилотный проект были включены препараты согласно реестру предельного уровня оптово-отпускных и сравнительных (референтных) цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, утвержденному приказом МЗ Украины от 01.06.2012 г. № 419 (в редакции приказа МЗ Украины от 25.10.2012 г. № 839) (далее — реестр 1), а с 10.09.2013 г. — согласно реестру, утвержденному приказом МЗ Украины от 01.06.2012 г. № 419 (в редакции приказа МЗ Украины от 10.09.2013 г. № 794) (далее — реестр 2).
Пилотный проект стартовал в июне 2012 г. В него включено 7 международных непатентованных наименований лекарственных средств. С момента запуска Пилотного проекта потребление препаратов, подпадающих под его действие, увеличивалось умеренными темпами.
С декабря 2012 г. заработала система частичного возмещения стоимости лекарственных средств. Это способствовало повышению потребительской активности. При этом, в январе 2013 г., когда действие Пилотного проекта было приостановлено, наблюдался ее спад. После возобновления действия Пилотного проекта потребление вновь увеличилось до уровня декабря 2012 г. и оставалось достаточно стабильным вплоть до утверждения реестра 2. С этого момента потребление антигипертензивных препаратов удвоилось в течение одного месяца. Столь стремительный прирост потребления обеспечили препараты лизиноприла, эналаприла, амлодипина и бисопролола. В то же время потребление препаратов метопролола, небиволола и нифедипина изменилось незначимо (рис. 1). Также стоит отметить, что увеличение потребления зафиксировано в сегменте препаратов, подлежащих возмещению.
Реестр 1 включал 249 наименований лекарственных средств с учетом форм выпуска и дозировок, и все они подпадали под возмещение. Для сравнения — реестр 2 в настоящее время включает 274 наименования монопрепаратов, 137 из которых подлежат возмещению. Анализ потребления препаратов, подпадающих под возмещение в августе 2013 г. (до утверждения реестра 2) и в октябре 2013 г. (после утверждения реестра 2), свидетельствует об увеличении потребления возмещаемых препаратов практически в 2 раза, несмотря на то, что количество торговых наименований, подлежащих возмещению, уменьшилось почти вдвое (рис. 2 и 3).
Также в реестр 2 включены 49 наименований комбинированных препаратов, из которых 23 подпадают под возмещение.
Рассматривая динамику потребления антигипертензивных препаратов, включенных в Пилотный проект согласно реестру 2, следует отметить смещение структуры потребления в сторону препаратов, подлежащих возмещению. Так, до утверждения реестра 2 в структуре потребления превалировали препараты, не подпадающие под возмещение. Но после вступления в силу реестра 2 потребление лекарственных средств, подпадающих под возмещение, увеличилось в 5 раз (рис. 4), в то время как потребление препаратов, включенных в Пилотный проект, но не подлежащих возмещению, — уменьшилось (рис. 5).
Стоит отметить, что средневзвешенная стоимость суточной дозы препаратов, включенных в Пилотный проект, с начала года снижалась быстрыми темпами, но в последние недели перед утверждением нового реестра темпы снижения начали замедляться. С вступлением в силу реестра 2 тенденция к снижению средневзвешенной стоимости суточной дозы вновь стала демонстрировать положительную динамику (рис. 6.).
Как уже сообщалось, в Пилотный проект были включены комбинированные препараты. С момента включения в систему возмещения их потребление стало стремительно увеличиваться, при том что до этого фиксировалось снижение этого показателя (рис. 7).
Для комбинированных препаратов, подпадающих под возмещение, не достигнуто снижения стоимости, задекларированного Пилотным проектом. Так, несмотря на их включение в систему возмещения, средневзвешенная стоимость одной таблетки продолжает повышаться, но в последние 4 нед наблюдается замедление темпов прироста их средневзвешенной стоимости. Возможно, это обусловлено тем, что после вступления в силу реестра 2 аптеки, имеющие в товарных остатках комбинированные препараты, закупленные до этого события, стали закупать и продавать препараты по ценам, не превышающим предельно допустимые уровни цен, утвержденные новым реестром.
В структуре потребления монопрепаратов лекарственные средства украинского производства демонстрируют опережающую динамику развития по сравнению с зарубежными конкурентами в течение всего исследуемого периода, а с момента утверждения реестра 2 это превосходство значительно увеличилось. Такая ситуация объясняется более низкой стоимостью украинских препаратов по сравнению с импортными. Кроме того, согласно реестру 2 под возмещение подпадают препараты I и II стоимостных групп и большинство из них — украинские. Таким образом, социально незащищенные слои населения ввиду высокой ценовой чувствительности ориентированы на приобретение наиболее доступных лекарственных средств. Но несмотря на это, зарубежные антигипертензивные препараты, подпадающие под возмещение, также демонстрируют высокие темпы прироста потребления (рис. 8).
В сегменте комбинированных препаратов ситуация не столь однозначна. В первые 4 мес текущего года развитие данного сегмента происходило преимущественно за счет импортных препаратов, затем наблюдалась стагнация сегмента комбинированных препаратов, которая продолжалась вплоть до включения их в систему возмещения. А с момента включения в систему возмещения их потребление стало стремительно увеличиваться (рис. 9).
ДРАЙВЕРЫ РОСТА
Как мы уже выяснили, основными драйверами прироста потребления антигипертензивных лекарственных средств, включенных в Пилотный проект, являются монопрепараты, подпадающие под возмещение. В частности, препараты амлодипина, бисопролола, лизиноприла и эналаприла. Но какие именно лекарственные средства обеспечили столь существенное увеличение потребления? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали аптечные продажи препаратов, включенных в Пилотный проект, в натуральном выражении (упаковках) с учетом форм выпуска и дозировок в разрезе ценовых групп.
Так, для препаратов, стоимость которых подлежит возмещению в размере 90% (реестр 2, І группа), наилучшие результаты прироста объ-ема продаж в натуральном выражении достигнуты для препаратов лизиноприла, бисопролола и амлодипина, в частности ЛИЗИНОПРИЛ-АСТРАФАРМ с дозировкой 10 и 20 мг, № 20, БИСОПРОЛОЛ-ЛУГАЛ — 5 и 10 мг, № 30, а также АМЛОДИПИН-ФАРМАК — 10 мг, № 20 соответственно (рис. 10).
Среди лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению в размере менее 90% (реестр 2, ІІ группа), максимальный объем продаж зафиксирован для препаратов эналаприла и лизиноприла.
Безоговорочным лидером по объему продаж и, соответственно, по приросту потребления, является ЭНАЛАПРИЛ-ЗДОРОВЬЕ 10 мг, № 20. Также в топ-5 по объему продаж, но со значительным отставанием от лидера, вошли ЛИПРИЛ (лизиноприл) —10 мг, № 30, БЕРЛИПРИЛ® 20 (эналаприл) — 20 мг, № 30, ЛИЗИНОПРИЛ-АСТРАФАРМ – 5 мг, № 20 и ЭНАЛАПРИЛ-ЗДОРОВЬЕ – 5 мг, № 20 (рис. 11).
Как было отмечено, потребление препаратов, включенных в Пилотный проект, но не подпадающих под возмещение (реестр 2, ІІІ группа), уменьшается. Об этом свидетельствует и динамика потребления топ-5 препаратов этой группы по объему продаж (рис. 12).
ИТОГИ
С момента введения в действие реестра 2 и старта обновленной системы возмещения потребление антигипертензивных препаратов, включенных в Пилотный проект и подпадающих под возмещение, существенно увеличилось.
Несмотря на то что количество лекарственных средств, подпадающих под возмещение, сократилось, повысился уровень их возмещения. Наряду с этим увеличилась и мотивация пациентов к приобретению именно тех препаратов, стоимость которых возмещается государством. В связи с этим произошло перераспределение структуры потребления антигипертензивных препаратов, включенных в Пилотный проект, со смещением в сторону препаратов, подлежащих возмещению.
Об этом свидетельствуют и данные МЗ Украины, согласно которым в период с 4 по 18 октября текущего года врачами выписано 1,4 млн рецептов на антигипертензивные препараты, включенные в Пилотный проект. 740 тыс. из этих рецептов попали в аптеки, а объем возмещения стоимости выписанных врачами антигипертензивных препаратов составил 9,1 млн грн. В последующие 2 нед ситуация в сфере освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию Пилотного проекта, продолжает улучшаться. Так, в период с 18 октября по 1 ноября количество рецептов, по которым осуществлено возмещение, составило 1,1 млн, а объем возмещения — 14,8 млн грн. (рис. 13).
По уровню использования выделенных по субвенциям средств лидируют Полтавская, Ровенская и Луганская области с показателями 100; 92,6 и 90,7% соответственно.
В совокупности все эти факты свидетельствуют о том, что с утверждением реестра 2 государство достигло своей цели, определенной Пилотным проектом, — экономическая доступность антигипертензивных препаратов для населения повысилась и, как следствие, — потребление этих лекарственных средств продолжает увеличиваться.
Основным инвестором Пилотного проекта в настоящий момент выступают аптечные учреждения, участвующие в системе возмещения, поскольку они реализуют антигипертензивные препараты потребителям по доступным ценам.
Напомним, что согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 5 сентября 2012 г. № 907 «Об утверждении Порядка частичного возмещения стоимости лекарственных средств для лечения лиц с гипертонической болезнью» субъекты хозяйствования осуществляют отпуск лекарственных средств по рецептам с оплатой потребителем разницы между фактической розничной ценой, установленной на момент приобретения лекарственного средства, и референтной ценой, утвержденной МЗ Украины.
Предприятия ежемесячно составляют реестр отпущенных лекарственных средств, который подается в территориальные управления здравоохранения до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Возмещение аптечным учреждениям указанной в реестре суммы осуществляется в течение 15 дней со дня его получения. Таким образом, реализация субъектами хозяйствования возмещаемых препаратов осуществляется за счет их оборотных средств.
Для решения проблемы вымывания оборотных средств аптечных учреждений и привлечения большего числа субъектов розничной торговли для участия в системе возмещения государство могло бы предусмотреть возможность кредитования аптечных учреждений в объеме, необходимом для осуществления отпуска препаратов по рецептам, подлежащим возмещению, например, по итогам реализации за предыдущий месяц.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим