Драйверы роста рынка в военное и мирное время

Драйверы роста рынка в военное и мирное время

Мы продолжаем освещение специализированной конференции-практикума «Фармбюджет–2015», организованной компаниями «МОРИОН», «Проксима Рисерч», «Тимсофт» и «УкрКомЭкспо». Во время второй части конференции-практикума обсуждались темы, связанные с внедрением референтного ценообразования на лекарственные средства, особенностями налогообложения лекарственных средств и медицинских изделий, преимуществами и сложностями работы по модели контрактного производства. Много внимания было уделено вопросам инвестирования со стороны фармпроизводителя в сегмент розницы и дистрибуции. Также конференция стала площадкой для открытого диалога операторов фармацевтической индустрии с представителями регуляторных органов.

Вторая часть конференции-практикума стартовала с доклада Владимира Игнатова, главы представительства компании «Ипсен Фарма» в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), который был посвящен вопросам экономического регулирования фармацевтической отрасли в Украине.

Украина давно гармонизирует свое законодательство с европейскими нормами. Что касается внедрения референтного ценообразования на лекарственные средства, то наша страна находится в самом начале пути. Первые шаги в этом направлении были сделаны в рамках Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью. А теперь референтное ценообразование вводится практически на весь рынок препаратов.

По словам докладчика, в мировой практике распространены такие подходы к регулированию рынка лекарственных средств, как установление предельного уровня цен, внедрение механизма референтного ценообразования, контроль прибыльности операций фармкомпаний, а также подходы, основанные на пользе лекарственных средств (определение цены, исходя из преимуществ того или иного препарата относительно других).

Так, было принято решение, что наиболее приемлемым для Украин­ы вариантом ценового регулирования является внедрение механизмов референтного ценообразования. Однако, по мнению докладчика, это имеет смысл только при наличии системы реимбурсации. Докладчик напомнил, что 15 июля 2014 г. вступило в силу постановление КМУ от 02.07.2014 г. № 240 «О референтном ценообразовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые закупаются за средства государственного и местных бюджетов», согласно которому с 1 августа 2014 г. производители обязаны задекларировать изменения оптово-отпускной цены на препараты, включенные в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.2006 г. №1071 «О порядке закупки лекарственных средств учреждениями здравоохранения, финансируемыми из бюджета». Однако, порядок расчета оптово-отпускной цены на основе сравнительных (референтных) цен в настоящее время не утвержден. При этом изменения оптово-отпускных цен должны быть задекларированы до 1 марта 2015 г. Функция экспертной оценки переложена на Государственную службу статистики. Сегодня на украинском фармрынке цены задекларированы примерно на 6 тыс. единиц учета товарной позиции (SKU).

В. Игнатов очертил основные проблемы и рис­ки, связанные с внедрением референтного цено­образования для большого массива лекарственных средств. Во-первых, если предположить, что обработкой заявок будет заниматься 3–5 сотрудников экспертного органа, обрабатывая за один рабочий день по 8–12 заявок, то для того, чтобы перерегистрировать 6 тыс. SKU потребуется 120–200 рабочих дней. В то же время времени до 1 марта осталось не так много, а процесс еще не запущен, что ставит под сомнение реальность выполнения экспертных работ в срок. Во-вторых, источники информации о ценах на лекарства в референтных странах не всегда доступны. В-третьих, провести расчет новой цены в гривне, подготовить и подать заявку необходимо в один день, поскольку на следующий день возможно изменение курса валют и заявка будет недействительна. В-четвертых, отсутствие зарегистрированной цены на препарат может привести к ситуации, когда система здравоохранения не может закупить этот препарат, что обусловливает нарушение лечебного процесса пациентов. Возникает риск создания искусственного дефицита лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях. Кроме того, следует понимать, что, как правило, этот механизм реализуется в системе реимбурсации, в то время как в Украине таковая отсутствует.

Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», рассказал о том, какие меры были приняты Ассоциацией «Операторы рынка медицинских изделий» с целью защиты интересов операторов рынка медицинских изделий при введении механизма реферирования цен на медицинские изделия, и к каким результатам это привело. По словам П. Харчика, в этом году было несколько регуляторных инициатив, вариантов изменений в законодательство с целью введения механизма реферирования цен на медицинские изделия. Для недопущения создания неблагоприятных условий для ведения бизнеса Ассоциацией проанализированы проекты предложенных изменений, выявлены возможные риски для операторов рынка медицинских изделий и составлен прогноз возможных последствий закрепления на государственном уровне предложенных изменений. В результате проделанной работы подготовлены и поданы в установленном порядке аргументированные замечания и донесена позиция общественности путем обеспечения участия в профильных совещаниях. В итоге, благодаря в том числе активным действиям Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий» по сравнению с лекарственными средствами сохранен заявительный принцип при декларировании изменения оптово-отпускных цен на медицинские изделия, которые приобретаются за средства государственного бюджета.

Юлия Ноговицына, руководитель отраслевой практики «Фармбизнес», старший менеджер отдела налогово-юридического консультирования компании «КПМГ-Украина», рассказала об особенностях налогового планирования в фармбизнесе.

В процессе налогового планирования в фармацевтическом бизнесе возникает множество трудностей и вопросов. Следует учитывать как налоговые, так и неналоговые факторы. К последним докладчик отнесла государственное регулирование цен на лекарственные средства, антимонопольное законодательство, трансфертное ценообразование, валютное регулирование.

По словам Ю. Ноговициной, многие компании обеспокоены тем, что ретроспективные скидки от зарубежных производителей могут быть учтены при проверках контролирующих органов, а компания — оштрафована за нарушение правил ценового регулирования. Докладчик отметила, что на данный момент для целей расчета граничной снабженческо-сбытовой надбавки оснований корректировать оптовую цену на сумму полученной ретро-скидки нет, поскольку это не прописано в постановлении КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

Спикер напомнила, что в сентябре 2013 г. вступили в силу изменения в ст. 39 Налогового кодекса Украины, согласно которым контролируемые операции (объем которых превышает 50 млн грн. в год) между связанными лицами-нерезидентами подлежат трансфертному ценообразованию. Соответственно, цены таких операций должны находиться в пределах рыночного диапазона (рентабельности). В противном случае налогоплательщику необходимо откорректировать свои доходы или расходы с тем, чтобы достичь рыночного уровня цен (рентабельности). Этот фактор уже начал проявляться в текущем году, а в 2015 г., вероятно, проявится в полной мере. Учитывая ситуацию в юго-восточных областях Украины, девальвацию гривни, введение НДС, в этом году многие компании понесли убытки (не все компании компенсировали потери повышением цены). На данный момент очень актуален вопрос, что делать компаниям, работающим с отрицательной рентабельностью, и каким образом это следует отразить в документации по трансфертному ценообразованию и в отчете, который будет подаваться в налоговые органы до 1 мая 2015 г. — на данный момент ответа на этот вопрос нет. Возможно, будет необходимо начислить дополнительные налоговые обязательства или обосновать несопоставимость рынка в Украине с ближайшими рынками стран СНГ и Восточной Европы с целью проведения корректировок финансовых показателей.

В 2015 г. проявятся новые налоговые факторы. Так, с 1 января 2015 г. для всех компаний-налогоплательщиков будут открыты НДС-счета. Вследствие этого компания не сможет выписать налоговую накладную, если у нее на НДС-счету не будет достаточного количества денежных средств или достаточного количества налогового кредита по НДС, или суммы НДС, оплаченной при импорте. Также остро стоит вопрос, как будет (и будет ли) возмещаться НДС, накопленный к 31 декабря 2014 г.

Кроме того, в Налоговый кодекс Украины внесено изменение, которое вступит в силу 1 января 2015 г., согласно которому база налогообложения для операций по поставке нерегулируемых лекарственных средств и медицинских изделий не может быть ниже цены их приобретения. Требование не распространяется на лекарственные средства и медицинские изделия, цены на которые подлежат государственному регулированию. Что будет считаться стоимостью приобретения — стоимость, закрепленная в договоре, таможенная стоимость, или стоимость с учетом скидки — разъяснений пока нет.

Олег Курченко, соучредитель компании «Омнифарма», рассказал о контрактном производстве. Это производство одной компанией лекарственных средств, диетических добавок, медицинских изделий, лечебной косметики или средств гигиены по регистрационным документам и под торговой маркой другой компании. При этом первая компания указывается на упаковке и регистрационной документации как производственная площадка, но не имеет прав на маркетинг и торговлю торговой маркой. Этим занимается компания-заказчик, владелец торговой марки и регистрационного свидетельства.

В чем преимущества работы по модели контрактного производства? Для производственной площадки оказание услуг по контрактному производству позволяет уменьшить удельный вес постоянных издержек в общем объеме затрат на производство собственной продукции, расширить ассортимент и товарооборот при неизменном количестве персонала и производственных мощностей. Это также освоение новых направлений деятельности компании (диверсификация), причем уровень риска для производственной площадки минимальный, поскольку все риски сосредоточены на владельце торговой марки. Для заказчика контрактное производство дает возможность сконцентрироваться на маркетинге и продвижении продукции, а также создании новых продуктов (расширение продуктового портфеля). При этом нет необходимости думать о проблемах и задачах, связанных с производством. Работа по модели контрактного производства не ограничивает заказчика в идеях: он может маркетировать препараты в любой форме выпуска, достаточно лишь найти производственную площадку с соответствующим оборудованием.

На развитых фармрынках стран ЕС и США у ряда компаний-производителей доля контрактного производства составляет до 80%. Также есть компании, которые специализируются исключительно на контрактном производстве. Наценка контрактного производителя, как правило, не превышает 15–30%, поскольку он не несет рисков (курсовых, регуляторных) и не инвестирует в продвижение. Наценка владельца торговой марки и регистрационного свидетельства составляет порядка 60–80% для обес­печения расходов на промоцию. Следует также отметить, что более 70% заказов размещают локальные игроки, а не Большая Фарма.

Завершая выступление, докладчик представил советы, что важно учитывать компаниям — владельцам торговой марки, которые приняли решение работать по модели контрактного производства в Украине. Во-первых, договариваться необходимо с собственником предприятия. Во-вторых, имеет значение репутация собственника. В-третьих, важно, чтобы персонал контрактного производителя понимал, что такое контрактное производство и каковы его особенности. В-четвертых, в контракте необходимо отразить порядок пересмотра цен, приемки продукции по качеству, а также алгоритм работы и т.п.

Тему контрактного производства продолжил Игорь Герасимчук, генеральный директор ПАО «Витамины». «Мы можем с гордостью сказать, что в центре Украины есть кусочек Европы — современное фармацевтическое GMP сертифицированное предприятие» — подчеркнул И. Герасимчук. Контрактное производство во всем мире — это самостоятельный бизнес, который быстро развивается. Именно поэтому данное направление выбрано как стратегическое в развитии ПАО «Витамины» на ближайшие несколько лет. По данным Итальянской ассоциации производителей химической продукции для фармацевтической промышленности (Italian Chemical Pharmaceutical Association), к 2017 г. объем мирового рынка контрактного производства фармацевтической продукции достигнет 93 млрд дол. США. Среднегодовой темп прироста в 2014–2017 гг. составит 14,6%.

Если компания приняла решение оказывать услуги по контрактному производству, то наличие свободных производственных мощностей является одним из ключевых факторов. На ПАО «Витамины» ряд мощностей было специально создано под будущее контрактное производство, что дает возможность налаживания партнерских отношений с компаниями-заказчиками в долгосрочной перспективе. Докладчик отметил, что потенциальным партнером для контрактного производства может быть как иностранная компания, которая хочет локализовать производство, и так и отечественная, у которой не хватает своих производственных мощностей.

В завершение И. Герасимчук поделился опытом, на что следует обратить внимание в процессе переговоров. Необходимо заранее решить, какой тип услуг компания планирует оказывать — полный цикл производства, упаковка продукции in bulk, вторичная упаковка. Также важно грамотно рассчитать необходимые объемы в перспективе, поскольку уровень рентабельности проекта существенно зависит от этих составляющих. Для построения «win-win» бизнеса с долгосрочными перспективами следует обратить особое внимание на сроки выполнения договоренностей и прописать основные зоны ответственности обеих сторон — заказчика и исполнителя.

Аэлита Рева, директор компании «Софарма Украина», поделилась опытом успешной работы болгарской компании на украинском фармрынке во время кризиса. Несмотря на то что в этом году отмечена значительная убыль объема аптечных продаж лекарственных средств в евро (по итогам января–августа 2014 г. темпы убыли составили –16% по сравнению с аналогичным перио­дом предыдущего года), компания склонна быть позитивной и планирует к концу 2014 г. как минимум повторить результат 2013 г.

Докладчик отметила, что конкурентная борьба, в отличие от военных конфликтов, никогда не заканчивается. Скорость принятия решений, изменения тактики важна всегда, но особенно — во время кризиса. По словам докладчика, от момента принятия компанией решения до получения первых результатов в виде дохода от продаж иногда проходит всего 2 нед.

Сегодня конкуренция на украинском фармрынке становится более жесткой. А. Рева рассказала о том, какие шаги предпринимает в нынешних условиях компания «Софарма Украина», чтобы сохранить/нарастить рыночную долю, увеличить объем продаж в денежном выражении. Так, принято решение уменьшить объем расходов на прямую рекламу топ-5 продуктов по объему продаж в денежном выражении (аккумулирующих порядка 70% общего объема продаж компании, при этом удалось удержать их рыночную долю посредством работы внешней службы. Компания стала активно работать в другом направлении: поиск перспективных сегментов с точки зрения возможности завоевания и увеличения доли продуктов компании в них. Причем это не обязательно высококонкурентные и высокомаржинальные ниши. По словам докладчика, существенные победы в небольших сегментах в сумме могут дать хороший прирост общего объема продаж компании в денежном выражении.

Владимир Телявский, директор компании «Киевский витаминный завод» рассказал об особенностях антикризисного управления предприятием. В отличие от предыдущего кризиса 2008 г., нынешняя кризисная ситуация характеризуется крайне высокой военно-политической напряженностью. Докладчик выделил такие стадии антикризисного управления: анализ внутренних и внешних причин кризисной ситуации в компании, пересмотр целей компании, анализ альтернатив и выбор антикризисной стратегии, реализация выбранного антикризисного сценария, оценка и контроль результатов реализации антикризисного сценария.

Антикризисному управлению присущи некоторые особенности. Например, получение максимально возможной прибыли в таких условиях перестает быть основной целью компании. Приоритетной задачей становится сохранение позиций компании, персонала, минимизация возможных убытков. Также в использовании производственного аппарата в условиях спада производства, как правило отмечаемого при кризисе, первостепенный приоритет отводится его дополнительной загрузке производственных мощностей. Приоритеты в развитии меняются в пользу текущих результатов. Крайне важным становится повышение оперативности принятия и реализации управленческих решений. Также важно сохранить ту часть персонала, которая оказывает определяющее влияние на деятельность компании.

Тема доклада Виталия Березницкого, директора компании «ФарТоп», была посвящена вопросам взаимодействия производителей и розницы. Маржа розничного предприятия складывается из двух составляющих: маржа, основанная на торговой наценке, и бэк-маржа, базирующаяся на получении скидок, бонусов и т.п. от фармацевтических производителей. По мнению докладчика, в нынешних условиях инвестиции фармкомпаний в розницу посредством предоставления скидок и бонусов можно сравнить с клиническим питанием — введением питательных веществ (ресурсов) в организм при невозможности приема пищи через рот (отсутствие рентабельности от основной деятельности).

В 2014 г. прирост розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении обеспечивается в основном за счет инфляционной составляющей. Докладчик отметил, что приросты затрат аптечных предприятий по некоторым статьям значительно превышают коэффициент инфляции. Снижение наценки на фоне роста затрат приводит к повышению рисков как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Поэтому сегодня сотрудничество с производителями становится для розницы не только желаемым, но и жизненно необходимым направлением деятельности.

Средневзвешенная отсрочка дистрибьютора по состоянию на 1 января 2014 г. составляла 40 дней, а к 1 сентябрю 2014 г. она уменьшилась до 24 дней. Период, на который предусматриваются запасы в аптеках, составляет около 30 дней. Чтобы в сентябре 2014 г. сохранить объем товарного запаса на уровне января 2014 г., в аптеку необходимо инвестировать 140,8 тыс. грн. Дефицит оборотных средств у аптечных предприятий приводит к оптимизации ассортимента продукции. В период сезонного роста спроса увеличивается дефектура и, как следствие, уровень упущенных продаж, что на падающем рынке усугубляет потери как розницы, так и производителя. Докладчик призвал партнеров (производителей) с ответственностью относиться к вопросам планирования, выполнению своих обязательств по своевременным выплатам в рамках маркетинговых договоров, фокусироваться не на закупке, а на реализации. Только совместными согласованными действиями можно оздоровить ситуацию на рынке. По мнению спикера, связка производитель — дистрибьютор может предоставить рознице возможность работать с товаром низкой оборачиваемости на условиях консигнации, разделяя ответственность по рискам финансовых потерь. Рознице, в свою очередь, необходимо развивать свои ключевые компетенции через знания, умения по привлечению лояльного клиента, что позволит ей выполнять взятые на себя обязательства, а не просто декларировать потребность в маркетинговом доходе.

Драйверы роста рынка в военное и мирное время

ДИАЛОГ С РЕГУЛЯТОРОМ

Михаил Пасечник, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба), рассказал о текущей деятельности ведомства, а также о результатах работы рабочих групп, занимающихся такими вопросами, как надлежащая производственная практика (GMP), лицензирование импорта, контроль качества, лицензирование оптовой и розничной торговли, оборот изделий медицинского назначения. Проекты документов, которые обсуждаются в ходе заседаний рабочих групп, размещены на официальном сайте Гослекслужбы. Во время заседания рабочих групп обсуждаются проекты нормативных актов. Безусловно, регуляция и контроль со стороны Гослекслужбы с помощью приказов, постановлений, законов позволяет предоставить возможность создания благоприятных условий для работы операторов фармрынка. Вовлечение участников фармрынка в нормотворческую работу должно помочь избежать чрезмерной зарегулированности фармрынка, по крайней мере со стороны Гослекслужбы. М. Пасечник отметил, что рабочие группы открыты для новых участников.

Юрий Савко, заместитель министра здравоохранения Украины по вопросам евроинтеграции, сообщил, что в План имплементации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, который был утвержден 17 сентября 2014 г., включен пункт об экспертной и технической помощи по внедрению системы реимбурсации в Украине. Также Соглашением предусмотрены переговоры с европейской стороной относительно технических регламентов медицинских изделий, а также совершенствования системы регистрации лекарственных средств в Украине, что позволит упростить доступ пациентов к качественным лекарственным средствам с проверенной эффективностью, а также минимизирует риски с поставками медицинских изделий в Украину. Спикер отметил, что МЗ Украины планирует внедрить универсальную систему реимбурсации лекарственных средств и выразил надежду, что профессиональные ассоциации смогут помочь в контексте анализа и экономического обоснования перехода от пилотных проектов к шаб­лонной модели реимбурсации, которая не зависела бы от нозологии.

ФОКУС-ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках второго раздела состоялось фокус-обсуждение, посвященное теме инвестирования со стороны фармпроизводителя в сегмент розницы и дистрибуции.

Обсуждение открыла Алла Олейник, исполнительный директор компании «Фитофарм». Производственные мощности компании расположены в Артемовске (Донецкая обл.). Начиная с апреля, компания столкнулась со множеством трудностей, учитывая критическую ситуацию в восточных областях Украины. Важнейшими из них стали логистические сложности по доставке сырья и материалов в регион и вывоз готовой продукции, а также финансовые сложности, связанные с отказом банков кредитовать восточно-украинские компании. Несмотря на то что компания работает в условиях военного положения, А. Олийнык отметила положительные моменты, например укрепление трудового коллектива. На сегодня компания не сократила объе­м производства и работает в полном объеме.

По мнению Сергея Гулого, генерального директора компании «Нутримед», в последние несколько лет рынок контрактного производства претерпел качественные и количественные изменения. Если 5–7 лет назад в большей степени преобладали маркетирующие компании или частные инвесторы, то сейчас к услугам контрактного производства стали чаще прибегать крупные фармкомпании, в том числе и ведущие отечественные производители лекарственных средств. Проекты по производству продукции под частными торговыми марками стали реализовываться также для крупных аптечных сетей и дистрибьюторов.

Роман Гладкий, глава представительства компании «Ферринг Фармасьютикалс» в Украине, отметил, что украинский фармрынок по-прежнему остается перспективным для международных компаний, который в долгосрочной перспективе, вероятно, будет характеризоваться двузначными темпами прироста в денежном выражении. Кроме того, с точки зрения международной компании, кризис — это лучшее время для проведения сделок по поглощению локальных компаний. Интересным представляется контрактное производство в Украине с целью дальнейшего маркетирования продукции на других рынках (например в Европе).

Константин Магалецкий, партнер компании «Хоризон Кепитал», представитель компании «Биофарма», сообщил о том, что в сфере контрактного производства компания пока не имеет большого опыта, но заинтересована в развитии этого направления деятельности и готова оказывать услуги контрактного производителя.

ФОКУС-ТЕМА: МОДИФИКАТОРЫ ДРАЙВЕРОВ

Олег Никулишин, директор компании «Маркет Универсал», высказал свою точку зрения касательно регуляторных инициатив. Есть много примеров, когда решение о вступлении в силу регуляторных инициатив принимается настолько быстро, что у аптек нет времени подготовиться. При этом аптека находится на передовой в плане контакта с пациентом и первой принимает удар на себя.

По мнению Сергея Ходоса, директора компании «Фра-М», модификатором и драйвером на фармрынке является конкуренция. Она заставляет искать и находить новые ниши, ведь смысл конкуренции — в развитии. По мнению спикера, один из видов ухода от конкуренции — предоставление логистических услуг. С. Ходос перечислил преимущества такого вида деятельности для аптек и производителей. Для аптек — это возможность работы напрямую с производителем, повышение маркетинговой активности, согласованная работы по управлению запасами и др., а для производителя — построение более гибких и финансово прозрачных отношений с аптечной розницей, возможность повышения финансовых показателей за счет прямой работы с розничным сектором, снижение финансовых рис­ков, устранение дополнительного барьера между поставщиком и покупателем и др.

Игорь Червоненко, учредитель компании «Фармастор», отметил, что сегодня на фармрынке мало крупных дистрибьюторов. По­этому в случае возникновения у производителя каких-либо сложностей в работе с дистрибьютором других вариантов у фармкомпании не так много. И. Червоненко высказал мнение, что необходимо иметь альтернативные варианты. Такой альтернативой могло бы стать внесение изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарс­твенных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, которые позволят дистрибьютору предоставлять логистические услуги для других дистрибьюторов.

По мнению Евгения Никушина, директора по логистике компании «Фармпланета», в ближайшее время будет продолжаться перераспределение долей между дистрибьюторами. Уход одного из крупнейших игроков побуждает других дистрибьюторов наращивать свои мощности, открывать новые склады. Например, компания «Фармпланета» в сентябре открыла склад во Львове, есть планы по дальнейшему расширению. В условиях кризиса рознице также становится сложнее работать, поскольку происходит снижение товарного кредитования по всей цепочке поставки лекарственных средств, начиная от производителя. Ситуацию усугубляют валютные риски. В результате потребителя ждет снижение уровня доступности препаратов на полках аптек.

Павел Кушниренко, исполнительный директор Всеукраинской общественной организации «Фармацевтическая ассоциация «ФАРМУКРАИНА», отметил, что сегодня происходят значительные колебания валютных курсов, что, безусловно, усложняет планирование бюджетов. Если курс гривни к доллару повысится до 22 грн. за 1 дол., вряд ли бюджеты компаний будут к этому готовы. По макроэкономической оценке экспертов, диапазон курса может варьировать от 12 до 16 грн. за 1 дол. Такие колебания в краткосрочный период несут огромные курсовые риски в деятельности участников рынка. Возможно возвращение к понятию «критический импорт» и государственной защите от валютных рисков при импорте лекарственных средств, не имеющих отечественных аналогов или приобретаемых за бюджетные средства.

Продолжение следует…

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах http://www.apteka.ua и http://www.morion.ua.

Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека

25760

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті