1 ноября 2001 г. МЗ Украины издало приказ № 441 «Об утверждении порядка проведения доклинического исследования лекарственных средств, порядка определения учреждений, которые проводят доклиническое изучение лекарственных средств». Предпринят еще один важный шаг по гармонизации украинских нормативных актов с действующими ныне в Европейском Союзе (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 48 (319) от 10 декабря 2001 г.). Впредь доклинические исследования в нашей стране должны будут проводиться согласно европейским нормам.
|
Создание лекарственных средств требует вложения значительных инвестиций. Ведущие фармацевтические компании мира, уровень капитализации которых составляет десятки, а то и сотни миллиардов долларов, в научные исследования и разработку новых лекарственных средств вкладывают приблизительно 10% и больше финансовых средств от общего объема продаж фармакологических препаратов.
Ожидается, что в 2001 г. объем производства лекарственных средств украинских фармацевтических компаний составит 300 млн долл. США (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 47 (318) от 3 декабря 2001 г.), что значительно меньше объемов производства ведущих фармацевтических компаний мира, которые активно занимаются инновационной деятельностью. Поэтому для многих отечественных фармацевтических компаний привлекательной является идея освоения производства генерических версий известных брендов, так как это не требует вложения денежных средств в научные исследования и разработку новых лекарственных средств, не требует длительного времени, и, главное, позволяет быстро получить прибыль. Однако мировой опыт свидетельствует, что даже компании, известные своей специализацией по производству генериков, например, израильская «Тева», индийская «Ранбакси» и др., в целях обеспечения дальнейшего экономического роста приступили к реализации проектов по созданию оригинальных препаратов-брендов. По какому пути пойдут украинские фармацевтические компании? Обречены ли они на производство только генериков? Разрабатываются ли в Украине перспективные лекарственные средства? Дать однозначный ответ на эти вопросы пока не представляется возможным. По-видимому, время расставит все точки над «і».
О проблеме создания новых лекарственных средств в Украине рассказывает член-корреспондент НАН и АМН Украины, заслуженный деятель науки и техники, главный научный сотрудник ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины, руководитель отдела Института эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко АМН Украины Александр Резников.
НОВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Проблема производства лекарственных препаратов остается пока крайне сложной. Директор ГП «Государственный фармакологический центр» Александр Стефанов, выступая на II Национальном съезде фармакологов Украины, который состоялся в октябре текущего года в Днепропетровске (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 39 (310) от 8 октября 2001 г.), отметил, что за 10 лет независимости в Украине было создано 11 новых лекарственных препаратов. Если 10 лет назад создание одного нового лекарственного средства, внедренного в клиническую практику, обходилось ведущим международным компаниям в 200–300 млн долл. США, то сегодня эта сумма иногда достигает 1 млрд долларов. Вряд ли ученые, которые занимаются разработкой новых препаратов, могут рассчитывать на получение даже 1/10 от этой суммы.
Новые препараты — это, как правило, модификации уже известных лекарственных средств. Предположим, ученые открывают у представителя какого-то класса или группы химических соединений способность проявлять ту или иную фармакологическую активность. Затем осуществляется химическая модификация уже известного препарата и это защищается патентом.
Прежде чем подойти к выбору какой-то перспективной группы лекарственных препаратов, нужно провести дорогостоящую фундаментальную научно-исследовательскую работу. В Украине есть необходимый научный потенциал для создания новых лекарственных средств. Однако если финансовая «поддержка» отечественной науки будет на том уровне, на каком она находится сейчас, то вряд ли мы можем реально рассчитывать на создание новых оригинальных препаратов. Мы не можем рассчитывать на выход на международные рынки даже с препаратами-генериками, пока у нас не будут введены стандарты GLP на доклиническом этапе исследования лекарственных средств, а также нормы GMP, GCP и GDP. Введение этих стандартов также требует значительных финансовых средств.
Сегодня наметилась положительная тенденция экономического роста фармацевтических предприятий Украины. Но финансирование разработки новых лекарственных средств пока не под силу даже лидерам отечественной фармацевтической промышленности.
Введение норм GMP в производственную практику фармацевтических предприятий Украины неизбежно повысит себестоимость продукции. В результате этого последняя может стать неконкурентоспособной по сравнению с аналогичными препаратами предприятий, которые не внедрили у себя соответствующие стандарты GMP. Считаю, что выходом из создавшегося положения является предъявление единых требований ко всем предприятиям с одинаковыми сроками внедрения норм GMP. Понимаю, что это может привести к разорению мелких фармацевтических предприятий. Но конкуренция есть конкуренция. Мы не можем поставить предприятия в неодинаковые исходные экономические условия с разной нормативной базой. Есть смысл подумать о том, чтобы те небольшие предприятия, которые выпускают перспективные для Украины препараты, могли на переходный период, до полного внедрения норм GMP, получить государственную финансовую поддержку.
ПРОБЛЕМА ПРЕПАРАТОВ-ГЕНЕРИКОВ
В нашей стране остро стоит проблема клинического исследования генериков. Если фармацевтическое предприятие приняло решение приступить к выпуску таких лекарственных средств, оно должно наладить их производство, заказать их клинические исследования, изучить их биодоступность и биоэквивалентность, а также оценить клиническую эффективность препарата-генерика по сравнению с лучшими зарубежными образцами и т.д. Если результаты будут удовлетворительными, то, проходя через стадию ограниченных клинических исследований, такой препарат получает «путевку в жизнь». К сожалению, сегодня у нас еще слабая материальная, в том числе инструментальная, база, которая могла бы обеспечить исследование фармакокинетики генерических средств в целях сопоставления их с фармакокинетикой препарата сравнения. Хотя это на некоторых предприятиях уже делается, но пока еще не является обязательным для занесения в перечень исследований препаратов-генериков, поступающих на отечественный рынок.
Поэтому мы оцениваем эффективность препаратов-генериков на стадии доклинического изучения по конечному результату. Например, у нас есть экспериментальная модель определенного патологического состояния. Существует критерий специфической активности препарата. Если получаются одинаковые воспроизводимые результаты, то считают, что препарат имеет необходимые биофармацевтические свойства. Аналогичный подход применяется и на стадии клинических испытаний, когда оценивается безопасность и в определенной степени терапевтическая эффективность.
В чем проблема препаратов-генериков? В их качестве. В действительности, на первом этапе предприятие прилагает максимум усилий, чтобы создать качественный препарат, удачную рецептуру, лекарственную форму. Клинические исследования проходят, как правило, успешно. Но на стадии освоения широкомасштабного промышленного производства, когда приходится работать с большими объемами фармакологической субстанции и вспомогательных веществ, нередко могут возникать технологические отклонения, которые отражаются на качестве конечного продукта. Нам известны несколько препаратов, одинаковых по химическому составу с брендами, но с более низкой терапевтической эффективностью. Исходя из этого, для достижения нужного терапевтического эффекта пациентам приходится назначать отечественные препараты-генерики в более высоких дозах. В результате мы теряем исходную идею — ведь препараты-генерики в нашей стране создаются для того, чтобы лекарственное средство было дешевле по сравнению с зарубежным аналогом и, следовательно, более доступным. Но если больному нужно покупать большее количество генериков, чтобы достичь ожидаемого клинического эффекта, то разница в цене нивелируется.
Поэтому актуальна проблема систематического контроля качества препаратов-генериков. Этим занимается Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины. ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины регулярно проводит мониторинг клинической эффективности и побочных реакций лекарственных средств, и, исходя из результатов экспертизы, вносит определенные коррективы на этапе регистрации и перерегистрации лекарственных средств.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРЕПАРАТОВ
В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия мне пришлось принимать участие в создании препарата хлодитан для лечения рака коры надпочечников и болезни Иценко — Кушинга. Затем препарат был внедрен в клиническую практику. Позже впервые в бывшем СССР наш коллектив начал разработку проблемы блокаторов рецепторов мужских половых гормонов. В результате независимо от зарубежных компаний был разработан препарат Нифтолид (флутамид). В настоящее время совместно с ОАО «Фармак» создан новый препарат Флутафарм, который является усовершенствованной формой флутамида (он находится на стадии клинического изучения и пока не зарегистрирован в Украине).
В бывшем СССР руководители в области науки и производства требовали, чтобы автор-разработчик нового препарата отвечал за его внедрение в промышленность и в медицинскую практику. Хотя во всем мире существовал и существует иной подход — производители ищут ученого, который сможет предложить им новый препарат. Они инвестируют исследования и имплементацию (практическое приложение). Затем, получая прибыль, они компенсируют свои затраты и получают дополнительную прибыль. Казалось, что украинская фармацевтическая промышленность стала на ноги, накопились определенные финансовые ресурсы. Тем не менее, ситуация во многом осталась прежней. Большинство предприятий не хотят вкладывать средства в перспективные исследовательские проекты, которые им могут предложить препараты не сегодня, а через 2–3–4 года. Они хотят получить прибыль немедленно. Именно с этим связан тот факт, что отечественные предприятия выпускают в основном препараты-генерики.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — КОМУ ОН НУЖЕН?
У нас есть люди, которые генерируют хорошие идеи. Нужно только поддержать их, провести серьезный анализ предложенных проектов, касающихся создания лекарственных средств. К сожалению, в нашей стране незначительную поддержку оказывает бывший Государственный комитет по науке и технике Украины (сегодня Министерство образования и науки Украины). Эта государственная структура предлагала финансовую поддержку для реализации таких программ, как «Лекарственные средства», «Здоровье», и фундаментальных исследований. Однако фактически государство не выполняло своих обязательств по финансированию исследований, средства поступали в урезанной форме, крайне нерегулярно. Договорные исследования растягивались на годы вместо того, чтобы их выполнить в сжатые сроки. Получилось, что ученые, работающие над инновационными проектами, на самом деле остались без какой-либо поддержки. Не является секретом то, что многие специалисты уехали работать в западные научно-исследовательские учреждения, многие разработки нашли применение за рубежом и приносят неплохую прибыль.
Для оценки значимости проекта необходимо наличие независимой экспертной комиссии. Наша практика позаимствовала некоторые негативные элементы старой бюрократической системы. Нередко бывает так, что ученые-эксперты дают высокую оценку проекту, а на конечном этапе победителями конкурса оказываются не самые достойные. Пора отказаться от этой порочной практики. Я реалист и не думаю, что административными мерами, приказами можно коренным образом изменить ситуацию к лучшему.
В Украине нет ни лаборатории, ни вивария, которые были бы сертифицированы в соответствии со стандартами GLP. О каких надежных научных исследованиях может идти речь, если мы располагаем морально и физически устаревшим оборудованием, которое неспособно пройти метрологическую инспекцию?
О БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В нашем институте на протяжении многих лет изучают отдаленные последствия воздействия гормональных препаратов на плод в антенатальный период. Некоторые гормональные препараты, не вызывая видимого анатомического дефекта, могут обусловить функциональные нарушения в нейроэндокринной системе плода, которые проявляются в отдаленный период жизни человека (например, в период полового созревания). Мы предложили систему экспериментальной доклинической проверки безопасности лекарственных средств (которые можно применять в период беременности) в отношении их влияния на нейроэндокринную систему плода и новорожденного. Перечень лекарственных средств, которые необходимо подвергнуть исследованию по поводу возможного негативного влияния на функциональную активность нейроэндокринной системы, должен включать психотропные, антигипертензивные и гормональные препараты. Если лекарственное средство не оказывает тератогенного и эмбриотоксического воздействия, его все равно нужно подвергнуть исследованию по поводу влияния на нейроэндокринную систему. Это поможет сохранить здоровье потомства. Что касается доклинической оценки безопасности лекарственных средств, то мы выступили в качестве пионеров, разработав соответствующие методические рекомендации, утвержденные ГП «Государственный фармакологический центр». Поэтому данные исследования имеют важное значение для европейской и, думаю, для мировой фармакологии.
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Фото Евгения Кривши
Коментарі