Будущее должно быть заложено в настоящем. Перемены неизбежны

Продолжаем знакомить читателей с материалами 14-го Ежегодного аналитического форума «Фармавзгляд–2019», который состоялся 14–15 февраля 2019 г. в столичном «Mercure Kyiv Congress Centre». 4-я сессия была посвящена стратегическим вопросам развития фармрынка. Будущее уже сегодня…

Мир неизбежно меняется. Еще не так давно электрокар считался неперспективной технологией, по мнению многих, логично размышляющих в то время. Ведь для того чтобы электромобили пользовались популярностью, необходимо, как минимум, предоставить владельцам авто возможность «заправлять» свой транспорт. В то же время нельзя не отметить тот факт, что электричество — более дешевый и экологичный вид энергии по сравнению с бензином и дизельным топливом. Сегодня продажи автомобилей на традиционном топливе снижаются, в то время как спрос на электромобили растет. Пионером электромобильного рынка стала компания «Tesla», но сейчас многие автомобильные концерны стремительно подстраиваются под новые реалии, инвестируют в массовое производство электромобилей и выпускают свои модели.

Изменения неизбежны. И бизнесу необходимо инвестировать в технологии будущего, а не сегодняшнего дня. Иначе можно столк­нуться с ситуацией, когда колоссальные инвестиции в производство устаревающих технологий завтра не принесут ожидаемых доходов, и тогда вместо прибыли инвестор понесет убытки», — считает Владимир Игнатов, глава представительства компании «IPSEN Pharma» в Украине и Молдове, исполнительный директор «AIPM Ukraine». Мировые реалии таковы, что фармацевтический рынок не является основным драйвером системы здравоохранения, а лишь обслуживает запросы пациента и здравоохранения. У Украины нет финансовых ресурсов и времени для реализации «эволюционной» реформы системы здравоохранения, в которой мы все время не успеваем за современными трендами. Возможно, многие сегодняшние «эволюционные» проекты, инвестиции и структурные решения окажутся просто ненужными. Решением, с точки зрения В. Игнатова, может быть «эволюционный прыжок» — построе­ние «новой» системы, работающей с минимальными кадровыми, капитальными и операционными затратами.

Для того чтобы эта система работала, прежде всего необходимо наладить коммуникацию и обмен данными. Платформой для этого может стать система элект­ронного здравоохранения eHealth. Также стоит быть открытыми для внедрения инновационных решений и технологий в области здравоохранения. Так, уже сегодня доступны умные часы, которые следят за пульсом, дыханием и общим состоянием здоровья своего владельца — это пример технологии, которая может помочь своевременно выявить и диагностировать некоторые состояния. Цифровые технологии позволяют осуществлять мониторинг огромного количества данных ежедневно, а также оценивать эффективность терапии. Искусственный интеллект все шире применяется в медицине. Активно развиваются персонализированная медицина, роботизированная хирургия, 3D-биопечать органов. Все это — будущее медицины.

Чтобы успевать за мировыми трендами, Украине следует уже сегодня строить медицинскую систему будущего, ориентированную на 2025–2030-е годы, а не копировать опыт развитых стран 2000-х годов, считает В. Игнатов.

Глобальные изменения, происходящие в обществе, обусловливают изменения в поведении и образе жизни потребителей. Уменьшается желание общаться с разными людьми, снижается интерес к локальным и глобальным событиям и их последствиям, утрачивается вера в собственные возможности справиться с проблемной ситуацией, подчеркнул Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка. В то время как у потребителя, в том числе и в отношении лекарственных средств, меняются стандарты поведения, спикер призвал, разделяя мнение А. Юрчака, переходить от «эгоцентризма» к «экоцентризму». В чем отличие? Для эгоцент­ризма характерна жесткая конкуренция во всем, а парадигма экоцентризма предполагает сотрудничество и взаиморазвитие. Для эгоцентризма характерна вторичность ІТ в промоактивности, а для современного экоцентрического подхода ІТ — драйвер роста. Для эгоцентризма характерны узкий взгляд на рынок, самоизоляция, зажим идей, изобретение велосипедов. Для экоцентризма — широкая панорама, ориентированная на окружающую среду, крауд­соурсинг (привлечение человеческих ресурсов для совместного решения определенных проблем), открытые идеи, широкие коммуникации, стандартизация. Для эгоцентризма характерен фокус на технологиях, работающих без человека и снимающих с него ответственность. В экоцентризме фокус — на ценностях потребителя. В эгоцентризме цель — продажи, в экоцентризме — среда обитания.

Забудьте о разделении на бизнес для бизнеса (business to business — B2B) и бизнес для потребителя (business-to-consumer — B2C), есть только человек для человека (human-to-human — H2H). «Человеку нужен человек», — подчерк­нул С. Орлик.

Изменения не происходят мгновенно. Действительно, Украина сильно отстает от мировых трендов, но есть шанс сегодня взять лучшее и попытаться «прыгнуть». Это невероятно сложно, но можно начинать хотя бы с малых шагов.

Как известно, на национальном уровне разворачивается внедрение системы электронного здравоохранения eHealth. Ожидается, что совсем скоро пациенты смогут получать лекарственные средства в аптеках по электронным рецептам, в частности, препараты с небольшой доплатой или бесплатно, участвующие в государственной программе реимбурсации «Доступні ліки». Как отметил Александр Жигинас, советник министра здравоохранения и исполнительный консультант Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), для того чтобы работать в eHealth, уполномоченным лицам необходимо получить электронную цифровую подпись. Генерированием электронной цифровой подписи и выдачей соответствующих сертификатов и ключей занимаются специальные аккредитованные центры сертификации ключей (АЦСК). Такие центры созданы при многих госструктурах, но существуют и негосударственные АЦСК. Их реестр ведет Центральный удостоверяющий орган при Министерстве юстиции Украины (czo.gov.ua).

В то же время остается много вопросов относительно готовности медицинских учреждений к запланированным трансформациям (выписыванию электронных рецептов). Вызывает обеспокоенность и вопрос, везде ли решена проб­лема оснащения компьютерами. Стоит ли предусмотреть возможность выписывания электронных рецептов при помощи мобильных приложений, ведь смартфон есть практически у каждого врача, — такое предположение было высказано в рамках форума.


Частный фармбизнес тоже двигается в сторону перехода на электронный документооборот. «Мы попытались сделать элементарную вещь — внедрить электронный документооборот со всеми нашими поставщиками и розницей», — отметил Александр Суходольский, директор по стратегическому развитию компании «БаДМ». С одной стороны, партнеры такую инициативу поддерживают, с другой — пока удалось достичь небольших успехов, с точки зрения того, как это должно работать. А. Суходольский также обратил внимание на то, что в мире активно развивается рынок электронной коммерции (e-commerce). В Украине есть законодательные ограничения, которые не позволяют приобретать лекарственные средства онлайн. Однако в глобальном масштабе e-commerce, в том числе в фармотрасли, — быстро­развивающийся тренд.

В то же время некоторые сервисы, позволяющие как минимум осуществлять поиск онлайн, бронировать лекарство в аптеке и даже оформлять доставку домой, уже существуют и в Украине. Так, недавно заработал сервис по доставке лекарственных средств «до двери» Liki24. Аналитическая система сервиса осуществляет поиск препарата в аптеках и находит предложение по самой привлекательной цене. Заказы собираются из разных аптек и доставляются каждому клиенту. Один курьер может осуществлять 50–60 доставок в день, отмечает директор проекта Антон Авринский. Liki24 также сотрудничает с некоторыми страховыми компаниями и клиниками. Так, сервис позволяет проверить наличие лекарственных средств в ближайших аптеках, сразу же забронировать и проинформировать пациента, где можно забрать необходимые препараты.

В данном случае сервис выступает посредником между пациентом и аптекой. Но именно аптека обеспечивает наличие лекарственных средств, которые может приобрести пациент, здесь осуществляются фармацевтическая опека и консультирование. Кроме того, аптека также может предоставлять различные сервисы для пациентов.

В этом контексте аптечное учреждение является важным звеном в реализации пациенториентированного подхода (patient centric approach), напомнила Татьяна Жолуденко, руководитель департамента промоции компании «Medical Data Management Ukraine». Не секрет, что это — мировой тренд, который в последнее время развивается семимильными шагами и в целом является новой парадигмой в системах здравоохранения развитых стран.

Классический способ реализации пациенториентированного подхода в аптеке — это программы поддержки пациентов — отметила Т. Жолуденко. Участие аптек в таких программах способствует, в частности, налаживанию (или увеличению) стабильного «пациентопотока», увеличению объема продаж за счет новых покупателей, сопутствующих продаж, формированию имиджа социально ответственного игрока рынка, расширению сферы взаимодействия с лечащими врачами.

В программах, ориентированных на пациентов, аптеки могут сталкиваться с определенными вызовами. Важно осуществлять ежедневный мониторинг наличия лекарственных средств, а также обеспечивать неснижаемый запас медикаментов в каждой торговой точке аптечной сети. Не менее важной задачей является информирование о программе. Незаменимым помощником может стать онлайн-платформа для удаленной коммуникации с провизорами, а также врачами, позволяющая создавать коммуникационное поле вокруг программы. Например, доносить индивидуальный контент, своевременно напоминать о программе и участвующих в ней препаратах.

Т. Жолуденко представила кейс по проекту поддержки пациентов по определенному препарату, который был запущен вскоре после его лонча. Результаты показали, что после старта проекта около 50% продаж препарата осуществлялось через программу поддержки пациентов.

Не секрет, что зачастую пациент приходит в аптеку без рецепта, даже если перед этим посетил врача, получил консультацию и соответствующие назначения. Однако, к сожалению, в нынешних реалиях функция рецепта нивелирована. Внедрение электронного рецепта должно изменить ситуацию и перевести взаимодействие между медицинским учреждением и аптекой на более профессиональный уровень, отметил Артур Ротарь, руководитель КАМ-службы компании «Proxima Research». Благодаря этому совершенно по-новому могут заработать два сервиса для врачей, фармацевтов и пациентов — «Компендиум» (справочник, в котором доступна информация в разрезе каждого препарата с его описанием) и «GeoApteka» (сервис, предоставляющий информацию о наличии и стоимости медикаментов в ближайших аптеках).

Помимо онлайн-версии, эти два проекта доступны в виде приложений для мобильных устройств. В связи с внедрением в Украине элект­ронного рецепта в приложения внедрен функцио­нал «электронный рецепт». При помощи этого функционала в приложении «Компендиум» в своем личном кабинете врач может отправить пациенту рецепт. А пациент при помощи приложения «GeoApteka» выбирает, в какой аптеке забрать препараты и оформить заказ. Отобранные лекарственные средства он может забрать в выбранной аптеке. Таким образом, осуществляется конвертация рецептов в покупку.

***

В завершение 4-й сессии состоялась итоговая дискуссия. Мнение о развитии рынка медицинских изделий выразил Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директор компании «Калина медицинская производственная компания». Так, в 2019 г. Ассоциация ожидает внедрения национального классификатора медицинских изделий в Украине, базирующегося на Британской GMDN-классификации, разделение закупок лекарственных средств и медицинских изделий, снижение регуляторного давления на рынок мед­изделий (в частности в плане граничной наценки), а также имплементации регуляторно-правовых актов относительно медизделий по принципу европейских.

Взаимоотношения между производителями и розницей всегда были острой темой. Олег Никулишин, генеральный директор аптечной сети «D.S.», напомнил, что аптеки и производители — это бизнес-партнеры, у которых есть свои ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators — KPI).

С точки зрения Владимира Руденко, директора Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ), не все правила в нашей стране соблюдаются, и, к сожалению, Фарма — не исключение. По мнению спикера, в первую очередь государство должно обеспечивать такие условия, чтобы правила игры на рынке соблюдались, возможно, устанавливать жесткие меры наказания.

Наталия Сергиенко, исполнительный директор Комитета здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, озвучила приоритетные направления работы Комитета на ближайший период в 2019 г., отметив, что они также коррелируют с приоритетами в работе МЗ Украины. В частности, к таковым относятся Нацио­нальный перечень основных лекарственных средств, поддержка в развитии применения инструмента оценки медицинских технологий (Health Technology Assessment — НТА), подготовка к расширению программы реимбурсации и изменениям в системе закупок лекарственных средств, внедрение стратегии биоэквивалентности генерических препаратов, а также национального классификатора медизделий, адаптация государственных строительных норм.

С точки зрения Александра Чередайко, директора компании «Виталюкс», можно противиться изменениям, трансформациям во взаимоотношениях пациента с аптекой, развитию аптек-дискаунтеров, смещению фокуса на развитие сервисов для пациентов и т.п., но это то, что происходит. Можно только принять эти изменения и использовать. В свою пользу.

Продолжение следует…

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті