Опубликованный в ноябре 2019 г. отчет швейцарской медицинской страховой компании «Helsana», представляющей интересы более 1,9 млн застрахованных лиц (при общем количестве населения страны 8,5 млн), свидетельствует, что расходы на лекарства в рамках общеобязательного медицинского страхования достигли максимума в 2018 г., составив 7,6 млрд швейцарских франков (1 франк = 1 дол. США). Затраты на здравоохранение в целом в этот период также увеличивались, но не столь значительно (на 26,7% согласно официальной статистике).
При этом рост цен на лекарства в последние годы замедлился благодаря регулярным обзорам и плановым правительственным мерам по снижению цен. Так, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. расходы увеличились всего на 0,8%, тогда как в 2015–2016 гг. – на 6,2%, а в 2016–2017 гг. — на 6,5%.
Иммуносупрессанты и противоопухолевые – четверть расходов
Ведущей статьей расходов среди лекарственных средств (в разрезе групп АТС-классификации 2-го уровня) оставались иммуносупрессанты – 1120 млн франков в 2018 г., опережая антинеопластические средства (729,8 млн). Вместе две эти группы обусловили четвертую часть затрат на лекарственные средства, хотя их доля в назначениях составила всего 1,5%. Они же ответственны практически за половину прироста величины расходов на лекарственные средства.
Наибольшее относительное увеличение расходов и третий по величине абсолютный прирост наблюдали у антикоагулянтов. Они же ответственны за второй по величине прирост расходов на душу населения по сравнению с 2015 г . – на 38,1% до 205 франков (на 1-м месте по этому показателю – антинеопластические средства – на 78%, до 8799 франков). В абсолютном выражении расходы на душу населения в 2018 г. были самыми высокими у иммуносупрессантов – 10 356 франков.
Лидером продаж в денежном выражении в 2018 г. был адалимумаб с долей 1,8% в общем объеме, в натуральном – парацетамол (3,8%) (таблица). Наибольший абсолютный прирост (35,4 млн франков) среди лекарств продемонстрировал препарат окрелизумаба для лечения рассеянного склероза. Ведущим по объему продаж брендом в 2018 г. остался иммуносупрессант Humira (адалимумаб), за ним – антикоагулянт Xarelto (ривароксабан) и Eylea (афлиберсепт) для лечения макулярной дегенерации. Ведущим по объему продаж как в денежном, так и натуральном выражении генериком остался пантопразол.
№ п/п | В денежном | В натуральном |
---|---|---|
1 | Адалимумаб (1,8%) | Парацетамол (3,8%) |
2 | Инфликсимаб (1,7%) | Растворы электролитов (2,7%) |
3 | Ривароксабан (1,7%) | Пантопразол (2,4%) |
Количество выведенных на швейцарский рынок новых активных фармацевтических ингредиентов составило 22 в 2018 г., из них наиболее успешным в финансовом отношении оказался окрелизумаб. К концу года в стране было одобрено 12 биоаналогичных препаратов (для сравнения в США – 25 – прим. ред.), и их проникновение на рынок оказалось хуже, чем можно было рассчитывать (теоретически потенциал экономии составляет более 45 млн франков по состоянию на 2018 г.).
Опасные комбинации
Дополнительному анализу подверглась частота среди назначений 10 нежелательных сочетаний лекарственных средств, чреватых серьезными побочными действиями и отсутствием эффективности. Так, в 2018 г. самой высокой из 10 изученных комбинаций было одновременное назначение антикоагулянта клопидогрела с ингибиторами протонной помпы (омепразолом или эзомепразолом), отмеченное у 12 045 пациентов. Остальные неблагоприятные сочетания зафиксировали у разного количества пациентов (от 82 до 1917). Основная проблема состоит в том, отмечено в отчете, что нежелательные комбинации назначали и/или отпускали одни и те же провайдеры, то есть проблемы качества услуг имеются, прежде всего, внутри организаций, а не на системном уровне.
Низкий охват лечением
Второй из специально изученных проблем стало потребление препаратов для лечения остеопороза в течение 7 последних лет (2012–2018 гг.). С 2026 г. на рынке доминирует препарат моноклональных антител Prolia (денозумаб), одобренный в 2010 г.: его получают почти половина больных с остеопорозом. Доля пациентов, получающих лечение по поводу остеопороза, с 2012 по 2018 г. уменьшилась с 1,8 до 1,7%, что значительно ниже, чем распространенность заболевания согласно эпидемиологическим данным. Остается невыясненным, отражает ли данное явление слишком ограничительный подход к назначению лечения.
Слишком много антибиотиков широкого спектра
Третьей в фокусе внимания оказалась проблема нерационального применения антибиотиков в период 2012–2018 гг. Так, их общее использование после пика, наблюдаемого в 2013 г., упало до уровня 2012 г., но применение резервных антибиотиков увеличилось. Кроме того, в большинстве случаев предпочтение отдавали антибиотикам широкого спектра, при этом лабораторный анализ для выявления возбудителей и их чувствительности был проведен только в 18% случаев. Единственным новым активным фармацевтическим ингредиентом, которым пополнился перечень возмещаемых препаратов данной группы за изученный период, оказался тедизолид. «Helsana» в этой связи отмечает тревожную ситуацию со снижением интереса и отказом ведущих фармацевтических производителей от программ по разработке новых противомикробных средств.
По материалам www.helsana.ch
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим