Экономические предпосылки повышения цен на ЛС

Как уже сообщал «Еженедельник АПТЕКА» (№ 41 (662) от 20.10.2008 г.), 17 октября на заседании правительства было принято постановление об ограничении оптовых и  розничных наценок на лекарственные средства, а также распоряжение Кабинета Министров Украины (КМУ) № 1339-р «О мерах по обеспечению стабилизации ситуации на рынке лекарственных средств и изделий медицинского назначения», которым, в  частности, предусмотрено проведение мероприятий по снижению оптовых и розничных цен на  лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН) до уровня 1 октября 2008 г. Эти решения правительства были продиктованы резким повышением цен на ЛС в розничной сети. Однако, будучи принятыми на  фоне нарастающего мирового финансового кризиса, в момент, когда происходит реформирование регуляторных органов фармацевтической отрасли, и не имея под собой экономического обоснования, они поставили на грань выживания практически весь фармацевтический сектор и вызвали бурную ответную реакцию со стороны участников рынка.О череде последовавших за этим событий и о взглядах на происходящее операторов фармацевтического рынка мы попытаемся рассказать в этой публикации.

ПОЗИЦИЯ ДИСТРИБЬЮТОРОВ

Как сообщил президент Ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФАРМУКРАИНА» Владимир Дудка, подавляющее большинство иностранных производителей не подымали цен на отпускаемые в  Украину препараты в долларовом эквиваленте. Не увеличивали оптовых наценок и ведущие дистрибьюторские компании. Повышение отпускной цены на импортные ЛС связано с рядом объективных факторов, вызванных мировым финансовым кризисом и отсутствием действенных мер со стороны компетентных государственных органов.

Специфика работы фармацевтических дистрибьюторов состоит в том, что отпуск ЛС как для аптечного, так и для госпитального сектора Украины осуществляется по системе отсроченных платежей. Ведущие фармацевтические дистрибьюторские компании реализуют весь ассортимент своей продукции на условиях отсрочки платежа сроком от 20 до 75 календарных дней. Более 2/3 общего объема реализации составляют импортные ЛС, расчет за поставки которых осуществляется с контрагентами за свободно конвертируемую валюту (доллары США и евро).

До 29 сентября курс валют на  межбанковской валютной бирже был близок к официальному курсу Национального банка Украины (НБУ) и уровень цен на ЛС формировался исходя из курса 4,75–4,85 грн. за доллар. С 29 сентября на межбанковском валютном рынке Украины начался стремительный рост курса доллара и евро по отношению к гривне. При этом ряд дистрибьюторских компаний, среди которых такие крупные дистрибьюторы, как ООО «БаДМ», ЗАО «Альба Украина», ООО «ВВС-ЛТД», «Оптима Фарм» в этот период не повышали отпускных цен.

7 октября произошел резкий скачок курсов всех основных свободно конвертируемых валют. При этом компании-дистрибьюторы продолжали реализацию товара по всем срокам отсрочки платежа, не поднимая цены, ожидая официальных комментариев от руководства НБУ и профильных министерств. При отсутствии четкой позиции государства в печати появились высказывания руководителей ряда украинских банков и экспертов, в которых отмечалась возможность достижения курса 1 дол. США = 8 грн. и выше.

Вечером 7 октября руководство НБУ изменило валютный коридор, снизив текущий курс гривны к основным валютам. При этом было отмечено, что нецелесообразно проводить масштабные интервенции на валютном рынке для снижения курсов основных валют. Такая позиция НБУ и отсутствие комментариев со  стороны профильных министерств дали компаниям-дистрибьюторам основания прогнозировать неуправляемость образования курса на межбанковском валютном рынке на  неопределенный срок, тем более, что последствия событий на валютном рынке, происшедших в 1998 г., еще очень свежи в памяти большинства основных операторов фармрынка.

Ввиду общей ситуации, сложившейся в банковском секторе экономики в  целом, компаниям-дистрибьюторам ничего не оставалось, как сделать самостоятельный прогноз возможного курса гривны к другим валютам через 20–75 дней, то есть тогда, когда ожидается приход основной суммы денег за реализованный с отсрочкой платежа товар. Единственно возможным вариантом стало поднятие отпускных цен на импортные ЛС с учетом динамики роста курсов основных валют в течение последних 2 нед. В то же время на продукцию отечественных фармацевтических производителей отпускные цены не повышались.

Компании-дистрибьюторы имеют значительную клиентскую задолженность. Фактически кредитуя аптечный и госпитальный секторы Украины, они уже понесли значительные финансовые убытки от скачкообразного роста курсов валют. Это может привести к свертыванию многих программ дальнейшего развития фармацевтической дистрибьюции в Украине.

Также следует отметить, что из-за остановки работы «Проминвестбанка» в нем остались замороженными десятки миллионов гривен значительного количества компаний-клиентов. Это привело к уменьшению ежедневных поступлений в  гривне дистрибьюторам и увеличило непрогнозируемый период между отпуском товара, оцененного в гривне, клиентам и покупкой валюты для расчетов с поставщиками.

10 октября в Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (Гослекинспекция) было проведено совещание с руководителями компаний-дистрибьюторов и предприятий — производителей ЛС. Внимание дистрибьюторов акцентировалось на том, что они реализуют социально значимую продукцию. Соответственно, операторы рынка находятся на  очень тонкой грани баланса между задачей в минимальной степени затронуть интересы потребителей ЛС и учесть в цене на отпускаемые препараты рост курса ведущих свободно конвертируемых валют, которые они вынуждены покупать для расчетов с зарубежными фармпроизводителями. Нарушение баланса может привести к серьезным сбоям в доступности медикаментов и изделий медицинского назначения как в аптечных сетях, так и в  лечебно-профилактических учреждениях страны. Подобная ситуация отмечалась в 1993–1994 гг., когда развалилась система государственных закупок в фармации, ЛС невозможно было приобрести ни за какие деньги. Из-за того, что медикаментозное обеспечение не осуществлялось, страна была фактически поставлена на грань выживания.

Нынешняя ситуация сложна еще и тем, что покупательная способность населения стала гораздо ниже, чем была полгода назад — при росте инфляции и курса валют уровень доходов остался фактически тем же. Для дистрибьюторов это тоже большой удар, поскольку по новым ценам продукция будет хуже продаваться и, несмотря на сезонность, прогнозируется снижение товарооборота как у дистрибьюторов, так и в розничной сети.

Первые прекрасно понимают, что полная остановка отпуска ЛС приведет к более негативным социальным последствиям, чем отпуск по повышенным ценам. Отечественные производители высказывают опасение, что запасы сырья для производства ЛС иссякают. И если максимум через 10 дней не поднять цены, производство станет нерентабельным и предприятиям придется остановиться.

Основными мотивами к повышению цен были:

  • резкое повышение валютного курса;
  • отсутствие уверенных комментариев ситуации со  стороны НБУ по поводу стабилизации ситуации в  ближайшее время.

Негативно на общей ситуации сказалось и то, что до 10 октября существовал информационный вакуум. Государство на какой-то момент самоустранилось и пустило на самотек процесс образования курса валют.

Учитывая исключительно важный, действительно социальный характер, который имеет сфера здравоохранения и фармацевтическая дистрибьюция как ее значительная и неотъемлемая часть, компании-дистрибьюторы обратились к Гослекинспекции с просьбой о поддержке и предложениями по выходу из сложившейся ситуации для недопущения всплеска повышения цен.

На внеочередном заседании КМУ 17 октября 2008 г. рассматривался проект постановления относительно разграничения уровня торговой надбавки на ЛС в оптовом сегменте и в розничной аптечной сети. Также будет введено в действие государственное регулирование цен на препараты, входящие в  Национальный перечень лекарственных средств и  изделий медицинского назначения (Национальный перечень).

В. Дудка подчеркнул, что решением проблемы стала бы разработка системы хеджирования валютных рисков, то есть системы нивелирования влияния роста курса на бизнес и защиты дистрибьюторов от резких колебаний валютного курса. В системе хеджирования рисков дистрибьюторы видят обеспечение возможности покупки валюты не по свободному межбанковскому курсу в период подобных пиковых ситуаций, а по курсу НБУ. Это даст возможность прогнозировать ситуацию на  фармацевтическом рынке и возобновить систему продаж с отсрочкой платежа на длительный срок. Она очень выгодна аптекам из-за их малого резерва оборотных средств.

Информационный вакуум и отсутствие четкой позиции государства в период кризиса для бизнеса просто недопустимы, как недопустимо и принятие скоропалительных решений, направленных исключительно на снижение цен и не учитывающих риски операторов рынка, которые могут привести к остановке их работы и, как следствие, недоступности фармацевтической помощи для населения.

ПОЗИЦИЯ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ

22 октября под эгидой Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) в Большом конференц-зале Национальной академии наук Украины состоялось совещание руководителей аптечных сетей Украины, посвященное актуальным проблемам розничного сектора фармацевтической отрасли. На совещании присутствовали глава Гослекинспекции Геннадий Падалко, первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины Юрий Кравченко, заместитель директора департамента юридических лиц Государственной налоговой администрации Украины, руководители аптечных сетей всех регионов Украины.

Открывая совещание, президент АПАУ Михаил Пасечник акцентировал внимание присутствующих на актуальности поднимаемых на  совещании вопросов. В структуре фармрынка Украины львиная доля (около 75%) приходится на  импортируемые ЛС. Согласно информации ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФАРМУКРАИНА», повышение цен на ЛС и изделия медицинского назначения импортного производства было экономически обоснованным и  напрямую связано с резким повышением курса основных иностранных валют на межбанковских торгах. Это отразилось на политике оптовых дистрибьюторских компаний. Приобретая валюту по  свободному межбанковскому курсу для расчетов с  иностранными поставщиками, дистрибьюторы вынуждены были повысить отпускные цены для розничного сектора фармацевтической отрасли, привязав их к межбанковскому валютному курсу. Оптовым дистрибьюторам, отпускающим ЛС в аптеки по системе отсроченных платежей в среднем на 35–40 дней, невозможно спрогнозировать поведение курса валют на межбанке на такой длительный срок. Следовательно, дистрибьютор либо сокращает время отсрочки платежа для аптеки, либо прекращает отпуск препаратов в розницу по  системе отсроченных платежей. Ситуация осложняется тем, что с 1 января 2008 г. многие иностранные поставщики снизили скидки для отечественных дистрибьюторов и сотрудничают с  ними на условиях предоплаты за поставленную продукцию. Дистрибьютору для осуществления предоплаты необходимо получить банковский кредит. Банки, опасаясь собственных валютных рисков и не имея гарантий со стороны государства, кредитование приостановили.

Особую озабоченность вызывает предложение установить наценку 25% от таможенной цены на препараты, входящие в Национальный перчень, ведь это почти 80% медикаментов, реализуемых аптекой. Это может привести к  нерентабельности реализации ЛС в большинстве аптечных учреждений, и они вынуждены будут либо закрыться, либо перепрофилироваться в пункт продажи БАД и косметики, цены на которые не регулируются. В любом случае это крайне негативно скажется на лекарственном обеспечении населения.

Главный государственный инспектор по  контролю качества лекарственных средств, глава Гослекинспекции Геннадий Падалко сообщил, что итогом совещания должен стать ряд четко сформулированных предложений для КМУ по  выходу из сложившейся ситуации. Позиция государства, отметил Г. Падалко, заключается не в  том, чтобы зажимать и ущемлять бизнес, а в том, чтобы выработать и найти правила, которые будут устраивать как государство, так и бизнес. Позиция чиновника заключается в том, чтобы интересы бизнеса стали интересами государства. Аптечный бизнес — это социальный бизнес, и  руководители аптек должны постоянно об этом помнить.

Выступающие на совещании руководители аптечных сетей затрагивали наболевшие вопросы отрасли. Сейчас речь идет, в  первую очередь, о выживании розничного сектора фармотрасли в условиях экономического кризиса. Нельзя допустить сокращения аптечных учреждений. Это повлечет за собой н сокращение рабочих мест, и в первую очередь пострадают сельские аптеки.

В сложившейся ситуации руководители аптек видят выход в формировании тщательно продуманного государственного реестра лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, подлежащего государственному регулированию, который составлял бы не более 10% от Национального перечня, в котором содержится около 800 позиций по международным непатентованным названиям. Данный реестр переименовать в социальный реестр и установить уровни граничных ценовых надбавок в размере 15% закупочной цены (отпускной цены дистрибьютора). На остальную часть Национального перечня установить граничную ценовую надбавку в размере 35% (для сельской местности и шахтерских поселков – 40%) закупочной цены. Такие ценовые надбавки, по  мнению присутствующих, позволят аптекам работать безубыточно.

Также акцентировалось внимание на важности внесения изменений в лицензионные условия и  строительные нормы для аптек. Очень важно в сложившейся ситуации воздерживаться от предвзятых комментариев в СМИ относительно работы аптек, чтобы не потерять доверие к ним со стороны пациентов и ввести мораторий на  необоснованные высказывания в СМИ в адрес розничной сети.

Г. Падалко заявил о достижении предварительной договоренности с  дистрибьюторами о снижении ими отпускных цен на уровень 1 октября в гривне. По его словам, оптовики обязаны установить отпускную цену в  гривне на уровне 1.10.2008 г. в обмен на гарантии предоставления кредитов со стороны правительства и возможности приобретения валюты в рамках валютного коридора НБУ. Задача аптек – в самое ближайшее время вернуть розничные цены по состоянию на 1.10.2008 г. в  гривне и соответственно пересчитать накладные. Реакция населения должна быть позитивной. Ведь люди реагируют не на оптовую цену, а на розничную. И прежде всего от розничной аптечной сети зависит устранение возникшей в обществе социальной напряженности.

В заключение Г. Падалко заявил о целесообразности и необходимости создания при Гослекинспекции трех отдельных рабочих групп: представителей оптовиков, розничной сети и отечественных производителей для решения в рабочем порядке проблемных вопросов фармацевтической отрасли и вынесения соответствующих постановлений.

ПОЗИЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

22 октября 2008 г. в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (Комитет) состоялась рабочая встреча главы Комитета, народного депутата Украины Татьяны Бахтеевой, заместителя главы Комитета, народного депутата Виктора Коржа, главы подкомитета по вопросам законодательного обеспечения государственной политики охраны общественного здоровья, развития фармации и осуществления фармацевтической деятельности, народного депутата Юрия Гайдаева с  представителями Министерства здравоохранения Украины, оптовых и розничных фармацевтических компаний, отечественных производителей ЛС. На  встрече присутствовали заместитель министра здравоохранения Игорь Яковенко, и.о. главы Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Госслужба) Инна Демченко, заместитель Главного государственного инспектора по  контролю качества лекарственных средств Владислав Онищенко, президент АПАУ Михаил Пасечник, представители оптовых и розничных операторов фармацевтического рынка, члены комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации.

Открывая рабочую встречу, Татьяна Бахтеева отметила, что посвящена она будет наиболее актуальным проблемам, возникшим сегодня перед фармацевтической отраслью: повышением цен на ЛС и ликвидацией Госслужбы и  Госинспекции с образованием нового центрального органа исполнительной власти.

Обсуждение вопросов, связанных с повышением цен на ЛС, было начато обращением Ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФАРМУКРАИНА» на имя Т. Бахтеевой, которое зачитал присутствующим глава правления фармацевтической компании «Альба Украина» Александр Коржиков:

«Украинские фармацевтические дистрибьюторы поставляют медикаменты в аптеки и больницы с отсрочкой платежа в 30–75 дней. В условиях значительных колебаний курсов иностранных валют с целью сохранения платежеспособности и недопущения убытков дистрибьюторы вынуждены прогнозировать, какими будут курсы через 30–75 дней, и учитывать эти прогнозы при ценообразовании. В начале октября динамика курсовых колебаний, по мнению экспертов, достигла курса 8 и даже 10 грн. за доллар. В такой ситуации неизбежным является значительное повышение отпускных цен для аптек, которое и имело место 2 недели назад. С нашей точки зрения, это было наименьшее зло из возможных других вариантов — полной остановки продаж или продолжения продаж только при условии 100% предоплаты. Также из-за сокращения финансирования украинской экономики банками и попыток некоторых наших партнеров снизить собственные риски путем сокращения для дистрибьюторов сроков выплат, складывается тревожная ситуация с насыщенностью предложений препаратов дистрибьюторам и, как следствие, аптекам. Хотя по состоянию на сегодня цены дистрибьюторов значительно снизились и  соответствуют более прогнозированной ситуации на валютном рынке, нам кажется необходимым принять определенное решение на будущее. Заботясь о необходимости предотвращения в будущем непрогнозированного повышения цен на медикаменты и дефицита лекарств в аптеках мы предлагаем решить вопрос прогнозирования курсов иностранных валют для оплаты импортных ЛС путем предоставления фармацевтическим дистрибьюторам возможности покупать валюту по  курсу НБУ или по фиксированному на 2 мес вперед курсу, предоставить фармацевтическим дистрибьюторам возможность получить в банках кредиты в гривне в пределах 250 млн грн. на  одного оператора рынка под годовые проценты.

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит сделать ситуацию с  рыночным предложением такого социально важного товара, как ЛС, и их ценообразованием управляемым и прогнозируемым».

В результате активного обсуждения сложившейся ситуации присутствующие внесли предложение в ближайшее время совместно с представителями МЗ Украины определить перечень из 150 препаратов, наценки на которые должны быть фиксированными, тем самым оптимизировав Национальный перечень. Среди других путей решения проблемы были выделены: предоставление банковского финансирования для оптовых компаний, введение льгот на НДС при покупке отечественными производителями производственного оборудования, внедрение страховой медицины с системой реимбурсации. Внесенные предложения были полностью поддержаны народными депутатами и представителем МЗ Украины.

Обсуждая вопрос реорганизации фармацевтической отрасли, Инна Демченко отметила, что сегодня из-за ликвидации Госслужбы и Госинспекции МЗ Украины с ее территориальными подразделениями фармацевтический рынок находится в правовом вакууме. В заключении Министерства юстиции по результатам правовой экспертизы проекта КМУ от 10.09.2008 г. № 837 «Вопросы осуществления государственного контроля качества лекарственных средств» (см. с. 71–72) говорится, что данный проект не соответствует законодательным актам, имеющим высшую юридическую силу, а также отмечено, что проект постановления подан с нарушениями требований Регламента КМУ от 18.07.2007 г. № 950. На  основании этих выводов участники заседания приняли решение от имени народных депутатов — членов Комитета обратиться к Президенту Украины и в Конституционный суд с целью признания постановлений КМУ от 10.09.2008 г. № 827 и № 837 недействительным.

По данным информационного агентства УНИАН, 23 октября в Конституционный Суд Украины поступил конституционный иск 48 народных депутатов Украины по поводу соответствия Конституции Украины соответствующих постановлений КМУ. Согласно регламенту суда, конституционный иск передан на  изучение в секретариат.

ПОЗИЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

22 октября состоялось совещание у Премьер-министра Украины Юлии Владимировны Тимошенко, посвященное вопросу регулирования цен на ЛС. На него были приглашены представители аптечных сетей, компаний-дистрибьюторов, отечественных и зарубежных фармацевтических производителей.

О вопросах, обсуждавшихся на совещании, а также о том, как повлияют последние события на  фармацевтическом рынке на отечественных производителей, мы попросили рассказать президента Ассоциации фармацевтических производителей Украины Петра Багрия.

— Премьер-министр сделала акцент на том, что ЛС – это социально значимый товар, и цены на них должны быть возвращены к  уровню по состоянию на 1 октября 2008 г. Со своей стороны, правительство обязуется предоставить возможность льготного кредитования субъектов фармацевтического рынка и покупки валюты по  курсу, установленному Национальным банком Украины, через открытые акционерные общества «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк».

Кроме того, в полном объеме выделены средства для компенсации отечественным производителям акцизного сбора на спирт этиловый, который используется для производства лекарственных средств. Достигнута договоренность о том, что не будет вводиться ограничение рентабельности для отечественных фармацевтических производителей.

Обсуждалась также возможность введения 10% ставки НДС на лекарственные средства. Такой размер налога на добавочную стоимость не приведет к подорожанию отечественных ЛС, зато поставит отечественных производителей в равные условия с зарубежными. Эта тема вызвала заинтересованность у Премьера, однако было отмечено, что в связи с  политической ситуацией в стране этот вопрос вряд ли может быть решен в ближайшее время. Ю. Тимошенко предложила альтернативный вариант – освободить от НДС все материалы, сырье и оборудование, которые используются при изготовлении ЛС, или ввести эффективный механизм компенсации.

Участники совещания коснулись и вопроса регистрации цены на ЛС. Эта процедура планируется как обязательная для препаратов, относящихся к Национальному перечню основных (жизненно необходимых) ЛС.

В заключение П. Багрий подчеркнул, что, по его мнению, в ближайшее время на украинском фармацевтическом рынке будет увеличиваться доля отечественных препаратов и тех зарубежных компаний, которые работают как резиденты Украины.

ПОЗИЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

040_eba.jpg (18515 bytes)

Пресс-конференция ЕБА

23 октября в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) состоялась пресс-конференция на  тему «Эффективность действий правительства Украины по усовершенствованию государственного контроля за обращением лекарственных средств и  изделий медицинского назначения», в которой приняли участие исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко, исполнительный директор комитета по вопросам здравоохранения ЕБА Марина Бучма и исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств (АПРаД) Юрий Савко.

Коснувшись вопроса реформирования фармацевтической отрасли, Марина Бучма отметила, что системные изменения необходимы, однако их следует проводить, более широко привлекая участников рынка и  профессиональных ассоциаций. По поводу ценообразования было сказано, что почти 80% ЛС на украинском рынке – импортные, и их цена в  гривне зависит в первую очередь от валютного курса, поэтому для стабилизации цен на ЛС правительством Украины предусмотрено выделение кредитов на льготных условиях крупным фармацевтическим дистрибьюторам, а также упрощение для них процедуры конвертации валюты. Об этом шла речь на совещании у премьер-министра Украины 22.10.2008 г. Также ЕБА считает вопрос качества ЛС приоритетным, однако в реальных условиях невозможно контролировать качество каждой таблетки на рынке страны. Исходя из опыта индустрии в мире, действенным является контроль уровня фармацевтического производства конкретного производителя как основы качества продукции. Одним из способов решения этой проблемы может быть присоединение Украины к  системе фармацевтических инспекций (PIC/S). Это обеспечит украинским регуляторным органам доступ к базе данных о производителях ЛС и будет способствовать гармонизации украинских стандартов качества с международными. Повышение статуса украинского инспектората, безусловно, откроет и новые перспективы для экспорта украинской продукции.

Юрий Савко подчеркнул, что регулирование цен на фармацевтическую продукцию является нормальной практикой, которая существует во многих странах, АПРаД готова поддерживать эту практику при условии, что она будет осуществляться системно, в рамках какого-то уравновешенного процесса. Что касается ситуации, сложившейся в Украине, он отметил, что распоряжения правительства принимались в  спешке, без обязательной в таких случаях процедуры общественного обсуждения. Не были выслушаны также мнения операторов рынка. Кроме того, нет серьезных расчетов, обосновывающих уровень наценки 10 и 25%, а разговоры о том, что цены на ЛС повысились на 70–100% не находят подтверждения. Не была учтена первопричина повышения цен — падение курса гривны, и при отсутствии предусмотренных государством других мероприятий операторы рынка вынуждены защищать свои интересы, закладывая риски в цену.

Подводя итоги этой насыщенной событиями недели, мы вынуждены отметить, что работа над регуляторными актами пока продолжается как в правительстве, так и в  Верховной Раде при активном участии операторов рынка. Механизм снижения цен не определен, а значит, с юридической точки зрения, регуляторные органы по вопросам ценообразования пока проводят лишь работу по сбору информации и не имеют оснований регулировать сложившуюся практику свободного ценообразования почти на 90% ЛС.

Редакция «Еженедельника АПТЕКА» продолжает внимательно следить за ситуацией в отрасли и будет незамедлительно информировать читателей о любых ее изменениях. n

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

ОФІЦІЙНА ПОЗИЦІЯ КОМІТЕТУ ЄВРОПЕЙСЬКОЇ БІЗНЕС АСОЦІАЦІЇ З ПИТАНЬ ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я ЩОДО ЕФЕКТИВНОСТІ ДІЙ УРЯДУ УКРАЇНИ З УДОСКОНАЛЕННЯ ДЕРЖАВНОГО КОНТРОЛЮ ЗА ОБІГОМ ЛІКАРСЬКИХ ЗАСОБІВ ТА ВИРОБІВ МЕДИЧНОГО ПРИЗНАЧЕННЯ

Європейська Бізнес Асоціація є провідним представником інтересів міжнародного бізнесу, діяльність якого спрямована на сприяння економічному розвитку України та гармонізацію українського ділового та соціального середовища з європейськими стандартами, зокрема і в секторі охорони здоров’я.

Позитивно сприймаючи увагу, яку Уряд України останнім часом приділяє питанням забезпечення населення України лікарськими засобами, Комітет вважає, що такі дії мали б носити виважений характер, бути прозорими та узгодженими, віддзеркалювати стратегічну перспективу реформування сектору охорони здоров’я та спиратися на випробуваний часом досвід європейських країн і світової спільноти.

Прийняті Урядом від 10 вересня 2008 р. постанова «Питання здійснення державного контролю якості лікарських засобів» № 837 та розпорядження «Про затвердження плану заходів по удосконаленню державного контролю якості лікарських засобів і виробів медичного призначення» № 1247 окреслили найбільш актуальні питання системи забезпечення медичними товарами. В той же час затверджені кроки щодо вирішення цих питань не повністю відображали концепцію прозорого та системного розвитку галузі, розуміння актуального стану сектору та масштабу дій, що є необхідним для вирішення наявних проблем. Так, на сьогодні вже не виконані положення розпорядження від 10 вересня 2008 р. № 1247, а саме завершення до 1 жовтня 2008 р. роботи над змінами до законодавчих актів щодо: встановлення державного контролю за рекламою ліків (який, між іншим, потребує громадського обговорення та прийняття чисельних компетентних зауважень, напрацьованих громадськими та державними установами галузі); створення формулярів і стандартів лікування, що не могло відбутися до 10 жовтня поточного року (тобто протягом чотирьох тижнів з дати прийняття розпорядження), оскільки потребує значної роботи фахівців та узгоджень з професійними об’єднаннями спеціалістів.

Економічна криза, що загострюється, тільки ускладнила стан справ в  галузі, яка, до речі, є ринково орієнтованою, і тому — неминуче вразливою. Про це свідчить негативний вплив на ціни лікарських засобів, які стрімко зросли внаслідок нестабільності курсу гривні щодо іноземних валют.

Позачергове засідання Кабінету Міністрів України, яке відбулося 17 жовтня 2008 р., продовжило практику прийняття рішень, таких як обмеження торгової націнки, реєстрації лікарських засобів, а також створення нового експертного органу у вигляді державного підприємства, без широкого обговорення та залучення до цього процесу основних учасників ринку. Негативні результати таких дій неважко передбачити:

  • Обмеження націнки на всі без винятку лікарські засоби призведе до дезорганізації системи забезпечення ліками, починаючи з рівня роздрібної торгівлі. Аптеки досить швидко втратять економічну основу господарської діяльності через необхідність витрачати значні кошти на підтримку певного асортименту та дотримання ліцензійних умов. Асортимент аптек суттєво зменшиться, а аптеки, що дійсно виконують соціальну функцію, представляючи постійний широкий асортимент продукції, втратять свою конкурентоспроможність.

Пропозиція: базуючись на  європейському досвіді, визначити модель розвитку аптечної мережі в Україні (обмеження безконтрольного створення нових аптек) шляхом встановлення вимог до мінімального асортименту та вільного ціноутворення на безрецептурні препарати та вироби медичного призначення, які не чинять негативного впливу на здоров’я вразливих груп пацієнтів та дають ресурси для розвитку галузі;

  • Обмеження націнки на життєво важливі лікарські препарати без створення системи відшкодування їх споживання (на кшталт Європейської системи рембурсації) призведе до дезорганізації постачання таких препаратів, оскільки в цьому не буде комерційного сенсу та гарантованих обсягів споживання. Тільки за рахунок працюючого балансу цих двох чинників система стабільного забезпечення такими препаратами існує в світі.

Пропозиція: запровадити в  Україні систему часткового відшкодування амбулаторного споживання життєво необхідних препаратів (реімбурсації), що вже неодноразово пропонувалося ЄБА. Це могло б стати основою працюючої системи узгодження цін між постачальниками та споживачами товарів. Частину вартості в такій системі відшкодовувала б держава або система обов’язкового державного медичного страхування, на створення якої країна очікує останні 8 років.

  • Безсистемне регулювання цін на  лікарські засоби за відсутності виваженого підходу та з урахуванням зазначеного вище призведе до зникнення окремих груп життєво важливих препаратів із системи охорони здоров’я України. Це пов’язано з тим, що на ринку присутні препарати різної якості, вироблені на  підприємствах із різними стандартами виробництва. Відповідно — препарати мають різний рівень ефективності та безпеки, та, як зрозуміло, різні ціни. В окремих групах препаратів наявні понад 50 продуктів з однаковою діючою речовиною, а лікувальний ефект мають тільки 2–3 з них. Вірогідно, що вони підуть з ринку, не витримавши українського варіанту цінової конкуренції.

Пропозиція: запровадити контроль рівня виробництва продукції на етапі реєстрації препарату шляхом приєднання до С/S (Система співробітництва фармацевтичних інспекцій), розвинути компетентну національну систему GМР-інспекції, затвердити національний GМР-стандарт та сприяти обов’язковому переходу на такий стандарт (у іншому разі позбавляти ліцензії на виробництво ті підприємства України, які не зробили цього у визначений попередніми постановами Уряду термін до 1 січня 2009 р. (постанова КМУ від 28 жовтня 2004 р. № 1419 «Деякі заходи щодо забезпечення якості лікарських засобів»)), визначити перелік препаратів, для відшкодування амбулаторного споживання яких буде визначено частку фіксованої ціни.

Відсутність попередніх системних дій щодо реформування системи медичного забезпечення з боку влади призвели до того, що система ціноутворення на ліки стала вразливою до впливу економічних чинників, а проаналізовані вище дії у поєднанні з загрозами фіскальних санкцій, спрямованих на систему аптек та дистрибуції, призведуть до поглиблення кризи та розвалу галузі. Адже система дистрибуції виконує функції «пошти» фармацевтичного ринку.

Подальші необгрунтовані та неузгоджені дії в галузі не тільки загрожують сектору охорони здоров’я, але й можуть стати проблемою національної безпеки. Аналіз сьогоднішньої ситуації, розробка чіткого плану компетентних дій за участю професіоналів галузі щодо визначення та вирішення дійсно ключових питань, пов’язаних із вимогами до рівня виробництва препаратів, що споживаються, визначення необхідних зон впливу на ціни з урахуванням особливостей споживання безрецептурних та життєво необхідних препаратів, створення системи відшкодування споживання життєво необхідних препаратів та послідовне впровадження системи моніторингу та регулювання цін на такі лікарські засоби дозволить знайти вихід зі скрутної ситуації в  системі забезпечення населення медичними товарами, мінімізувати негативні наслідки економічної кризи та останніх управлінських дій та, зрештою, дозволить зробити систему забезпечення ліками резистентною до криз, а також такою, що ефективно задовольняє потреби населення і відповідає викликам сьогодення та майбутнього.

Європейська Бізнес Асоціація

ПОЗИЦІЯ АСОЦІАЦІЇ ВИРОБНИКІВ ІННОВАЦІЙНИХ ЛІКІВ (АПРАД) СТОСОВНО ОСТАННІХ ПОДІЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧНОМУ РИНКУ

Від імені Асоціації фармацевтичних виробників інноваційних ліків (АПРаД), ми хочемо довести до вашого відома свою позицію з приводу недавніх заходів уряду щодо регуляції цін та обмеження націнки.

По-перше, відзначаємо, що регулювання цін на фармацевтичні товари як системний процес є нормальною міжнародною практикою, яку ми готові підтримати в принципі.

На жаль, в даному випадку йдеться про інше.

Розпорядження, вочевидь, приймалося поспіхом, без обов’язкових у таких випадках процедур, без залучення широкої громадськості і операторів ринку, чию думку, схоже, ніхто не спитав.

Розпорядження КМУ № 1339-р, як ні один з інших опублікованих нормативних документів, не містить ніяких доведених розрахунків для серйозного економічного обґрунтування згаданого у повідомленні КМУ (www.kmu.gov.ua/control/publish/article art_id=164703656) обмеження націнки до 10 та 25% відповідно. Заяви про нині діючі 70–100% такої націнки взагалі не знаходять підтвердження.

На жаль, не була врахована й першопричина зростання цін на лікарські засоби, а саме різке падіння гривні щодо долара. Зростання цін у цьому випадку є цілком природною реакцією операторів ринку, що за відсутності передбачених державою інших заходів у такій соціально важливій сфері, як ліки, певно мають право закладати свої ризики в ціну, щоб убезпечити свій бізнес від збитків.

Незважаючи на таке ж природне зростання цін в умовах валютної кризи в інших сферах і галузях, виглядає що саме фармацевтичний сектор призначено жертвою та заручником економічних наслідків перед народом. Це, на наш погляд, некоректна і популістська позиція.

Ми також вбачаємо в  розпорядженні уряду певні лобістські цілі, оскільки дія документа спрямована значною мірою на імпортні товари, які дорожчі, але й підкріплені відповідними сертифікатами належної виробничої та дистриб’юторської практики GMP/GDP, чого, на жаль, сьогодні ще не можна сказати про українські продукти усупереч постанові № 1419, яку ще ніхто не відміняв.

Враховуючи вищевикладене, ми закликаємо до серйозного та виваженого розгляду проблеми регулювання націнок – прозорої, фахової дискусії з належним обґрунтуванням і без штучно роздутої «революційної надзвичайщини моменту». Економічна ж криза не тільки не виправдовує спонтанних, імпульсивних чи невиважених кроків, а й не прощає їх.

Тому ми пропонуємо повернутися до розгляду цієї проблеми із залученням усіх зацікавлених суб’єктів ринку.

Юрій Савко, виконавчий директор АПРАД

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті