За последние несколько лет регуляторных инициатив было много, и они не прекращаются. Государство стремится регулировать рынок, которому ежегодно выделяет все меньше средств на обеспечение украинцев лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Напомним, что государственное участие в общей структуре украинского рынка лекарств составляет лишь 10-ю часть и ежегодно прослеживается тенденция к его сокращению. В 2011 г. доля госпитальных закупок лекарственных средств уменьшилась до 13,9% в денежном и до 12,5% в натуральном выражении (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (829) от 27.02.2012 г.). Таким образом, розничный рынок лекарств финансируется преимущественно из кармана конечного потребителя.
Сегодня сегмент лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, эффективно регулируется уже существующими правилами игры.
Давайте рассмотрим рыночную динамику лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, и попробуем понять, для каких лекарств можно и/или нужно изменить наценку. Речь идет о препаратах, удельный вес которых в общем объеме аптечных продаж лекарств составляет 14,5% в денежном и 25,2% в натуральном выражении (рис. 1). По сравнению с 2010 г. их вклад стабилен.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, в 2011 г. ниже, чем в целом по рынку (рис. 2).
Рынок лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, представлен преимущественно недорогими препаратами, оптовая стоимость которых составляет до 70 грн. Доля таких лекарств в сегменте в целом превалирующая — 83,2%, а в натуральном выражении — 98,9%. Соответственно, удельный вес лекарств стоимостью свыше 70 грн. насчитывает почти 17% в деньгах и 1,1% в упаковках. То есть, представленная в этом сегменте дорогостоящая продукция имеет некоторые барьеры при реализации конечному потребителю.
Для рынка лекарств, включенных в Национальный перечень, характерна более низкая розничная средневзвешенная наценка — 22,9%, нежели в целом по рынку аптечных продаж лекарств — 26,2%.
Давайте проанализируем, какие средневзвешенные розничные наценки применяют на рынке лекарств, включенных в Национальный перечень, в разрезе ценовых ниш. Практически во всех ценовых нишах средневзвешенные розничные наценки ниже, чем на розничном рынке лекарств в целом (рис. 3 и 4).
Но если на розничном рынке для наиболее высокостоимостной ниши лекарств с оптовой стоимостью свыше 1000 грн. средневзвешенная розничная наценка составляет 15,1%, то на рынке лекарств, включенных в Национальный перечень, она выше — 16,8%. Это делает такие дорогостоящие лекарства менее доступными для населения. Следовательно, повысить их доступность можно с помощью регуляции наценки в сторону ее снижения.
Таким образом, в результате существующей регуляции на рынке лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, средневзвешенная стоимость в этом сегменте более низкая по сравнению с розничным рынком в целом, а также более низкие средневзвешенные наценки на оптовые цены на лекарства в разрезе различных ценовых ниш. Исключение составляет наиболее дорогостоящая продукция — препараты с отпускной ценой свыше 1000 грн., средневзвешенная наценка на которые составляет 16,8%. Что выше, чем на розничном рынке лекарств в целом.
Позволим себе предположить, что пересмотр регулируемых наценок на рынке лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, возможно проводить разве что для лекарственных средств с оптовой ценой свыше 1000 грн. Этот сегмент представлен лекарственными средствами госпитального ассортимента в крупных «больничных» упаковках, которые согласно согласно постановлению КМУ № 955 поставляются в лечебные учреждения с наценкой 10%. Соответственно, при розничной реализации таких лекарств возможно применение к ним аналогичной регуляции.
Если сегодня рыночные механизмы эффективно работают в регуляторном поле, возникает вопрос, что и зачем в нем менять? К тому же целесообразней государству инициировать регуляции в том сегменте, куда выделяются бюджетные средства (госпитальные закупки), а не в розничном секторе. И направить усилия на внедрение системы реимбурсации, где они получат возможность регулировать наценки на лекарственные средства, а потребители — социальную защищенность в вопросах собственного здоровья и своих семей.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим