Возможные регуляции наценок на лекарственные средства

Сегодня регуляторными органами обсуждается возможность внесения изменений в постановление КМУ от 17 октября 2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». В частности, речь идет о пересмотре граничных оптово-отпускных и розничных наценок на препараты, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее — Национальный перечень), утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

За последние несколько лет регуляторных инициатив было много, и они не прекращаютс­я. Государство стремится регулировать рынок, которому ежегодно выделяет все меньше средств на обеспечение украинцев лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Напомним, что государственное участие в общей структуре украинского рынка лекарств составляет лишь 10-ю часть и ежегодно прослеживается тенденция к его сокращению. В 2011 г. доля госпитальных закупок лекарственных средств уменьшилась до 13,9% в денежном и до 12,5% в натуральном выражении (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (829) от 27.02.2012 г.). Таким образом, розничный рынок лекарств финансируется преимущественно из кармана конечного потребителя.

Сегодня сегмент лекарственных средств, включенных в Нацио­нальный перечень, эффективно регулируется уже существующими правилами игры.

Давайте рассмотрим рыночную динамику лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, и попробуем понять, для каких лекарств можно и/или нужно изменить наценку. Речь идет о препаратах, удельный вес которых в общем объеме аптечных продаж лекарств составляет 14,5% в денежном и 25,2% в натуральном выражении (рис. 1). По сравнению с 2010 г. их вклад стабилен.

Рис. 1
 Доля объема продаж препаратов, включенных в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ от 25 марта 2009 г. № 333, в денежном и натуральном выражении в общем объеме рынка лекарств в 2011 г.
Доля объема продаж препаратов, включенных в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ от 25 марта 2009 г. № 333, в денежном и натуральном выражении в общем объеме рынка лекарств в 2011 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, включенных в Нацио­нальный перечень, в 2011 г. ниже, чем в целом по рынку (рис. 2).

Рис. 2
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, включенных в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ от 25 марта 2009 г. № 333, а также на розничном рынке аптечных продаж в целом
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, включенных в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ от 25 марта 2009 г. № 333, а также на розничном рынке аптечных продаж в целом

Рынок лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, представлен преимущественно недорогими препаратами, оптовая стоимость которых составляет до 70 грн. Доля таких лекарств в сегменте в целом превалирующая — 83,2%, а в натуральном выражении — 98,9%. Соответственно, удельный вес лекарств стоимостью свыше 70 грн. насчитывает почти 17% в деньгах и 1,1% в упаковках. То есть, представленная в этом сегменте дорогостоящая продукция имеет некоторые барьеры при реализации конечному потребителю.

Для рынка лекарств, включенных в Национальный перечень, характерна более низкая розничная средневзвешенная наценка — 22,9%, нежели в целом по рынку аптечных продаж лекарств — 26,2%.

Давайте проанализируем, какие средневзвешенные розничные наценки применяют на рынке лекарств, включенных в Национальный перечень, в разрезе ценовых ниш. Практически во всех ценовых нишах средневзвешенные розничные наценки ниже, чем на розничном рынке лекарств в целом (рис. 3 и 4).

Рис. 3
 Средняя розничная средневзвешенная наценка в разрезе различных ценовых ниш на лекарства, включенные в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ от 25 марта 2009 г. № 333 в 2011 г.
Средняя розничная средневзвешенная наценка в разрезе различных ценовых ниш на лекарства, включенные в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ от 25 марта 2009 г. № 333 в 2011 г.
Рис. 4
 Средняя розничная средневзвешенная наценка по рынку лекарств в разрезе ценовых ниш в 2011 г.
Средняя розничная средневзвешенная наценка по рынку лекарств в разрезе ценовых ниш в 2011 г.

Но если на розничном рынке для наиболее высокостоимостной ниши лекарств с оптовой стоимостью свыше 1000 грн. средневзвешенная розничная наценка составляет 15,1%, то на рынке лекарств, включенных в Национальный перечень, она выше — 16,8%. Это делает такие дорогостоящие лекарства менее доступными для населения. Следовательно, повысить их доступность можно с помощью регуляции наценки в сторону ее снижения.

Таким образом, в результате существующей регуляции на рынке лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, средневзвешенная стоимость в этом сегменте более низкая по сравнению с розничным рынком в целом, а также более низкие средневзвешенные наценки на оптовые цены на лекарства в разрезе различных ценовых ниш. Исключение составляет наиболее дорогостоящая продукция — препараты с отпускной ценой свыше 1000 грн., средневзвешенная наценка на которые составляет 16,8%. Что выше, чем на розничном рынке лекарств в целом.

Позволим себе предположить, что пересмотр регулируемых наценок на рынке лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, возможно проводить разве что для лекарственных средств с оптовой ценой свыше 1000 грн. Этот сегмент представлен лекарственными средствами госпитального ассортимента в крупных «больничных» упаковках, которые согласно согласно постановлению КМУ № 955 поставляются в лечебные учреждения с наценкой 10%. Соответственно, при розничной реализации таких лекарств возможно применение к ним аналогичной регуляции.

Если сегодня рыночные механизмы эффективно работают в регуляторном поле, возникает вопрос, что и зачем в нем менять? К тому же целесообразней государству инициировать регуляции в том сегменте, куда выделяются бюджетные средства (госпитальные закупки), а не в розничном секторе. И направить усилия на внедрение системы реимбурсации, где они получат возможность регулировать наценки на лекарственные средства, а потребители — социальную защищенность в вопросах собственного здоровья и своих семей.

Оксана Сергиенко

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи