По состоянию на 1 января 2002 г. в ВТО уже насчитывалось 144 полноправных страны-участницы. В 2001 г. в эту международную организацию вступили 3 новых государства — Китай, Литва и Молдова. Несомненно, в ближайшие годы количество стран-участниц будет увеличиваться, так как практически каждое государство, претендующее на создание эффективной торговой системы и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Украина в настоящее время активно развивает торговые отношения с другими странами. Для эффективного проведения переговоров и последующего осуществления торговых операций нужны четко отработанные правила на уровне международного сообщества. В «Еженедельнике АПТЕКА», № 50 (321) от 24 декабря 2001 г. уже рассматривались цели и задачи ВТО. В настоящей публикации вниманию читателей предлагается анализ преимущества свободной торговли в рамках ВТО.
СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ — ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Одним из главных преимуществ свободной торговли в рамках ВТО является снижение стоимости жизни за счет устранения торговых барьеров. В результате происходит удешевление не только готовых импортируемых товаров, а также услуг, но и отечественной продукции, изготовленной с использованием импортных сырья и оборудования. Выделение предприятиям государственных субсидий и установление количественных ограничений на импорт определенных видов продукции, как правило, не обеспечивает надежной защиты национального рынка, а приводит к повышению стоимости жизни. Так, введение торговых ограничений на импорт текстиля обходится потребителям Великобритании в 500 млн фунтов стерлингов в год, а Канады — примерно в 780 млн канадских долларов. С другой стороны, устранение ограничений способствует удешевлению товаров и услуг. Так, либерализация сектора телекоммуникаций в странах ЕС обеспечила снижение цен на этот вид услуг в среднем на 7–10%. Отмена торговых ограничений способствует усилению конкуренции, в результате — снижению цен. Кроме того, существенно повышается качество продукции национального производителя за счет внедрения в производство новых современных технологий. При этом выигрывают потребители. В настоящее время ВТО активно разрабатывает программу по устранению барьеров на пути торговли текстилем. Предполагается, что к 2005 г. будут устранены количественные ограничения на импорт этой продукции.
ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Либерализация торговли позволяет национальному производителю увеличить или наладить экспорт своей продукции, а также повысить прибыль. Это в свою очередь способствует увеличению налоговых поступлений в казну и, соответственно, доходов и благосостояния населения в целом.
Статистические данные свидетельствуют о том, что реализация принципов Уругвайского раунда странами — участницами ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и переход на новую систему торговых сделок привели к почти пятикратному увеличению мирового дохода от международной торговли. Наличие общего рынка в ЕС является важным консолидирующим фактором, способствующим повышению доходов и благосостояния населения стран ЕС.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что успешное осуществление экспортных операций обеспечивает значимое повышение доходов государства, что позволяет гибко перераспределять дополнительные финансовые ресурсы в целях стимулирования развития небольших компаний и повышения конкурентоспособности их продукции. Эти средства можно также использовать для повышения производительности, конкурентоспособности или перепрофилирования производства.
Развитие торговли способствует созданию в перспективе новых рабочих мест, особенно в тех отраслях экономики, в которых происходит активное производство продукции на экспорт. В ближайшее время после либерализации национального рынка потеря рабочих мест в результате конкуренции местных предприятий с зарубежными производителями практически неизбежна. Необходимо признать тот факт, что политика протекционизма национального производителя не может радикально решить проблему безработицы. Напротив, сохранение торговых барьеров в конечном счете приводит к деятельности национальных предприятий и ослаблению качества их продукции, в результате чего выпускается товар, непригодный для экспорта из-за его низкой конкурентоспособности. Ограничения на импорт продукции из других стран приводит к повышению цен на нее в стране, налагающей такие ограничения, а также к сокращению объема продаж собственной продукции, и в итоге — к повышению темпов безработицы.
Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 80-е годы прошлого столетия, когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. В отличие от этого либерализация рынка стран ЕС способствовала появлению как минимум 300 тыс. новых рабочих мест. Сбалансированное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода в условиях свободного рынка могут помочь стране преодолеть трудности периода перехода к системе свободной торговли.
АКТИВИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ
Реализация принципов ВТО позволяет существенно повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет снижения таможенных тарифов и устранения других торговых барьеров. Предсказуемость и прозрачность экономической политики страны способствуют повышению товарооборота и развитию партнерских отношений с другими странами. Прозрачность, устранение дискриминационных тарифов, упрощение правил торговли способствуют снижению расходов производителей, оптимизации их деятельности, созданию благоприятного климата для международной торговли и инвестиций в экономику страны — участницы ВТО. При этом приток новых инвестиций в страну способствует созданию дополнительных рабочих мест.
Следование принципам ВТО помогает национальному правительству ослабить влияние сильных лоббистских групп, поскольку необходимо осуществлять торговую политику в интересах экономики в целом. Как правило, политика протекционизма для отдельных отраслей экономики подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства, что отрицательно сказывается на торговом климате в данной стране и других странах.
Кроме того, принципы свободной торговли несовместимы с коррупцией на государственном уровне. Низкий уровень коррумпированности высокопоставленных чиновников из правительства способствует притоку инвестиций в страну. Известно, что установление определенных нетарифных ограничений (например, импортных квот) нередко является результатом действия коррумпированных чиновников, распределяющих эти квоты. Поэтому в настоящее время в ВТО ведется активная работа по сокращению/устранению существующих квот.
РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ
В системе ВТО функционирует эффективный механизм, предназначенный для разрешения торговых разногласий, которые могут привести к серьезному межгосударственному конфликту. В настоящее время при возникновении разногласий страны-участницы обращаются в ВТО для рассмотрения спорного вопроса с позиций третейского суда и действующих в этой организации норм и правил. После принятия определенного решения на уровне ВТО страны прилагают усилия, направленные на неукоснительное соблюдение рекомендаций, что, возможно, включает необходимость внесения изменений в национальные нормы и правила международной торговли. С момента создания в 1995 г. ВТО на ее рассмотрение были вынесены около 200 споров. Правовой основой для принятия решения являются соглашения ВТО, подписанные странами-участницами. При этом увеличивающееся количество споров, вынесенных на рассмотрение ВТО, свидетельствует не об ухудшении взаимопонимания между странами, а скорее о повышении доверия государств к торговой системе ВТО.
Действительно, система торговых отношений ВТО способствует свободному осуществлению торговых операций во всемирном масштабе, предлагая конструктивный и справедливый механизм для разрешения споров по торговым вопросам. Это в свою очередь является важным фактором, способствующим стабильности и сотрудничеству во всем мире. Вероятность политического конфликта между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями ниже по сравнению с теми государствами, которые находятся в состоянии торгового конфликта. Если национальное правительство уверено в том, что другие страны не увеличат торговые тарифы, оно не будет ужесточать торговые барьеры.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ
ВТО исходит из того, что проводимая политика открытой торговли должна быть таковой для всех участников торгового процесса. Прозрачность торговой политики ВТО обеспечивается путем регулярного уведомления стран — участниц ВТО как на уровне данной организации, так и на уровне двусторонних межгосударственных отношений о специальных мерах, предпринятых в торговой сфере своего государства, изменениях торгового законодательства страны, а также путем проведения уполномоченными экспертами ВТО регулярного исследования (экспертизы) торговой системы отдельно взятой страны — участницы данной международной организации.
Регулярная экспертиза торговой политики, проводимой отдельными странами — участницами ВТО, предусмотрена соглашениями, подписанными в рамках Уругвайского раунда. Вначале экспертиза касалась только торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами, но после создания ВТО такие исследования стали проводить и в отношении торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности.
Главными задачами экспертизы ВТО являются:
-
обеспечение прозрачности и адекватного понимания осуществляемой страной — членом ВТО политики международной торговли путем регулярного мониторирования ее торговой системы;
-
улучшение качества и повышение продуктивности проводимых переговоров относительно осуществления международных торговых операций;
-
проведение исследований относительно влияния торговой политики страны — участницы ВТО на состояние мировой торговой системы в целом.
При проведении экспертизы торговой системы страны — участницы ВТО учитываются экономические и другие факторы. Необходимо отметить, что сам факт проведения экспертизы побуждает национальные правительства более строго придерживаться правил, установленных ВТО. Главным результатом экспертизы является установление обратной связи между ВТО и страной — участницей данной организации. Кроме того, это является уроком серьезного отношения к выполнению взятых на себя обязательств, что особенно ценно для тех стран, которые хотят вступить в ВТО.
На протяжении определенного периода все страны — участницы ВТО должны пройти подобное исследование. При этом частота экспертизы национальной торговой системы зависит от экономического развития страны:
-
для ЕС, США, Японии и Канады, вносящих основной вклад в осуществление международных торговых операций, — каждые 2 года;
-
для идущих вслед за ними по размеру вклада в международную торговлю в порядке убывания 16 стран — один раз в 4 года;
-
для остальных стран — каждые 6 лет (а для наименее развитых в экономическом отношении — еще реже).
По результатам экспертизы составляется два документа — отчет правительства государства, в котором проводилась экспертиза, и письменный отчет Секретариата ВТО (независимо от правительственного отчета). Затем эти отчеты вместе с материалами слушания на Экспертном совете торговой политики ВТО публикуются в открытой печати.
По материалам официального сайта ВТО (
и ВТО в России (
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим