Порядок декларирования цен пока не изменится

В прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА» мы сообщали нашим читателям о том, что в МЗ Украины функционирует рабочая группа по доработке некоторых постановлений КМУ. В настоящее время она рассматривает два основных вопроса — необходимость внесения изменений в процедуру декларирования цен на лекарственные препараты, закупаемые за средства государственного бюджета, и усовершенствование системы перечней лекарственных средств. 28 мая состоялось очередное заседание рабочей группы, посвященное этим вопросам. В мероприятии приняли участие Людмила Коношевич, начальник управления лекарственных средств и медицинской продукции МЗ Украины, Дмитрий Подтуркин, советник министра здравоохранения, Янина Толкачева, заместитель начальника управления лекарственных средств и медицинской продукции — начальник отдела декларирования цен на лекарственные средства, а также представители Совета национальной безопасности и обороны Украины, Министерства экономического развития и торговли, Государственной инспекции по контролю за ценами (далее — Госценинспекция), отечественных и зарубежных производителей лекарственных средств, аптечных предприятий, профессиональных ассоциаций.

Напомним, что на заседании рабочей группы, проходившем 20 мая текущего года, участники приняли решение отработать поднятые вопросы и подготовить предложения до следующего совещания. Как отметил Дмитрий Подтуркин, предложения, поступившие в МЗ Украины, сводятся к следующему. Отечественные и зарубежные производители предлагают не вносить изменения в Порядок декларирования изменений оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за средства государственного и местных бюджетов (далее — Порядок), утвержденный постановлением КМУ от 13 августа 2012 г. № 794. Только Госценинспекция предлагает внести изменения, предусматривающие необходимость получения заявителем заключения Госцен­инспекции об экономической обоснованности расчета оптово-отпускной цены на лекарственный препарат.

Сергей Стаховский, специалист Госценинс­пекции, пояснил, что согласно Закону Украины «О ценах и ценообразовании» на регулируемых рынках цены должны быть экономически-обос­нованными. Указом Президента Украины утверждено Положение о Госценинспекции, где указано, что этот орган предоставляет в случаях, предусмотренных законодательством, заключения относительно экономического обоснования расходов при формировании цен (тарифов) на товары, работы и услуги, в отношении которых введено государственное регулирование цен (тарифов).

Госценинспекция предложила следующий алгоритм: перед подачей документов на декларирование цен в МЗ Украины заявители должны предоставить определенные документы, позволяющие установить экономическую обоснованность цены производителя, в Госценинспекцию. В случае если инспекция выдаст негативное заключение, то для того чтобы задекларировать цену, заявитель должен будет ее снизить. Правовой механизм определения экономической обоснованности цены будет утвержден приказом Министерства юстиции.

Д. Подтуркин отметил, что в настоящее время не существует методики определения себестоимости фармпродукции. Однако МЗ будет ее разрабатывать, поскольку это предусмотрено Государственной программой активизации развития экономики на 2013–2014 годы, утвержденной постановлением КМУ от 27 февраля 2013 г. № 187. В соответствии с этой программой МЗ Украины до 2014 г. должно разработать и обосновать методы расчета себестоимости производства лекарственных средств.

Елена Алексеева, директор Ассоциации производителей лекарственных средств Украины, поинтересовалась, как будет рассчитываться себестоимость зарубежной продукции. Зарубежные компании будут предоставлять только лишь данные относительно таможенной стоимости ввозимой продукции. Таким образом, по мнению Е. Алексеевой, введение нормы о необходимости получения заключения об экономическом обосновании цены главным образом отра­зится на отечественных производителях. Более того, расчет себестоимости продукции предусматривает получение конфиденциальной информации. И отечественные производители уже обсуждали этот вопрос с регуляторными органами в 2011 г., когда вводилась обязательная регистрация оптово-отпускных цен.

Е. Алексеева также поинтересовалась, зачем Госценинспекция будет выдавать заключение об экономическом обосновании цены, если МЗ Украины предлагает установить предельный уровень закупочных цен, выше которых препараты приобретаться не будут? Государство устанавливает референтные цены для того, чтобы сравнить стоимость препаратов на соседних рынках. Граничные уровни закупочных цен, установленные на основании такого сравнения, по мнению Е. Алексеевой, не препятствуют развитию ценовой конкуренции в сегменте государственных закупок. Отечественные производители не понимают, в чем суть заключения Госценинспекции — оно будет подтверждать, что оптово-отпускная цена препарата, подаваемая на декларацию, не превышает граничного уровня закупочной цены?

Д. Подтуркин согласился с тем, что если МЗ будет устанавливать граничные уровни закупочных цен, то вводить норму о необходимости получения заключения Госценинспекции не нужно. Во всяком случае, до тех пор, пока нет утвержденной методики расчета себестоимости фармацевтической продукции.

Виктор Чумак, советник министра здравоохранения, пояснил общие принципы ценообразования в развитых странах. Государство устанавливает цены, по которым оно готово закупать препараты. Эти цены формируются на основании сравнения стоимости препаратов, включенных в списки возмещаемых, на соседних рынках. И такая установленная государством на основании сравнения цена называется референтной.

В. Чумак предположил, что давно пришло время отойти от сложившейся практики регулирования цен к системе предельных закупочных цен, выше которых государство закупать препараты не будет.

Подытоживая обсуждение, Д. Подтуркин отметил, что процедура декларирования цен на сегодня недостаточно совершенна, именно поэтому МЗ и предлагает установить предельные уровни закупочных цен. В настоящее время обсуждается проект по введению референтного ценообразования на инсулины. Если эта инициа­тива, внедряемая в рамках пилотного проекта, будет эффективной, такую систему ценообразования можно будет распространить на прочие препараты, закупаемые за средства госбюджета. Таким образом, участники заседания решили пока не менять действующий порядок декларирования оптово-отпускных цен.

Второй вопрос повестки дня заседания рабочей группы касался регулируемых перечней. В частности, сегодня МЗ предлагает отменить регулирование цен на Обязательный минимальный ассортимент (социально-ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. Это предложение позитивно воспринимается субъектами хозяйствования, особенно осуществляющими розничную реализацию лекарственных средств.

Д. Подтуркин отметил, что в последние годы государственные перечни лекарственных средств утратили свою основную функцию. Например, обязательный минимальный ассортимент изначально разрабатывался для обеспечения ассортиментного минимума аптеки как учреждения здравоохранения. Регулирование цен на эти препараты введено недавно. Такая же ситуация и с Национальным перечнем основных лекарственных средств, основная функция которого — отражение потребностей государственной системы здравоохранения. Поэтому вопрос относительно создания новой системы перечней лекарственных средств должен решаться системно. «Нам необходима стройная система перечней лекарственных средств», — подчеркнул советник министра.

Татьяна Котляр, глава Общественного совета при Гослекслужбе, согласилась с тем, что формирование новых подходов к созданию перечней — это системная работа. Ее выполнение займет много времени. А сегодня для начала следует вывести обязательный минимальный ассортимент из-под государственного регулирования цен.

В контексте изменения подходов к формированию перечней лекарственных средств Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», предложил отменить постановление КМУ от 5 сентября 1996 г. № 1071, а основным критерием допуска к государственным закупкам установить рецептурный статус препаратов. По мнению выступающего, безрецептурные препараты не должны закупаться за средства государственного бюджета.

Людмила Коношевич пояснила, что в соответствии с постановлением КМУ от 17 августа 1998 г. № 1303 для определенных групп населения предусмотрен бесплатный отпуск как рецептурных, так и безрецептурных препаратов. Поэтому исключить безрецептурные лекарственные средства из государственных закупок нельзя.

И. Крячок отметил, что рецептурный статус препаратов может определяться количеством лекарственных форм в упаковке. Речь идет о госпитальных упаковках лекарственных средств, которые могут иметь рецептурный статус, но при этом упаковки этого же препарата, предназначенные для розничной реализации, такого статуса не имеют и реализуются без рецепта.

Татьяна Думенко, директор департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения государственной формулярной системы ГП «Государственный экспертный центр» МЗ Украины, обратила внимание на то, что постановление КМУ от 5 сентября 1996 г. № 1071 регулирует госпитальные закупки, а постановление КМУ от 17 августа 1998 г. № 1303 — отпуск препаратов из аптечных учреждений. Эти два документа не стыкуются между собой, в результате чего возникает правовая коллизия, которая затрудняет процесс ценообразования в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск препаратов.

По результатам обсуждения участники заседания приняли решение о необходимости исключения Обязательного минимального ассортимента из системы государственного ценового регулирования. Национальный перечень основных лекарственных средств должен отражать потребности здравоохранения. В нем обязательно должны быть указаны лекарственные формы препаратов. Кроме того, в Украине должен быть принят единый перечень лекарственных средств, цены на которые регулируются государством. Все перечисленные перечни должны иметь четкие функции и критерии включения в них. Систему по формированию перечней, по мнению Д. Подтуркина, необходимо прописать на уровне постановления КМУ.

Также во время заседания рабочей группы участники рассмотрели вопрос о необходимости введения предметно-количественного учета для комбинированных препаратов, содержащих кодеин. Этот вопрос был вынесен на повестку дня Гослекслужбой.

Е. Алексеева отметила, что введение предметно-количественного учета для комбинированных препаратов, содержащих кодеин, приведет к тому, что такие препараты станут физически недоступными для пациентов, которые в них нуждаются.

Большинство участников совещания поддержали это мнение и решили предложить Гослекслужбе усилить контроль за рецептурным отпуском таких препаратов.

Елена Приходько,
фото автора

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті