Парафармацевтический рынок: ключевые тренды развития

10 октября 2013 г. в столичной гостинице «Русь» состоялась 3-я ежегодная специализированная конференция «Parapharmaceuticals & Сosmetics in UA—2013», организованная компаниями «МОРИОН» и «УкрКомЕкспо» при партнерской поддержке международной общественной организации (МОО) «Ассоциация производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств», Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), Американской торговой палаты в Украине (АТП), а также Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий». Генеральные партнеры мероприятия — торговые марки «VICHY» и «Lа Roche-Posay». В мероприятии приняли участие ведущие эксперты отрасли, среди которых — представители бизнеса, профильных ассоциаций, маркетирующих организаций, научных учреждений, аналитики и юристы.

Конференцию открыли ее модераторы — Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Елена Шевчук, президент МОО «Ассоциация производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств». Они выразили уверенность, что мероприятие традиционно пройдет в конструктивном деловом формате, и пожелали его участникам продуктивной работы и эффективных решений проблем отрасли.

Регуляторные аспекты деятельности рынка

Первую сессию конференции открыла Елена Шевчук, проинформировав присутствующих о возможных регуляторных изменениях. Так, 20 августа 2013 г. в Парламенте зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов» (регистрационный № 3102, инициатор — КМУ). Проектом предлагается внести изменения в целый ряд нормативно-правовых актов Украины, которые в итоге затронут всех операторов рынка специальных пищевых продуктов (СПП). По мнению Е. Шевчук, данный проект может быть принят Верховной Радой Украины до конца текущего года, при этом следует учесть, что большинство его положений вступят в силу уже через 6 мес со дня опубликования.

Выступающая проинформировала участников конференции о том, что законопроект предполагает дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях, в частности, статьей 16621 «Нарушение требований законодательства относительно получения документов разрешительного характера, обязательного уведомления либо регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов». Одно из положений этой статьи гласит: использование незарегистрированных вспомогательных материалов для переработки, предметов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, если обязательность такой регистрации установлена законом, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 30 до 60, на должностных лиц — от 60 до 90 необлагаемых минимумов доходов граждан. Производство, хранение пищевых продуктов без получения эксплуатационного разрешения, если обязательность его получения установлена законом, также влекут наложение штрафа на граждан от 135 до 180, на должностных лиц — от 210 до 279 необлагаемых минимумов доходов граждан. Статья 16622 «Нарушение требований по безопасности пищевых продуктов» предусматривает, что введение в обращение неправильно маркированных пищевых продуктов влечет наложение штрафа на граждан от 23 до 38 необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц — от 38 до 53 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Украины. В зависимости от тяжести последствий, возникших вследствие употребления опасных пищевых продуктов, наказание может быть как в виде штрафов, исправительных работ, так и лишения свободы на срок от 5 до 10 лет. Таким образом, ответственность субъектов хозяйствования перед государством будет чрезвычайно высока.

Е. Шевчук также обратила внимание присутствующих, что контролирующими органами на рынке СПП сегодня являются МЗ Украины и Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины (Госсанэпидслужба). Однако проектом предусмотрено создание компетентного органа — центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере безопасности пищевых продуктов. Этот орган будет объединять полномочия ветеринарной, фитосанитарной службы Госсан­эпидслужбы, Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Гос­потребстандарт). Компетентный орган должен будет отвечать как за выдачу разрешительных документов, так и за организацию государственного контроля в сфере безопасности пищевых продуктов, что может привести к нежелательной монополизации в этой сфере.

Также в законопроекте отсутствуют понятия «государственная санитарно-эпидемиологической экспертиза», «декларация производителя», а остается только государственная регистрация продукта. Таким образом, в случае принятии этого нормативно-правового акта основным документом для оборота СПП станет товарно-транспортная накладная.

МОО «Ассоциация производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств» подготовила и направила в соответствующие инстанции ряд предложений и замечаний к данному законопроекту. В частности, предложения касались вопросов терминологии. Как заявила Е. Шевчук, сегодня остро встает проблема отсутствия в Украине собственных технических регламентов, стандартов, требований к СПП. Профильные ассоциации должны принимать в этом процессе активное участие, что позволит создать лучшие условия для работы на рынке, а также защитить интересы потребителей.

«Новые правила игры, или Что ждет рынок в случае евроинтеграции» — тема доклада Евгении Ярмолюк, юриста юридической фирмы «ОМП». Она сообщила присутствующим, что 11 июля 2013 г. в Европе вступил в силу Регламент ЕС №1223/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О косметической продукции», который заменяет существующую Директиву 76/768/EEC и вносит изменения в правила обращения косметических средств и ингредиентов в странах ЕС. Документом вводятся запрет на тестирование косметических средств на животных (который, впрочем, частично действует с 2004 г.) и требование относительно обязательного указания на упаковке косметической продукции наличия в ее составе наноматериалов.

Какие же проблемы могут ожидать Украину в процессе евроинтеграции в связи с вступлением в силу данного документа? В первую очередь необходимо решать проблему терминологии. Так, на сегодня существует некоторая путаница понятий, поскольку часто параллельно используют как понятие «косметическое средство», так и «лечебное косметическое средство», что не совсем верно. В нормативных актах дано определение термину «косметические средства» (постановление Главного санитарного врача Украины от 01.07.1999 г. № 27 «Государственные санитарные правила и нормы безопасности продукции парфюмерно-косметической промышленности», ДСТУ 5010:2008 «Продукция парфюмерно-косметическая. Упаковка, маркировка. Транспортирование»).

Однако многие документы по-прежнему содержат упоминание о лекарственных косметических средствах, в частности, Закон Украины «О лекарственных средствах», «Положение о регистрации и порядке выдачи разрешения на ввоз и использование зарубежных и отечественных средств лечебной косметики» МЗ Украины от 29.03.1996 г. № 3 и др., что позволяет думать о них как об отдельной категории продуктов, тогда как на самом деле это лекарственные средства. Также отмечено, что в отечественном законодательстве, в отличие от европейского, отсутствует термин «наноматериалы».

Особое внимание Е. Ярмолюк уделила вопросам недобросовестной конкуренции при осуществлении продвижения косметических средств и диетических добавок. Согласно Закону Украины «О безопасности и качестве продуктов питания» реклама диетических добавок должна быть согласована с центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, однако при этом отсутствуют дальнейшие разъяснения относительно процедуры и сроков, а также указания относительно структурных подразделений, которые несут ответственность за рассмот­рение такой рекламы. По мнению докладчика, реклама диетических добавок и косметики сегодня содержит многочисленные нарушения требований Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

Е. Ярмолюк также обратила внимание присутствующих, что постановлением Главного санитарного врача Украины «Государственные санитарные правила и нормы безопасности парфюмерно-косметической промышленности» определен перечень веществ, запрещенных к использованию в косметических средствах, состоя­щий из 412 наименований. В то же время в Директиве 76/768/EEC их 1371,а в Регламенте ЕС № 1223/2009 — 1328. Докладчик отметила, что подобные «ограниченные» перечни вселяют обеспокоенность качеством косметической и пищевой продукции, к которым относятся и диетические добавки, особенно ввиду существования «презумпции безопасности» пищевой продукции в случае отсутствия национальных требований к обеспечению безопасности (закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов»). Отдельным проблемным вопросом докладчик выделила регистрацию в Украине некоторых препаратов как лекарственных средств, тогда как на самом деле в стране производителя они являются диетическими добавками. Это приводит к значительным разногласиям и задержкам во время таможенной очистки при ввозе такой продукции на территорию страны. Подводя итоги, докладчик отметила, что процесс евроинтеграции неизбежен, однако он обещает быть нелегким, длительным и довольно «болезненным» как для отечественной индустрии, так и для законодателей.

Роль участников рынка в процессе гармонизации украинского и европейского законодательства относительно безопасности и качества косметической продукции рассмотрел Леонид Чернявский, юрист юридической компании «Danevych law firm», юридического партнера комитета ЕБА по здравоохранению. В Законе Украины «О лекарственных средствах» указано, что к лекарственным средствам относятся лекарственные косметические средства. Согласно Порядку проведения экспертизы материалов на лекарственные средства, которые подаются на государственную регистрацию (перерегистрацию), а также экспертизы материалов о внесении изменений в регистрационные материалы на протяжении действия регистрационного удостоверения к средствам, которые по определению МЗ Украины регистрируются как лекарственные средства, относятся и лекарственные косметические средства, которые вместе с косметическим сырьем содержат отдельные действующие вещества или их смеси, применяющиеся для профилактики и лечения заболеваний. Таким образом, средства лечебной косметики считаются лекарственными средствами и подлежат государственной регистрации как лекарства. При этом производитель должен подтвердить их эффективность и безопасность, выполнять требования фармаконадзора, производить с соблюдением стандартов надлежащей производственной практики (GMP), придерживаться специальных ограничений в рекламировании, а в случае их ввоза из-за рубежа — получить лицензию на импорт и соблюдать другие требования, предъявляемые к лекарственным средствам.

Если же средство, не прошедшее государственную регистрацию, позиционируется как лечебная косметика, то это является нарушением рекламного законодательства (ч. 9 ст. 21 Закона Украины «О рекламе»), конкурентного законодательства (ст. 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»), прав потребителей (ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей»).

В свою очередь, косметические средства регулируются законами Украины «Об общей безопасности непищевой продукции», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», а также Санитарными правилами и нормами, стандартами, техническими условиями, техническими регламентами.

Докладчик остановился на регуляторных требованиях к косметической продукции. Непищевая продукция, в том числе и косметика, будет считаться безопасной, если она соответствует определенным техническим регламентам. Однако в Украине до сих пор нет технического регламента для косметической продукции. В случае отсутствия регламента продукция считается безопасной, если соответствует национальным стандартам, принятым в этой сфере. Однако многие из них были приняты еще в 70-е годы прошлого века и не соответствуют современному уровню развития технологий, процессам внед­рения в производство новых ингредиентов.

Эту проблему поможет решить принятие законопроекта «О стандартизации», зарегистрированного в Парламенте 30 сентября 2013 г. (регистрационный № 3337, инициатор — Н. Азаров), в котором указано: стандарты могут применяться не более 15 лет со дня их утверждения. И если закон будет принят, то применение многих устаревших стандартов в нашей стране окажется под вопросом. Если для определенного вида продукции не существует ни стандартов, ни технических регламентов, такая продукция не считается небезопас­ной — ее опасность должна быть доказана регуляторным органом рыночного надзора. Отраслевые стандарты и стандарты предприятий не являются обязательными, кроме случаев, когда в договорах между заказчиком и поставщиком указано, что эти стандарты должны соблюдаться.

Завершая выступление, Л. Чернявский сообщил, что в 2012 г. Ассоциацией «Парфюмерия и косметика Украины» была начата разработка технического регламента «О безопасности косметической продукции», за основу которого взят Регламент ЕС № 1223/2009, и обратил внимание на возможные изменения в регулировании статуса косметических средств и связанные с этим риски. В 2013 г. МЗ Украины поручило координировать эту работу Государственному экспертному центру, в это же время к разработке документа подключились ЕБА, АТП, Украинская ассоциация прямых продаж и другие заинтересованные стороны.

Евгения Крицкая, начальник отдела регистрации технических условий ГП «Укрметр­тестстандарт», коснулась проблем, возникающих при регистрации технических условий, согласно которым производится данный продукт. Она отметила, что с 1 января 2013 г. вступил в силу новый Закон Украины «Об административных услугах», в соответствии с которым государственная регистрация технических условий отнесена к перечню административных услуг, которую должен исполнять центральный орган исполнительной власти в данной сфере — Министерство экономического развития и торговли Украины. Однако на сегодня Министерством не разработан порядок предоставления данной услуги, в то время как ГП «Укрметртестстандарт» прекратило процесс проведения государственной регистрации технических условий. Таким образом, на данный момент для заявителей сложилась критическая ситуация, но, по мнению Е. Крицкой, она будет разрешена уже в ближайшее время.

Еще одна проблема, возникшая в процессе гармонизации отечественного законодательства с ЕС, — разработка и пересмотр соответствующих национальных стандартов. Сфера стандартизации традиционно финансируется из государственных средств, однако в условиях ограниченного финансирования этот процесс практически остановлен. К тому же в нашей стране, по словам докладчика, дефицит специалистов, которые могли бы осуществить корректный перевод каких-либо европейских стандартов.

Комментируя данное заявление, Е. Шевчук обратилась к присутствующим операторам рынка с просьбой принимать более активное участие в формировании курса дальнейшего развития отрасли, в том числе и в разработке национальных стандартов, технических регламентов и других нормативных актов.

Анатолий Подрушняк, заместитель главы Национальной комиссии Украины по Кодексу Алиментариус (далее — Комиссия), заместитель директора ГП «Научный Центр превентивной токсикологии, пищевой и химической безопасности имени академика Л.И. Медведя МЗ Украины», отметил, что комиссия создана при КМУ именно с целью приведения национальных норм и правил контроля пищевой продукции в соответствие с международными нормами и рекомендациями Кодекса Алиментариус, Директивами ЕС, регламентами стран Таможенного союза, рекомендациями соглашений ВТО. Он призвал представителей органов власти, профильных ассоциаций, субъектов хозяйствования подавать свои предложения по изменению действующих документов в пищевой отрасли для рассмотрения комиссией с позиций их гармонизации с международным законодательством и правильности технической подготовки.

По мнению Дмитрия Алешко, вице-президента Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», партнера юридической компании «Правовой Альянс», сегодня отсутствует единая политика органов власти в сфере регулирования рынка парафармацевтики. Задача операторов — активно влиять на возможные сценарии его развития, в том числе, требуя от власти предоставления достаточных переходных периодов при внедрении новых регуляторных актов. В качестве примера выступающий привел случай, когда благодаря усилиям профильной ассоциации срок введения технических регламентов на изделия медицинского назначения с 1 января 2013 г. был перенесен на III кв. 2014 г. Таким образом, производители изделий медицинского назначения получили достаточно времени, чтобы перестроить производственные процессы.

Парафармацевтика: тренды развития

Вторую сессию конференции открыл Олег Добранчук, руководитель аналитической службы компании «Proxima Research», представивший детальный анализ структуры и динамики аптечных продаж рынка парафармацевтики в разрезе отдельных ниш.

В 2013 г. прогнозируется суммарный объем аптечных продаж в размере 36 млрд грн. (4,4 млрд дол. США), в том числе лекарственных средств — 32 млрд грн., изделий медицинского назначения — 2,8 млрд грн., косметики — 1,4 млрд грн. и СПП — 1,0 млрд грн. В натуральном выражении объем розничного рынка к концу 2013 г. составит 2 млрд упаковок, в том числе лекарственные средства — 1281 млн; изделия медицинского назначения — 628 млн; косметика — 59 млн; СПП — 44 млн упаковок.

Что касается рынка СПП, то в последние годы он демонстрирует рост как в денежном, так и в натуральном выражении. По итогам 8 мес текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. темпы прироста составили 16% в денежном и 4,6% в натуральном выражении. При этом постоянным драйвером роста данного рынка является инновационный индекс, отображающий вклад в изменения объемов розничной реализации выведения на рынок новых продуктов. В топ-20 маркетирующих организаций по объему розничных продаж СПП в денежном выражении за 8 мес 2013 г. вошли не только компании — производители данной продукции, но и компании, занимающиеся производством и продвижением как СПП, так и лекарственных средств.

Рынок косметических средств демонстрирует менее динамичные темпы прироста за 8 мес текущего года: +4,8% в натуральном и около +10% в денежном выражении. Начиная со II полугодия 2013 г. новым драйвером роста рынка косметики стал индекс замещения (перераспределение потребления и прирост потребления в упаковках), а не инновационный индекс.

Не следует забывать, что покупатель приходит в аптеку в первую очередь за лекарственным средством, именно оно является драйвером продаж для всех остальных категорий товаров «аптечной корзины». Во время доклада также рассматривались причины резкого снижения темпов прироста рынка розничной реализации лекарственных средств с точки зрения отечественной макроэкономики. В первую очередь это отсутствие значимого увеличения номинальных доходов населения, с чем четко коррелируют темпы прироста розничной реализации лекарственных средств. По данным Государственного комитета статистики Украины, по итогам 7 мес 2013 г. средняя зарплата в стране повысилась на 9%, а инфляция составила –0,4%. Однако, по мнению Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра, реальный уровень инфляции достиг 7%, что, по словам докладчика, более реалистично. Таким образом, инфляция и повышение зарплаты идут вровень.

Что же будут делать в 2014 г. операторы розничного фармацевтического рынка в условиях невысоких темпов роста? Во-первых, активно применять категорийный менеджмент, рыночные подходы к ценообразованию и управлению номенклатурой, а также развивать IT-технологии с целью формирования открытой отчетности для производителя/дистрибьютора. Будут усиливаться процессы консолидации аптечных сетей, ведь с увеличением рыночной доли будет повышаться влияние на производителя. Однако сегодня этот процесс происходит довольно медленно: топ-100 аптечных предприятий аккумулирую чуть более 58% рынка.

Аптечным сетям необходимо акцентировать внимание на взаимодействии с производителем, максимально участвуя в акциях, программах скидок, таким образом привлекая к себе его маркетинговые бюджеты. Также для повышения рентабельности необходимо развивать сервисы, направленные на конечного потребителя, стремясь сформировать лояльность к торговой марке и обеспечить постоянство спроса.

Наталья Останина, заведующая лабораторией по контролю качества лекарственных средств ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева» НАМН Украины представила доклад «Витамины и диетические добавки в мире. Качество продукции как стратегия развития рынка товаров для здоровья». Сегодня многие украинцы не доверяют диетическим добавкам, необоснованно считая их малоэффективным товаром сомнительного качества. Принимая это во внимание, многие зарубежные компании регистрируют свои диетические добавки под видом лекарственных средств, тем более, что это позволяет сэкономить на налоге на добавленную стоимость. Однако некоторые производители, наоборот, стараются зарегистрировать свои лекарственные препараты как диетические добавки для упрощения и удешевления процедуры государственной регистрации, а также не желая общаться с многочисленными контролирующими органами.

Н. Останина рассказала, что в начале октября текущего года лабораторией по контролю качества лекарственных средств проведено количественное определение витаминов В1, В2, В6 в 9 дие­тических добавках (витаминно-минеральных комплексах), приобретенных в одной из аптечных сетей Киева. Согласно полученным результатам, нарушение количественного содержания витамина В6 выявлено в 3 диетических добавках, В2 – в 6, В1 – в 2, причем одна диетическая добавка вообще не содержит этого компонента.

Докладчик отметила, что на данный момент в Украине не существует государственных методик для определения основных ингредиентов таких продуктов, несмотря на то, что подтверждение заявленного состава является неотъемлемой частью подтверждения безопасности диетических добавок. Разработка новых и усовершенствование существующих методов идентификации и количественного определения активных ингредиентов, в частности, введение раздела «Диетические добавки» в Государственную Фармакопею Украины даст возможность проводить надлежащий контроль их качества и безопасности. Подводя итоги, Н. Останина подчеркнула, что в стране необходимо создать сеть лабораторий, которые будут использовать единые фармакопейные методы и оборудование для контроля диетических добавок.

Вопросы подготовки специалистов отрасли для рынка пищевых добавок и лечебной косметики рассмотрела Виктория Кисличенко, заведующая кафедрой природных соединений Национального фармацевтического университета, доктор фармацевтических наук, профессор. Она отметила, что НФаУ проводит подготовку специалистов по специальности «Технология парфюмерно-косметических средств» квалификации «провизор-косметолог».

Подготовка студентов квалификации «провизор-косметолог» осуществляется по утвержденным учебным планам и вместе с типовыми для провизоров специальности «Фармация» дисциплинами включает целый ряд новых профессионально ориентированных дисциплин: основы практической косметологии, аптечная технология лекарственных и косметических средств, дерматология, клиническая косметология, аромология, технология парфюмерно-косметических препаратов промышленного производства, основы фитокосметики, основы косметической хирургии, косметическая химия, стандартизация и контроль качества парфюмерно-косметических средств и др.

Диетические добавки и косметика в экономике аптеки — тема доклада Андрея Паниматченко, коммерческого директора компании «ФарТоп». Он отметил, что СПП используют около 60% населения ЕС, 90% населения Японии и 85% США. Однако в Украине их количество не превышает 5%, что объяснятся низкой культурой потребления и платежеспособностью населения.

По его мнению, благодаря распространению такого удобного аптечного формата, как фарма­маркет, аптеки становятся активным игроком на рынке парафармацевтики, тем более что потребители традиционно доверяют аптекам. В аптеке покупатель может получить профессиональную консультацию у специально обученного персонала по конкретной проблеме. Покупка в аптеке экономит время, позволяя избежать дополнительного посещения супермаркета или специализированного магазина. В свою очередь, для аптеки ниша косметики и СПП дает возможность получить дополнительный маржинальный доход, является возможной точкой дифференциации, вынуждает поддерживать конкурентный ассортимент, а также позиционирует ее как «все для красоты и здоровья».

Подводя итоги, А. Паниматченко подчерк­нул, что косметика и СПП — перспективные категории товара, которые в будущем будут составлять весомую долю товарооборота и прибыли аптеки. Однако для дальнейшего развития этого рынка необходимо формировать культуру потребления.

Вопросы эффективной дистрибуции на украинском рынке рассмотрел Гжегож Орновски, глава представительства компании «Дермафарм АГ» в Украине. Компания не может начать маркетинговые действия, не обеспечив дистрибуции, для оценки эффективности которой можно использовать два основных показателя: нумерическая (численная, количественная) дистрибуция — это доля торговых точек на какой-либо территории, в которых присутствует товар; взвешенная дистрибуция, которая показывает удельный вес продаж товара в исследованных торговых точках в общем объеме продаж выбранной ассортиментной группы (или долю продаж точек на общем фоне).

Г. Орновски прогнозирует, что в ближайшем будущем Украину ждет изменение традиционной модели дистрибуции на фармацевтическом рынке (производитель — дистрибьютор — аптека — пациент), как это уже произошло во многих странах мира, где используются совершенно новые модели. Например, модель «прямо в аптеку» (Direct to Pharmacy) предполагает, что производитель продает продукцию непосредственно в аптеку, при этом дистрибьютор выступает исключительно в роли логиста.

Модель «прямая дистрибьюция» (Direct Distribution) предполагает, что производитель продает свою продукцию напрямую избранным крупным аптечным сетям, а остальные аптечные сети и индивидуальные аптеки покупают ее у дистрибьюторов.

Модель «оптовая продажа с ограничениями» (Restricted Wholesaler Availability) подразумевает, что производитель продает часть своего ассортимента через выбранных им дистрибьюторов. Дистрибуция специализированных лекарственных средств для нужд госпитального сегмента также является одной из современных моделей. В Европе развиты и такие системы, как «медицинская помощь на дому»(Home Care), когда лекарственные средства привозят домой пациенту, а также «распределение лекарственных средств, необходимых пациенту» (Dose Dispensing), когда больному привозят необходимые ему лекарственные средства в лечебное учреждение.

Какая информация нужна производителю при выборе аптеки, в которой будет эффективно реализована его продукция? В первую очередь это данные о сегментации аптек по их специализации, расположению, объему продаж, а также достоверная информацияо возможности использования конкретных маркетинговых инструментов (например если размещать рекламные плакаты, то какого размера). В свою очередь, компания-производитель готова платить аптеке за увеличение объема продаж, информацию о продажах, а также за дополнительные услуги (управление товарным запасом, мерчандайзинг, реклама).

Экспертная дискуссия

Ирина Давыденко, начальник отдела продаж и маркетинга компании «International Health»: «Несмотря на то что законодательные органы не совсем положительно относятся к СПП, рынок парафармацевтики растет и будет продолжать свой рост в дальнейшем. Однако для эффективного развития этого рынка совместных усилий производителей и аптечных сетей недостаточно. Необходимо подключить к этому процессу конечного потребителя и узкого специалиста — врача, которому потребитель небезосновательно доверяет. К сожалению, сегодня коммуникации с врачебным сообществом недостаточно хорошо налажены. Возможно, для участия в подобных конференциях стоит приглашать не только провизоров и фармацевтов, но и  врачей. Преодолеть недоверие в отношении СПП также поможет создание общедоступного реестра, в который будут включены СПП, имеющие доказательную базу, подтверждающую то или иное воздействие на организм».

Юлия Литвиненко, директор по маркетингу компании «ТАС-ФАРМА»: «Украина имеет большой потенциал для развития рынка СПП и косметики, так как аптеки заинтересованы в работе с этой группой товаров. Маркетинговые исследования по изучению покупателей сети аптек «ТАS» свидетельствуют, что потребитель идет в аптеку не только за лекарствами. Если в 2012 г. только 10% респондентов были готовы приобретать косметику в аптеке, то в 2013 г. их количество составляло уже около 45%. Таким образом, культура потребления постепенно повышается. При выборе косметики приемлемый уровень цен уже не является главным критерием при совершении покупки. На первое место вышли ее качество, состав ингредиентов, натуральность, безопасность. Однако отмечу, что потребитель еще не до конца понимает качественную разницу между дорогой лечебной косметикой в аптеках и дешевым масс-маркетом. Существует проблема отсутствия четкого позиционирования торговых марок — в борьбе за увеличение продаж некоторые производители ставят товар, где только возможно: в супермаркетах, на рынках и т.д. Это путает потребителя, снижает его лояльность и в итоге не позволяет нам увеличить продажи данного продукта. Не буду скрывать еще одну проблему — аптеки не умеют красиво работать с категорией косметики, этому нам еще предстоит учиться».

Надежда Численко, генеральный директор компании «Квайссер Фарма Украина»: «Косметика и СПП — это группы товаров, не только помогающие аптеке выживать и зарабатывать в условиях жесткого ценового регулирования рынка лекарственных средств. Они позволяют создать определенный образ аптеки, отличительные черты для потребителя».

Таким образом, украинский сегмент СПП и косметики обладает высоким потенциалом роста. Однако перспективы дальнейшего развития этого сегмента зависят не только от регуляторных действий, но и от правильного использования потенциала потребительского спроса на данную продукцию.

Продолжение следует…

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и  www.morion.ua.

Анна Бармина, фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

IRA 22.10.2013 4:07
Пока косметика и парафармацевтика не докажет свое высокое качество (документами, посерийно, а не одним гигиеническим высновком на всю партию), наш народ покупать будет мало такой продукции (ответ напрашивается из доклада г. Останиной)

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*