Кто имеет право на пенсию за выслугу лет?
Право на льготные условия пенсионного обеспечения медицинских и фармацевтических работников закреплено в ст. 77 Основ законодательства о здравоохранении.
В п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» сказано, что право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста имеют в том числе работники здравоохранения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Правительством. Перечень учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее — Перечень), утвержден постановлением КМУ от 04.11.1993 г. № 909. Согласно этому Перечню в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитывается период работы в должности провизора, фармацевта (независимо от названия должности), лаборанта в аптеке, аптечном киоске, аптечном магазине, контрольно-аналитической лаборатории. При этом работа по специальности в учреждениях и должностях, указанных в Перечне, дает право на пенсию независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности таких учреждений.
Так, провизоры, фармацевты (независимо от названий должностей), лаборанты, работающие в частных аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах, контрольно-аналитических лабораториях, имеют право выхода на пенсию по выслуге лет, как и работники государственных учреждений.
По словам наших читателей, бывают случаи, когда должностные лица Пенсионного фонда Украины отказываются признавать должность заведующего аптечным учреждением как подпадающую под действие постановления КМУ № 909 и, как следствие, отказывают в оформлении пенсии за выслугу лет. Мы, в свою очередь, хотим напомнить, что согласно приказу МЗ от 29.03.2002 г. № 117, которым утверждены квалификационные характеристики профессий работников здравоохранения, квалификационными требованиями к заведующему аптечным учреждением являются:
- полное высшее образование (специалист, магистр) по направлению подготовки «Фармация», специальность «Фармация»;
- прохождение интернатуры по специальности «Провизор общего профиля» с последующей специализацией по специальности «Провизор-организатор»;
- повышение квалификации (курсы усовершенствования, стажировка, предаттестационные циклы и т.д.);
- наличие сертификата провизора-специалиста и удостоверения о присвоении (подтверждении) квалификационной категории по этой специальности;
- стаж работы по специальности — не менее 5 лет.
Согласно Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия) должности заведующих, заместителей заведующих аптеками, аптечными складами (базами) могут замещаться только работниками, имеющими дипломы учебных заведений III–IV уровней аккредитации и соответствующими требованиям, которые установлены п. 4.1 Лицензионных условий. В аптеках, расположенных в сельской местности, должности заведующих, заместителей заведующих могут занимать лица, имеющие дипломы учебных заведений I–II уровней аккредитации.
То есть, из вышеприведенного можно сделать вывод, что данную должность может занимать именно провизор, что, в свою очередь, подпадает под действие постановления КМУ № 909. В этом документе четко указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют в том числе провизоры, независимо от названия должности.
Подача и оформление документов для назначения пенсии за выслугу лет
Порядок подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1. Согласно этому документу к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет следует прилагать справку о присвоении заявителю идентификационного номера; документы о месте проживания (регистрации); ходатайство (направление) о досрочном выходе на пенсию; документы, подтверждающие выполнение работы, дающей право на назначение такого вида пенсии.
При этом орган, назначающий пенсию, оказывает помощь в получении документов, недостающих для назначения пенсии, имеет право требовать от предприятий, учреждений и организаций, физических лиц дооформления в трехмесячный срок со дня подачи заявления дополнительных документов, а также (при необходимости) проверять обоснованность их выдачи.
Обращаем внимание на то, что пенсии за выслугу лет назначаются при увольнении с работы, которая дает право на этот вид пенсии. В случае зачисления после назначения пенсии за выслугу лет на работу, дающую право на этот вид пенсии, выплата пенсии прекращается и возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с работы.
Аккредитация аптечного учреждения vs пенсия за выслугу лет
При оформлении работником аптечного учреждения пенсии за выслугу лет должностные лица Пенсионного фонда Украины требуют предоставить справку о прохождении аптечным учреждением аккредитации. При этом они руководствуются письмом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2004 г. № 03-2/18-02-6 «О начислении в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет, периода работы на должностях провизоров, фармацевтов в негосударственных аптеках». Министерство юстиции Украины, в свою очередь, письмом от 28.04.2011 г. № 3915-0-4-11/101 сообщило, что письма — это служебная корреспонденция, они не являются нормативно-правовыми актами, а могут лишь носить разъяснительный, информационный и рекомендательный характер и не должны содержать новых правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер. Такие правовые нормы должны быть изложены исключительно в нормативно-правовом акте, утвержденном соответствующим распорядительным документом, согласованном с заинтересованными органами и зарегистрированном в органах юстиции в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации нормативно-правовых актов. В случае установления письмами новых правовых норм они подлежат отзыву с мест применения органом, который их выдал, и отмене.
Требуя аккредитационный сертификат, должностные лица Пенсионного фонда Украины руководствуются также приказом МЗ от 28.10.2002 г. № 385 «Об утверждении перечней учреждений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения». Так, если название фармацевтического учреждения (независимо от формы собственности), которое указано в трудовой книжке (лицензии на осуществление хозяйственной деятельности), не отвечает Перечню учреждений здравоохранения, аккредитационный сертификат является обязательным документом для определения права на пенсию за выслугу лет, поскольку в соответствии с данным сертификатом определяется название фармацевтического (аптечного) учреждения.
Напомним, что 17.12.2012 г. Правительство приняло постановление № 1216 относительно внесения изменений в Порядок государственной аккредитации учреждений здравоохранения. Виталий Пашков, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права Полтавского юридического института Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», проанализировал последствия введения аккредитации аптек для их работников. В течение 2 лет после вступления в силу постановления КМУ № 1216 аккредитация фармацевтических (аптечных) учреждений осуществляется на добровольных началах согласно поданному ими заявлению. По мнению В. Пашкова, если раньше разъяснение Министерства труда и социальной политики Украины № 03-2/18-02-6 можно было не принимать во внимание из-за отсутствия нормативно-правовых актов, регламентирующих аккредитацию аптечных учреждений, то сегодня это разъяснение является актуальным, несмотря на так называемую добровольность. Таким образом, аптечное учреждение может не проводить аккредитацию, однако возможным последствием в таком случае может стать неучтение должностными лицами Пенсионного фонда Украины указанного периода в специальный стаж работы работников.
Возможным решением сложившейся проблемы могла бы послужить отмена аккредитации аптечных учреждений. Соответствующий законопроект «О внесении изменения в статью 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении (относительно аккредитации аптечных учреждений)» был принят за основу еще 9 октября минувшего года. Он предусматривает дополнение ст. 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении Украины положением, согласно которому не подлежат аккредитации аптечные учреждения, осуществляющие деятельность на основании соответствующей лицензии. Однако лучше было бы, если бы предложенная поправка выглядела следующим образом: «Не подлежат аккредитации аптечные учреждения» без словосочетания «, осуществляющие деятельность на основании соответствующей лицензии», поскольку отсутствие лицензии на осуществление розничной торговли аптечными учреждениями делает невозможным осуществление данного вида хозяйственной деятельности. Такое мнение было изложено в рамках подготовленного нами юридического заключения к законопроекту № 2226.
Судебная практика
Решение должностных лиц Пенсионного фонда Украины об отказе в оформлении пенсии за выслугу лет может быть обжаловано в порядке административного судопроизводства. В связи с этим судебная практика имеет в своем арсенале как выигрышные, так и проигрышные дела работников аптечных учреждений, выступивших в качестве истцов к территориальным органам Пенсионного фонда Украины.
Так, в Хмельницкий горрайонный суд Хмельницкой области обратился работник аптечного учреждения с иском к управлению Пенсионного фонда Украины в г. Хмельницкий, которое отказало ему в назначении пенсии за выслугу лет. Ответчик объяснил это тем, что период работы фармацевтом в Хмельницкой областной фирме «Фармация» засчитать в стаж выслуги лет невозможно, поскольку необходимы были подтверждающие документы (устав, положение). Изучив материалы, суд постановлением от 21.12.2012 г. по делу № 2218/20656/2012 удовлетворил административный иск и признал противоправными действия управления Пенсионного фонда Украины в г. Хмельницкий по отказу в назначении пенсии за выслугу лет и обязал назначить пенсию.
9 февраля 2012 г. Львовский апелляционный административный суд оставил без изменений постановление Тячевского районного суда Закарпатской области от 30.09.2009 г. по делу № 2а-2970/09 о признании противоправным решения управления Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе и обязательстве назначить пенсию за выслугу лет. Так, еще в августе 2009 г. работница аптечного учреждения обратилась в суд с административным иском к управлению Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе о признании противоправным решения о неназначении ей пенсии за выслугу лет. В представленной апелляционной жалобе управление Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе просило указанное постановление отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Требования обосновывалось тем, что истец надлежащим образом не подтвердила наличие у нее стажа работы для назначения пенсии за выслугу лет. На момент обращения истца в управление Пенсионного фонда стаж работы составлял всего 22 года, поскольку документ об аккредитации аптечного учреждения не был подан. Руководствуясь действующим законодательством Украины, Львовский апелляционный административный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Украины в Тячевском районе.
Таким образом, Вы можете обжаловать решение Пенсионного фонда Украины о неназначении пенсии за выслугу лет в порядке административного судопроизводства. Для этого обеспечьте доказательства противоправного отказа — письменный отказ пенсионного отдела о назначении пенсии за выслугу лет и наличие документов, подтверждающих Ваш трудовой стаж.
Коментарі