Изменения фармацевтического рынка: итоги І полугодия

17 июля состоялась конференция «Фармбизнес после революции», организатором которого выступила юридическая компания «Правовой Альянс» (далее — ЮК «Правовой Альянс»), а спикерами — ее юристы и партнеры, а также представители Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий». В частности, во время мероприятия обсуждалось введение налога на добавленную стоимость (далее — НДС) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; положения разрабатывающегося проекта Закона Украины «О лекарственных средствах»; референтное ценообразование; проблемные моменты, возникшие в связи с аннексией Крыма, и многое другое.

О введении НДС на поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения рассказала Наталья Спивак, юрист ЮК «Правовой Альянс». Она напомнила, что Законом Украины от 27.03.2014 г. № 1166-VII «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» (далее — закон № 1166) введен НДС на операции с зарегистрированными лекарственными средствами, а также медицинскими изделиями согласно перечню, утвержденному КМУ. Это произошло неожиданно, так как 27.03.2014 г. в Верховной Раде Украины (далее — ВРУ) был зарегистрирован соответствующий законопроект, который уже в течение нескольких дней был принят и вступил в силу 01.04.2014 г. Однако при его принятии допущена техническая ошибка, которая привела к тому, что при импорте Государственная таможенная служба Украины (далее — Гостаможслужба Украины) требовала уплаты НДС в размере не 7%, а 20%. Из-за это уже 02.04.2014 г. импорт лекарственных средств и медицинских изделий остановился, после чего в связи со сложившейся ситуацией в срочном порядке был принят Закон Украины от 10 апреля 2014 г. № 1200-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» (далее — закон № 1200), согласно которому ставка НДС составляет 7%. Хотя данный закон принят 10.04.2014 г., вступил в силу он лишь 19.04.2014 г., таким образом, в апреле почти 20 дней ввоз указанных товаров не осуществлялся.

В связи с принятием закона № 1200 были решены проблемы с введением НДС на операции с лекарственными средствами, при импорте медицинских изделий оставался вопрос относительно перечня таковых, операции с которыми облагаются по сниженной ставке. Так, в законе № 1166 указано, что операции по поставке медицинских изделий должны облагаться по ставке НДС 7% в соответствии с перечнем, который утверждает КМУ. На момент вступления в силу закона соответствующее постановление КМУ не было утверждено. Поэтому 04.04.2014 г. Министерство доходов и сборов Украины (далее — Миндоходов Украины) опубликовало разъяснение, в котором было указано, что до утверждения такого перечня медицинских изделий ставка НДС 7% должна применяться согласно постановлению КМУ от 8 августа 2011 г. № 867, которое действовало еще до введения НДС. 26.04.2014 г. вступило в силу постановление КМУ № 118 (перечень медицинских изделий был идентичен таковому, утвержденному постановлением КМУ № 867). Данное постановление действовало до 1 июля 2014 г., после чего было принято постановление КМУ от 01.07.2014 г. № 216 (далее — постановление № 216), согласно которому обложению НДС по ставке 7% подлежат операции по поставке и ввозу медицинских изделий в понимании технических регламентов, утвержденных постановлениями КМУ от 02.10.2013 г. № 753, № 754, № 755. Документами, подтверждающими статус медицинских изделий, являются: свидетельство о государственной регистрации или подтверждение такой регистрации; декларация о соответствии (для медицинских изделий, которые прошли процедуру оценки соответствия согласно техническим регламентам) и заявление о медицинских изделиях особого назначения. Но при этом Гостаможслужба Украины, ссылаясь на отсутствие официального разъяснения Миндоходов Украины, требует от импортеров предоставить все 3 документа. 10.07.2014 г. было опубликовано разъяснение Министерства здравоохранения Украины, в котором сказано, что обязательным подтверждающим документом является свидетельство о государственной регистрации, а остальные считаются факультативными. На сегодня проблема с блокированием импорта медицинских изделий по прежнему остается актуальной.

Кроме того, законом № 1200 было внесено изменение в Налоговый кодекс Украины, согласно которому операции по поставке и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, разрешенных для применения в рамках клинических исследований, также облагаются НДС по ставке 7%.

Комментарий относительно постановления № 216 дал и Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий». Докладчик отметил, что даже после его принятия на рынке медицинских изделий все еще существует коллапс. Он связан с тем, что у подчиненной Миндоходов Украины таможни при растаможивании таких товаров возникает вопрос относительно определения термина «медицинские изделия» и подтверждающего их статус документа, поскольку, по ее мнению, определение, на которое ссылается постановление № 216, не дает четкого понимания, что является таковым, но по сути это не соответствует действительности. Таким образом, невзирая на решение Правительства и не принимая во внимание ряд разъяснений МЗ Украины и Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины), сложилась ситуация, в которой таможни Миндоходов сами определяют, что считать медицинским изделием, а что нет. Так, по словам операторов имеют место случаи, когда такие изделия, как шприцы и марля, по мнению таможни Миндоходов, являются медицинскими изделиями одноразового использования, и к ним должна применяться ставка НДС в размере 20%. Также, к примеру, отдельные медицинские изделия (медицинский халат), статус которых подтвержден действующим свидетельством о государственной регистрации, по ее мнению, не является таковыми, в связи с чем они должны растаможиваться по обычной ставке в размере 20%.

О техническом регулировании вопроса относительно медицинских изделий рассказала Дарья Дорощук, исполнительный директор Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий». Она обратила внимание на то, что в Украине с 1 июля был запланирован переход от процедуры государственной регистрации медицинских изделий к оценке их соответствия требованиям технических регламентов, утвержденных постановлениями КМУ от 02.10.2013 г. № 753, 754, 755. Это могло привести к очередной остановке импорта таких изделий на территорию Украины. Во избежание этого 27.05.2014 г. было принято постановление КМУ № 181 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» (далее — постановление № 181), которым был утвержден переходный период до 01.07.2016 г.

Даже с учетом переходного периода для указанных медицинских изделий на рынке оставались те проблемные аспекты, которые не могли способствовать нормальному функционированию технического регулирования. Среди них, в частности, можно выделить: отсутствие доказательной базы для проведения процедуры оценки соответствия (национальных стандартов, которые должны были быть приняты до 01.07.2014 г.); нормативно-правовых актов, регулирующих эту процедуру; отсутствие признания в Украине существующих сертификатов как системы управления качеством, так и проведения процедур оценки соответствия Директивам ЕС, выданных уполномоченными органами ЕС, а также непризнание маркировки СЕ, недостаточное количество органов по оценке соответствия, имеющих назначение Минэкономразвития Украины для проведения такой оценки.

По этой причине 01.07.2014 г. было принято постановление КМУ № 215 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», которым перенесено обязательное применение требований технических регламентов относительно медицинских изделий на 01.07.2015 г., вследствие чего на 1 год продлена процедура их государственной регистрации.

О нормотворческих инициативах в сфере фармацевтического рынка рассказал Александр Янев, юрист ЮК «Правовой Альянс». Он отметил, что 24.06.2014 г. вступил в силу приказ МЗ Украины от 30.04.2014 г. № 295, которым были внесены изменения в Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденный приказом МЗ Украины от 31.10.2011 г. № 724. Согласно данным изменениям в случае выявления нарушений при провидении проверки соблюдения субъектам­и хозяйствования лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденных приказом МЗ Украины от 31.10.2011 г. № 723, они будут классифицироваться как критические, существенные и несущественные.

При выявлении критических нарушений Гослекслужба Украины может выдать распоряжение о приостановлении производства или оптовой торговли препаратами. Однако, если в ходе проверки лицензиатом, производящим лекарственные средства, будут устранены критические нарушения и предоставлены документальные подтверждения этого, то в таком случае производство не будет остановлено.

Кроме того, А. Янев обратил внимание на опубликованный 25.06.2014 г. проект постановления КМУ, которым предлагается внести изменения в Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, ввозимых в Украину, утвержденный постановлением КМУ от 14.09.2005 г. № 902. В частности, если у отечественного производителя есть собственная лаборатория либо подписан договор с лабораторией, то он сможет осуществлять лабораторный контроль не только активных фармацевтических ингредиентов (далее — АФИ), как это сейчас предусмотрено, но и продукции in bulk.

А. Янев также уделил внимание законодательным инициативам, связанным с отменой лицензирования импорта. Так, он отметил, что 18.04.2014 г. в ВРУ под № 4743 зарегистрирован законопроект «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», которым предлагается отменить лицензирование импорта лекарственных средств. Данный проект документа был принят за основу ВРУ 01.07.2014 г.

Кроме того, 25.06.2014 г. на сайте МЗ Украины был опубликован законопроект, которым предлагается не осуществлять лицензирование импорта АФИ, его введение предусмотрено с 1 января 2015 г.

Информацию относительно работы над проектом новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах», представил Дмитрий Алешко, партнер ЮК «Правовой Альянс», вице-президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий». Он напомнил, что в связи с многочисленными изменениями действующий Закон Украины «О лекарственных средствах» стал похож на сборник разрозненных, зачастую не связанных между собой положений. Евроинтеграция Украины также требует внесения поправок в действующую редакцию данного закона. Поэтому комитетом ВРУ по вопросам здравоохранения было принято решение о разработке полностью новой редакцию Закона Украины «О лекарственных средствах» на основании Директивы 2001/83/ЕС от 06.11.2001 г. «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека», иных нормативно-правовых актов Европейского Союза и отдельных стран-членов.

Изменения фармацевтического рынка: итоги І полугодия

Д. Алешко обратил внимание, что на сегодня ключевыми моментами, которые подлежат обсуждению, являются:

1) разграничение понятий АФИ и субстанция, опираясь на европейский подход (в ЕС АФИ являются разновидностью субстанций);

2) выведение из сферы понятия «лекарственное средство» смежной продукции (лечебной косметики и т.д.);

3) введение обязательной сертификации лабораторий на соответствие надлежащей лабораторной практике (Good Laboratory Practice — GLP) (переходный период — до 2016 г.);

4) упрощение процедуры государственной регистрации в случае регистрации лекарственных средств в ЕС по централизованной процедуре Европейским агентством по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMA);

5) отмена необходимости получения заключения Гослекслужбы Украины о соответствии условий производства требованиям Надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP) при наличии сертификата GMР PIC/S;

6) введение вместо инструкции для медицинского применения европейской модели листка-вкладыша к препарату и краткой характеристики;

7) введение обязательной сертификации относительно соответствия надлежащей дистрибьюторской практике (Good Distribution Рractice — GDP) и надлежащей аптечной практике (Good Рharmacy Рractice — GPP) (переходный период — до 2016 г.);

8) отмена проведения обязательных проверок заявителей перед выдачей лицензий на оптовую и розничную торговлю с усилением контроля после выдачи соответствующих лицензий.

Также существенные изменения в проекте новой редакции коснутся раздела о рекламе, который максимально приближен к редакции Директивы 2001/83/ЕС. В частности, согласно проекту рекламой будут считать: рекламу лекарственных средств, направленную на широкую общественность; рекламу, ориентированную на медицинских и фармацевтических специалистов; деятельность медицинских торговых представителей; распространение семплов; предоставление подарков и иных выгод медицинским и фармацевтическим специалистам; организация и спонсирование специализированных мероприятий. Так, предлагается установить запрет рекламы для широкой общественности: незарегистрированных, рецептурных лекарственных средств, а также содержащих наркотические, психотропные вещества и прекурсоры; препаратов, стоимость которых возмещается из государственного и местных бюджетов.

Кроме того, предусмотрено отменить перечень безрецептурных лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, так как его наличие не соответствует европейской практике. Предполагается введение новой категории рекламы, а именно — реклама-напоминание о препарате, а семплинг будет разрешен исключительно для медицинских специалистов (не для широкой общественности) с установлением определенных ограничений.

Д. Алешко отметил, что законопроект с новой редакцией Закона Украины «О лекарственных средствах» планируется до 15 ноября 2014 г. зарегистрировать в ВРУ.

О ценовом регулировании рассказала Наталья Лавренова, советник ЮК «Правовой Альянс», адвокат, медиатор. Так, она обратила внимание на то, что 02.07.2014 г. было принято постановление КМУ № 240 «О референтном ценообразование на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемых за счет средств государственного и местных бюджетов» (далее — постановление № 240).

Постановлением № 240 утвержден новый порядок формирования и декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Данное постановление вступило в силу 15.07.2014 г. и предусматривает, что декларирование стоимости в соответствии с новым порядком будет осуществляться с 01.08.2014 г.

Однако Правительством было предоставлено МЗ Украины 2 мес, для того чтобы привести в соответствие с этим постановлением свои нормативно-правовые акты, утвердить порядок расчета оптово-отпускной цены на лекарственные средства и утвердить форму декларации, которую нужно будет подавать. Это значит, что новая волна декларирования цен будет начата не ранее того момента, когда МЗ Украины утвердит форму декларации и порядок расчета цен, что может произойти и позднее 01.08.2014 г. Также цены, которые не успели внести в реестр до 15.07.2014 г., уже не будут задекларированы. То есть, заявителю необходимо будет подавать уже утвержденную МЗ Украины декларацию.

Кроме того, для декларирования оптово-отпускной цены на лекарственное средство необходимо предоставлять документы в 2 экземплярах, так как 1 из них МЗ Украины будет подавать для анализа Государственной инспекции по контрою за ценами, что неизбежно приведет к увеличению срока данной процедуры. Законодатель предусмотрел для декларирования стоимости лекарственного средства 22 рабочих дня. Срок для изделий медицинского назначения остался прежним — 10 рабочих дней. Декларирование оптовой цены можно будет осуществлять не чаще 1 раза в месяц. Основанием для установления новой цены является изменение условий производства и реализации препаратов и изделий медицинского назначения, независящих от хозяйственной деятельности заявителя.

Кроме изменения порядка декларирования цен и подаваемых документов, постановление № 240 предусматривает референтное ценообразование для лекарственных средств. Оно заключается в том, что декларируемая стоимость не должна превышать среднеарифметическое значение оптово-отпускных цен на соответствующий препарат в референтных странах и в Украине. Такое ценообразование не распространяется на изделия медицинского назначения.

Постановление № 240 также предусматривает, что цены на данные товары, внесенные в реестр до 15.07.2014 г., подлежат декларированию в соответствии с новым порядком до 01.03.2015 г.

Об изменениях, коснувшихся сферы государственных закупок, рассказал Александр Бондарь, старший юрист ЮК «Правовой Альянс». В частности, он обратил внимание, что принятый ВРУ Закон Украины от 10.04.2014 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее — закон № 1197) содержит достаточно большое количество изменений, в том числе технических.

А. Бондарь отметил, что Закон № 1197 предусматривает несколько иной подход к определению сферы его действия, и остановился на вопросах правовой принадлежности юридических лиц к заказчикам в понимании закона № 1197.

Докладчик сообщил, что в соответствии с законом № 1197 юридическое лицо является заказчиком и, соответственно, руководствуется требованиями Закона № 1197, если оно обеспечивает потребности государства или территориальной общины и такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе при наличии одного или нескольких следующих признаков:

  • юридическое лицо является получателем и уполномоченным распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, в рамках такого финансирования;
  • органы государственной власти или местного самоуправления, или иные заказчики имеют большинство голосов в высшем органе управления юридического лица;
  • в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50%.

В своем докладе А. Бондарь также прокомментировал разъяснения Министерства экономического развития и торговли Украины относительно термина «заказчик» и уделил внимание понятию «деятельность на промышленной или коммерческой основе».

Законом № 1197 упрощена процедура обнародования информации, объявлений о проводимой закупке, и теперь заказчики не обязаны размещать сведения о закупке в государственном официальном печатном издании, как это было ранее. Такая информация публикуется на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок. При этом указанным законом предусмотрена возможность дополнительно размещать сведения о закупке в иных СМИ, на веб-сайтах заказчика, органов власти, местного самоуправления.

В тоже время законом №1197 не решена проблема сохранения доступности граждан к лекарственным средствам, закупаемым за бюджетные средства, в связи с колебаниями курса валют, а именно, не предусмотрено, по состоянию на какой момент заказчик может осуществлять перерасчет цены, предусмотренной в договоре о закупке, и как в последствии следует корректировать количество товаров, указанных в этом договоре. А. Бондарь напомнил, что в начале этого года рабочей группой при МЗ Украины разрабатывался проект постановления КМУ «О мерах обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями», которым предлагалось предоставить право заказчикам в договорах с участниками процедуры закупки препаратов и изделий медицинского назначения определять денежный эквивалент стоимости таковых, закупаемых за государственные средства, в иностранной валюте, что подлежит уплате в гривне по курсу НБУ по отношению к соответствующей валюте на день осуществления поставки, или предусматривать осуществление предварительной оплаты в размере стоимости предмета закупки.

Также докладчик подытожил, что новый закон не решает ряда иных вопросов, связанных с закупкой лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе вопросов, возникающих на стадии подготовки технической спецификации.

В заключение А. Бондарь прокомментировал инициативы относительно бесплатной поставки части товаров в рамках государственных закупок и обратил внимание, что 16.05.2014 г. на обсуждение Американской торговой палаты был предоставлен проект Закона Украины «О внесении изменений в часть 5 статьи 28 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». Данным документом предлагается предусмотреть, что если участник в своем конкурсном предложении намерен поставлять соответствующую часть товаров (работ/услуг) бесплатно, то заказчик определяет победителя торгов на основании оценки всего предложения, включая количество товаров (работ/услуг), которые будут поставляться на безоплатной основе.

При этом докладчик отметил, что к данному проекту закона возникает ряд вопросов, в том числе относительно объективности оценивания таких предложений, соблюдения принципа недискриминации участников и обеспечения конкуренции, предотвращения коррупционных схем.

Спикер отметил, что, возможно, по этой причине по состоянию на 15.07.2014 г. данный проект так и не был внесен на рассмотрение МЗ Украины, Министерства экономического развития Украины или ВРУ.

О деятельности антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ) рассказала Лидия Санжаровская-Гурлач, старший юрист ЮК «Правовой Альянс». Она отметила, что в 2014 г. активизировались антимонопольные органы не только в Украине, но и в Европе. Таковые ЕС наложили штраф на группу компаний за сговор с целью устранения конкуренции на общую сумму 428 млн евро. Антимонопольными органами ЕС было установлено, что между производителем оригинального лекарственного средства и производителями препаратов-генериков существовал картельный сговор, направленный на то, чтобы удержать определенный уровень цен на оригинальный препарат. И так как основным его координатором была признана компания — производитель оригинального препарата, то штраф для нее составил более 300 млн. евро, а остальная сумма в равных частях будет разделена между компаниями, которые выпускали генерики.

АМКУ начал исследование фармацевтического рынка в 2010 г. Основанием для этого стали многочисленные случаи распространения ложной информации и рост цен (на отдельные препараты — от 10% до 90%). И на заседании АМКУ от 14.03.2014 г. была озвучена информация о том, что по итогам 2013 г. органами комитета было начато 4 дела в отношении крупных фармацевтических компаний и ряда дистрибьюторов по подозрению в антиконкурентных согласованных действиях, которые касаются поставки лекарственных средств. В каждом из таких дел присутствует 1 производитель и дистрибьюторы, с которыми он сотрудничает, это связано с тем, что, как правило, договора со всеми дистрибьюторами идентичны, и АМКУ видит в них определенные признаки нарушений.

По мнению комитета, в этих делах взаимоотношения между производителем и дистрибьюторами не являются прозрачными, что приводит к завышению цены на лекарственные средства, вследствие существования отдельных ограничений, предусмотренных в договорах.

Спикер отметила, что это не значит, что необходимо полностью исключить такие положения из договоров, стоит просто продумать, как изменить эти положения, чтобы они стали более прозрачными.

Об изменениях в законодательстве о рекламе лекарственных средств рассказал Андрей Горбатенко, адвокат, ассоциированный партнер ЮК «Правовой Альянс». Он отметил, что 03.10.2014 г. вступит в силу принятый ВРУ Закон Украины от 05.07.2014 г. № 1322-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» (далее — закон № 1322). В частности, будет введена норма, согласно которой производители или продавцы (оптовые или в розничные) препаратов могут выступать спонсорами теле- и радиопередач путем предоставления информации рекламного характера об наименовании компании или названии, знаке лекарственного средства. Исключением являются лишь препараты, отпускаемые по рецепту врача. В то же время данный закон учитывает, что существует ряд безрецептурных лекарственных средств, которые запрещены к рекламированию. В связи с этим формально закон разрешает таким брэндам выступать спонсорами теле- и радиопередач, однако на практике могут возникнуть разные подходы к данному вопросу.

Об экономических нюансах, связанных с деятельностью в Крыму, рассказал Виталий Савчук, старший юрист ЮК «Правовой Альянс». Он отметил, что 19.06.2014 г. был принят за основу проект Закона Украины «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». Данным документом предусмотрено сделать Автономную Республику Крым (далее — Крым) и г. Севастополь свободной экономической зоной (далее — СЭЗ) сроком на 10 лет. При этом даже в случае прекращения режима оккупации функционирование СЭЗ не будет остановлено, за исключением ситуации утверждения соответствующего закона.

Субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные и работающие на территории Крыма, освобождены почти от всех налоговых обязательств (налог на прибыль, НДС, акцизный сбор и т.д.). Будет взиматься лишь налог на доходы физических лиц и плата за землю. Но скорее всего в Крыму те же субъекты хозяйственной деятельности будут оплачивать все эти налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — РФ).

Также проектом предусмотрено приравнять все операции по ввозу/вывозу товаров между Крымом и Украиной к экспорту/импорту. То есть, будут взиматься таможенные пошлины и распространяться тарифные и нетарифные ограничения (количественные или тарифные квоты, антидемпинговые ограничения и т.д.), определенные законодательством Украины.

Кроме того, любое предприятие в случае переезда (перерегистрации) с оккупированной на остальную территорию Украины имеет право: списать налоговую задолженность по любым налогам (сборам, обязательным платежам), возникшую до начала временной оккупации или во время нее; быть освобожденным от любого налогообложения перемещаемых (эвакуируемых) основных средств и товарных запасов; реализовать право на возмещение (зачет) НДС или переплаченных сумм по налогу на прибыль исключительно в виде денежных средств.

Кроме того, В. Савчук на примере торговых марок (далее — ТМ) указал на проблемы, с которыми сталкиваются владельцы объектов интеллектуальной собственности в Крыму. На данный момент проблемы возникают у владельцев украинских ТМ, поскольку их брэнды по сути юридически не защищены. Это связано с тем, что их защита осуществляется исключительно по территориальному признаку. То есть, если ТМ зарегистрирована в Украине, то она защищена только на ее территории, а так как Крым де-факто отсоединен от нашей страны, то в случае если в РФ была зарегистрирована аналогичная ТМ другим субъектом, возникнут споры.

Ст. 12 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусматривает, что документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, действуют на территории Крыма без ограничения срока и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов РФ. Но некоторые владельцы ТМ, зарегистрированных в РФ, обоснованно с точки зрения российского законодательства требуют от владельцев аналогичной, зарегистрированной в Украине и действующей на территории Крыма, прекратить ее использование либо платить роялти.

Несмотря на то что у владельцев ТМ, зарегистрированных в Украине и действующих в Крыму, также есть возможность подать заявление на регистрацию их ТМ в РФ, в случае аналогичных или весьма схожих ТМ это сделать будет невозможно. Спикер отметил, что, к сожалению, пока нет иного решения данной проблемы, кроме как ведение переговоров с собственником конкурирующей ТМ.

О сделках с недвижимостью на территории Крыма при участии резидентов Украины рассказал Алекандр Мазнов, старший юрист ЮК «Правовой Альянс». Он напомнил, что 27.04.2014 г. вступил в силу Закон Украины от 15.04.2014 г. № 1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» (далее — закон № 1207). Так, ст. 11 предусматривает, что право собственности на недвижимое имущество, включая земельные участки, которые находятся на территории Крыма, сохраняется за физическими и юридическими лицами, если оно приобретено в соответствии с законами Украины. Любые другие сделки с недвижимым имуществом, заключенные с нарушением требований закона № 1207, других законов Украины, считаются недействительными с момента совершения и не создают юридических последствий, кроме тех, которые связаны с их недействительностью.

В данном случае возникает правовая коллизия, так как в Крыму сейчас действует законодательство РФ, а согласно ст. 1205 Гражданского кодекса этого государства, содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, их осуществление и защита определяются по законам страны, где это имущество находится. То есть, законодательством РФ, так же как и Украины, запрещено осуществление сделок с недвижимостью в соответствии с законами другой страны. Поэтому, по мнению спикера, единственным правильным решением данной проблемы является осуществление таких сделок в 2 юрисдикциях — по украинскому и российскому законодательству.

В свою очередь, Анатолий Меньшиков, партнер и руководитель Крымского офиса ЮК «Правовой Альянс», отметил, что в РФ существует принципиально другой подход к регистрации недвижимости. Так, в отличие от украинского законодательства, которым предусмотрено присвоение кадастровых номеров только земельным участкам, согласно российскому такие номера предоставляются всем категориям недвижимости.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті