Учение о прописывании лекарств на греческом называется pharmakokatagraphologia, a на латыни — Ars formulas medicas conseribendi или Ars formulandi. Происхождение его уходит корнями в далекое прошлое. Исследования показывают, что более чем три тысячи лет тому назад египтяне активно практиковались в этой области. Хорошо составленные рецепты находят в древнейших индийских и китайских книгах.
Во времена Гиппократа греки также уже обладали некоторыми познаниями в области прописывания лекарств, которые потом переняли и развили римляне. Но особенно тщательно они были усовершенствованы персами и арабами, которые черпали свои сведения из восточных источников.
Зачем нужна рецептура?
До нас, к сожалению, не дошли древнейшие книги, в которых специально рассматривали учение о прописывании лекарств. Наиболее достоверные источники относятся к тому периоду, когда всеобщее распространение уже приобрели так называемые фармакопеи и появились благоустроенные аптеки, то есть к XVII ст. А в области рецептуры как таковой — и того позже.
К 1893 г. появляются работы, наиболее пригодные для изложения основных правил, которым следовали при назначении и составлении лекарств. А уже в издании 1901 г. профессор Р. Коберт пишет о том, что рецептура составляет самостоятельный отдел фармакологии, требующий отдельного преподавания, и «в связи с практическими упражнениями должен издаваться отдельной книгой, чтобы не быть слишком кратким».
Задача рецептуры заключается в разъяснении правил и методов, которых нужно придерживаться на практике при применении лекарств. Профессор Р. Коберт ставил перед фармакологией в области рецептуры шесть основных задач:
1) показать фармацевтическую номенклатуру и познакомить медика с содержанием и сущностью фармакопеи данной страны, а также с законами государства, относящимися к прописыванию лекарств;
2) дать количественное представление о лекарствах;
3) предоставить информацию об используемых формах лекарственных средств, месте и способе применения, а также о сроках их приема;
4) помочь узнать химические свойства применяемых средств, необходимых для достижения лечебного эффекта и подходящих для соответствующего употребления;
5) рассмотреть все корректирующие и физико-механические вспомогательные средства, которые лишают лекарство свойств, «неприятных для наших внешних чувств: дурного цвета, дурного запаха, дурного вкуса»;
6) исследовать окрашивания разложения и осаждения, которые образуются при неподходящей комбинации одного лекарства с другим, или с вспомогательными средствами, чтобы предостеречь от употребления таких комбинаций.
Рецепт как документ в суде
Письменное предписание врача аптекарю называют рецептом, на латыни — receptum или recepta (отсюда французское la recette и итальянское — la ricotta). Это слово происходит от resipere (брать).
На титул старейшего претендует рецепт средства для роста волос, выявленный археологами в египетском папирусе. Он гласил: собачьей лапы — 1 часть, фиников — 1 часть, ослиного копыта — 1 часть, долго варить в масле и натирать этим кожу головы. Звучит довольно жутко, но это древний Египет.
Что такое рецепт с точки зрения закона? По аптекарскому уставу от 11 октября 1801 г. рецептом нужно считать медицинское предписание лекарства, на котором врач должен прописать число, год, имя пациента и, если потребуется, свое собственное имя.
Всякий рецепт — по закону документ и всякое изменение его, будь-то пером или действием, то есть аптекарем или помощником его во время приготовления лекарства, должно рассматриваться как подделка документа (решение имперского суда от 12 октября 1888 г.). Если для приготовления лекарственного средства взяты менее ценные аптекарские товары, чем предписано, то такой образ действий нужно считать обманом.
Как документ рецепт имеет законную силу доказательства в суде, и может сделать одинаково несчастными трех людей: пациента, аптекаря и врача. Это обстоятельство служит достаточным основанием для того, чтобы учиться искусству прописывания лекарств у опытного учителя и поступать впоследствии, при составлении рецептов на практике, с величайшей осмотрительностью.
В наше время рецепт — всего лишь невзрачная бумажка, которую легко измять или порвать. А в ХІХ ст. этот документ должен был по возможности быть прочным и ясным, то есть написанным без ошибок и зачеркиваний.
Однако во все времена текст рецепта был недоступен человеку, не имеющему медицинского образования. Для этого существовали специальные знаки.
Рецептурная этика: правила не утратили актуальности
Предписания по выдаче рецептов от 1798 г. представляют интерес и по сей день. Приведем некоторые из них:
- аптекари не должны делать врачам рождественских подарков;
- врачи (даже для трудно приготовляемых лекарств) не имеют права предпочитать одного аптекаря другому;
- указания рекламного характера недопустимы;
- всякий документ должен заключать указание места и число. Рецепт, не включающий этих указаний, должен быть возвращен аптекарем;
- у врача не должно быть особых бланков, навлекающих на него подозрение, что он пользуется какими-то выгодами от этой аптеки.
В рецепте должны были перечисляться средства, содержащиеся в лекарстве: главное средство (основание); вспомогательные средства; средства, придающие форму; средства, исправляющие вкус и запах, или прибавляемые для красоты; количество в граммах; манипуляции, которыми нужно подвергнуть средство (резать, толочь, варить, сделать пилюли и т. д.).
Также в рецепте должно быть указание, в чем выдать лекарство.
Правила применения лекарственного средства тоже обязательно прописывались:
- наружное или внутреннее;
- как часто принимать и до или после еды;
- сколько на прием;
- нужно ли разогревать;
- как и где хранить;
- нужно ли взбалтывать перед употреблением;
- кому назначается лекарство.
Довершало ритуал выписывания рецепта и делало его документом собственноручно и четко написанное имя врача — сокращение имени в подписи решительно не допускалось! Только при неукоснительном соблюдении эти правил и указаний рецепт имел право на существование, то есть мог быть выдан и реализован.
Интересный факт
Для безопасности пациента на этикетках всех аптечных средств (на современном языке — в инструкциях к препарату) информация о его применении была написана так, чтобы «правильная оценка была возможна только для лица, получившего медицинское образование и умеющего на основании полного изучения больного, понять и установить точные показания или противопоказания к назначению того или другого средства». Вполне справедливо считалось, что любые изменения дозы, частоты приема, способа применения и т. п. должны делаться только врачом и только для конкретного больного.
Именно поэтому аптекари отказывались отвечать на вопросы о том, следует ли принимать то или другое средство, если их задавали люди без медицинского диплома, и советовали обратиться для решения проблемы к врачу соответствующей специальности.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим