Helicopter View: аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2012 г.

Настало время подвести итоги января–сентября 2012 г. О том, какие результаты достигнуты в этом году операторами розничного фармрынка Украины и его оптового звена, наши читатели смогут узнать из настоящей публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2012 г. достиг 22,7 млрд грн. за 1,43 млрд упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 16,2%в денежном и 3,1% в натуральном выражении (табл. 1). В долларовом эквиваленте этот показатель в анализируемый период составил 2,8 млрд дол. США, что на 15,8% больше по сравнению с январем–сентябрем 2011 г. Основными драйверами украинского фармрынка в текущем году выступают традиционно лекарственные средства — темпы прироста этого сегмента в денежном и натуральном выражении несколько опережают общерыночную динамику. В анализируемый период значительно улучшили динамику аптечных продаж диетические добавки, в денежном выражении темпы прироста их продаж составили 19,1%, а в натуральном выражении — +18,8%, что в разы выше общерыночного показателя. Сегменты изделий медицинского назначения (ИМН) и косметики в этот период продемонстрировали менее впечатляющую динамику, однако в денежном выражении для них также отмечены двузначные темпы прироста объема продаж, хотя в натуральных величинах наблюдаются процессы стагнации, в частности в сегменте ИМН.

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января–сентября 2010–2012 гг.
Январь-сентябрь, год Денежное выражение
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, %
2010 13847 83,1 1445 8,7 884 5,3 482 2,9 16658
2011 16464 18,9 84,4 1639 13,4 8,4 865 –2,2 4,4 541 12,2 2,8 19509 17,1
2012 19213 16,7 84,7 1853 13,1 8,2 966 11,7 4,3 645 19,1 2,8 22676 16,2
Январь-сентябрь, год Натуральное выражение
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, %
2010 863 62,7 445 32,3 43,5 3,2 25,3 1,8 1376
2011 879 1,9 63,5 439 –1,2 31,7 40,9 –6,1 2,9 26,2 3,6 1,9 1386 0,7
2012 917 4,3 64,2 438 –0,2 30,7 41,9 2,4 2,9 31,1 18,8 2,2 1428 3,1

Структура аптечных продаж сохраняет свой традиционный формат — львиную долю этого рынка аккумулируют лекарственные средства, их удельный вес составляет 85% в денежном и 64% в натуральном выражении. ИМН при сравнительно скромном удельном весе в денежном выражении — 8% — обеспечивают почти треть всех проданных упаковок аптечного ассортимента (31%). Сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» — косметика и диетические добавки по-прежнему занимают небольшую долю аптечного рынка, однако на фоне опережающей динамики продаж сегмент диетических добавок «прибавил в весе» в структуре продаж в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки таких категорий товаров «аптечной корзины», как лекарственные средства, косметика и диетические добавки, в текущем году вышла практически на один уровень — 21–23 грн. (рис. 1). Для ИМН этот показатель остается в пределах 4 грн. за упаковку, однако демонстрирует довольно высокую динамику роста на фоне других категорий товаров — +13,3% по сравнению с январем–сентябрем 2011 г. Для лекарственных средств также отмечен двузначный прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки — +11,9%. Минимальные темпы прироста по этому показателю зафиксированы для диетических добавок.

Рис. 1
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Суммарный объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в течение последних четырех кварталов в денежном выражении держится приблизительно на одном уровне, в натуральном выражении наблюдается схожая ситуация, за исключением некоторого сокращения объема реализованных упаковок в I кв. текущего года (рис. 2). По сравнению с предыдущим годом темпы изменения аптечного рынка в денежном и натуральном выражении в текущем году демонстрируют ежеквартальный прирост. Можно предположить, что ускорение динамики в III кв. 2012 г. в некоторой степени обусловлено сравнительно невысоким базисом для сравнения в предыдущем году.

Рис. 2
 Объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010 г. — III кв. 2012 г., а также темпы их прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010 г. — III кв. 2012 г., а также темпы их прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

В анализируемый период зафиксирован рекордный уровень количества реализованных упаковок за всю историю украинского рынка лекарственных средств! Так, по итогам 9 мес 2012 г. объем аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении достиг 917 млн упаковок, превысив недосягаемый в последние 5 лет докризисный уровень 2007 г. (рис. 3). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года этот показатель увеличился на 4,3%. В национальной валюте восходящая динамика аптечного рынка лекарственных средств остается непоколебимой — из года в год фиксируются двузначные темпы прироста продаж. В пересчете на американскую валюту по мере стабилизации курса в посткризисный период аптечный рынок также демонстрирует уверенную положительную динамику (рис. 4). По итогам 9 мес 2012 г. общий объем аптечных продаж лекарственных средств составил 19,2 млрд грн. или 2,4 млрд дол., увеличившись на 16,7% в национальной валюте и на 16,3% в долларовом эквиваленте.

Рис. 3
 Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 9 мес 2007–2012 гг.
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 9 мес 2007–2012 гг.
Рис. 4
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 9 мес 2008–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 9 мес 2008–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Структура прироста рынка в гривне варьирует из года в год (рис. 5). В текущем году превалирующее влияние на увеличение аптечной выручки оказывает индекс замещения, положительное значение которого на уровне 10,8% обеспечено увеличением физического объема потребления лекарственных средств и смещением структуры этого потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты. Вклад инфляционной составляющей значительно ниже, чем годом ранее — +4,9%. Степень обновления рынка, характеризующаяся инновационным индексом, сохраняется на уровне предыдущих лет. А индекс эластичности спроса по мере снижения инфляции все больше приближается к нулю, что свидетельствует об отсутствии ценовой чувствительности потребителей при незначительном повышении цен.

Рис. 5
 Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 9 мес 2008–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 9 мес 2008–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств развивается в обычном русле с традиционными сезонными пиками в марте и осенние месяцы (рис. 6). Темпы прироста этого сегмента рынка с начала текущего года уверенно повышаются после прошлогоднего замедления.

Рис. 6
 Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января 2011 — сентября 2012 г., а также темпы их прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января 2011 — сентября 2012 г., а также темпы их прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам января–сентября 2012 г. составила 20,9 грн., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 11,9%. При этом, как было отмечено выше, инфляционный индекс составил 4,9%. Соответственно, преимущественное влия­ние на прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств обеспечивается смещением структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты (рис. 7).

Рис. 7
 Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2010–2012 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2010–2012 гг.

В структуре аптечных продаж в денежном выражении сегмент лекарственных средств продолжает увеличивать долю благодаря опережающим темпам прироста, а в натуральном выражении, напротив, уступает в динамике препаратам зарубежного производства (рис. 8). Таким образом, развитие сегменте украинских лекарственных средств в денежном выражении стимулируется преимущественно за счет опережающего на фоне зарубежных препаратов темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки (рис. 9). Сложившийся тренд в значительной степени обусловлен активным развитием сегмента высокостоимостных препаратов украинского производства, доля которых в структуре их продаж неуклонно увеличивается с 2011 г., вытесняя низкостоимостные лекарственные средства (рис. 10). Более того, средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских лекарственных средств высокостоимостной ниши в текущем году обогнала аналогичный показатель для препаратов зарубежного производства (рис. 11). В низкостоимостной нише разрыв по этому показателю также имеет тенденцию к сокращению, а в среднестоимостной нише остается наибольший зазор по этому показателю.

Рис. 8
 Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2010–2012 гг., а также темпы прироста их розничной реализации по итогам 9 мес 2011–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2010–2012 гг., а также темпы прироста их розничной реализации по итогам 9 мес 2011–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств украинского и зарубежного производства по итогам 9 мес 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств украинского и зарубежного производства по итогам 9 мес 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10
 Динамика удельного веса различных ценовых ниш в объеме аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам января 2010 — сентября 2012 г.
Динамика удельного веса различных ценовых ниш в объеме аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам января 2010 — сентября 2012 г.
Рис. 11
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств украинского и зарубежного производства в разрезе ценовых ниш по итогам 9 мес 2010–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств украинского и зарубежного производства в разрезе ценовых ниш по итогам 9 мес 2010–2012 гг.

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня практически для всех групп в денежном выражении отмечены двузначные темпы прироста аптечных продаж (рис. 12). В натуральном выражении максимальные темпы прироста на уровне 10–11% отмечены для 4 групп — C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», M «Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат», B «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», S «Средства, действующие на органы чувств». Напомним, что в текущем году стартовал пилотный проект для лечения лиц с гипертонической болезнью (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 39 (860) от 08.10.2012 г.), что могло позитивно отразиться на динамике розничного потребления препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Рис. 12
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе АТС-классификации 1-го уровня в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (сортировка по убыванию аптечных продаж в денежном выражении)
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе АТС-классификации 1-го уровня в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (сортировка по убыванию аптечных продаж в денежном выражении)

Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по доброй традиции, сложившейся в последние годы, возглавил Актовегин (табл. 2). В анализируемый период значительно улучшили свои позиции такие брэнды лекарственных средств, как Цитрамон, Тиотриазолин, Креон, Каптопрес, Стрепсилс.

Таблица 2 Топ-30 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2012 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2010–2011 гг.
Брэнд 2012 2011 2010
АКТОВЕГИН 1 1 1
КОДТЕРПИН 2 3 15
ЭССЕНЦИАЛЕ 3 2 2
КАРДИОМАГНИЛ 4 5 16
НО-ШПА 5 4 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 6 6 5
ЦИТРАМОН 7 29 33
МИЛДРОНАТ 8 7 3
ЦЕРАКСОН 9 11 11
ПРЕДУКТАЛ 10 8 6
ТИОТРИАЗОЛИН 11 21 17
ЛИНЕКС 12 10 8
ТРАУМЕЛЬ С 13 14 20
СПАЗМАЛГОН 14 17 22
АУГМЕНТИН 15 9 9
КЕТАНОВ 16 19 13
КАНЕФРОН 17 15 14
НИМЕСИЛ 18 20 43
КАРСИЛ 19 22 18
ЭНАП 20 12 21
КРЕОН 21 46 60
РЕОСОРБИЛАКТ 22 26 38
КАПТОПРЕС 23 37 47
МЕЗИМ 24 16 7
ЛАЗОЛВАН 25 18 12
ДЕТРАЛЕКС 26 27 29
СОЛПАДЕИН 27 32 34
ДИАБЕТОН 28 31 30
СТРЕПСИЛС 29 38 42
ЦЕФТРИАКСОН 30 13 10

Пальму первенства среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в денежном выражении в анализируемый период удерживает компания «Фармак» (табл. 3). За ней следует компания «Вerlin-Chemie/Menarini Group». Тройку лидеров в этом году пополнила компания «Takeda». Значительно улучшили свои позиции в рейтинге компании с максимальным индексом эволюции (Ei; табл. 4).

Таблица 3 Топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за 9 мес 2012 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2010–2011 гг.
Маркетирующая организация 2012 2011 2010
Фармак (Украина) 1 1 2
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 1
Takeda (Япония) 3 4 5
Sanofi (Франция) 4 3 3
Дарница (Украина) 5 6 6
Teva (Израиль) 6 5 4
Артериум Корпорация (Украина) 7 7 7
Gedeon Richter (Венгрия) 8 12 12
Здоровье Группа компаний (Украина) 9 8 8
Servier (Франция) 10 9 9
KRKA (Словения) 11 10 11
Sandoz (Швейцария) 12 11 10
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 14 13
ИнтерХим (Украина) 14 18 28
ПРО-фарма (Украина) 15 16 19
Actavis Group (Исландия) 16 15 16
Heel (Германия) 17 13 14
Борщаговский ХФЗ (Украина) 18 17 15
Abbott Products (Германия) 19 20 20
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 20 21 17
Киевский витаминный завод (Украина) 21 23 23
Дельта Медикел (Украина) 22 22 24
Bayer Consumer Care (Швейцария) 23 19 18
Юрия-Фарм (Украина) 24 26 36
Boehringer Ingelheim (Германия) 25 24 21
Omega Pharma Group (Бельгия) 26 25 22
Merck & Co (США) 27 28 26
Novartis Consumer Health (Швейцария) 28 31 34
Sopharma (Болгария) 29 35 25
Alpen Pharma AG (Швейцария) 30 29 35
Таблица 4 Топ-10 маркетирующих организаций по Evolution Index (нормированный к 100) за 9 мес 2012 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в этот период
Маркетирующая организация Ei
ИнтерХим (Украина) 120,9
Gedeon Richter (Венгрия) 111,0
Дарница ЗАО (Украина) 110,5
Юрия-Фарм (Украина) 109,6
ПРО-фарма (Украина) 109,5
Takeda (Япония) 108,0
Фармак (Украина) 106,6
Sopharma (Болгария) 106,2
Киевский витаминный завод (Украина) 106,0
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 104,8

СЕГМЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИИ

Общий объем поставок дистрибьюторов лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам 9 мес 2012 г. составил 15,5 млрд грн. в оптовых ценах за 923 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 16,8% в денежном и 5,6% в натуральном выражении.

В разрезе помесячной динамики темпы прироста поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и динамика реализации их конечному потребителю в течение последних двух лет близко коррелируют (рис. 13). Это свидетельствует о нормальном развитии рынка — все, что входит, замечательно выходит. Оживление аптечного рынка лекарственных средств по количеству реализованных упаковок вселило некий оптимизм оптовым поставщикам — с весны этого года отмечается ускорение динамики поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптечные учреждения.

Рис. 13
 Темпы прироста/убыли объема розничных продаж лекарственных средств и их поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения в натуральном выражении по итогам января 2011 — сентября 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема розничных продаж лекарственных средств и их поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения в натуральном выражении по итогам января 2011 — сентября 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рейтинг дистрибьюторов стабильно возглавляет компания «БаДМ» (табл. 5). Тройку лидеров в анализируемый период также сформировали «Оптима-Фарм» и «Альба Украина». В анализируемый период первая пятерка дистрибьюторов аккумулировала 90% рынка оптовых поставок лекарственных средств в денежном выражении, для сравнения годом ранее этот показатель составлял 87%.

Таблица 5 Таблица 5. Рейтинг дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за 9 мес 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге за 9 мес 2010–2011 гг.
Дистрибьютор 2012 2011 2010
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Альба Украина (Борисполь) 3 3 4
Фра-М (Донецк) 4 4 5
Вента (Днепропетровск) 5 5 6
Фармпланета (Киев) 6 18
Фито-Лек (Харьков) 7 6 8
Фармако (Киев) 8 9 12
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) 9 12 13
Каскад-Медикал (Киев) 10 7 9

ИТОГИ

Позади уже большая часть текущего года, и результаты, достигнутые по состоянию на сегодня, весьма показательны — на их основании уже можно строить предположения относительно итогов года в целом.

Аптечный рынок демонстрирует уверенный рост в денежном выражении. Положительные подвижки отмечаются в нынешнем году и в натуральных показателях. После неспешного прироста в предыдущие годы, по итогам 9 мес 2012 г. объем аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении достиг рекордной отметки за всю историю этого рынка. Это, в свою очередь, благоприятно отразилось на структуре прироста рынка в денежном выражении — инфляционная составляющая начинает отступать, а доминирующее влияние на развитие рынка оказывают увеличение физического потребления и смещение структуры спроса с дешевых на более дорогостоящие препараты.

При сохранении заданного темпа развития аптечный рынок может выйти с хорошими результатами на финишную прямую 2012 года.

Анна Шибаева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи