В поисках эффективных решений: регуляторная политика аптечного сегмента

24–25 мая 2013 г. гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» радушно распахнул свои двери перед гостями и участниками ІІ Международного фармацевтического форума «АПТЕКИ МИРА — 2013», организатором которого выступила компания «МОРИОН» при поддержке генерального спонсора — компании «Bayer HealthCare», а также спонсора компании «БАД-АЛТАЙ». В ходе мероприятия, в котором приняли участие более 150 специалистов аптечного рынка Украины, России, Беларуси, Турции, активно обсуждались законодательные инициативы со стороны государства, возможности дальнейшего развития фармацевтического бизнеса, а также многие другие актуальные вопросы.

Первую сессию форума, посвященную трендам регуляторной политики в развитии аптечной розницы, открыл своим докладом Алексей Соловьев, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба Украины). Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС — приоритетная составляющая процесса интеграции Украины в Европейский Союз, что, в свою очередь, является важным направлением украинской внешней политики.

Директива Европейского парламента и Совета Европы 2011/62/ЕС от 8 июня 2011 г. «О внесении изменений в Директиву 2001/83/ЕС кодекса Сообщества, связанного с лекарственными средствами для применения у человека, по предот­вращению поступления в легальную сеть поставок фальсифицированных лекарственных средств» является основным документом, по которому Гослекслужба Украины сверяет вектор своих регуляторных действий.

Обеспечению населения Украины качественными и доступными лекарственными средствами уделяется большое внимание со стороны Президента Украины и Правительства. В частности, в августе 2012 г. Указом Главы государства было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «Об обеспечении населения качественными и доступными лекарственными средствами», которое, как заметил А. Соловьев, стало определяющим этапом в развитии фармацевтической отрасли нашей страны. Благодаря этим действиям сегодня четко определены задачи, которые должно решить государство, а именно:

  • обеспечение лекарственными средствами надлежащего качества и в необходимом ассортименте;
  • создание эффективного механизма противодействия производству и обращению фальсифицированных лекарств, ввозу таких средств в Украину;
  • усовершенствование системы государственной регистрации препаратов;
  • совершенствование механизма государственного регулирования цен;
  • повышение эффективности контроля качества и контроля реализации лекарственных средств.

Докладчик напомнил, что Украина первой среди стран СНГ ввела уголовную ответственность за фальсификацию лекарств, которая была усилена в 2012 г. Наша страна также первой ратифицировала Конвенцию о противодействии фальсификации медицинской продукции и аналогичным преступлениям (The Medicrime Convention Combating counterfeiting of medical products and similar crimes — MEDICRIME). В ответ на эти действия Совет Европы инициировал проведение в Киеве 11–12 июня 2013 г. региональной конференции по вопросам имплементации Конвенции MEDICRIME.

Продолжая тему сотрудничества с международными организациями, А. Соловьев отметил, что наша страна стала 38-м членом Европейской Фармакопеи, что позволяет Украине принимать участие в разработке европейских стандартов качества лекарственных средств и укреплении сотрудничества с европейскими странами в этой сфере. Подписаны меморандумы о сотрудничестве Гослекслужбы Украины с регуляторными органами России, Китая, Великобритании, а также Фармакопеей США. Начаты переговоры относительно подписания соглашения между Украиной и ЕС о взаимном признании результатов инспектирования производств на соответствие требованиям GMP. В Украине также начата реализация пилотного проекта ВОЗ по отслеживанию путей распространения фальсифицированных лекарственных средств.

Гослекслужба Украины последовательно выполняет задачи по гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС в сфере оборота лекарственных средств. В практику обращения лекарственных средств введены нормы относительно обязательности выполнения требований надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP) для производителей лекарственных средств, как оте­чественных, так и зарубежных; невозможности регистрации в Украине нового препарата без подтверждения условий его производства требованиям GMP; запрета допуска на рынок зарубежной продукции, не соответствующей требованиям GMP; лицензирования импорта; надлежащей практики дистрибьюции (Good Distribution Practice — GDP). С 1 марта 2013 г. введена процедура лицензирования импорта для всех зарубежных производителей. В ближайшей перспективе фармацевтический рынок ожидает внедрение надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP). С целью оценки базового уровня фармацевтической практики при поддержке представителей общественных организаций и Европейского директората по контролю качества лекарственных средств и здравоохранения, Гослекслужбой Украины проводится нацио­нальный опрос о фармацевтической практике и фармацевтической опеке в аптеках Украины. Его результаты будут использованы в процессе создания базы для разработки стандартов GPP и стандартов аккредитации.

В своем выступлении председатель Гослекслужбы Украины также коснулся вопросов деятельности рынка розничной реализации лекарственных средств. На 1 апреля 2013 г. в Украине насчитывалось 20 873 аптечных учреждения, из них 5063 — в сельской местности. Что касается нагрузки на аптеку в среднем по Украине, то 1 аптечное учреждение обслуживает 2193 жителя, что соответствует среднеевропейскому уровню (в сельской местности — 2823, в городе — 1984 жителя). Напомним, что в среднем в странах ЕС 1 аптечное учреждение обслуживает 3,5 тыс. человек.

А. Соловьев кратко остановился на ближайших перспективах деятельности Гослекслужбы Украины. В 2011 г. с целью предотвращения попадания фальсифицированных лекарственных средств в легальный оборот была принята Директива 2011/62/EС Европейского Парламента и Совета ЕС, которая вводит для производителя обязательную маркировку уникальным номером и двухмерным кодом каждой упаковки лекарственного средства. Гослекслужба Украины приняла решение о введении механизма отслеживания лекарств с использованием аналогичной маркировки и в нашей стране. Уже в этом году в Украине планируется реализовать подобный пилотный проект под эгидой экспертов Совета Европы, в котором примут участие украинские, турецкие, индийские производители, один из оте­чественных дистрибьюторов и нескольких аптечных сетей.

Завершая выступление, А. Соловьев подчерк­нул, что стратегической целью Гослекслужбы Украины является создание целостной системы национальной лекарственной политики, охватывающей все элементы обращения лекарственного средства и обеспечения его безопасности.

Янина Толкачева, заместитель начальника управления лекарственных средств и медицинской продукции, начальник отдела декларирования цен на лекарственные средства МЗ Украины, осветила вопросы реализации Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — Пилотный проект).

Результаты работы Пилотного проекта в 2012 г. свидетельствуют о снижении как предельных уровней оптово-отпускных цен от -4% до -17,8%, так и розничных цен на лекарственные средства, которые задействованы в Пилотном проекте. При этом отмечено увеличение потребления лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. практически по всем молекулам.

В 2012 г. в Государственном бюджете Украины была предусмотрена субвенция в размере 40 млн грн. на частичное возмещение стоимости препаратов для лечения гипертонической болезни, из которых было освоено лишь 3,8 млн грн., хотя в этот период врачами было выписано 1,6 млн рецептов.

В целом первые результаты дали надежду на решение его главных задач — снижение стоимости препаратов для лечения артериальной гипертензии и увеличение числа гипертоников, постоянно принимающих гипотензивные препараты по рекомендации врача.

Постановлением КМУ от 30 января 2013 г. № 53 срок действия Пилотного проекта продлен до 31 декабря 2013 г. В этом году из государственного бюджета на его реализацию выделено более 191 млн грн., и уже к концу апреля все регионы получили средства по субвенциям на общую сумму 51,6 млн грн. С начала года и по 17 мая 2013 г. частичное возмещение стоимости лекарственных средств, задействованных в Пилотном проекте, осуществлено более 1,2 млн граждан по 1,4 млн рецептов на общую сумму 11,2 млн грн. Всего же выписано около 5,5 млн рецептов.

Возросло количество аптек и аптечных пунктов, задействованных в Пилотном проекте. На 17 мая количество учреждений составило 8013, в среднем на 1 аптечное учреждение, участвующее в Пилотном проекте, приходится 1,4 тыс. лиц, потенциально больных гипертонической болезнью.

Я. Толкачева подчеркнула, что анализ реализации Пилотного проекта по итогам I кв. 2013 г. свидетельствует о недостаточном использовании выделенных государственных средств и, соответственно, о недополучении населением доступных антигипертензивных препаратов. Учитывая масштабы самолечения в Украине, можно предположить, что не все пациенты обращаются в аптеки за рецептами. Поэтому необходимо создать стимулы для эффективной работы Пилотного проекта. Понимая необходимость дальнейшей просветительской информационной деятельности, МЗ Украины приняло решение привлекать к его реализации преподавателей, студентов, высших медицинских учебных заведений IV уровня аккредитации и курсантов медицинских учреждений последипломного образования в координации с руководителями структурных подразделений по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Вышеуказанные учреждения будут проводить учебно-методическую работу, организовывать информационно-просветительские и диагностические мероприятия среди населения в рамках реализации Пилотного проекта.

С целью эффективной работы компенсационного механизма МЗ Украины разработало проект постановления КМУ относительно усовершенствования реализации Пилотного проекта. В нем предусмотрено расширить перечень лекарственных средств комбинированными препаратами и ацетилсалициловой кислотой, что позволит расширить круг пациентов с гипертонической болезнью, охваченных Пилотным проектом. Также документом предусмотрено установить уровни полного и (или) частичного возмещения стоимости лекарственных средств для лечения лиц с гипертонической болезнью по определенным МЗ критериям.

Лекарственные средства в пределах каждого международного непатентованного наименования лекарственного средства с учетом соответствующего дозирования предлагается разделить на 3 группы возмещения их стоимости с учетом предельных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок. Первая группа — лекарственные средства, стоимость которых подлежит полному возмещению. Вторая группа — лекарственные средства, стоимость которых подлежит частичному возмещению. Третья группа — препараты, стоимость которых не возмещается.

Также МЗ Украины разработан проект постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок частичного возмещения стоимости лекарственных средств для лечения лиц с гипертоническою болезнью», согласно которому возмещение предприятию указанной в реестре суммы предложено осуществлять в течение 15 дней со дня получения реестра распорядителями субвенций. По словам Я. Толкачевой, это будет способствовать привлечению к участию в Пилотном проекте новых аптечных учреждений.

Учитывая положительный опыт данного Пилотного проекта, государство приняло решение ввести государственное регулирование цен на препараты инсулина. Так, на общественное обсуждение вынесены проекты постановлений КМУ по препаратам инсулина и препаратам для лечения пациентов с сахарным диабетом ІІ типа.

Подводя итоги, Я. Толкачева подчеркнула, что правительство осуществляет последовательный подход к регулированию цен на лекарственные средства для обеспечения их доступности для населения Украины.

Особый интерес слушателей вызвало выступление Владимира Дудки, члена депутатской фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины седьмого созыва, главы подкомитета по вопросам законодательного обеспечения внедрения обязательного медицинского страхования Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения. Он рассказал о возможных законодательных изменениях, которые ждут фармацевтическую отрасль в ближайшее время. Уже подготовлен законопроект, предусматривающий аннулирование лицензии обособленного подразделения сети, в котором при осуществлении хозяйственной деятельности нарушены Лицензионные условия. По мнению народного депутата, из-за действующей ныне законодательной нормы, согласно которой из-за нарушений Лицензионных условий отдельным подразделением лицензию может потерять вся аптечная сеть, бизнес находится под постоянным давлением из-за того, что его деятельность может быть остановлена. В. Дудка призвал субъектов, которых касается данная инициатива, активно участвовать в обсуждении законопроекта, который уже в ближайшее время будет зарегистрирован в Верховной Раде. С целью получения предложений и замечаний по данному вопросу уже разосланы соответствующие обращения к ведущим профильным ассоциациям и председателю Общественного совета при Гослекслужбе Украины.

На сегодня продолжается отработка механизма возмещения стоимости лекарственных средств в рамках Пилотного проекта. По мнению народного депутата, внедрение реимбурсации на антигипертензивные препараты сегодня является самым важным событием в сфере реформирования отечественного здравоохранения. Несмотря на значительные достижения Пилотного проекта — снижение стоимости препаратов и увеличение объема их потребления — уровень возмещения их неоправданно низкий. Кроме того, количество аптек, участвующих в нем, недостаточное. Система заработает более результативно, если перечень препаратов расширится, будут выделяться коммерчески привлекательные суммы, мотивирующие аптеки принимать участие в Пилотном проекте. Положительной мотивацией также может стать, например, сокращение срока возврата средств.

В последнее время органы власти снова подняли вопрос о возможном введении налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства. По прогнозу В. Дудки, этого события следует ожидать уже в 2014 г., поэтому фармацевтической общественности необходимо заранее подумать о возможных рисках для бизнеса. Такое нововведение в любом случае скажется на стоимости лекарственных средств. Очень важно поддерживать диалог с властью, находя возможности оставить цены на фармпродукцию на прежнем уровне. Как предположил народный депутат, НДС на лекарственные средства составит 7%.

Для производителей и импортеров остается актуальным вопрос лицензирования импорта. Необходимо избежать повторения ситуации с поспешным принятием подзаконных актов, требующих доработки, ведь на сегодня так и не утвержден окончательный вариант соответствующих Лицензионных условий. Поэтому представители фармацевтического бизнеса должны принимать активное участие в разработке новых законодательных актов.

Сергей Гончаров, директор компании «Аптеки медицинской академии», рассмотрел нормативно-правовые вопросы деятельности аптечного учреждения. По его мнению, за последние 20 лет отмечаются положительные изменения в подходе к подготовке нормативных документов, в частности, регулятор начал прислушиваться к мнению фармацевтического рынка. Важное значение для дальнейшего развития отрасли оказало внедрение стандартов GMP, лицензирования импорта, частичного возмещения стоимости антигипертензивных препаратов.

Однако, как отметил выступающий, необходимо изменить идеологию разработки документов: создать единый центр принятия решений с четким разграничением полномочий регуляторных органов; придерживаться последовательности в принятии решений, предоставлять бизнесу достаточный период для внедрения новых требований. Также должна быть обязательно учтена социально-экономическая ситуация в стране. Для фармацевтического рынка необходимы и так называемые периоды затишья.

С. Гончаров высказал свои предложения относительно необходимых изменений в нормативную базу, в частности, в действующие Лицензионные условия. Так, должна быть введена норма, разрешающая хранение в аптечных учреждениях лекарственных средств, которые не являются их собственностью (ответственное хранение). При этом следует предусмотреть ответственность хранителя вплоть до утилизации некачественной продукции. Это повысит рентабельность аптечной розницы и ограничит монополизацию оптового рынка.

Что касается организации обслуживания пациентов с особыми потребностями, то данный вопрос уже и так регулируется соответствующими законами Украины. Поэтому и во внесении отдельных изменений в Лицензионные условия, дублирующих законы, нет надобности.

Сегодня регулятор рассматривает возможность дополнения Лицензионных условий пунк­том, согласно которому на каждые 10 аптек аптечной сети должна быть создана одна аптека с экстемпоральным производством. По словам докладчика, такая норма не нужна: важно не увеличивать количество производственных аптек, а поддерживать уже имеющиеся. В качестве примера он привел свою компанию: одна аптека с производством удовлетворяет полностью все потребности 23 аптек сети «Аптеки медицинской академии», при этом еле-еле поддерживается безубыточное производство. Кроме того, не следует говорить о том, что препараты, изготовленные в аптеке, будут дешевле.

Для обеспечения производства лекарств в аптеке С. Гончаровым были предложены следующие шаги:

  • отмена требования относительно обязательной валидации технологических процессов, утвержденного приказом МЗ от 17.10.2012 г. № 812: аптека не сможет самостоятельно это делать, а цена вопроса — около 500 тыс. грн. для одной аптеки при среднем ассортименте;
  • введение государственной регистрации отечественных субстанций для аптечного производства, в том числе гомеопатических;
  • введение открытого доступа к регистрационным свидетельствам;
  • решение вопроса обложения НДС операций по продаже препаратов аптечного производства;
  • разрешение фасовки в условиях аптеки.

Фармацевтический рынок активно обсуждает возможность создания единого перечня рецептурных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые будут подлежать государственному регулированию. С. Гончаров поддержал такое предложение, однако при этом высказал мнение, что необходимо пересмотреть размер наценок в сторону их увеличения: чем большая доля ассортимента регулируется, тем либеральнее должно быть само регулирование. Комментируя вопрос введения НДС на лекарственные средства, выступающий отметил, что в случае принятия Верховной Радой такого решения, все средства, поступающие в бюджет, должны быть направлены на реимбурсацию. Также следует обратить внимание и на процедуру введения — нужен переходный период, ведь НДС неминуемо приведет к повышению цен на лекарства, а значит к снижению их доступности. И для потребителя в итоге виноватыми будут аптеки.

В рамках доклада была поднята проблема хранения карантинного товара. Согласно действующему законодательству, его перемещение запрещено, однако, по словам С. Гончарова, аптекам необходимо дать возможность перемещать карантинный товарвнутри предприятия, для возврата поставщику, для утилизации. Естественно, эти действия должны производиться с извещением регулятора. Еще один аспект — необходимо ввести норму, согласно которой по истечении 90 дней временного запрета на оборот препарата при отсутствии других указаний он снимается без каких-либо согласований. Сегодня, как правило, он хранится до истечения срока годности.

Докладчик предложил свое видение изменений, которые обеспечат большую доступность наркотических препаратов: вовлечение в процесс дистрибьюторов; введение 100% реимбурсации на наркотические препараты; передача функций лицензирования такой деятельности МЗ Украины; введение лимита количества субъектов розничного рынка, имеющих право отпускать наркотические лекарственные средства. Должны быть упрощены требования к материально-техническому оснащению, а также налажен контакт с кругом врачей, имеющих право на выписку рецептов таких препаратов.

В завершение своего выступления С. Гончаров коснулся вопроса надлежащей аптечной практики, которую, по его мнению, невозможно ввести без строгого рецептурного отпуска препаратов, внедрения реимбурсации, а также без разработки надлежащей медицинской практики, элементом которой является GPP.

Вопрос влияния рыночных регуляций на аптечную экономику рассмотрел Михаил Пивнюк, директор Государственного производственно-торгового предприятия «Волыньфармпостач». По его словам, на сегодня аптечный сегмент, который в основном финансируется из кармана конечного потребителя, находится в состоянии стагнации. Доля аптечных товаров в потребительской корзине уменьшается из года в год, а отсутствие реформы здравоохранения, многочисленные регуляторные инициативы оказывают отрицательное влияние на работу аптечных учреждений.

Однако, несмотря на такие тенденции и на сокращение количества точек реализации за последний год со 104 до 84, компания «Волыньфармпостач» увеличила темпы прироста реализации препаратов в упаковках. Этого результата удалось достичь за счет пересмотра ассортимента и максимально возможного снижения закупочной стоимости лекарственных средств. На сегодня аптечная сеть компании включает 84 аптечных учреждения и аптечный склад. 6 аптек занимаются производством лекарственных средств (одна из них производит стерильные препараты).

М. Пивнюк обратил внимание присутствующих на чрезмерную зарегулированность цен на фармацевтическую продукцию. Так, по итогам I кв. 2013 г. в сети «Волыньфармпостач» под государственное регулирование цен попало 4550 наименований — 67,5% ассортимента сети (для примера, в IV кв. 2012 г. — 4136 наименований — 65,1%). Но, кроме этого, существуют и региональные социальные программы (для ветеранов, чернобыльцев и т.д.), которыми в I кв. регулируются цены еще 1150 наименований. Присутствующим были продемонстрированы потери валового дохода сети из-за участия в социальных программах и ограничения торговой наценки. Так, за I кв. текущего года они составили 711 тыс. грн. (для сравнения: в I кв. 2012 г. этот показатель составил 369 тыс. грн.). По рассчетам выступающего, за последние 2 года было принято около 8 постановлений Кабинета Министров, регулирующих ценообразование в аптеках, и этот непрерывный поток регуляторных документов существенно усложняет работу аптек.

«Волыньфармпостач» также отпускает наркотические лекарственные средства, однако данный вид деятельности осуществляется исключительно ради жизненной необходимости населения и высокой сознательности компании, поскольку другие участники фармрынка убыточной деятельностью не занимаются. В 2012 г. валовый доход от продажи данной группы препаратов составил 674,6 тыс. грн., при этом затрачено на охрану объектов, зарплату, технические услуги, коммунальные услуги 928,4 тыс. грн. В одном из районов валовая прибыль от реализации таких препаратов составила около 620 грн. в месяц, а затраты — 6,5 тыс. грн. По мнению выступающего, для рентабельной работы с наркотическими препаратами необходима торговая наценка не менее 58% (сейчас фактическая торговая наценка — 38,2%).

Что касается создания единого перечня лекарственных средств, цены на которые будут подлежать регулированию, М. Пивнюк положительно отнесся к такой возможности, отметив, что это значительно упростит коммуникации с Антимонопольным комитетом Украины, Государственной инспекцией Украины по контролю за ценами, а также ведение отчетной документации для работников аптеки. Он также поддержал позицию С. Гончарова относительно введения НДС на лекарства — такой шаг приемлем только в том случае, если полученные средства будут направлены на реимбурсацию.

В докладе был поднят вопрос об использования регистраторов расчетных операций (далее — РРО). С 1 июля 2013 г. устанавливаются финансовые санкции за непредоставление субъектами хозяйствования в органы Государственной налоговой службы копий расчетных документов и фискальных чеков с РРО. По словам М. Пивнюка, оборудование одной торговой точки необходимой техникой обходится в 3–5 тыс. грн. без учета дальнейшего технического обслуживания, однако нет никаких гарантий, что система будет работать бесперебойно в наших реалиях, например, при постоянных перепадах напряжения, при отсутствии покрытия мобильной связью. К тому же насколько готовы РРО к работе в достаточно жестких условиях, например, когда надо распечатать до 200 чеков за смену?

Особое внимание было обращено на необходимость одинаковых конкурентных условий для всех участников рынка. По мнению докладчика, сегодня юридические лица и физические лица-предприниматели находятся в неравных условиях, имея разную налоговую нагрузку.

Подводя итоги, М. Пивнюк отметил, что внедрение новых регуляторных актов должно учитывать все аспекты рынка, а также обеспечивать равенство субъектов хозяйствования перед законом.

Алла Немченко, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой организации и экономики фармации НФаУ, заслуженный деятель науки и техники Украины, рассказала о проблемах ценообразования на лекарственные средства и их реимбурсации. Специалисты кафедры предложили методику регистрации оптово-отпускных цен на лекарственные средства еще в 2002 г., а методика референтного ценообразования была ими разработана в 2008 г. По заданию МЗ в 2010 г. также разработана методика внутреннего и внешнего мониторинга цен на лекарственные средства, апробированная на лекарственных средствах, закупаемых по государственным целевым программам для борьбы с онкологическими заболеваниями до 2016 г. Присутствующим были продемонстрированы результаты данного мониторинга, которые свидетельствуют, что отдельные препараты закупаются по цене, в несколько раз превышающей индикативные цены ВОЗ. Это свидетельствует о том, что в процессе госзакупок необходимо проводить мониторинг таких цен с целью экономии бюджетных средств.

Что кается ценового регулирования, сегодня Украина идет на шаг впереди остальных стран СНГ. В нашей стране введены граничный уровень торговых наценок (оптовых и розничных) на лекарственные средства, декларация изменений оптово-отпускных цен, а также референтные цены на антигипертензивные препараты. Однако, несмотря на достигнутые результаты, необходимо создавать целостную методологию ценовой политики, основными элементами которой станут механизмы ценообразования и реимбурсации.

В докладе также был поднят вопрос реализации Пилотного проекта. По мнению А. Немченко, одной из причин неэффективного освоения бюджетных средств является проблема выписывания рецептов на гипотензивные препараты. Сегодня рецепт не выполняет свое назначение и основные функции: социальную, медицинскую, экономическую, правовую, и это заложено в нашем законодательстве. Так, не предусмотрена на государственном уровне публикация рецептов формы 1 и 3 — их просто ксерокопируют. Выходом из ситуации может стать внедрение требований надлежащей практики выписки препаратов (Good prescribing practice).

В докладе Павла Харчика, президента Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директора компании «Калина компания развития бизнеса», освещались вопросы регулирования цен на изделия медицинского назначения. Он напомнил, что в ноябре 2012 г. была создана ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий». Это первое в Украине профессиональное объединение импортеров, дистрибьюторов и других участников рынка изделий медицинского назначения. Катализатором этого процесса не в последнюю очередь стали события, а также изменения в действующем законодательстве, которые обусловили необходимость консолидации представителей рынка для эффективного механизма защиты интересов рынка в условиях усиления государственного давления. На сегодня вопросы ценовой политики наиболее актуальны для операторов рынка медицинских изделий. На данный момент цена регулируется постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333 «О некоторых вопросах государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», приказом МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000 «Об утверждении обязательного минимального ассортимента (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений».

Докладчиком были освещены следующие нововведения, которые рассматривались МЗ Украины в контексте альтернативных вариантов ценовой регуляции, а также комплексной доработки отдельных положений КМУ:

  • создание единого перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • выведение из-под ценовой регуляции Обязательного минимального ассортимента (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений;
  • системная гармонизация национальных стандартов в сфере подтверждения соответствия медицинских изделий с международными и европейскими; объединение определений «изделия медицинского назначения» и «медицинская техника» под термином«медицинские изделия».

С докладами форума можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Анна Бармина,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті